Организация здоровьесбережения в деятельности тренера по футболу в спортивной школе
|
Введение 3
Глава I. Методологические основы здоровьесбережения в учреждении дополнительного образования 10
1.1. Медико-психологические и педагогические аспекты здоровьесбережения
1.2 Роль тренера в создании условий здоровьесбережения в учреждении дополнительного образования 20
1.3. Тренировочный процесс в Краевом государственном автономном учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва по футболу «Енисей» на начальном этапе подготовки 27
Выводы по первой главе 34
Глава II. Проведение опытно-экспериментальной работы по организации здоровьесбережения обучающихся на этапе начальной подготовки в процессе футбольных тренировок 38
2.1. Диагностика сформированности умений и мотивации к
здоровьесбережению обучающихся на этапе начальной подготовки: констатирующий этап эксперимента 38
2.2. Формирование умений здоровьесбережения и мотивации к сохранению
здоровья обучающихся на этапе начальной подготовки по футболу 50
2.3. Результаты опытной работы по формированию умений
здоровьесбережения: контрольный этап формирующего эксперимента 57
Выводы по второй главе 65
Заключение 69
Список использованных источников 72
ПРИЛОЖЕНИЕ А 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 80
ПРИЛОЖЕНИЕ В 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Глава I. Методологические основы здоровьесбережения в учреждении дополнительного образования 10
1.1. Медико-психологические и педагогические аспекты здоровьесбережения
1.2 Роль тренера в создании условий здоровьесбережения в учреждении дополнительного образования 20
1.3. Тренировочный процесс в Краевом государственном автономном учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва по футболу «Енисей» на начальном этапе подготовки 27
Выводы по первой главе 34
Глава II. Проведение опытно-экспериментальной работы по организации здоровьесбережения обучающихся на этапе начальной подготовки в процессе футбольных тренировок 38
2.1. Диагностика сформированности умений и мотивации к
здоровьесбережению обучающихся на этапе начальной подготовки: констатирующий этап эксперимента 38
2.2. Формирование умений здоровьесбережения и мотивации к сохранению
здоровья обучающихся на этапе начальной подготовки по футболу 50
2.3. Результаты опытной работы по формированию умений
здоровьесбережения: контрольный этап формирующего эксперимента 57
Выводы по второй главе 65
Заключение 69
Список использованных источников 72
ПРИЛОЖЕНИЕ А 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 80
ПРИЛОЖЕНИЕ В 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Актуальность исследования. Здоровье и благополучие людей, открывает список пяти приоритетных направлений, представленных в указе президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (2020). В документе в частности указано, что целевым показателем по данному направлению является увеличение продолжительности жизни до 78 лет, увеличение доли граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом, до 70 процентов [47]. Очевидным является тот факт, что обозначенные показатели являются достижимыми только в процессе воспитания представлений населения о ценности здоровья и формировании устойчивой мотивированной потребности в здоровом образе жизни.
Здоровое население как база устойчивого развития экономики страны и общества в целом в обозримом будущем, однако, представляется скорее сверхзадачей, идеалом, к которому необходимо стремиться, чем реально достижимым показателем. Справедливость этого утверждения подтверждают данные Федеральной службы государственной статистики, которые указывают на снижающуюся продолжительность жизни, отсутствие положительной динамики в показателях здоровья детского населения от 0 до 14 лет, возрастающий контингент подростков с психическими заболеваниями и расстройствами поведения, высокая инвалидность населения, в том числе среди людей впервые признанными инвалидами в возрасте 18 лет [8; 9; 43]. Учитывая затраченные ресурсы на развитие здравоохранения и медицины, приходится признать, что улучшение показателей здоровья не является сугубо медицинской проблемой, но предполагает совокупность факторов, ведущих к улучшению здоровья: повышение качества жизни, профилактические меры, занятия физкультурой и спортом, повышение культуры здоровьесбережения. Последние, очевидно, относится скорее к педагогической нежели к медицинской области.
Еще в 80-е годы 20 века эксперты ВОЗ, описывая модель здоровья и ее компоненты, указали на то, что в ряду генетических факторов, медицинского обеспечения и окружающей среды фактор условий и образа жизни играет ведущую роль. Здоровье современного человека в наибольшей степени зависит от личных усилий по его сохранению. В этой связи концепция здоровьесбережения заняла устойчивые позиции в формировании условий для обучения и воспитания юного поколения. Основы здоровьесбережения, культура здоровья и привычки здорового образа жизни закладываются с детских лет. Сохранение здоровья является важной задачей как для воспитания детского населения вообще, так и для юных спортсменов в частности. Особое внимание к здоровьесбережению в контексте спортивных тренировок связано с дополнительными рисками травматизма и перегрузок, физических и психических.
Еще десять лет назад практикующие тренеры указывали на еще одну проблему футбольной подготовки. Часто администрация футбольных школ ради отчетности и формальных результатов во главу угла ставит задачу достижения спортивного результата на каком-либо соревновании, особо не беспокоясь за передачу своих воспитанников в команды мастеров, не обращая внимания на несоответствие уровня их подготовленности возросшим требованиям международного футбола. Решение данной задачи часто происходит за счет формирования развития физических качеств без учета индивидуальных и возрастных особенностей, за счет ущемления тактической инициативы и использования лишь простейших приемов [22, с. 6].
Актуальность данного исследования заключается, во-первых, в социальном заказе общества на здоровое молодое поколение, во-вторых, в необходимости теоретически обосновать деятельность тренера в условиях спортивной школы в контексте здоровьесбережения с точки зрения аксиологической (ценностной) парадигмы физического воспитания, в-третьих, в потребности описания способов организации деятельности тренера по созданию условий сохранения и улучшения показателей здоровья детей, нацеленных на высокие достижения в спорте. Данная необходимость продиктована противоречием между возрастающими требованиями к уровню подготовки воспитанников, занимающихся спортом в условиях учреждения дополнительного образования, и снижением личной культуры здоровьесбережения, которое выражается в отсутствии мотивированной потребности в сохранении и укреплении здоровья юных спортсменов.
Разрешение данного противоречия возможно через решение проблемы организации здоровьесберегающей деятельности тренера в воспитании обучающихся на этапе начальной подготовки по футболу в спортивной школе.
Аппликативный потенциал решения данной проблемы обусловил выбор темы исследования: «Организация здоровьесбережения в деятельности тренера по футболу в спортивной школе».
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать в условиях реального образовательного процесса предлагаемые способы организации здоровьесбережения в деятельности тренера по футболу в работе с обучающимися на начальном этапе подготовки в спортивной школе.
Объект исследования: образовательный процесс в КГАУ «СШОР по футболу «Енисей» на начальном этапе подготовки по футболу.
Предмет исследования: способы организации работы тренера по созданию условий для здоровьесбережения обучающихся спортивной школы.
Гипотеза исследования: деятельность тренера, направленная на здоровьесбережение обучающихся учреждения дополнительного образования, будет наиболее эффективной при совокупности следующих условий:
- единства тренировочного и воспитательного процесса;
- наличия просветительской работы с родителями;
- формирования у обучающихся на начальном этапе спортивной подготовки представления о здоровье как ценности;
- воспитания культуры здорового образа жизни;
- непрерывности подготовки будущего спортсмена как в процессе тренировок, так и за пределами футбольного поля;
- соблюдения юными спортсменами принципов здорового образа жизни при занятиях спортом и в повседневной жизни.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- представить обзор существующих определений понятия «здоровье»;
- уточнить психолого-педагогические аспекты организации работы по здоровьесбережению воспитанников учреждения дополнительного образования;
- описать особенности футбольной подготовки в контексте здоровьесбережения;
- разработать алгоритм организации здоровьесберегающей деятельности тренера по футболу в условиях учреждения дополнительного образования;
- экспериментально проверить эффективность организации здоровьесбережения в деятельности тренера по футболу в спортивной школе.
Теоретико-методологической базой исследования являются работы, рассматривающие здоровье как педагогическую проблему и ценность (В.А. Сластенин, В.А. Адольф, Е.В. Сорокина, А.Н. Савчук, С.А. Вахрушев [33, 1; 2; 3; 12; 13]); работы по вопросам здоровьесбережения в образовательных учреждениях (Р.И. Айзман [4], Метелица [25], С.Л. Леонидова [23], О.А. Сопочкина [35]); исследования особенностей организации педагогического сопровождения в условиях учреждений дополнительного образования (Ю.Н. Карасева [19], М.Г. Янова, В.А. Адольф [31]); литература, посвященная мотивационному компоненту здоровьесбережения (Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд [40], В.М. Кравченко [20]); исследования, касающиеся организации деятельности тренера по футболу в контексте здоровьесбережения (С.Н. Ткаченко [37], Д.С. Тюменцев [39], Кузнецов [22]), труды по психологии спорта и здоровому питанию.
Методы исследования. Общенаучные методы исследования включали анализ и обзор литературы по проблеме организации здоровьесберегающей деятельности, анализ нормативной документации по организации спортивных тренировок и деятельности спортивной школы, включая профессиональный Стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых. Опытно-экспериментальная работа основывалась на методе наблюдения, анкетирования, ассоциативного исследования по методике неоконченного предложения. Основным методом является формирующий эксперимент с участием одной группы в количестве 42 человек. На этапе констатации исходного состояния проблемы было установлен фактический уровень мотивации на здоровый образ жизни и здоровьесбережение. В процессе формирующего эксперимента в течение года осуществлялось целенаправленное психолого-педагогическое воздействие на обучающихся посредством бесед, опросов, организации совместной с родителями досуговой деятельности и просветительской детальности с использованием мессенджеров. На контрольном этапе эксперимента посредством анкетирования родителей была собрана информации об изменениях в образе жизни обучающихся по сравнению с исходным состоянием. Когнитивный компонент здоровьесберегающей деятельности обучающихся был измерен посредством сбора реакции на предлагаемые стимулы (метод ассоциативного эксперимента). Изменения в физическом уровне развития обучающихся были обнаружены посредством методики приема нормативов по физической подготовке. Для интерпретации полученных данных использовались элементы математической обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: Краевое государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва по футболу «Енисей». В опытно-экспериментальной работе принимало участие 42 обучающихся 2014 года рождения, посещающих занятия по футболу.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечена обоснованной научно-теоретической базой и связью теории с практикой; применением методов, соответствующих предмету исследования, проверкой теоретических выводов в реальном педагогическом процессе; положительными результатами экспериментальной работы.
Научная новизна исследования заключается в создании алгоритма здоровьесберегающей деятельности тренера с включением просветительской работы с родителями.
Теоретическая значимость исследования заключается в применении интегрального подхода к анализу здоровья как педагогической проблемы в контексте здоровьесберегающей деятельности тренера.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения предложенных приемов работы в деятельности тренеров по футболу в условиях организации дополнительного образования детей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Современная культурологическая парадигма физического воспитания требует прежде всего целенаправленного воздействия не мотивационно - ценностную сферу субъекта в процессе тренировок для организации здоровьесберегающей деятельности воспитанников спортивных школ.
2. Для гармонизации целенаправленного психолого-педагогического воздействия на обучающихся системы дополнительного образования в условиях спортивной школы и дома в семье деятельность тренера по футболу должна включать просветительскую работу с родителями для синхронизации предъявляемых требований, использования положительного примера и содержательного единства ценностных установок.
3. В работе тренера по футболу целесообразно использовать ресурсы социальных медиа для непрерывного взаимодействия с родителями детей, находящихся на уровне начальной спортивной подготовки.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные идеи и результаты отражены в публикациях II Международной научно-практической конференции «Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифровизации: отечественный и зарубежный опыт» (г. Красноярск, 9 ноября 2022 г.) и Всероссийской научно-практической конференции «Новое образование для устойчивого развития Енисейской Сибири» (г. Красноярск, 22-23 ноября 2022 г.).
Структура. Диссертация состоит из введения, двух глав, завершающихся выводами по главам, шести параграфов, заключения, списка использованных источников (48 источников)
Здоровое население как база устойчивого развития экономики страны и общества в целом в обозримом будущем, однако, представляется скорее сверхзадачей, идеалом, к которому необходимо стремиться, чем реально достижимым показателем. Справедливость этого утверждения подтверждают данные Федеральной службы государственной статистики, которые указывают на снижающуюся продолжительность жизни, отсутствие положительной динамики в показателях здоровья детского населения от 0 до 14 лет, возрастающий контингент подростков с психическими заболеваниями и расстройствами поведения, высокая инвалидность населения, в том числе среди людей впервые признанными инвалидами в возрасте 18 лет [8; 9; 43]. Учитывая затраченные ресурсы на развитие здравоохранения и медицины, приходится признать, что улучшение показателей здоровья не является сугубо медицинской проблемой, но предполагает совокупность факторов, ведущих к улучшению здоровья: повышение качества жизни, профилактические меры, занятия физкультурой и спортом, повышение культуры здоровьесбережения. Последние, очевидно, относится скорее к педагогической нежели к медицинской области.
Еще в 80-е годы 20 века эксперты ВОЗ, описывая модель здоровья и ее компоненты, указали на то, что в ряду генетических факторов, медицинского обеспечения и окружающей среды фактор условий и образа жизни играет ведущую роль. Здоровье современного человека в наибольшей степени зависит от личных усилий по его сохранению. В этой связи концепция здоровьесбережения заняла устойчивые позиции в формировании условий для обучения и воспитания юного поколения. Основы здоровьесбережения, культура здоровья и привычки здорового образа жизни закладываются с детских лет. Сохранение здоровья является важной задачей как для воспитания детского населения вообще, так и для юных спортсменов в частности. Особое внимание к здоровьесбережению в контексте спортивных тренировок связано с дополнительными рисками травматизма и перегрузок, физических и психических.
Еще десять лет назад практикующие тренеры указывали на еще одну проблему футбольной подготовки. Часто администрация футбольных школ ради отчетности и формальных результатов во главу угла ставит задачу достижения спортивного результата на каком-либо соревновании, особо не беспокоясь за передачу своих воспитанников в команды мастеров, не обращая внимания на несоответствие уровня их подготовленности возросшим требованиям международного футбола. Решение данной задачи часто происходит за счет формирования развития физических качеств без учета индивидуальных и возрастных особенностей, за счет ущемления тактической инициативы и использования лишь простейших приемов [22, с. 6].
Актуальность данного исследования заключается, во-первых, в социальном заказе общества на здоровое молодое поколение, во-вторых, в необходимости теоретически обосновать деятельность тренера в условиях спортивной школы в контексте здоровьесбережения с точки зрения аксиологической (ценностной) парадигмы физического воспитания, в-третьих, в потребности описания способов организации деятельности тренера по созданию условий сохранения и улучшения показателей здоровья детей, нацеленных на высокие достижения в спорте. Данная необходимость продиктована противоречием между возрастающими требованиями к уровню подготовки воспитанников, занимающихся спортом в условиях учреждения дополнительного образования, и снижением личной культуры здоровьесбережения, которое выражается в отсутствии мотивированной потребности в сохранении и укреплении здоровья юных спортсменов.
Разрешение данного противоречия возможно через решение проблемы организации здоровьесберегающей деятельности тренера в воспитании обучающихся на этапе начальной подготовки по футболу в спортивной школе.
Аппликативный потенциал решения данной проблемы обусловил выбор темы исследования: «Организация здоровьесбережения в деятельности тренера по футболу в спортивной школе».
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать в условиях реального образовательного процесса предлагаемые способы организации здоровьесбережения в деятельности тренера по футболу в работе с обучающимися на начальном этапе подготовки в спортивной школе.
Объект исследования: образовательный процесс в КГАУ «СШОР по футболу «Енисей» на начальном этапе подготовки по футболу.
Предмет исследования: способы организации работы тренера по созданию условий для здоровьесбережения обучающихся спортивной школы.
Гипотеза исследования: деятельность тренера, направленная на здоровьесбережение обучающихся учреждения дополнительного образования, будет наиболее эффективной при совокупности следующих условий:
- единства тренировочного и воспитательного процесса;
- наличия просветительской работы с родителями;
- формирования у обучающихся на начальном этапе спортивной подготовки представления о здоровье как ценности;
- воспитания культуры здорового образа жизни;
- непрерывности подготовки будущего спортсмена как в процессе тренировок, так и за пределами футбольного поля;
- соблюдения юными спортсменами принципов здорового образа жизни при занятиях спортом и в повседневной жизни.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- представить обзор существующих определений понятия «здоровье»;
- уточнить психолого-педагогические аспекты организации работы по здоровьесбережению воспитанников учреждения дополнительного образования;
- описать особенности футбольной подготовки в контексте здоровьесбережения;
- разработать алгоритм организации здоровьесберегающей деятельности тренера по футболу в условиях учреждения дополнительного образования;
- экспериментально проверить эффективность организации здоровьесбережения в деятельности тренера по футболу в спортивной школе.
Теоретико-методологической базой исследования являются работы, рассматривающие здоровье как педагогическую проблему и ценность (В.А. Сластенин, В.А. Адольф, Е.В. Сорокина, А.Н. Савчук, С.А. Вахрушев [33, 1; 2; 3; 12; 13]); работы по вопросам здоровьесбережения в образовательных учреждениях (Р.И. Айзман [4], Метелица [25], С.Л. Леонидова [23], О.А. Сопочкина [35]); исследования особенностей организации педагогического сопровождения в условиях учреждений дополнительного образования (Ю.Н. Карасева [19], М.Г. Янова, В.А. Адольф [31]); литература, посвященная мотивационному компоненту здоровьесбережения (Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд [40], В.М. Кравченко [20]); исследования, касающиеся организации деятельности тренера по футболу в контексте здоровьесбережения (С.Н. Ткаченко [37], Д.С. Тюменцев [39], Кузнецов [22]), труды по психологии спорта и здоровому питанию.
Методы исследования. Общенаучные методы исследования включали анализ и обзор литературы по проблеме организации здоровьесберегающей деятельности, анализ нормативной документации по организации спортивных тренировок и деятельности спортивной школы, включая профессиональный Стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых. Опытно-экспериментальная работа основывалась на методе наблюдения, анкетирования, ассоциативного исследования по методике неоконченного предложения. Основным методом является формирующий эксперимент с участием одной группы в количестве 42 человек. На этапе констатации исходного состояния проблемы было установлен фактический уровень мотивации на здоровый образ жизни и здоровьесбережение. В процессе формирующего эксперимента в течение года осуществлялось целенаправленное психолого-педагогическое воздействие на обучающихся посредством бесед, опросов, организации совместной с родителями досуговой деятельности и просветительской детальности с использованием мессенджеров. На контрольном этапе эксперимента посредством анкетирования родителей была собрана информации об изменениях в образе жизни обучающихся по сравнению с исходным состоянием. Когнитивный компонент здоровьесберегающей деятельности обучающихся был измерен посредством сбора реакции на предлагаемые стимулы (метод ассоциативного эксперимента). Изменения в физическом уровне развития обучающихся были обнаружены посредством методики приема нормативов по физической подготовке. Для интерпретации полученных данных использовались элементы математической обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: Краевое государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва по футболу «Енисей». В опытно-экспериментальной работе принимало участие 42 обучающихся 2014 года рождения, посещающих занятия по футболу.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечена обоснованной научно-теоретической базой и связью теории с практикой; применением методов, соответствующих предмету исследования, проверкой теоретических выводов в реальном педагогическом процессе; положительными результатами экспериментальной работы.
Научная новизна исследования заключается в создании алгоритма здоровьесберегающей деятельности тренера с включением просветительской работы с родителями.
Теоретическая значимость исследования заключается в применении интегрального подхода к анализу здоровья как педагогической проблемы в контексте здоровьесберегающей деятельности тренера.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения предложенных приемов работы в деятельности тренеров по футболу в условиях организации дополнительного образования детей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Современная культурологическая парадигма физического воспитания требует прежде всего целенаправленного воздействия не мотивационно - ценностную сферу субъекта в процессе тренировок для организации здоровьесберегающей деятельности воспитанников спортивных школ.
2. Для гармонизации целенаправленного психолого-педагогического воздействия на обучающихся системы дополнительного образования в условиях спортивной школы и дома в семье деятельность тренера по футболу должна включать просветительскую работу с родителями для синхронизации предъявляемых требований, использования положительного примера и содержательного единства ценностных установок.
3. В работе тренера по футболу целесообразно использовать ресурсы социальных медиа для непрерывного взаимодействия с родителями детей, находящихся на уровне начальной спортивной подготовки.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные идеи и результаты отражены в публикациях II Международной научно-практической конференции «Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифровизации: отечественный и зарубежный опыт» (г. Красноярск, 9 ноября 2022 г.) и Всероссийской научно-практической конференции «Новое образование для устойчивого развития Енисейской Сибири» (г. Красноярск, 22-23 ноября 2022 г.).
Структура. Диссертация состоит из введения, двух глав, завершающихся выводами по главам, шести параграфов, заключения, списка использованных источников (48 источников)
Работа с обучающимися спортивной школе на этапе начальной подготовки во многом определяет успешность последующего развития и качества жизни в спорте. На плечи тренера ложится важнейшая воспитательная задача по формированию основ для саморазвития личности как в спорте, так и в процессе жизнедеятельности вообще. Формирование ложных установок, неверных моделей поведения, переходящих в привычку, может привести к печальному исходу: снижению мотивации к занятиям спортом, ухудшению здоровья, потере перспектив к дальнейшему спортивному росту. Обучающиеся младшего школьного возраста, попадая в систему дополнительного образования, оказываются в ситуации новых требований, новых условий общения, новых задач, требующих решения. Большая ответственность ложится на педагога, который призван обеспечить комфортные условия, позволяющие ребенку не только адаптироваться к новой жизни, но и повысить свой потенциал и развиваться в выбранном им направлении. Организация здоровьесберегающей деятельности тренера как педагогическая проблема приобретает особенную актуальность.
Под здоровьесберегающей деятельностью требуется понимать не только требования по соблюдению некоторых правил здорового образа жизни и инструктажа о правильной тренировке, но скорее наставничество в процессе становления обучающегося на пути к самостоятельному осознанному здоровьесбережению. Работа тренера ведется по трем направлениям дать знания о здоровье (когнитивное), сформировать потребность в здоровье (мотивационное), развить привычку здорового образа жизни (деятельностное направление). Готовность вести здоровый образ жизни начинается с осознания здоровья как ценности. В случае, когда ребенок школьного возраста (часто ребенок под воздействием родителей) выбирает систематические занятия спортом, педагогическое воздействие по формированию культуры здоровья должно перейти на сознательный уровень, подразумевающий саморегуляцию и саморазвитие. В этой связи работа тренера в условиях дополнительного образования в частности включает педагогическую деятельность по воспитанию знаний и закреплению поведенческих моделей здоровьесбережения и просветительскую работу с родителями.
В данной работе описан позитивный опыт организации работы тренера по футболу в спортивной школе. Среди особенностей предложенного метода, который прошел апробацию в условиях формирующего эксперимента, необходимо отметить тесное сотрудничество с родителями, организованное посредством использования социальных сетей. Работа с семьей, консолидация усилий родителя и тренера показала свою эффективность. Успешность предлагаемой методики была доказана посредством использования метода ассоциативного эксперимента для исследования сформированности представлений обучающихся о здоровье как о ценности. Объективным показателем положительного эффекта организованного сотрудничества между родителями и учениками можно считать улучшение физических показателей подготовки футболистов на начальном этапе.
В ходе организации детальности тренера корректировалось содержание процесса здоровьесбережения и формирования здорового образа жизни детей с опорой на концепцию целостного восприятия мира, предполагающую интеграцию биолого-физиологических знаний (знаний о своем теле и его работе); знаний о саморегуляции и самоконтроле; знаний об особенностях взаимодействия в коллективе. Методологической основой здоровьесберегающей деятельности тренера является гуманистическая концепция образования, согласно которой в тренировочном процессе обучающийся не является безропотным исполнителем инструкций, а представляет собой личность, обладающую своими интересами, потребностями, особенностями развития и восприятия, особенностями здоровья. Создание личностно-ориентированной образовательной и оздоровительной среды в процессе занятий футболом необходимо для воспитания ценностного и ответственного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни. Комплексный поход к применению средств оздоровления и восстановления работоспособности младших школьников и рациональном чередовании разных видов деятельности; ведение непрерывного взаимодействия с родителями юных футболистов; организация контроля и самоконтроля физического состояния детей совместно с медицинскими работниками гарантирует успешность деятельности тренера по организации здоровьесбережения в условиях спортивной школы.
Результаты опытно-экспериментального исследования свидетельствуют об эффективности внедрения предложенного алгоритма организации здоровьесберегающей деятельности тренера спортивной школы, работающего с обучающимися начального уровня подготовки по футболу.
Результаты экспериментального исследования подтвердили выдвинутую гипотезу, доказали эффективность просветительской работы с родителями и важность создания педагогических условий для успешного обучения младших школьников в спортивной школе.
Проведенное исследование проблемы не является исчерпывающим. Предпринятая попытка решить определенный круг задач создает условия для дальнейшего поиска путей повышения эффективности работы тренера в контексте здоровьесбережения в условиях организации дополнительного образования, реализующей программы предпрофессиональной спортивной подготовки.
Под здоровьесберегающей деятельностью требуется понимать не только требования по соблюдению некоторых правил здорового образа жизни и инструктажа о правильной тренировке, но скорее наставничество в процессе становления обучающегося на пути к самостоятельному осознанному здоровьесбережению. Работа тренера ведется по трем направлениям дать знания о здоровье (когнитивное), сформировать потребность в здоровье (мотивационное), развить привычку здорового образа жизни (деятельностное направление). Готовность вести здоровый образ жизни начинается с осознания здоровья как ценности. В случае, когда ребенок школьного возраста (часто ребенок под воздействием родителей) выбирает систематические занятия спортом, педагогическое воздействие по формированию культуры здоровья должно перейти на сознательный уровень, подразумевающий саморегуляцию и саморазвитие. В этой связи работа тренера в условиях дополнительного образования в частности включает педагогическую деятельность по воспитанию знаний и закреплению поведенческих моделей здоровьесбережения и просветительскую работу с родителями.
В данной работе описан позитивный опыт организации работы тренера по футболу в спортивной школе. Среди особенностей предложенного метода, который прошел апробацию в условиях формирующего эксперимента, необходимо отметить тесное сотрудничество с родителями, организованное посредством использования социальных сетей. Работа с семьей, консолидация усилий родителя и тренера показала свою эффективность. Успешность предлагаемой методики была доказана посредством использования метода ассоциативного эксперимента для исследования сформированности представлений обучающихся о здоровье как о ценности. Объективным показателем положительного эффекта организованного сотрудничества между родителями и учениками можно считать улучшение физических показателей подготовки футболистов на начальном этапе.
В ходе организации детальности тренера корректировалось содержание процесса здоровьесбережения и формирования здорового образа жизни детей с опорой на концепцию целостного восприятия мира, предполагающую интеграцию биолого-физиологических знаний (знаний о своем теле и его работе); знаний о саморегуляции и самоконтроле; знаний об особенностях взаимодействия в коллективе. Методологической основой здоровьесберегающей деятельности тренера является гуманистическая концепция образования, согласно которой в тренировочном процессе обучающийся не является безропотным исполнителем инструкций, а представляет собой личность, обладающую своими интересами, потребностями, особенностями развития и восприятия, особенностями здоровья. Создание личностно-ориентированной образовательной и оздоровительной среды в процессе занятий футболом необходимо для воспитания ценностного и ответственного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни. Комплексный поход к применению средств оздоровления и восстановления работоспособности младших школьников и рациональном чередовании разных видов деятельности; ведение непрерывного взаимодействия с родителями юных футболистов; организация контроля и самоконтроля физического состояния детей совместно с медицинскими работниками гарантирует успешность деятельности тренера по организации здоровьесбережения в условиях спортивной школы.
Результаты опытно-экспериментального исследования свидетельствуют об эффективности внедрения предложенного алгоритма организации здоровьесберегающей деятельности тренера спортивной школы, работающего с обучающимися начального уровня подготовки по футболу.
Результаты экспериментального исследования подтвердили выдвинутую гипотезу, доказали эффективность просветительской работы с родителями и важность создания педагогических условий для успешного обучения младших школьников в спортивной школе.
Проведенное исследование проблемы не является исчерпывающим. Предпринятая попытка решить определенный круг задач создает условия для дальнейшего поиска путей повышения эффективности работы тренера в контексте здоровьесбережения в условиях организации дополнительного образования, реализующей программы предпрофессиональной спортивной подготовки.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В
СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, медицина . Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016



