Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 8
1.1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ . 8
1.2. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 15
1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ 22
1.4. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ 30
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 37
2.1. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ 37
ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 37
2. 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 41
ПО МАТЕМАТИКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ 41
2.3. АПРОБАЦИЯ РАЗРАБОТАННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время внеучебная деятельность становится обязательным элементом школьного образования, при этом она должна носить систематический массовый характер.
Необходимы такие внеучебные занятия, которые разнообразили бы учебную деятельность школьников и отличались от основных школьных уроков. Такой учебный предмет как математика, характеризуется жёстким отбором основ содержания, требованиями к подготовке учащихся на каждом этапе обучения, но с другой стороны содержание этого предмета можно преподнести совсем иначе, реализуя межпредметные связи и нетрадиционные подходы в обучении. Для большинства образовательных учреждений стоит вопрос: как именно организовать внеурочную деятельность? Для эффективности внеклассной деятельности, стоит разнообразить ее методы и формы, каждый год менять в соответствии с интересами учащихся, для всестороннего развития, как ученика, так и квалификации педагога.
Об этом говорится и в новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), в которых определены три группы требований: к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных); к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации образовательной программы [41]. В решении проблемы достижения этих результатов, особую роль может сыграть внеучебная деятельность: если предметные результаты достигаются преимущественно в процессе освоения учащимися школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, потребностей, интересов школьников - значение внеучебной деятельности гораздо выше, ведь именно она ставит своей целью, прежде всего, развитие личности обучающихся. В Законе Российской Федерации «Об образовании» в статье 7 сказано, что государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников школ независимо от форм получения образования [42].
Введение образовательных стандартов в школьную практику актуализировало решение вопросов, связанных с проектированием и реализацией образовательного процесса в формате ФГОС. В соответствии с требованиями ФГОС, предъявляемыми современной школе, обучение в ней должно ориентироваться на:
- формирование готовности у учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [41].
Все эти позиции представляют собой концептуальную основу внеучебной работы. Новые образовательные стандарты отвечают идеям современных подходов в обучении, которые определяют целевую ориентацию учебного процесса. Однако на практике это значение часто недооценивается, и внеучебная деятельность оказывается не включенной в школьные программы. В данной ситуации обнаруживается явное противоречие: с одной стороны, внеучебная деятельность предоставляет немалые возможности для всестороннего развития обучающихся, с другой - происходит недооценка этих возможностей и, как следствие, игнорирование роли внеучебной деятельности в формировании образовательных результатов в формате ФГОС.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена, приоритетами современной государственной образовательной политики, обозначенными в ряде стратегических документов (ФГОС, Закон РФ «Об образовании», Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА», Государственная программа РФ « Развитие образования », Национальная доктрина образования в Российской Федерации др.), и недостаточной готовностью школы к реализации данных требований.
Принципиальные основы организации и проведения внеклассной работы по математике были заложены в 30-е годы Б.Н.Делоне предложил продуманную систему работы со школьниками, сохранившуюся в основных чертах и поныне [33]. Основным звеном этой системы стали математические кружки, которые позволяли вести систематическую работу в течение всего учебного года. Самое активное участие в работе со школьниками принимали математики П.С.Александров, А.Н.Колмогоров, Л.А.Люстерник, В.А.Тартаровский и др.
Изучением внеурочной деятельности занимались такие ученые и педагоги прошлого и современности как Н.А. Бердяев, Д. Б. Григорьев, В. И. Казаренков, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский, В.А. Сластенин, С. Т. Шацкий, и др. [7, 15, 19, 23, 38, 49]. Они рассматривали некоторые формы внеклассной деятельности, как способ формирования познавательного интереса к предмету, развитие личности ребенка и самостоятельности.
Внеклассная деятельность по математике, особенности её содержания и специфика организации, имеет преимущественные возможности для привития любви к учению, интереса к знаниям. В.А.Сухомлинский подчеркивал, что в воспитании все главное и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока [39].
Однако, несмотря на то, что внеклассная деятельность и ее формы на сегодняшний день достаточно изучены и разработаны, но не в каждой современной российской школе уделяется достаточное внимание своевременности их реализации. Понимания роли внеклассной работы учителями, нередко бывает несколько упрощённым и не позволяет обогатить процесс обучения, из-за нехватки методических разработок внеурочной деятельности по математике.
Из вышесказанного можно выделить следующую проблему: недостаток разработанного методического обеспечения в процессе внеклассной работы учащихся в средней школе, для удовлетворения результатов ФГОС.
Цель данного исследования: разработать и апробировать методическое обеспечение внеучебной деятельности обучающихся 5-6 классов в процессе математической подготовки.
Объект данного исследования: процесс математической подготовки обучающихся 5-6 классов.
Предмет данного исследования: организация внеучебной работы учащихся 5-6 классов в процессе математической подготовки.
При решении поставленной проблемы мы исходили из гипотезы о том, что если в процессе внеклассной деятельности в 5-6 классах использовать специальную методику, то это будет способствовать повышению мотивации в обучении данного предмета и формированию личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи.
1) На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить основные современные тенденции в образовании;
2) Описать сущность внеучебной деятельности как педагогический феномен;
3) Разработать модель организации внеклассной деятельности учащихся 5-6 классов в процессе математической подготовки;
4) Разработать принципы отбора содержания внеучебной деятельности по математике;
5) Разработать методическое обеспечение и апробировать его в 5-6 классах.
Содержание выпускной квалификационной работы представлено во введении, двух главах, заключении и приложениях. Библиографический список насчитывает 51 источник.
В первой главе «Теоретические аспекты организации внеклассной деятельности учащихся в процессе математической подготовки» раскрывается сущность понятия «внеклассная деятельность», а так же рассматриваются формы организации внеклассной деятельности и психологические особенности учащихся младшего подросткового возраста. В ней представлена авторская модель организации внеучебной деятельности учащихся 5-6 классов в процессе математической подготовки.
Во второй главе «Методика организации внеучебной деятельности учащихся 5-6 классов в процессе математической подготовки» выявлены и описаны принципы отбора содержания внеучебной деятельности. Представлены методические разработки математического квеста и математической газеты, в условиях реализации внеурочной деятельности, описаны результаты опытно-экспериментальной работы.
Внеучебная деятельность является уникальным инструментом развития личности учащихся, действенным фактором образовательного процесса, способствующим развитию педагога и учащегося, формирующий интерес и уровень общественной культуры по математике. В современных исследованиях, посвященных проблеме организации внеурочной деятельности школьников по математике, нет достаточно полного и подробного описания способа ее реализации на практике. В ходе выполнения данного исследования были получены следующие результаты.
1) Проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература и выявлены основные современные тенденции в образовании.
2) Описана сущность внеучебной деятельности как педагогического феномена;
3) Разработана модель организации внеклассной деятельности учащихся 5-6 классов в процессе математической подготовки;
4) сформулированы основные принципы отбора содержания внеучебной деятельности и дана их краткая характеристика;
5) проведена апробация разработанного методического обеспечения на базе МАОУ «Лицей №6 Перспектива» в 5-6 классах. Внеурочные занятия были реализованы в соответствии с методическими рекомендациями, указанными в данной работе.
В итоге, можно сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза была частично подтверждена, для более точного подтверждения выдвинутой гипотезы необходимы дополнительные исследования, поскольку личностные, предметных и метапредметных образовательные результаты учащихся, формируются в ходе всего образовательного процесса.
1. Аванесов В. Основные направления модернизации российского
образования [Электронный ресурс]. URL: http://testolog.narod.ru/
Education71.html (дата обращения 12.02.2017)
2. Актуальные проблемы математического образования [Электронный ресурс]. URL: https://refdb.ru/look/1390846.html(дата обращения 2.02.2017)
3. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. М.: «Университет», 1990. 330 с.
4. Багишаев З. А Формирование стратегических векторов развития Российского образования // Вестник Оренбургского государственного университета scholar. 2004. №2. С. 42-50
5. Балк М. Б. Математика после уроков. М.: Просвещение, 1971. 462 с.
6. Бардиер Г.Л. «Тонкости психологической помощи детям». М.: Генезис, 2002. 135 с.
7. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Мысль, 1990. 240 с
8. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норинт, 2004. 1456 с.
9. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания. / Верзилин Н.М. М.: Просвещение, 1983. 311 с.
10. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь.
Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО. 1999. 345 с.
11. Глиэр. Р. О профессии композитора и воспитании молодежи // «Советская музыка», 1954. №8. С. 15.
12. Гомзякова Е.А. Принципы отбора содержания курса по выбору «Приложения нтегрального исчисления в естествознании» в системе профильной подготовки учащихсся// Молодежь и наука XXIB.:материалы XV Всероссийской научно-м18етодической конференции. Красноярск.: Изд- во РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П.Астафьева, 2014. С. 27 - 29.
13. Горев П. М. Приобщение школьников к творческой учебной деятельности на внеклассных занятиях по математике // Вестник Поморского университета. Серия «Физиологические и психолого¬педагогические науки». 2006. No5. С.160-163.
14. Горев П.М. Формирование творческой деятельности школьников в дополнительном математическом образовании: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киров, 2006. 19 с
15. Григорьев, Д. Социальное и духовное в воспитании человека // Воспитательная работа в школе. 2009. № 10. С.23-27.
16. Душина И.В. Методика обучения географии в
общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / И.В. Душина. М.: Дрофа, 2007. 324 с.
17. Изучение знаний и умений учащихся в рамках Международной Программы PISA. Общие подходы / под ред. Г.С. Ковалева. М.: Центр ОКО ИОСО РАО, 2001. 57 с.
18. Казанская В.Г. Психологические особенности кризисов подростка: учебное пособие для студентов вузов по направлению «Психология» / В. Г. Казанская. М.: ИНФРА-М, 2014. 200 с.
19. Казаренков В. И. Высшее образование как фактор развития современного общества // Высшая школа. 2004. №5. С. 13-17.
20. Кондаурова И.К. Современные проблемы математического
образования: вопросы теории и практики // УрГПУ, 2010. 392 с.
21. Лаборатория математического образования ИСМО РАО. Анализ качества подготовки российских учащихся по математике // Математика №14, М.: 2010, С. 23-29.
22. Лебедева С.В. Технология оценки качества знаний по общепрофессиональным дисциплинам студентов, обучающихся по специальности «Математика с дополнительной специальностью информатика» // Учитель - ученик: проблемы, поиски, находки: сб. науч. тр. Саратов: ИЦ «Наука», 2009. С. 34-38.
23. Макаренко А. С. М.: АМОНАШВИЛИ. 1999. 223 с.
24. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Мухина. М.: Издательский центр «Академия». 2012. 656 с.
25. Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://didacts.ru/termin/modernizacija.html(дата обращения 23.01.2017)
26. Орлова С.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для студентов направления подготовки 37.03.01 «Психология» / С.Н. Орлова. Красноярск: СибГТУ. 2016. 60 с.
27. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в школе: учебное пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии. / Л.М. Панчешникова. М.: Просвещение. 1997. 355 с.
28. Педагогический словарь / под ред. И. А. Каирова. М., 1960, 115 с.
29. Педагогическая энциклопедия / под ред. И.А. Каирова и Ф.Н. Петрова. М., 1964. - т.1
30. Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношеств. М.: 1990. 168 с.
31. Педагогика развития: юношеский возраст - вершина детства и/или начало взрослости: материалы 13 научно-практической конференции, Красноярск, апрель 2006 года : доклады на пленарных заседаниях, секциях и дискуссиях / Сиб. федерал. ун-т. Красноярск. 2007. 203 с.
32. Распоряжение правительства Российской Федерации
от 24 декабря 2013 г. № 2506-р «Об утверждении концепции развития математического образования в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 13.01.2014, № 2 (часть I), ст. 148
33. РозенфельдБ.А.Воспоминания о советских
математиках //Историко-математические исследования. Институт истории естествознания и техники им. С. И. ВавиловаРАН. М.: ТОО «Янус». 1995. Т. 36, № 1. С. 126-127.
34. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова. М., 1993-1999.
35. Руденко В.Н. Проблемы математического образования в школе [Электронный ресурс]. URL:http://festival.1september.ru/articles/522300/(дата обращения 1.02.2017)
36. Свистунова Е.В. Если подростку трудно учиться в школе: педагогам и заинтересованным родителям / Е. В. Свистунова, М. Н. Демьянская, Е. А. Мильке. М.: ФОРУМ, 2012. 140 с.
37. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. 204 с.
38. Сластенин В.А. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия. 2002. 576 с.
39. Сухомлинский В.А. Учитель - методист - наставник. М.: Просвещение, 1988. 289 с.
40. Социальная реабилитация: социокультурные и психолого¬
педагогические ресурсы и практики: материалы Третьей Всероссийской научно-практической межведомственной конференции с международным участием: Красноярск, 9-10 декабря 2010 года / ГОУ ВПО «Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева». Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2011. 374 с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/ документы/336 (дата обращения: 15.03.17)
42. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
http: //zakonobobrazovanii .ru/glava- 1/statya-7 (дата обращения: 15.03.17)
43. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: глоссарий. [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/(дата обращения 21.01.2017).
44. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения: Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях от 11.06.2002 № 30-15-433/16
45. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)
46. Федотова Т. Н. Описание модели системы внеклассной работы по
математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. Т. 17. С. 111-115 [Электронный ресурс].иКЬ: http://e-
копсеркги/2015/45023.Йш.(дата обращения 01.03.2017).
47. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А. В. Хуторской. Спб.: Питер, 2001. 536 с.
48. Числова С. Н. Принципы организации педагогического процесса в школе В. Н. Сороки-Росинского // Школа: история и современность. 2006. № 2. С. 55.
49. Шацкий С.Т. Пед. соч.: в 2-х т. / С.Т. Шацкий. - М., 1980. - Т.1 - 303 с.; Т.2. 401 с.
50. Шашкина М.Б. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода. Красноярск.: Гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. 2006. 240 с.
51. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. / Д.Б. Эльконин. М.: Просвещение, 1967. 360 с.