Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ

Работа №157065

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы110
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 16
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИРОДООХРАННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ 22
1.1. Экологическое образование и воспитание учащихся сельских школ как педагогическая проблема 22
1.2. Природосберегающая деятельность учащихся как необходимое условие экологического образования 34
ГЛАВА II. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИРОДООХРАННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ 48
2.1. Современное состояние природоохранной деятельности школьного экологического образования на селе 48
2.2. Содержание и методическое обеспечение природоохранной деятельности учащихся в условиях сельского социума 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 105


Ухудшение экологической ситуации стало планетарной проблемой. Низкая эмоциональная культура, «экологическое невежество» все чаще приводят к безответственным, экологически неграмотным и волюнтаристским решениям в сфере природопользования. В условиях экологического кризиса нельзя представить полноценного учебного процесса в школе без природоохранной экологической деятельности учащихся.
Воспитанников нужно убедить в необходимости бережного отношения к природе, которое интегрирует чувства, знания, экологически целесообразные поступки [20, 13]. Только сплав знаний и убеждений дают правильную ценностную позицию относительно природы и переходят в соответствующую поведенческую программу. Сохранение окружающей среды - одна из самых острых проблем современности. Важным звеном в системе экологического воспитания является школа. Умению любить, оберегать и приумножать богатства природы нужно учить с раннего детства.
Воспитание детей средствами природы всегда беспокоило педагогическую мысль. Классики западноевропейской прогрессивной педагогики именно природу считали важным фактором воспитания детей. Мнение приоритета природного фактора воспитания доказана в трудах В.А. Сухомлинского. Выдающийся педагог важное значение придавал природе как средству физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания. Общение с природой, по мнению В.А. Сухомлинского, - средство формирования высоких нравственных качеств. Красота, считал педагог, - это кровь и плоть человечности, добрых чувств, сердечного отношения [46]. Действительно, красота природы вдохновляет детей творить добро, помогать ей, помогать взрослым решать важные проблемы экологии.
Острота экологического кризиса, необходимость улучшения состояния окружающей среды обусловливают объективную потребность в повышении экологической культуры населения, подготовке подрастающего поколения к гармоничному сосуществованию с природой, рационального использования и воспроизводства ее богатств, сохранения окружающей среды.
Сельская школа в настоящее время остро переживает «кризис села» который усугубляет проблемы педагогического процесса (кадровые проблемы, низкая информационная насыщенность процесса общения и др.). Среди направлений совершенствования работы сельской школы продуктивным является организация природоохранной экологической деятельности учащихся. Целесообразность выбора природоохранной экологической деятельности школьников в качестве направления оптимизации жизнедеятельности сельской школы обусловлена близостью сельского школьника к природе, особенностями восприятия окружающей среды, свойственной жителю деревни, а также наличием необходимых условий для ее осуществления [25].
Исходя из вышесказанного мы определили тему нашего исследования - «Организация природоохранной экологической деятельности учащихся в сельских школах».
Объект исследования: процесс формирования природоохранной деятельности учащихся в условиях сельского социума.
Предмет исследования: природоохранная экологическая деятельность учащихся сельских школ.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность организации природоохранной деятельности учащихся сельских школ.
Задачи исследования:
1. Изучить содержание, структуру, педагогические условия природоохранной экологической деятельности сельских школьников в педагогической и методической литературе.
2. Выявить современное состояние проблемы организации природоохранной деятельности в практике школьного экологического образования на селе.
3. Разработать программу организации природоохранной деятельности учащихся сельской школы и внедрить ее в практику работы МБОУ «Первоманская СШ».
4. Разработать рекомендации общепедагогического характера для учителей биологии, экологии, химии, географии, физики, а также педагогам дополнительного образования по организации природоохранной деятельности учащихся в условиях сельской школы.
Гипотеза исследования: организация природоохранной экологической деятельности у учащихся сельской школы будет успешной, если
- раскрыты структура и содержание природоохранной деятельности учащихся сельской школы;
- выявлены и обоснованы педагогические условия организации природоохранной деятельности;
- разработана на этой основе модель ее организации.
Теоретико-методологические основами исследования выступают теории и концепции:
- теория взаимодействия общества и природы (В.И. Вернадский, Э.П. Гирусов, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев и др.);
- теория деятельностной сущности человека (Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн и др.) и общепсихологическая теория мышления (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров и др.);
- концепции экологического образования и воспитания (С.В. Алексеев, А.А. Вербицкий, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Гайсин, Б.Т. Лихачев, Л.В. Моисеева, Г.В. Мухаметзянова, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегина и др.);
- концепция экосистемы как формы организации живого и неживого на планете, биосфероцентрические представления о геологической рож живого вещества, о ноосфере как квазиустойчивом состоянии биосферы, которое формируется в результате развития мирового сообщества (В.И. Вернадский, А.М. Гиляров, Н.Н. Моисеев, Ю. Одум, А. Тенсли);
- философские и педагогические положения о социальной обусловленности развития экологической культуры подрастающего поколения (Э.В. Гирусов, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов); этнопедагогические и этноэкологические идеи образования (К.Ш. Ахияров, Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова).
Для решения поставленных задач применялся комплекс теоретических, эмпирических и статистических методов исследования. Ведущими теоретическими методами явились: анализ и сравнение литературных источников по проблеме исследования, качественный анализ результатов эксперимента. Эмпирическими методами исследования выступали: анкетирование, беседа. количественная обработка результатов исследования выполнялась при помощи статистических методов.
Экспериментальная база исследования: учащиеся 2, 5, 8, 9 классов (85 чел) образовательной организаций МБОУ «Первоманская СШ» п. Первоманск Манского района Красноярского края.
Этапы опытно-экспериментальной работы.
На первом этапе (2017-2018 гг.) проводился подбор и анализ состояние проблемы исследования в психолого-педагогической, научно-педагогической и методической литературы литературе. На данном этапе была сформулирована тема исследования, обоснована актуальность исследования, определены предмет, объект, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза, разработана методика исследования.
На втором этапе (2017-2019 гг.) изучение состояние проблемы в соответствии с темой исследования, проведение анкетирования, разработка методов и проведение формирующего педагогического эксперимента с целью проверки гипотезы исследования в образовательном учреждении.
На третьем этапе (2019 г.) обработка, обобщение и оформление результатов эксперимента, написание текста диссертации, его корректировка.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные результаты исследования докладывались и обсуждались на педагогическом совете учителей (в течение 2017-2019 гг.), на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и ВУЗе» (8-10 ноября 2017 г.), на «Молодежь и наука XXI века» в рамках XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых (2018 г.), на XVIII Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика естественнонаучного образования: проблемы и перспективы» в рамках XX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых (23 апреля 2019 г.).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
разработана организационно-процессуальная программа организации природоохранной деятельности учащихся сельской школы на современном этапе развития общества;
определены критерии и уровневые показатели формирования экологической культуры сельских школьников;
выявлен и обоснован комплекс педагогических условий, средств и методов, способствующих формированию экологической культуры на основе междисциплинарного, краеведческого, личностно-деятельностного подходов;
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в экологической культуре сельских школьников посредством включения ценностно-ориентационного, интеллектуально-познавательного, деятельностно-творческого компонентов. Разработана программа организации природоохранной деятельности учащихся сельской школы, что дополняет современную теорию и практику экологического образования учащихся. Полученные результаты могут послужить совершенствованию основ взаимосвязи формирования экологической культуры и технологической подготовки.
Практическая значимость исследования заключается во внедрении в практику школьного образования в условиях сельского социума авторских методических рекомендаций, технологий обучения, а также опыта организации внеклассной природоохранной деятельности.
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (51 наименование) и приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенной работы мы пришли к следующим выводам:
• Природоохранная экологическая деятельность заключается в овладении обучающимися научными знаниями об окружающей среде, формировании знаний и умений исследовательского характера, понимание современных проблем окружающей среды. Основной целью экологического воспитания школьников средствами природоохранной деятельности является формирование экологической культуры школьников, которое не может быть осуществлено без использования принципа практической направленности, без понимания современных экологических проблем государства, осознание их важности, актуальности и универсальности, развитие личной ответственности за состояние окружающей среды на местном региональном, национальном и глобальном уровнях. Экологическое воспитание достигается путем решения образовательных, воспитательных и развивающих знаний, среди которых можно выделить
• Исследуя современное состояние проблемы организации природоохранной деятельности в практике школьного экологического образования на селе, анализируя отношение учащихся и педагогов к исследуемому вопросу был выявлен ряд проблем, которые влияют на организацию экологической природоохранной деятельности: недостаточная мотивация учеников для получения экологических знаний, почти отсутствует материально-техническая база большинства школ (отсутствие видеоматериалов, лабораторного оборудования, современного туристского снаряжения и т.д.), ограничена возможность для введения в учебно-воспитательный процесс спецкурсов экологической направленности, слабое освещение экологических проблем своей местности, невозможность реальной практики школьников в ознакомлении с ними, невозможность участия учеников в реальной природоохранной работе.
• В ходе практической части проведенного исследования была разработана программа и рекомендации по организации природоохранной деятельности учащихся сельской школы и внедрена в практику работы МБОУ «Первоманской СШ», которая позволила вовлечь учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, решить экологические проблемы, интегрировать и обобщить усилия всех сторон образовательного процесса на решение поставленных задач.



1. Апанасюк Л.А., Москаленко А.В. Проблематика социально-экологического образования //Туризм и гостеприимство сквозь призму инноваций. - 2018. С. 141-142.
2. Аргунова М.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития в средней школе: теория и практика //Москва. - 2010. С. 45.
3. Астраханцева И.В., Колесник А.И., Хайрутдинов Т.А. Поиск новых форм обучения как условие совершенствования экологического образования // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2018. - Т. 13. - №. 1. С. 12.
4. Бичева И.Б., Хижная А.В., Дряхлова О.В. Роль экологической компетентности педагога в профессиональной деятельности //State Counsellor. - 2019. - №. 1. С. 17.
5. Варагина М.А., Зуева А.А. Проблемы экологической безопасности в
России: //Фундаментальные и прикладные научные исследования:
актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2018. С. 206-208.
6. Васильева М.В., Мелихова Е.П., Скребнева А.В. Актуальные вопросы формирования экологического сознания студентов в процессе обучения //Наука и образование: новое время. - 2018. - №. 5. С. 557-560.
7. Волкова А.С. Экологическое воспитание школьников / А.С. Волкова / / - К., 1985. С. 46.
8. Волкова А.С. Экологическое воспитание школьников / Волкова А.С. - М.: Знание, 1985. С. 48.
9. Гагарин А.В. Воспитание природой / А.В. Гагарин. - М.: МГНПУ, 2000. С. 193.
10. Гринь С.А., Лосминская Э.А., Гончарова Д.С. Экологическое воспитание как первый шаг на пути к спасению планеты //Young. - 2018. - Т. 62. - №. 10. С. 78 - 83.
11. Губина Н.С., Минеев В.Е., Терентьев В.А. Экологическое образование современность и перспективы //М 75 Молодежь, устремленная в будущее: проблемы, интересы, перспективы. - 2018. - Т. 29. С. 25 - 29
12. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов н / Д: Феникс, 1996. С. 480.
13. Епхиева М.К., Райцев А.В. Социально - экологическое образование учащейся молодежи: проблемы и пути их рещения //Категория" социального" в современной педагогике и психологии. - 2018. С. 360-369.
14. Жесткова Н.А. Экологическое воспитание школьников в начальных классах-М //Педагогика. - 1972. С. 90 - 102.
15. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Развитие общего экологического образования в России на современном этапе //Россия в окружающем мире. - 2008. - №. 11. С. 144-170.
16. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция-новый планируемый результат экологического образования //Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2007. - №. 3. С. 3-8.
17. Зиятдинов Ш.Г. К понятиям экологическая культура и экологическое образование учащейся молодежи //Символ науки. - 2018. - №. 8. С. 25 - 30.
18. Зубарев А.Е. Основные направления научных исследований в области экологического образоания в России //Вестник Калужского университета. - 2018. - №. 2. С. 73-77.
19. Ивлева М.Л., Иноземцев В.А. Концепция устойчивого развития и формирование экологической парадигмы в общественном сознании. - 2018. С. 15 - 20.
20. Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Атрибутивные характеристики экологического образования //Добродеевские чтения-2018. - 2018. С. 215¬219.
21. Костенков П.П. Экологическое воспитание школьников: учеб.-метод. пособие //Барнаул: Алт. кн. изд-во. - 1990. С. 39 - 46.
22. Кудинова Г.Э. и др. Развитие экологического образования в целях устойчивого развития //Экология и природопользование: прикладные аспекты. - 2018. С. 188-192.
23. Кузнецова Е.С., Беспалова О.В. Особенности формирования экологической культуры студентов //Научно-исследовательская деятельность как фактор личностного и профессионального развития студентов. - 2018. С. 314-318.
24. Кузьмин В.П. Экологическая культура студентов, как основа безопасности жизнедеятельности //Человек и общество: современные проблемы безопасности. - 2018. С. 152-159.
25. Куприянова Г.В. Природоохранная деятельность в воспитательной системе сельской малочисленной школы : дис. - Ярославль : ГВ Куприянова, 1998. С. 105 - 116.
26. Лапша А.Н. Современные тенденции экологического образования / А.В. Локшина, Н.Г. Пустовит // Путь образования. - 1999. - № 2. С. 27-29.
27. Люленко С.А. Подготовка будущего учителя естественных дисциплин к природоохранной работы в общеобразовательной школе: Дис.. кандидата пед. наук: 13.00.04 / Люленко Светлана Александровна. - Умань, 2014. С. 200.
28. Макарова Е.А., Владыкина Ю.А. Педагогическая триада в эколого-дидактической модели формирования экологического сознания //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2018. - №. 3. С. 223.
29. Мальцева Е.А., Гончарова С.В. Формирование экологической личности как результат инновационной проектной деятельности //Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы. - 2018. С. 71.
30. Мамедов Н.М. Контекст экологического образования //Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития: РИО+ 20. - 2012. С. 11-24.
31. Мамешина А.С. Психологические условия развития экологического сознания старшеклассников в системе внешкольного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 19.00.07 / Мамешина А. С.; Институт педагогики и психологии профессионального образования АПН У. краины. - М., 2004. С. 25.
32. Мдивани М.О., Александрова Е.С., Сорокина С.С. Взаимосвязь экологического сознания и экологического поведения: особенности оценки взаимовлияний природы и человека //Акмеология. - 2018. - №. 1. С. 65.
33. Миронов А.В. Содержание экологического образования будущего учителя. - Издательство Казанского университета, 1989. С. 65 - 79.
34. Николаева С.Н., Рыжова Н.А. Экологическое образование для
устойчивого развития //Дошкольное воспитание. - 2018. - №. 1. С. 4-12.
35. Орешкина Т.А., Коняшкин В. А. Экологическое сознание и экологические дискурсы цивилизации //Ойкумена. Регионоведческие исследования. - 2018.
- №. 4. С. 133-144.
36. Османов М.Х. Некоторые проблемы экологического образования в России //Мир науки, культуры, образования. - 2018. - №. 6. С. 73.
37. Паламарчук В.А. Экономика природопользования / А. Паламарчук, П. И. Коренюк. - Запорожье: Изд-во «Дикое Поле», 2003. С. 3-17.
38. Панченко Е.Н., Панченко О. Л. Экологическая субъективность студентов: опыт исследования //Казанский вестник молодых учёных. - 2019. - Т. 3. - №. 2. С. 10 - 15.
39. Платонов Г.В. Диалектика взаимодействия общества и природы / Г.В. Платонов. - М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 94 - 101.
40. Попова Е.В., Воробьева Е.В. Формирование экологической культуры у младших школьников при реализации проекта «Красная книга моего края» //Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения. - 2018. С. 201-205.
41. Пустовит Н.А. Экологическое воспитание школьников в процессе обучения сельскохозяйственному труду //Автореф. дисс. канд. пед. наук. - 1988. С. 17 - 19.
42. Родыгина И.В. Гуманизация и гуманитаризация естественнонаучного образования школьников: Автореф. дис. на получение наук. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.02 «Теория и методика обучения» / И. В. Родыгина. - Луганск, 2000. С. 18.
43. Рыков Н.А. Охрана природы и школа / Рыков Н. А. - Л.: Лениздат, 1961. С. 28.
44. Симонова И.Н. Актуальность экологической культуры, образования и воспитания в технических вузах //Образование и наука в современном мире. Инновации. - 2018. - №. 1. С. 35-40.
45. Ситак Л.А., Побережная Е.Г. Формирование экологической культуры личности через развитие экологического сознания //Век качества. - 2018. - №. 2. С. 70 - 85.
46. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные произведения: В 5- ти т. - М., 1977. - Т. 3. С. 5-282.
47. Тихомиров Д.А. Экологическое сознание молодежи Москвы //Горизонты гуманитарного знания. - 2018. - №. 2. С. 45.
48. Ткачук И.В. Природоохранная работа в школе / И. В. Ткачук // Начальная школа. - 1971. - №9. С. 17 - 20.
49. Токарева М.А., Чеснокова Н.О. Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста как условие укрепления их психологического здоровья //Психологическая культура и психологическое здоровье в современных региональных системах образования. - 20. 19. С. 133-135.
50. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения / Константин Дмитриевич Ушинский. - М.: Просвещение, 1949.С. 418 с.
51. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский / / избранные педагогические произведения: в 2 т.-к. : Советов. шк., 1983. - Т. 1.С. 488.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ