Введение 3
Глава 1. Роль экскурсий в образовательном процессе: педагогические
аспекты и преимущества 5
1.1. Экскурсии: понятие, структура и сущность 5
1.2. Основные принципы построения образовательных квест-экскурсий ... 12
1.3. Методика проведения квест-экскурсий для обучающихся 15
Глава 2. Методика организации квест-экскурсий «Позвоночные Средней Сибири» 17
2.1. Определение качества знаний обучающихся по теме «Позвоночные
Средней Сибири» 17
2.2. Содержание квест-экскурсии «Позвоночные Средней Сибири» 22
2.3. Оценка эффективности и вовлеченности обучающихся в процессе
квест-экскурсии «Позвоночные Средней Сибири» 24
Заключение 27
Список используемых ресурсов 28
Приложение А 31
Приложение Б 34
Приложение В 35
Приложение Г 38
Приложение Д
В современном мире образования становится все более актуальной проблемой создание и применение инновационных подходов к обучению, способствующих более глубокому и эффективному усвоению знаний учащимися. В контексте изучения биологии, важной дисциплины, определяющей понимание живого мира, особое внимание уделяется не только теоретическому материалу, но и практическим формам учебных занятий [19].
В современной образовательной среде стремление обогатить учебный процесс интерактивными и практическими методами становится все более существенным. В контексте изучения биологии, особенно для обучающихся 8 класса, создание опытов, позволяющих погружаться в природную среду и взаимодействовать с ее разнообразием, становится важной составляющей обучения. В этом контексте квест-экскурсии представляют собой мощный инструмент, обеспечивающий интеграцию знаний, приобретаемых в классе, с реальной практикой [18].
Цель - разработка квест-экскурсии для обучающихся 8-х классов по изучению видового разнообразия позвоночных животных Средней Сибири.
Задачи:
1. Выявить особенности и педагогические аспекты экскурсии как метода обучения
2. Разработать содержание квест-экскурсий для изучения видового разнообразия позвоночных животных Средней Сибири.
3. Организовать и провести квест-экскурсию с обучающимися 8 класса на базе Зоологического музея КГПУ им. В.П. Астафьева.
Методы исследования (по классификации Рузавина Г.И., 2012):
1. Теоретические: анализ, сравнение, синтез и обобщение в ходе исследования литературных источников.
2. Эмпирические: эксперимент.
База апробации. Педагогический эксперимент проходил на базе Зоологического музея КГПУ им. В.П. Астафьева по адресу г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой д. 89
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников. В ВКР использовано 27 иллюстраций, 1 таблица и 25 наименований в списке используемых источников.
Экскурсия - это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов со специальным руководителем (экскурсоводом). Квест-экскурсии - это симбиоз квест-игры и экскурсии. В содержании которой лежит сначала показ и рассказ экскурсии, а потом развлекательная часть с игровыми приемами в виде станций. Квест-экскурсия является важным средством в образовании и развитии личности у школьников. Дети являются субъектами экскурсии, а необходимая информация - объектом. При квесте происходит прямое взаимодействие субъекта и объекта без каких-либо посредников, и развиваются индивидуальные способности. В процессе игры ученик не просто развивает логику, он учится проявлять свои лидерские способности и нераскрытые таланты, узнает что-то новое, ближе знакомится с участниками своей команды, соревнуется с другими участниками квеста и активно проводит время
Для проведения квест-экскурсии была разработана экскурсия по теме «Позвоночные Средней Сибири». В квесте разработаны 5 станций: «Верю - не верю», «Птицы Средней Сибири», «Ареал обитания животных», «Морфологический поиск», «Классные» животные». После проведения квест-экскурсии средний показатель правильных ответов улучшился в 3 раза (с 23,315 до 69,66%). Также обучающиеся прошли анкетирование на вовлечение в процессе проведения квест-экскурсии: 63% обучающихся отметило, что хотелось бы чаще принимать участие в квест-экскурсиях. 70,4% обучающихся хотели бы принимать часто участие в квест-экскурсиях, в которых ранее не принимал участие. 66,7% обучающихся ответили, что часто задавали вопросы преподавателю. 92,6% обучающихся часто принимали участие в работе с командой в квест-экскурсии.
1. Алексеева Н.Д., Рябова Е.В. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». 2015. №1 (20). С. 14 - 17.
2. Баранов А.А., Банникова К.К. Биоразнообразие позвоночных животных Средней Сибири: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. 460 с.
3. Воробьёва И.В. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности // Инновационные технологии в сфере туризма, гостеприимства, рекреации и экскурсоведения. 2017. С. 123 - 125
4. ГОСТ Р 54604-2011 от 01.07.2012 г. Национальный стандарт РФ
«Туристические услуги». [Электронный ресурс]. URL:
https://docs.cntd.ru/document/1200092284 - доступ свободный. (дата
обращения 16.02.2024)
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. [Текст]. М.: Рус. яз., 1998. Т. 1. А-З. 699 с.
6. Данилов А.Ю. Теория и практика экскурсионной деятельности: учебно-методическое пособие / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль: ЯрГУ, 2016. 48 с.
7. Ермакова Ж.А., Полякова И.Л., Холодилина Ю.Е. Основы экскурсионной деятельности в туристской индустрии: учебное пособие / Оренбургский гос. ун-т. Оренбург: ОГУ, 2020. 109 с.
8. Золотова О.М., Попова Е.Е., Милованова И.Р. Использование квест-технологии в образовательном процессе // Наука и образование. 2023. Т.6. № 1. С. 123.
9. Каравка А.А. Урок-квест как педагогическая информационная
дидактическая игра, направленная на овладение определенными компетенциями // Мир науки. Педагогика и психология. 2015. №3. С. 1 - 6.
10. Киреева Ю.А., Полоцкая Н.А. Особенности организации квест- экскурсий // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2020. Т. 14. №2 (2). С. 4 - 11.
11. Коржакова А.Г. Квест-экскурсия как интерактивная форма обучения русскому языку как иностранному (на материале квест-экскурсии «Тайны городского парка») // Слово: фольклорно-диалектологический альманах. 2020. С. 49 - 55
12. Красная книга Красноярского края: В 2 т. Т. 1. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных / Гл. ред. А.П. Савченко (общая редакция), отв. редакторы разделов: А.А. Баранов (классы птицы, амфибии, рептилии); В.А. Заделёнов (класс костные рыбы); Ю.Н. Литвинов (класс млекопитающие); О.В. Тарасова (класс насекомые); 4-е изд., перераб. и доп.; СФУ. Красноярск, 2022. 251 с.
13. Кургина С.О., Копцева М.Г., Суржиков В.И. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионного продукта // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т.6. №3 (20). С. 231 - 234.
14. Ландик О.А. Проведение экскурсий по территории студенческого городка Омского ГАУ в помощь волонтерам. Жемчужина омских окраин. 55 с.
15. Матюхина Ю.А., Мигунова Е.Ю. Экскурсионная деятельность [Текст]. М.: Альфа-М, Инфра-М, 2012. 224 с.
16. Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися). [Электронный доступ]. URL: https://sudact.ru/law/pismo-minprosveshcheniia-rossii-ot-23012020-n-mr-4202/- доступ свободный. (дата обращения 17.02.2024)
17. Музейная экскурсия. Методическое пособие / Национальный музей Республики Татарстан. Казань, 2018. 52 с.
18. Ниёзова Ф. Интерактивные занятия по биологии: важность использования методов // Мировая наука. 2020. №8 (41). С. 115 - 118.
19. Парфенова С.Р. Инновационные технологии преподавания биологии в школе // StudNet. 2020. №12. С. 1078 - 1089.
20. Педченко А.Ф., Артемьева А.Н. Квест-технология в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие/ НИТГиК СГУГиТ; Новосибирск. 2020. 67 с.
21. Петухина Е.В., Ден В.Г. Методические и организационные аспекты разработки и проведения квестов в рамках экскурсионной деятельности // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022. С. 105 - 115.
22. Россинская А.Н. Организация и проведение игры-квеста в детской библиотеке // Детская библиотека и читатель: проблемы, решения, опыт работы: / Российская государственная детская библиотека; сост. М.В. Карданова; ред.: О.Л. Кабачек, М.В. Карданова. Москва, 2011. С. 11 - 16.
23. Сафонова Е.В. Образовательный квест: смысл, содержание, технологические приёмы // Народное образование. 2018. №1 - 2. С. 83 - 87.
24. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. 4 т. 88405 с.
25. Экскурсия. Словарь. [Электронный ресурс]. URL:
https://gufo.me/dict/bse/%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D 1 %81 %D0%B8%D 1 %8F- доступ свободный (дата обращения 16.02.2024).