Организация исследовательской деятельности на уроках физики в дистанционном формате обучения
|
Оглавление Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики 7
1.1. Понятие и сущность исследовательской деятельности 7
1.2. Особенности организации исследовательской деятельности учащихся
при обучении физике в основной школе 17
1.3. Возможности и проблемы организации исследовательской
деятельности учащихся при дистанционном обучении физике 27
Глава 2. Методика организации исследовательской деятельности учащихся при дистанционном обучении физике в 7 классе 34
2.1. Использование цифровых платформ и онлайн-сервисов для создания
интерактивных учебных заданий исследовательского характера 34
2.2. Домашняя лаборатория как форма организации исследовательской
деятельности учащихся при дистанционном обучении физике 53
2.3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной
методики на базе МБОУ «СОШ №20» г. Черногорска 70
Заключение 77
Приложение 86
Глава 1. Теоретические основы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики 7
1.1. Понятие и сущность исследовательской деятельности 7
1.2. Особенности организации исследовательской деятельности учащихся
при обучении физике в основной школе 17
1.3. Возможности и проблемы организации исследовательской
деятельности учащихся при дистанционном обучении физике 27
Глава 2. Методика организации исследовательской деятельности учащихся при дистанционном обучении физике в 7 классе 34
2.1. Использование цифровых платформ и онлайн-сервисов для создания
интерактивных учебных заданий исследовательского характера 34
2.2. Домашняя лаборатория как форма организации исследовательской
деятельности учащихся при дистанционном обучении физике 53
2.3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной
методики на базе МБОУ «СОШ №20» г. Черногорска 70
Заключение 77
Приложение 86
Одной из приоритетных задач современного образования является обеспечение готовности педагога к работе в постоянно изменяющихся условиях. В современных реалиях педагогам пришлось столкнуться с новой формой организации учебного процесса, так в период пандемии многие школы были вынуждены перейти на дистанционное обучение. Отличительной особенностью такого вида обучения является перенос традиционного очного образовательного процесса на удаленный формат с использованием различных ИКТ-технологий и возможностей сети Интернет. Но несмотря на то, что взаимодействие учеников и учителя осуществляется на расстоянии, оно отражает все присущие учебному процессу компоненты, в том числе интерактивность и обратную связь.
Физика является экспериментальной наукой, построенной на основных методах научного познания и напрямую связанной с исследовательской деятельностью. Однако практика обучения показывает, что у учащихся основной школы достаточно слабо сформированы навыки исследовательской деятельности, что в конечном итоге сказывается на их способности применять полученные теоретические знания на практике. Кроме того, организация исследовательской деятельности при изучении физики значительно усложняется при переходе в дистанционный формат, т.к. требует совершенно нового подхода к обучению в целом.
Учитывая все вышеперечисленные факты, можно понять, что проблема эффективной организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате - достаточно актуальна и требует пересмотра привычного нам традиционного подхода к обучению физике.
Проблема исследования: как эффективно организовать исследовательскую деятельность учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения?
Степень научной разработанности темы. Анализ научно-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблеме организации исследовательской деятельности учащихся основной школы посвящены работы таких известных педагогов, как А. С. Обухова, М. И. Скаткина, В. А. Сластенина и др. Особое внимание в педагогике уделяется организации исследовательской деятельности на уроках физики. Данная проблематика нашла широкое отражение в трудах Л. И. Клягиной, А. С. Кашицина, М. Г. Лебедевой, И. В. Литовко, О. А. Харитоновой и др.
Полученные данные, позволяют говорить о достаточно высоком уровне теоретической разработанности исследуемой темы с точки зрения её отдельных аспектов. Однако недостаточная теоретическая и практическая изученность проблемы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения обосновывает выбор объекта, предмета, целей и задач исследования.
Объект исследования: самостоятельная исследовательская деятельность учащихся.
Предмет исследования: процесс организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать методику организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения, опытно-экспериментальным путем подтвердить эффективность её реализации.
Гипотеза исследования состоит в том, что организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения будет наиболее эффективна, если:
1. При проведении уроков будут использоваться цифровые образовательные платформы и онлайн-сервисы для создания интерактивных учебных заданий исследовательского характера;
2. В качестве домашнего задания будет использоваться «Домашняя лаборатория», представляющая собой специально разработанный комплекс экспериментальных заданий исследовательского характера;
3. Преподаватели будут использовать предложенные методические рекомендации по организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в дистанционном формате обучения физике.
Достижение выдвинутой цели обусловило необходимость решения следующих задач:
1. определить степень изученности проблемы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения и ознакомиться с литературой по теме исследования;
2. раскрыть понятие «исследовательской деятельности» и выделить ее наиболее характерные особенности;
3. теоретически обосновать проблемы организации
исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения;
4. разработать и апробировать методику организации исследовательской деятельности учащихся 7-х классов на уроках физики в дистанционном формате обучения.
Методологическую основу исследования составляют системно-деятельностный (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.), личностно-ориентированный (В. С. Ильин, В. В. СериковИ. С. Якиманскаяи др.) и компетентностный (И. А. Зимняя А. В. Хуторской и др.) подходы.
Теоретической базой исследования являются следующие методики:
- философские и психолого-педагогические концепции развития личности в деятельности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.);
теоретические концепции познавательной самостоятельности учащихся (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.);
- идеи гуманистической, личностно-ориентированной педагогики(В.А. Сухомлинский, В. В. Сериков,И. С. Якиманская и др.);
- концепция организации исследовательской деятельности учащихся(А. С. Обухов, М. М. Фирсова и др.).
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования, моделирование гипотезы и проектирование результатов исследования.
Эмпирические методы: изучение и обобщение имеющегося педагогического опыта и нормативной документации по теме исследования, опрос, наблюдение, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Научная новизна исследования заключается в разработке авторской методики организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения.
Теоретическая значимость исследования: выявлены и научно обоснованы проблемы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы, разработанные в рамках исследования, будут способствовать эффективной организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения.
Апробация работы проводилась на базе МБОУ «СОШ №20» г. Черногорска. Основные результаты исследования будут опубликованы в материалах II Всероссийской научно-практической конференции «Образование и наука ХХ1 века: физика, информатика и технология в смарт мире» в рамках «ХХШ Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «МОЛОДЕЖЬ И НАУКА ХХ1 ВЕКА», тема доклада: «Домашняя лаборатория как форма организации исследовательской деятельности учащихся при дистанционном обучении физике» (от 24 мая 2022 года).
Физика является экспериментальной наукой, построенной на основных методах научного познания и напрямую связанной с исследовательской деятельностью. Однако практика обучения показывает, что у учащихся основной школы достаточно слабо сформированы навыки исследовательской деятельности, что в конечном итоге сказывается на их способности применять полученные теоретические знания на практике. Кроме того, организация исследовательской деятельности при изучении физики значительно усложняется при переходе в дистанционный формат, т.к. требует совершенно нового подхода к обучению в целом.
Учитывая все вышеперечисленные факты, можно понять, что проблема эффективной организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате - достаточно актуальна и требует пересмотра привычного нам традиционного подхода к обучению физике.
Проблема исследования: как эффективно организовать исследовательскую деятельность учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения?
Степень научной разработанности темы. Анализ научно-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблеме организации исследовательской деятельности учащихся основной школы посвящены работы таких известных педагогов, как А. С. Обухова, М. И. Скаткина, В. А. Сластенина и др. Особое внимание в педагогике уделяется организации исследовательской деятельности на уроках физики. Данная проблематика нашла широкое отражение в трудах Л. И. Клягиной, А. С. Кашицина, М. Г. Лебедевой, И. В. Литовко, О. А. Харитоновой и др.
Полученные данные, позволяют говорить о достаточно высоком уровне теоретической разработанности исследуемой темы с точки зрения её отдельных аспектов. Однако недостаточная теоретическая и практическая изученность проблемы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения обосновывает выбор объекта, предмета, целей и задач исследования.
Объект исследования: самостоятельная исследовательская деятельность учащихся.
Предмет исследования: процесс организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать методику организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения, опытно-экспериментальным путем подтвердить эффективность её реализации.
Гипотеза исследования состоит в том, что организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения будет наиболее эффективна, если:
1. При проведении уроков будут использоваться цифровые образовательные платформы и онлайн-сервисы для создания интерактивных учебных заданий исследовательского характера;
2. В качестве домашнего задания будет использоваться «Домашняя лаборатория», представляющая собой специально разработанный комплекс экспериментальных заданий исследовательского характера;
3. Преподаватели будут использовать предложенные методические рекомендации по организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в дистанционном формате обучения физике.
Достижение выдвинутой цели обусловило необходимость решения следующих задач:
1. определить степень изученности проблемы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения и ознакомиться с литературой по теме исследования;
2. раскрыть понятие «исследовательской деятельности» и выделить ее наиболее характерные особенности;
3. теоретически обосновать проблемы организации
исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения;
4. разработать и апробировать методику организации исследовательской деятельности учащихся 7-х классов на уроках физики в дистанционном формате обучения.
Методологическую основу исследования составляют системно-деятельностный (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.), личностно-ориентированный (В. С. Ильин, В. В. СериковИ. С. Якиманскаяи др.) и компетентностный (И. А. Зимняя А. В. Хуторской и др.) подходы.
Теоретической базой исследования являются следующие методики:
- философские и психолого-педагогические концепции развития личности в деятельности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.);
теоретические концепции познавательной самостоятельности учащихся (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.);
- идеи гуманистической, личностно-ориентированной педагогики(В.А. Сухомлинский, В. В. Сериков,И. С. Якиманская и др.);
- концепция организации исследовательской деятельности учащихся(А. С. Обухов, М. М. Фирсова и др.).
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования, моделирование гипотезы и проектирование результатов исследования.
Эмпирические методы: изучение и обобщение имеющегося педагогического опыта и нормативной документации по теме исследования, опрос, наблюдение, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Научная новизна исследования заключается в разработке авторской методики организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения.
Теоретическая значимость исследования: выявлены и научно обоснованы проблемы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы, разработанные в рамках исследования, будут способствовать эффективной организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения.
Апробация работы проводилась на базе МБОУ «СОШ №20» г. Черногорска. Основные результаты исследования будут опубликованы в материалах II Всероссийской научно-практической конференции «Образование и наука ХХ1 века: физика, информатика и технология в смарт мире» в рамках «ХХШ Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «МОЛОДЕЖЬ И НАУКА ХХ1 ВЕКА», тема доклада: «Домашняя лаборатория как форма организации исследовательской деятельности учащихся при дистанционном обучении физике» (от 24 мая 2022 года).
Основой ФГОС ООО на сегодняшний день является системно-деятельностный и компетентностный подходы, эффективная реализация которых возможна за счет активного внедрения в учебный процесс исследовательской деятельности.
Под исследовательской деятельностью принято понимать целенаправленную активность субъекта, связанную с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и включающую в себя основные этапы проведения научного исследования: постановку проблемы, целей и задач, изучение литературы по теме исследования, подбор различных методик исследования и практическое овладение ими, сбор, систематизация и анализ полученного материала, его обобщение, а также формулирование выводов по проделанной работе.
Физика играет важную роль в образовательном процессе, т.к. позволяет сформировать у учащихся основу научного мировоззрения, а также подготовить их к жизни в современном мире. При этом особое внимание при изучении физики уделяется исследовательской деятельности, позволяющей учащимся овладеть основными методами научного познания, а также способствовать развитию их творческого потенциала и умению применять теоретические знания на практике. Однако организация исследовательской деятельности учащихся на уроках физики значительно усложняется с переходом на дистанционный формат обучения.
Безусловно, на сегодняшний день разработано огромное количество цифрового образовательного контента. Однако прослеживается явное противоречие между необходимостью организации качественных уроков физики в дистанционном формате обучения, учитывающих исследовательский характер дисциплины, с имеющимся техническим и методическим обеспечением данного процесса обучения на практике.
Именно поэтому целью данной работы является разработка и теоретическое обоснование методики организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения, а также опытно-экспериментальная проверка эффективности её реализации.
В соответствии с целью были решены следующие задачи:
1. определена степень изученности проблемы на основе ознакомления с научно-методической литературой по теме исследования;
2. раскрыто понятие «исследовательской деятельности» и выделены ее наиболее характерные особенности;
3. теоретически обоснованы проблемы организации
исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения;
4. разработана и апробирована методика организации
исследовательской деятельности учащихся 7-х классов на уроках физики в дистанционном формате обучения.
Важность данной работы заключалась в разработке методики организации исследовательской деятельности учащихся при дистанционном обучении физики за счет использования цифровых образовательных ресурсов, в том числе различных платформ и онлайн-сервисов, а также создании на их основе интерактивных заданий исследовательского характера. Особое место при реализации данной методики занимало внедрение в учебный процесс домашней лаборатории по физики, включающей в себя специально разработанные экспериментальные задания исследовательского характера.
Проведенный на базе МБОУ «СОШ №20» г. Черногорска педагогический эксперимент показал, что разработанная методика организации исследовательской деятельности учащихся при дистанционном обучении физики оказалась действительно эффективной. При этом результаты входного и заключительного тестирования показали, что предложенная методика обеспечивает повышение уровня сформированности исследовательской компетенции учащихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной - на 22%.
Под исследовательской деятельностью принято понимать целенаправленную активность субъекта, связанную с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и включающую в себя основные этапы проведения научного исследования: постановку проблемы, целей и задач, изучение литературы по теме исследования, подбор различных методик исследования и практическое овладение ими, сбор, систематизация и анализ полученного материала, его обобщение, а также формулирование выводов по проделанной работе.
Физика играет важную роль в образовательном процессе, т.к. позволяет сформировать у учащихся основу научного мировоззрения, а также подготовить их к жизни в современном мире. При этом особое внимание при изучении физики уделяется исследовательской деятельности, позволяющей учащимся овладеть основными методами научного познания, а также способствовать развитию их творческого потенциала и умению применять теоретические знания на практике. Однако организация исследовательской деятельности учащихся на уроках физики значительно усложняется с переходом на дистанционный формат обучения.
Безусловно, на сегодняшний день разработано огромное количество цифрового образовательного контента. Однако прослеживается явное противоречие между необходимостью организации качественных уроков физики в дистанционном формате обучения, учитывающих исследовательский характер дисциплины, с имеющимся техническим и методическим обеспечением данного процесса обучения на практике.
Именно поэтому целью данной работы является разработка и теоретическое обоснование методики организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения, а также опытно-экспериментальная проверка эффективности её реализации.
В соответствии с целью были решены следующие задачи:
1. определена степень изученности проблемы на основе ознакомления с научно-методической литературой по теме исследования;
2. раскрыто понятие «исследовательской деятельности» и выделены ее наиболее характерные особенности;
3. теоретически обоснованы проблемы организации
исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения;
4. разработана и апробирована методика организации
исследовательской деятельности учащихся 7-х классов на уроках физики в дистанционном формате обучения.
Важность данной работы заключалась в разработке методики организации исследовательской деятельности учащихся при дистанционном обучении физики за счет использования цифровых образовательных ресурсов, в том числе различных платформ и онлайн-сервисов, а также создании на их основе интерактивных заданий исследовательского характера. Особое место при реализации данной методики занимало внедрение в учебный процесс домашней лаборатории по физики, включающей в себя специально разработанные экспериментальные задания исследовательского характера.
Проведенный на базе МБОУ «СОШ №20» г. Черногорска педагогический эксперимент показал, что разработанная методика организации исследовательской деятельности учащихся при дистанционном обучении физики оказалась действительно эффективной. При этом результаты входного и заключительного тестирования показали, что предложенная методика обеспечивает повышение уровня сформированности исследовательской компетенции учащихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной - на 22%.
Подобные работы
- Организация внеучебной деятельности по физике для обучающихся
основной школы в условиях дистанционного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ К ПРОДОЛЖЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА НА ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА ДЕМОНСТРАЦИОННОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА «МАЯТНИК ГОРЕЛИКА»
Магистерская диссертация, физика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2018 - Особенности организации и проведения дистанционных школьных олимпиад в Китае
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2018 - ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - ONLINE ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2022



