Организация дополнительного образования по физике учащихся основной школы на основе ситуационно-постановочных задач
|
Введение 3
Глава 1 Интеграция основного и дополнительного образования 7
1.1. Требования к содержанию и структуре ситуационно-постановочных
задач. Подходы к конструированию ситуационно-постановочных задач 17
1.2 Этапы организации деятельности школьников в процессе обучения физике 24
Глава 2 Технология применения ситуационно-постановочных задач во внеурочной деятельности по физике учащихся основной школы 32
2.1 Методические рекомендации по организации деятельности школьников в процессе внеурочной деятельности по физике на основе ситуационно-постановочной задачи 32
2.2. Проверка эффективности описанной модели деятельности учащихся для
повышения активности в процессе обучения физике 47
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Глава 1 Интеграция основного и дополнительного образования 7
1.1. Требования к содержанию и структуре ситуационно-постановочных
задач. Подходы к конструированию ситуационно-постановочных задач 17
1.2 Этапы организации деятельности школьников в процессе обучения физике 24
Глава 2 Технология применения ситуационно-постановочных задач во внеурочной деятельности по физике учащихся основной школы 32
2.1 Методические рекомендации по организации деятельности школьников в процессе внеурочной деятельности по физике на основе ситуационно-постановочной задачи 32
2.2. Проверка эффективности описанной модели деятельности учащихся для
повышения активности в процессе обучения физике 47
Заключение 53
Список использованной литературы 55
В двадцать первом веке одной из важнейших задач, ставящихся для преодоления пути развития российской экономики, является развитие молодежного предпринимательства. Как известно, деятельность школы направлена, в том числе, на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения. Именно поэтому, школа будет принимать активное и значительное участие для нахождения путей решения поставленной задачи. Совместно со школой необходимо разработать такие формы организации образовательного процесса, которые будут способствовать развитию у школьников, в первую очередь, предпринимательских способностей, а также закреплению высших нравственных категорий в виде предпринимательских ценностей.
Предпринимательство можно понимать как особый вид деятельности, который направлен на постоянное отслеживание и реализацию каких-либо изменений во всевозможных формах существования предприятий и общества в целом.
В школе №27 г. Красноярска в текущем учебном году реализуется проект под названием «Образовательный процесс для формирования и развития у обучающихся предпринимательских компетенций в условиях интеграции общего и дополнительного образования». Суть данного проекта заключается в том, чтобы задействовать интерактивные образовательные форматы, через которые можно организовать процесс освоения предпринимательских компетенций школьниками путем активной проектно-творческой деятельности в основу которой положена работа с задачами по физике, химии, биологии, географии, составленными по текстам произведений Жюля Верна. Акцент сделан на освоении школьниками экономических знаний и формирование главных качеств современного предпринимателя, в том числе, развитие творческого потенциала, креативности, коммуникативных и адаптивных умений.
Так как произведения великого фантаста имеют прикладное инженерное направление, то возникает необходимость проверить достоверность описанного в сюжете. Для этого, в микролабораториях по географии, химии, биологии, экологии будут проведены необходимые замеры и исследования. С учетом сюжетной линии и полученных результатов исследований обучающиеся, под руководством учителей и компетентных экспертов-консультантов, сформулируют сюжетные прикладные обучающие задачи предпринимательской направленности.
Проект интересен тем, что при его реализации произойдет интеграция общего и дополнительного образования, привлечение учащихся к проектной деятельности и популяризации науки через распространение итогового продукта работы школьников в социальных сетях, с целью формирования у учеников определенных компетенций. Идея проекта заключается в создании школьниками совместно с педагогами ситуационно-постановочных задач, на основе классических литературных произведениях великого фантаста Жюля Верна. В образовательном процессе будет осуществляться не только изучение теоретического материала, но и активная работа с большим объемом заданий, носящих практико-ориентированный характер.
В постановочной задаче ученики проигрывают ситуацию, создают модель или воспроизводят ее разными способами, при этом анализируя предметную составляющую представленной ситуации, проводя исследования и расчеты рассматриваемой задачи для выяснения достоверности описанных в тексте событий. В результате деятельности школьников в неформальной обстановке, во время подготовки к съемкам, ученики будут изучать материал, погружаться в него. Конечный продукт деятельности учащихся можно использовать в таком формате для того, чтобы произвести некого рода рекламу в социальных сетях, организовать общение (организация сетевого общения) и таким образом популяризировать науку. Это и является актуальностью данной работы.
Проходя в 2020-2021 учебном году педагогическую интернатуру в школе №27 г. Красноярска мы были привлечены к деятельности в рамках проекта, направленной на решение проблемы, заключающейся в отсутствии достаточного количества методических рекомендаций для учителя организации основных видов деятельности учащихся в реализуемой модели интеграции общего и дополнительного образования.
Целью выпускной квалификационной работы является создание методических рекомендаций для учителя по организации дополнительного образования по физике учащихся основной школы на основе ситуационно-постановочных задач.
Объект исследования: процесс обучения физике в основной школе.
Предмет исследования: организация внеурочной деятельности по физике с использованием ситуационно-постановочных задач.
Гипотеза исследования:
Если в процессе организации внеурочной деятельности по физике использовать разработанные методические рекомендации, то в процессе этой деятельности будет наблюдаться заметное повышение активности обучающихся в освоении содержания учебного предмета “физика”.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать литературу, описывающую интеграцию основного и дополнительного образования с учетом требований ФГОС.
2) Определить требования к содержанию и структуре ситуационно-постановочных задач, а также подходы к их конструированию.
3) Описать этапы организации деятельности школьников в процессе обучения физике.
4) Составить рекомендации по организации деятельности школьников в процессе внеурочной деятельности по физике на основе ситуационно-постановочной задачи.
5) Проверить эффективность описанной модели деятельности учащихся для повышения активности в процессе обучения физике.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- теоретические - поиск, изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
- эмпирические - наблюдение за деятельностью учащихся и анализ собранных данных с целью диагностики уровня активности учащихся в процессе обучения физике;
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в практику методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности учащихся на основе ситуационно-постановочных задач, с целью развития коммуникативных умений и повышению уровня активности учащихся основной школы в процессе обучения физике.
Результаты работы были представлены на Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА XXI ВЕКА: ФИЗИКА, ИНФОРМАТИКА И ТЕХНОЛОГИЯ В СМАРТ-МИРЕ», тема доклада: «Организация дополнительного образования по физике учащихся основной школы на основе ситуационно-постановочных задач» (от 18 мая 2021 года, г. Красноярск).
Предпринимательство можно понимать как особый вид деятельности, который направлен на постоянное отслеживание и реализацию каких-либо изменений во всевозможных формах существования предприятий и общества в целом.
В школе №27 г. Красноярска в текущем учебном году реализуется проект под названием «Образовательный процесс для формирования и развития у обучающихся предпринимательских компетенций в условиях интеграции общего и дополнительного образования». Суть данного проекта заключается в том, чтобы задействовать интерактивные образовательные форматы, через которые можно организовать процесс освоения предпринимательских компетенций школьниками путем активной проектно-творческой деятельности в основу которой положена работа с задачами по физике, химии, биологии, географии, составленными по текстам произведений Жюля Верна. Акцент сделан на освоении школьниками экономических знаний и формирование главных качеств современного предпринимателя, в том числе, развитие творческого потенциала, креативности, коммуникативных и адаптивных умений.
Так как произведения великого фантаста имеют прикладное инженерное направление, то возникает необходимость проверить достоверность описанного в сюжете. Для этого, в микролабораториях по географии, химии, биологии, экологии будут проведены необходимые замеры и исследования. С учетом сюжетной линии и полученных результатов исследований обучающиеся, под руководством учителей и компетентных экспертов-консультантов, сформулируют сюжетные прикладные обучающие задачи предпринимательской направленности.
Проект интересен тем, что при его реализации произойдет интеграция общего и дополнительного образования, привлечение учащихся к проектной деятельности и популяризации науки через распространение итогового продукта работы школьников в социальных сетях, с целью формирования у учеников определенных компетенций. Идея проекта заключается в создании школьниками совместно с педагогами ситуационно-постановочных задач, на основе классических литературных произведениях великого фантаста Жюля Верна. В образовательном процессе будет осуществляться не только изучение теоретического материала, но и активная работа с большим объемом заданий, носящих практико-ориентированный характер.
В постановочной задаче ученики проигрывают ситуацию, создают модель или воспроизводят ее разными способами, при этом анализируя предметную составляющую представленной ситуации, проводя исследования и расчеты рассматриваемой задачи для выяснения достоверности описанных в тексте событий. В результате деятельности школьников в неформальной обстановке, во время подготовки к съемкам, ученики будут изучать материал, погружаться в него. Конечный продукт деятельности учащихся можно использовать в таком формате для того, чтобы произвести некого рода рекламу в социальных сетях, организовать общение (организация сетевого общения) и таким образом популяризировать науку. Это и является актуальностью данной работы.
Проходя в 2020-2021 учебном году педагогическую интернатуру в школе №27 г. Красноярска мы были привлечены к деятельности в рамках проекта, направленной на решение проблемы, заключающейся в отсутствии достаточного количества методических рекомендаций для учителя организации основных видов деятельности учащихся в реализуемой модели интеграции общего и дополнительного образования.
Целью выпускной квалификационной работы является создание методических рекомендаций для учителя по организации дополнительного образования по физике учащихся основной школы на основе ситуационно-постановочных задач.
Объект исследования: процесс обучения физике в основной школе.
Предмет исследования: организация внеурочной деятельности по физике с использованием ситуационно-постановочных задач.
Гипотеза исследования:
Если в процессе организации внеурочной деятельности по физике использовать разработанные методические рекомендации, то в процессе этой деятельности будет наблюдаться заметное повышение активности обучающихся в освоении содержания учебного предмета “физика”.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать литературу, описывающую интеграцию основного и дополнительного образования с учетом требований ФГОС.
2) Определить требования к содержанию и структуре ситуационно-постановочных задач, а также подходы к их конструированию.
3) Описать этапы организации деятельности школьников в процессе обучения физике.
4) Составить рекомендации по организации деятельности школьников в процессе внеурочной деятельности по физике на основе ситуационно-постановочной задачи.
5) Проверить эффективность описанной модели деятельности учащихся для повышения активности в процессе обучения физике.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- теоретические - поиск, изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
- эмпирические - наблюдение за деятельностью учащихся и анализ собранных данных с целью диагностики уровня активности учащихся в процессе обучения физике;
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в практику методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности учащихся на основе ситуационно-постановочных задач, с целью развития коммуникативных умений и повышению уровня активности учащихся основной школы в процессе обучения физике.
Результаты работы были представлены на Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА XXI ВЕКА: ФИЗИКА, ИНФОРМАТИКА И ТЕХНОЛОГИЯ В СМАРТ-МИРЕ», тема доклада: «Организация дополнительного образования по физике учащихся основной школы на основе ситуационно-постановочных задач» (от 18 мая 2021 года, г. Красноярск).
В результате выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
- проанализирована литература, описывающая интеграцию основного и дополнительного образования с учетом требований ФГОС.
- определены требования к содержанию и структуре ситуационно-постановочных задач, а также подходы к их конструированию.
- описаны этапы организации деятельности школьников в процессе обучения физике.
- составлены методические рекомендации по организации деятельности школьников в процессе внеурочной деятельности по физике на основе ситуационно-постановочной задачи.
- проверена эффективность описанной модели деятельности учащихся для повышения активности в процессе обучения физике.
При наблюдении за степенью активности учащихся и их уровнем развития умений и компетенций, которыми должен обладать обучающийся, мы совершили анализ полученных результатов и пришли к выводу: умения и активность учащихся развиты на недостаточном уровне в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Проведенное исследование показало, что если внедрить в обучение физике описанную модель организации деятельности учащихся на основе ситуационно-постановочных задач, то мы будем наблюдать рост активности и развитие умений, в том числе компетенций, современных школьников во время процесса обучения физике.
Результаты и материалы проведенного исследования могут быть использованы в учебном процессе средней образовательной организации на занятиях по физике с целью повышения активности учащихся в процессе обучения физике.
Учитывая тот факт, что педагогический эксперимент проводился только в двух классах, то представленная модель организации деятельности учащихся на основе ситуационно-постановочной задачи по физике не была в полной мере апробирована на большом количестве учащихся, то можно считать результаты относительно субъективными. В связи с чем, исследование будет продолжаться в рамках трех годичного проекта под названием «Образовательный процесс для формирования и развития у обучающихся предпринимательских компетенций в условиях интеграции общего и дополнительного образования», а также при моей самостоятельной работе в школе в качестве учителя физики.
Подводя итоги проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Во внеурочной деятельности по физике реализовать формирование и развитие коммуникативных умений, а также повышение активности учащихся, возможно через многосторонний процесс, отличающийся сложностью и большим разнообразием тонкостей системного подхода.
2. Представленные задачи успешно задействованы во время внеурочной деятельности учащихся основной школы в процессе обучения физике и изначально были направлены на формирование и развитие коммуникативных умений, в том числе на повышение активности учащихся.
3. Исследования, проведенные до и после внедрения разработанных ситуационно-постановочных задач, показали, что у учащихся наблюдается заметное повышение эффективности в развитии коммуникативных умений, а также в активности во время внеурочной деятельности обучения физике. Полученные результаты могут быть применимы в учебном процессе по физике основной школы.
Поднятая проблема развития коммуникативных умений и повышения активности учащихся во внеурочной деятельности в процессе обучения физики имеет перспективное направление, в плане исследования влияния вышесказанного на процесс формирования личностных, регулятивных и предметных умений.
- проанализирована литература, описывающая интеграцию основного и дополнительного образования с учетом требований ФГОС.
- определены требования к содержанию и структуре ситуационно-постановочных задач, а также подходы к их конструированию.
- описаны этапы организации деятельности школьников в процессе обучения физике.
- составлены методические рекомендации по организации деятельности школьников в процессе внеурочной деятельности по физике на основе ситуационно-постановочной задачи.
- проверена эффективность описанной модели деятельности учащихся для повышения активности в процессе обучения физике.
При наблюдении за степенью активности учащихся и их уровнем развития умений и компетенций, которыми должен обладать обучающийся, мы совершили анализ полученных результатов и пришли к выводу: умения и активность учащихся развиты на недостаточном уровне в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Проведенное исследование показало, что если внедрить в обучение физике описанную модель организации деятельности учащихся на основе ситуационно-постановочных задач, то мы будем наблюдать рост активности и развитие умений, в том числе компетенций, современных школьников во время процесса обучения физике.
Результаты и материалы проведенного исследования могут быть использованы в учебном процессе средней образовательной организации на занятиях по физике с целью повышения активности учащихся в процессе обучения физике.
Учитывая тот факт, что педагогический эксперимент проводился только в двух классах, то представленная модель организации деятельности учащихся на основе ситуационно-постановочной задачи по физике не была в полной мере апробирована на большом количестве учащихся, то можно считать результаты относительно субъективными. В связи с чем, исследование будет продолжаться в рамках трех годичного проекта под названием «Образовательный процесс для формирования и развития у обучающихся предпринимательских компетенций в условиях интеграции общего и дополнительного образования», а также при моей самостоятельной работе в школе в качестве учителя физики.
Подводя итоги проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Во внеурочной деятельности по физике реализовать формирование и развитие коммуникативных умений, а также повышение активности учащихся, возможно через многосторонний процесс, отличающийся сложностью и большим разнообразием тонкостей системного подхода.
2. Представленные задачи успешно задействованы во время внеурочной деятельности учащихся основной школы в процессе обучения физике и изначально были направлены на формирование и развитие коммуникативных умений, в том числе на повышение активности учащихся.
3. Исследования, проведенные до и после внедрения разработанных ситуационно-постановочных задач, показали, что у учащихся наблюдается заметное повышение эффективности в развитии коммуникативных умений, а также в активности во время внеурочной деятельности обучения физике. Полученные результаты могут быть применимы в учебном процессе по физике основной школы.
Поднятая проблема развития коммуникативных умений и повышения активности учащихся во внеурочной деятельности в процессе обучения физики имеет перспективное направление, в плане исследования влияния вышесказанного на процесс формирования личностных, регулятивных и предметных умений.



