Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация исследовательской деятельности на уроках физики в дистанционном формате обучения

Работа №157069

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2022
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики 7
1.1. Понятие и сущность исследовательской деятельности 7
1.2. Особенности организации исследовательской деятельности учащихся
при обучении физике в основной школе 17
1.3. Возможности и проблемы организации исследовательской
деятельности учащихся при дистанционном обучении физике 27
Глава 2. Методика организации исследовательской деятельности учащихся при дистанционном обучении физике в 7 классе 34
2.1. Использование цифровых платформ и онлайн-сервисов для создания
интерактивных учебных заданий исследовательского характера 34
2.2. Домашняя лаборатория как форма организации исследовательской
деятельности учащихся при дистанционном обучении физике 53
2.3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной
методики на базе МБОУ «СОШ №20» г. Черногорска 70
Заключение 77
Приложение 86


Одной из приоритетных задач современного образования является обеспечение готовности педагога к работе в постоянно изменяющихся условиях. В современных реалиях педагогам пришлось столкнуться с новой формой организации учебного процесса, так в период пандемии многие школы были вынуждены перейти на дистанционное обучение. Отличительной особенностью такого вида обучения является перенос традиционного очного образовательного процесса на удаленный формат с использованием различных ИКТ-технологий и возможностей сети Интернет. Но несмотря на то, что взаимодействие учеников и учителя осуществляется на расстоянии, оно отражает все присущие учебному процессу компоненты, в том числе интерактивность и обратную связь.
Физика является экспериментальной наукой, построенной на основных методах научного познания и напрямую связанной с исследовательской деятельностью. Однако практика обучения показывает, что у учащихся основной школы достаточно слабо сформированы навыки исследовательской деятельности, что в конечном итоге сказывается на их способности применять полученные теоретические знания на практике. Кроме того, организация исследовательской деятельности при изучении физики значительно усложняется при переходе в дистанционный формат, т.к. требует совершенно нового подхода к обучению в целом.
Учитывая все вышеперечисленные факты, можно понять, что проблема эффективной организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате - достаточно актуальна и требует пересмотра привычного нам традиционного подхода к обучению физике.
Проблема исследования: как эффективно организовать исследовательскую деятельность учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения?
Степень научной разработанности темы. Анализ научно-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблеме организации исследовательской деятельности учащихся основной школы посвящены работы таких известных педагогов, как А. С. Обухова, М. И. Скаткина, В. А. Сластенина и др. Особое внимание в педагогике уделяется организации исследовательской деятельности на уроках физики. Данная проблематика нашла широкое отражение в трудах Л. И. Клягиной, А. С. Кашицина, М. Г. Лебедевой, И. В. Литовко, О. А. Харитоновой и др.
Полученные данные, позволяют говорить о достаточно высоком уровне теоретической разработанности исследуемой темы с точки зрения её отдельных аспектов. Однако недостаточная теоретическая и практическая изученность проблемы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения обосновывает выбор объекта, предмета, целей и задач исследования.
Объект исследования: самостоятельная исследовательская деятельность учащихся.
Предмет исследования: процесс организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать методику организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения, опытно-экспериментальным путем подтвердить эффективность её реализации.
Гипотеза исследования состоит в том, что организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения будет наиболее эффективна, если:
1. При проведении уроков будут использоваться цифровые образовательные платформы и онлайн-сервисы для создания интерактивных учебных заданий исследовательского характера;
2. В качестве домашнего задания будет использоваться «Домашняя лаборатория», представляющая собой специально разработанный комплекс экспериментальных заданий исследовательского характера;
3. Преподаватели будут использовать предложенные методические рекомендации по организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в дистанционном формате обучения физике.
Достижение выдвинутой цели обусловило необходимость решения следующих задач:
1. определить степень изученности проблемы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения и ознакомиться с литературой по теме исследования;
2. раскрыть понятие «исследовательской деятельности» и выделить ее наиболее характерные особенности;
3. теоретически обосновать проблемы организации
исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения;
4. разработать и апробировать методику организации исследовательской деятельности учащихся 7-х классов на уроках физики в дистанционном формате обучения.
Методологическую основу исследования составляют системно-деятельностный (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.), личностно-ориентированный (В. С. Ильин, В. В. СериковИ. С. Якиманскаяи др.) и компетентностный (И. А. Зимняя А. В. Хуторской и др.) подходы.
Теоретической базой исследования являются следующие методики:
- философские и психолого-педагогические концепции развития личности в деятельности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.);
теоретические концепции познавательной самостоятельности учащихся (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.);
- идеи гуманистической, личностно-ориентированной педагогики(В.А. Сухомлинский, В. В. Сериков,И. С. Якиманская и др.);
- концепция организации исследовательской деятельности учащихся(А. С. Обухов, М. М. Фирсова и др.).
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования, моделирование гипотезы и проектирование результатов исследования.
Эмпирические методы: изучение и обобщение имеющегося педагогического опыта и нормативной документации по теме исследования, опрос, наблюдение, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Научная новизна исследования заключается в разработке авторской методики организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения.
Теоретическая значимость исследования: выявлены и научно обоснованы проблемы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы, разработанные в рамках исследования, будут способствовать эффективной организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения.
Апробация работы проводилась на базе МБОУ «СОШ №20» г. Черногорска. Основные результаты исследования будут опубликованы в материалах II Всероссийской научно-практической конференции «Образование и наука ХХ1 века: физика, информатика и технология в смарт мире» в рамках «ХХШ Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «МОЛОДЕЖЬ И НАУКА ХХ1 ВЕКА», тема доклада: «Домашняя лаборатория как форма организации исследовательской деятельности учащихся при дистанционном обучении физике» (от 24 мая 2022 года).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основой ФГОС ООО на сегодняшний день является системно-деятельностный и компетентностный подходы, эффективная реализация которых возможна за счет активного внедрения в учебный процесс исследовательской деятельности.
Под исследовательской деятельностью принято понимать целенаправленную активность субъекта, связанную с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и включающую в себя основные этапы проведения научного исследования: постановку проблемы, целей и задач, изучение литературы по теме исследования, подбор различных методик исследования и практическое овладение ими, сбор, систематизация и анализ полученного материала, его обобщение, а также формулирование выводов по проделанной работе.
Физика играет важную роль в образовательном процессе, т.к. позволяет сформировать у учащихся основу научного мировоззрения, а также подготовить их к жизни в современном мире. При этом особое внимание при изучении физики уделяется исследовательской деятельности, позволяющей учащимся овладеть основными методами научного познания, а также способствовать развитию их творческого потенциала и умению применять теоретические знания на практике. Однако организация исследовательской деятельности учащихся на уроках физики значительно усложняется с переходом на дистанционный формат обучения.
Безусловно, на сегодняшний день разработано огромное количество цифрового образовательного контента. Однако прослеживается явное противоречие между необходимостью организации качественных уроков физики в дистанционном формате обучения, учитывающих исследовательский характер дисциплины, с имеющимся техническим и методическим обеспечением данного процесса обучения на практике.
Именно поэтому целью данной работы является разработка и теоретическое обоснование методики организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения, а также опытно-экспериментальная проверка эффективности её реализации.
В соответствии с целью были решены следующие задачи:
1. определена степень изученности проблемы на основе ознакомления с научно-методической литературой по теме исследования;
2. раскрыто понятие «исследовательской деятельности» и выделены ее наиболее характерные особенности;
3. теоретически обоснованы проблемы организации
исследовательской деятельности учащихся на уроках физики в дистанционном формате обучения;
4. разработана и апробирована методика организации
исследовательской деятельности учащихся 7-х классов на уроках физики в дистанционном формате обучения.
Важность данной работы заключалась в разработке методики организации исследовательской деятельности учащихся при дистанционном обучении физики за счет использования цифровых образовательных ресурсов, в том числе различных платформ и онлайн-сервисов, а также создании на их основе интерактивных заданий исследовательского характера. Особое место при реализации данной методики занимало внедрение в учебный процесс домашней лаборатории по физики, включающей в себя специально разработанные экспериментальные задания исследовательского характера.
Проведенный на базе МБОУ «СОШ №20» г. Черногорска педагогический эксперимент показал, что разработанная методика организации исследовательской деятельности учащихся при дистанционном обучении физики оказалась действительно эффективной. При этом результаты входного и заключительного тестирования показали, что предложенная методика обеспечивает повышение уровня сформированности исследовательской компетенции учащихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной - на 22%.



1. Баранников А. В. Содержание общего
образования:компетентностный подход / А. В. Баранников. - М.: ГУ ВШЭ, 2002 - 51 с.
2. Белько Е. Веселые научные опыты. Увлекательные эксперименты в домашних условиях. [Электронный ресурс]. / Е. Белько. - Режим доступа: https://www.labirint.rU/screenshot/goods/482356/1/
3. Выготский Л. С. Лекции по психологии: учеб. пособие / Л. С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005. - 1136 с.
4. Гальперштейн Л. Я. Занимательная физика. / Л. Я. Гальперштейн. - М.: РОСМЭН, 2000. - 120 с.
5. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. / Л. А. Горев - М.: Просвещение, 1985. - 180 с.
6. Гуноева Х. У. Формирование навыков исследовательской деятельности обучающихся при обучении физике / Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2016. №6. С. 10-16.
7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. / В. В. Давыдов. - М.: Просвещение, 1986. - 280 с.
8. Даминова Л. Ф. Исследовательская деятельность школьников на уроках физики в 7 классе / «Физико-математическое образование: проблемы и перспективы»: материалы. Елабуга, 2017. С. 102-105.
9. Дремова Е. В. Организация образовательного процесса в условиях дистанционного обучения / Учитель Алтая. 2020. №2. С.86-93.
10. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М.: Лотос, 2001. - 384 с.
11. Зимняя И. А., Шашенкова Е. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности / И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова. — Ижевск — Москва: Изд-во Удмуртского гос. ун-та, 2001. — 103 с.
12. Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В. С. Ильин. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
13. Кашицын А. С., Белов С. В., Безменов А.А. Развитие исследовательских умений учащихся на уроках физики / Инновации в образовании. 2013. №5. С. 76-80.
14. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. / М. В. Кларин - М.: Арена, 1994. - 222 с.
15. Клягина Л. И. Исследовательская деятельность при изучении физики / Педагогический поиск. 2012. №8. С. 21-23.
16. Коган Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования /Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию/ Под ред. А. В. Великановой. - Самара: Профи, 2001.- 243 с.
17. Корнеев А. Н., Толоконникова Е. В. Дистанционное обучение: будущее развития образования: учеб. пособие. М.: Мир науки, 2019. - 88 с.
18. Крицкая Д. И. Организация образовательного процесса в
условиях дистанционного обучения / Бизнес образование в экономике знаний. 2021. №3 С. 49-55.
19. Лаптева Н. С. Домашний эксперимент как средство повышении мотивации обучающихся / «Повышение качества образования в современных условиях»: материалы. Якутск, 2019. С. 213-215.
20. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. - 2004. - №5. - С. 3-12.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. -304 с.
22. Леонтович А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 33-37.
23. Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактической позиции / И. Я. Лернер. - М.: Педагогика. 1998. - 84 с.
24. Литовко И. В. Формирование исследовательских умений на уроках физики / «Физика: Фундаментальные и прикладные исследования, образование»: материалы. Благовещенск, 2021. С. 141-144.
25. Лобунова А. А. Применение инновационных технологий на
уроках физики - [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://multiurok.ru/files/statia-primenenie-innovatsionnykh-tekhnologii-na-u.html
26. Максимова А. А. Дистанционное взаимодействие с учащимися посредством виртуальной доски Padlet / «Дистанционное обучение: реалии и перспективы»: материалы СПб,2021. С. 105-108.
27. Мединцева, И. П. Компетентностный подход в образовании/ Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. - М.: Буки- Веди, 2012. С. 215-218.
28. Мелешкова Д. Н. Организация исследовательской деятельности на уроке физики / Наука через призму времени. 2019. №8. С. 115-118.
29. Мохов Д. Простая наука. Увлекательные опыты для детей. [Электронный ресурс]. / Д. Мохов. - Режим доступа:https://trinixy.ru/99841 -prostaya-nauka-kniga-dlya-lyuboznatelnyh-detey-i-ih-roditeley.html;
30. Мягкая С. Н. Экспериментально-исследовательская деятельность
на уроках физики как средство повышения познавательной деятельности обучающихся 7-9-х классов / «Педагогика сегодня: проблемы и
решения»:материалы. СПб, 2020. С. 6-8.
31. Национальная педагогическая энциклопедия. Словарь ключевых
определений [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http s: //didacts .ru/termin/innovacij a. html
32. Обухов, А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / Народное образование. 2004. №2. С. 146-148.
33. Опросник для учащихся «Умеете ли Вы...» по Муравьеву Е.М.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://psihdocs.ru/programma-
perepodgotovki-uchitele-nachalenih-klassov.html?page=22
34. Покровский С. Ф. Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике / С. Ф. Покровский. - М.: Изд-во Акад.пед. наук РСФСР, 1951. - 216 с.
35. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 487 с.
36. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1976. - 424 с.
37. Румбешта Е. А., Козлова Г. М. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках физики / Развитие мышления в процессе обучения физике. 2010. №1. С. 99-103.
38. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. - М.: Просвещение, 2006. - 434 с.
39. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. - М.: Логос, 1999. - 272 с.
40. Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие / под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
41. Старцев Ю. К. Переход к дистанционному преподаванию физики: успехи и проблемы в начале пути / «Дистанционное обучение: актуальные вопросы»: материалы. Чебоксары, 2020. С. 57-59.
42. Скаткин М. А. Дидактика средней школы / М. А. Скаткин. - М.: Просвещение, 1975. - 216 с.
43. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований: в помощь настоящему исследователю / М. Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1986. - 116 с.
44. Суханик О. А. Организация исследовательской деятельности школьников на уроках физики / MODERNSCIENCE. - 2021. №12. С. 290-293.
45. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - М.: Концептуал, 2016. - 332 с.
46. ТарасенкоН. В. LearningApps-эффективный инструмент
организации групповой работы с учащимися в дистанционной форме / «Дистанционное обучение: реалии и перспективы»: материалы СПб, 2021. С. 175-177.
47. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии / Е. В. Тяглова. - М.: Глобус, 2008, 254с.
48. Филатова Л. О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования // Дополнительное образование. 2005. № 7. С. 9-11.
49. Фирсова М. М. Исследовательская деятельность учащихся гимназии / М. М. Фирсова. - М.: Педагогика. №8. С.24-26.
50. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об образовании в Российской Федерации"[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_140174/
51. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №287[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/401433920/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#block 1000
52. Харитонова О. А. Организация исследовательской деятельности и развитие учебно-исследовательских умений учащихся на уроке физики / Эксперимент и инновации в школе. 2009. №4. С. 74-80.
53. Хуторской А. В. Современная дидактика: учеб. для вузов. - М.: Высшая школа, 2007. 639 с.
54. Хуторской A.B. Компетентностный подход в школе: от проектирования к реализации // Диалог культур и партнерство цивилизаций: VIII Международные Лихачевские научные чтения. - СПб.: Изд-во СПб ГУП, 2008. - С.456-458.
55. Эльконин Д. Б., Давыдов В. В. Возрастные возможности усвоения знаний (Младшие классы) / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1966. - 442 с;
56. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения /Вопросы психологии. 1995. №2. С. 31-41.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ