Введение 3
Глава 1 Интеграция основного и дополнительного образования 7
1.1. Требования к содержанию и структуре ситуационно-постановочных
задач. Подходы к конструированию ситуационно-постановочных задач 17
1.2 Этапы организации деятельности школьников в процессе обучения физике 24
Глава 2 Технология применения ситуационно-постановочных задач во внеурочной деятельности по физике учащихся основной школы 32
2.1 Методические рекомендации по организации деятельности школьников в процессе внеурочной деятельности по физике на основе ситуационно-постановочной задачи 32
2.2. Проверка эффективности описанной модели деятельности учащихся для
повышения активности в процессе обучения физике 47
Заключение 53
Список использованной литературы 55
В двадцать первом веке одной из важнейших задач, ставящихся для преодоления пути развития российской экономики, является развитие молодежного предпринимательства. Как известно, деятельность школы направлена, в том числе, на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения. Именно поэтому, школа будет принимать активное и значительное участие для нахождения путей решения поставленной задачи. Совместно со школой необходимо разработать такие формы организации образовательного процесса, которые будут способствовать развитию у школьников, в первую очередь, предпринимательских способностей, а также закреплению высших нравственных категорий в виде предпринимательских ценностей.
Предпринимательство можно понимать как особый вид деятельности, который направлен на постоянное отслеживание и реализацию каких-либо изменений во всевозможных формах существования предприятий и общества в целом.
В школе №27 г. Красноярска в текущем учебном году реализуется проект под названием «Образовательный процесс для формирования и развития у обучающихся предпринимательских компетенций в условиях интеграции общего и дополнительного образования». Суть данного проекта заключается в том, чтобы задействовать интерактивные образовательные форматы, через которые можно организовать процесс освоения предпринимательских компетенций школьниками путем активной проектно-творческой деятельности в основу которой положена работа с задачами по физике, химии, биологии, географии, составленными по текстам произведений Жюля Верна. Акцент сделан на освоении школьниками экономических знаний и формирование главных качеств современного предпринимателя, в том числе, развитие творческого потенциала, креативности, коммуникативных и адаптивных умений.
Так как произведения великого фантаста имеют прикладное инженерное направление, то возникает необходимость проверить достоверность описанного в сюжете. Для этого, в микролабораториях по географии, химии, биологии, экологии будут проведены необходимые замеры и исследования. С учетом сюжетной линии и полученных результатов исследований обучающиеся, под руководством учителей и компетентных экспертов-консультантов, сформулируют сюжетные прикладные обучающие задачи предпринимательской направленности.
Проект интересен тем, что при его реализации произойдет интеграция общего и дополнительного образования, привлечение учащихся к проектной деятельности и популяризации науки через распространение итогового продукта работы школьников в социальных сетях, с целью формирования у учеников определенных компетенций. Идея проекта заключается в создании школьниками совместно с педагогами ситуационно-постановочных задач, на основе классических литературных произведениях великого фантаста Жюля Верна. В образовательном процессе будет осуществляться не только изучение теоретического материала, но и активная работа с большим объемом заданий, носящих практико-ориентированный характер.
В постановочной задаче ученики проигрывают ситуацию, создают модель или воспроизводят ее разными способами, при этом анализируя предметную составляющую представленной ситуации, проводя исследования и расчеты рассматриваемой задачи для выяснения достоверности описанных в тексте событий. В результате деятельности школьников в неформальной обстановке, во время подготовки к съемкам, ученики будут изучать материал, погружаться в него. Конечный продукт деятельности учащихся можно использовать в таком формате для того, чтобы произвести некого рода рекламу в социальных сетях, организовать общение (организация сетевого общения) и таким образом популяризировать науку. Это и является актуальностью данной работы.
Проходя в 2020-2021 учебном году педагогическую интернатуру в школе №27 г. Красноярска мы были привлечены к деятельности в рамках проекта, направленной на решение проблемы, заключающейся в отсутствии достаточного количества методических рекомендаций для учителя организации основных видов деятельности учащихся в реализуемой модели интеграции общего и дополнительного образования.
Целью выпускной квалификационной работы является создание методических рекомендаций для учителя по организации дополнительного образования по физике учащихся основной школы на основе ситуационно-постановочных задач.
Объект исследования: процесс обучения физике в основной школе.
Предмет исследования: организация внеурочной деятельности по физике с использованием ситуационно-постановочных задач.
Гипотеза исследования:
Если в процессе организации внеурочной деятельности по физике использовать разработанные методические рекомендации, то в процессе этой деятельности будет наблюдаться заметное повышение активности обучающихся в освоении содержания учебного предмета “физика”.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать литературу, описывающую интеграцию основного и дополнительного образования с учетом требований ФГОС.
2) Определить требования к содержанию и структуре ситуационно-постановочных задач, а также подходы к их конструированию.
3) Описать этапы организации деятельности школьников в процессе обучения физике.
4) Составить рекомендации по организации деятельности школьников в процессе внеурочной деятельности по физике на основе ситуационно-постановочной задачи.
5) Проверить эффективность описанной модели деятельности учащихся для повышения активности в процессе обучения физике.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- теоретические - поиск, изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
- эмпирические - наблюдение за деятельностью учащихся и анализ собранных данных с целью диагностики уровня активности учащихся в процессе обучения физике;
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в практику методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности учащихся на основе ситуационно-постановочных задач, с целью развития коммуникативных умений и повышению уровня активности учащихся основной школы в процессе обучения физике.
Результаты работы были представлены на Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА XXI ВЕКА: ФИЗИКА, ИНФОРМАТИКА И ТЕХНОЛОГИЯ В СМАРТ-МИРЕ», тема доклада: «Организация дополнительного образования по физике учащихся основной школы на основе ситуационно-постановочных задач» (от 18 мая 2021 года, г. Красноярск).
В результате выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
- проанализирована литература, описывающая интеграцию основного и дополнительного образования с учетом требований ФГОС.
- определены требования к содержанию и структуре ситуационно-постановочных задач, а также подходы к их конструированию.
- описаны этапы организации деятельности школьников в процессе обучения физике.
- составлены методические рекомендации по организации деятельности школьников в процессе внеурочной деятельности по физике на основе ситуационно-постановочной задачи.
- проверена эффективность описанной модели деятельности учащихся для повышения активности в процессе обучения физике.
При наблюдении за степенью активности учащихся и их уровнем развития умений и компетенций, которыми должен обладать обучающийся, мы совершили анализ полученных результатов и пришли к выводу: умения и активность учащихся развиты на недостаточном уровне в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Проведенное исследование показало, что если внедрить в обучение физике описанную модель организации деятельности учащихся на основе ситуационно-постановочных задач, то мы будем наблюдать рост активности и развитие умений, в том числе компетенций, современных школьников во время процесса обучения физике.
Результаты и материалы проведенного исследования могут быть использованы в учебном процессе средней образовательной организации на занятиях по физике с целью повышения активности учащихся в процессе обучения физике.
Учитывая тот факт, что педагогический эксперимент проводился только в двух классах, то представленная модель организации деятельности учащихся на основе ситуационно-постановочной задачи по физике не была в полной мере апробирована на большом количестве учащихся, то можно считать результаты относительно субъективными. В связи с чем, исследование будет продолжаться в рамках трех годичного проекта под названием «Образовательный процесс для формирования и развития у обучающихся предпринимательских компетенций в условиях интеграции общего и дополнительного образования», а также при моей самостоятельной работе в школе в качестве учителя физики.
Подводя итоги проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Во внеурочной деятельности по физике реализовать формирование и развитие коммуникативных умений, а также повышение активности учащихся, возможно через многосторонний процесс, отличающийся сложностью и большим разнообразием тонкостей системного подхода.
2. Представленные задачи успешно задействованы во время внеурочной деятельности учащихся основной школы в процессе обучения физике и изначально были направлены на формирование и развитие коммуникативных умений, в том числе на повышение активности учащихся.
3. Исследования, проведенные до и после внедрения разработанных ситуационно-постановочных задач, показали, что у учащихся наблюдается заметное повышение эффективности в развитии коммуникативных умений, а также в активности во время внеурочной деятельности обучения физике. Полученные результаты могут быть применимы в учебном процессе по физике основной школы.
Поднятая проблема развития коммуникативных умений и повышения активности учащихся во внеурочной деятельности в процессе обучения физики имеет перспективное направление, в плане исследования влияния вышесказанного на процесс формирования личностных, регулятивных и предметных умений.
1. Латынцев С.В., Мосиелева О.Ш. — Интеграция общего и дополнительного образования как средство развития у обучающихся предпринимательской компетенции // Осовские педагогические чтения «Образование в — современном мире: новое время - новые решения» ; отв. ред. Ю. М. Гусева. 2020. С. 330 -335.
2. Акулова О.А., Писарева С.А. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентностей учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. СПб.: КАРО, 2008. 96с.
3. Вихарева Е.П. Приемы, применяемые учителем для организации работы учащихся с текстами физического содержания // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования. VII межвузовский сборник научных трудов / под ред. М.Д. Даммер, О.Р. Шефер. Челябинск: Край Ра, 2011. С. 52-56.
4. Тесленко В.И., С.В. Латынцев. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание / В.И. Тесленко, С.В. Латынцев. - Красноярск, 2007. - 256 с.
5. Информационное общество [Электронный ресурс]. URL: https://iphras.ru/ page46589323.htm (дата обращения: 15.05.2020).
6. Соурц Кл. Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений: Пер. с англ. М.: Наука, Физ-мат. лит.; Т.1. 1986. 400 с.
7. Энгиноева, Ф. С. Развитие логического мышления учащихся на уроках
физики // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). Краснодар: Новация, 2015. С. 98-102. URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8734/(дата обращения: 25.04.2020).
8. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой - М: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
9. Львова Т.В. Ситуационные задачи по предметам естественнонаучного цикла - ресурс обновления содержания школьного образования/Т.В. Львова//Пермский педагогический журнал. - 2012. - №3 - с.16.
10. Маткаримова Д. Ш. Технология конструирования ситуационных задач в содержании практического обучения/ Д. Ш. Маткаримова // Молодой ученый. - 2012. - №4. - с. 434-437.
11. Парфенова А.В. Ситуационные задания как способ формирования компетентности здоровьесбережения в обучении физике школьников/А.В. Парфенова//Ярославский педагогический вестник. - 2010. - №4 - Том II (Психолого-педагогические науки) - с.72.
12. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся//Управление начальной школой. - 2007. - №7.
13. Адольф В.А. профессиональная компетентность современного учителя: монография/В.А. Адольф.- Красноярск: КГУ, 1998. - 323 с.
14. Запятая О.В. Общие умения коммуникации как компонент содержания образования. - Красноярск, 2005. - 48 с.
15. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2008. - 368 с.
16. Кравцов А. О. Педагогическое проектирование: культурно-ценностный подход: Методическое пособие / СПб.:НОУ «Экспресс», 2007. - 64 с.
17. Лебединцев В. Б. Коллективные учебные занятия как тип учебного процесса // Школьные технологии. - 2007. - № 2.
18. Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений: Учебное пособие. - СПб: ИВЭСЭП, «Знание», 2005. - 317 с.
19. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.
20. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 2000. - 287с.
21. Цезерани Дж. От мозгового штурма к большим идеям. NLP и си-нектика в инновационной деятельности: Пер. с анг. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.
22. Беликов, Б. С. Решение задач по физике. Общие методы [текст] / Б. С. Беликов.- М.: Высшая школа, 1986.-256 с.
23. Виноградова Е.А. Методическая разработка на тему: Организация
научной деятельности учащихся при обучении физикеТЖ!. :
http://varg-bol.edu.yar.ru
24. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Просвещение, 1989. - 156 с.
25. Загвязинский В.И. Теория обучения: современные интерпритация. Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб, заведений. - М.: Академия, 2001. - 192 с.
26. Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. / И.П. Иванов - 57 Киев: «Освита», 1992. - 3 с.
27. Леонова Е.В.: Личностная компетентность школьника и методы ее оценки. Обнинск
28. Литвинко Ф.М.: коммуникативная компетенция как методическое понятие. Белорус.гос.ун-т; 2009
29. Мерзлякова О.П., Зуев П.В. Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения физике в школе. / О.П. Мерзлякова, П.В. Зуев. - Екатеринбург. - 2009. - 100 с.
30. Морозова О.М. Формирование ключевых компетенций обучающихся. URL: http://www.sch1948.ru
31. Покровский С.Ф. Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике. - М.: 1963.
32. Румбешта Е.А., И.А. Тарасевич : Формирование информационных и коммуникативных компетенций на уроках физики. Томск-2009 (с 57-60)
33. Успенский В.В. Школьные исследовательские задачи и их место в учебном процессе: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1967. 283 с.
34. Федеральный образовательный стандарт: основное общее образование. URL: http://standart.edu.ru
35. Федотова Н. А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения : Н.А. Федотова Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Улан-Удэ: 2010. - 24 с. 42.Физика: Занимательные материалы к урокам. 8 кл./ авт.-сост. А.И. Семке. - М.: НЦ ЭНАС,2004, - 152 с.
36. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст]/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М.
Кондакова. — 4е 59 изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения).
37. Энциклопедический словарь: URL: http://www.dict.t-mm.ru