Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Работа №157063

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 8
1.1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ . 8
1.2. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 15
1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ 22
1.4. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ 30
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 37
2.1. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ 37
ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 37
2. 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 41
ПО МАТЕМАТИКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ 41
2.3. АПРОБАЦИЯ РАЗРАБОТАННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЕ

В настоящее время внеучебная деятельность становится обязательным элементом школьного образования, при этом она должна носить систематический массовый характер.
Необходимы такие внеучебные занятия, которые разнообразили бы учебную деятельность школьников и отличались от основных школьных уроков. Такой учебный предмет как математика, характеризуется жёстким отбором основ содержания, требованиями к подготовке учащихся на каждом этапе обучения, но с другой стороны содержание этого предмета можно преподнести совсем иначе, реализуя межпредметные связи и нетрадиционные подходы в обучении. Для большинства образовательных учреждений стоит вопрос: как именно организовать внеурочную деятельность? Для эффективности внеклассной деятельности, стоит разнообразить ее методы и формы, каждый год менять в соответствии с интересами учащихся, для всестороннего развития, как ученика, так и квалификации педагога.
Об этом говорится и в новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), в которых определены три группы требований: к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных); к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации образовательной программы [41]. В решении проблемы достижения этих результатов, особую роль может сыграть внеучебная деятельность: если предметные результаты достигаются преимущественно в процессе освоения учащимися школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, потребностей, интересов школьников - значение внеучебной деятельности гораздо выше, ведь именно она ставит своей целью, прежде всего, развитие личности обучающихся. В Законе Российской Федерации «Об образовании» в статье 7 сказано, что государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников школ независимо от форм получения образования [42].
Введение образовательных стандартов в школьную практику актуализировало решение вопросов, связанных с проектированием и реализацией образовательного процесса в формате ФГОС. В соответствии с требованиями ФГОС, предъявляемыми современной школе, обучение в ней должно ориентироваться на:
- формирование готовности у учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [41].
Все эти позиции представляют собой концептуальную основу внеучебной работы. Новые образовательные стандарты отвечают идеям современных подходов в обучении, которые определяют целевую ориентацию учебного процесса. Однако на практике это значение часто недооценивается, и внеучебная деятельность оказывается не включенной в школьные программы. В данной ситуации обнаруживается явное противоречие: с одной стороны, внеучебная деятельность предоставляет немалые возможности для всестороннего развития обучающихся, с другой - происходит недооценка этих возможностей и, как следствие, игнорирование роли внеучебной деятельности в формировании образовательных результатов в формате ФГОС.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена, приоритетами современной государственной образовательной политики, обозначенными в ряде стратегических документов (ФГОС, Закон РФ «Об образовании», Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА», Государственная программа РФ « Развитие образования », Национальная доктрина образования в Российской Федерации др.), и недостаточной готовностью школы к реализации данных требований.
Принципиальные основы организации и проведения внеклассной работы по математике были заложены в 30-е годы Б.Н.Делоне предложил продуманную систему работы со школьниками, сохранившуюся в основных чертах и поныне [33]. Основным звеном этой системы стали математические кружки, которые позволяли вести систематическую работу в течение всего учебного года. Самое активное участие в работе со школьниками принимали математики П.С.Александров, А.Н.Колмогоров, Л.А.Люстерник, В.А.Тартаровский и др.
Изучением внеурочной деятельности занимались такие ученые и педагоги прошлого и современности как Н.А. Бердяев, Д. Б. Григорьев, В. И. Казаренков, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский, В.А. Сластенин, С. Т. Шацкий, и др. [7, 15, 19, 23, 38, 49]. Они рассматривали некоторые формы внеклассной деятельности, как способ формирования познавательного интереса к предмету, развитие личности ребенка и самостоятельности.
Внеклассная деятельность по математике, особенности её содержания и специфика организации, имеет преимущественные возможности для привития любви к учению, интереса к знаниям. В.А.Сухомлинский подчеркивал, что в воспитании все главное и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока [39].
Однако, несмотря на то, что внеклассная деятельность и ее формы на сегодняшний день достаточно изучены и разработаны, но не в каждой современной российской школе уделяется достаточное внимание своевременности их реализации. Понимания роли внеклассной работы учителями, нередко бывает несколько упрощённым и не позволяет обогатить процесс обучения, из-за нехватки методических разработок внеурочной деятельности по математике.
Из вышесказанного можно выделить следующую проблему: недостаток разработанного методического обеспечения в процессе внеклассной работы учащихся в средней школе, для удовлетворения результатов ФГОС.
Цель данного исследования: разработать и апробировать методическое обеспечение внеучебной деятельности обучающихся 5-6 классов в процессе математической подготовки.
Объект данного исследования: процесс математической подготовки обучающихся 5-6 классов.
Предмет данного исследования: организация внеучебной работы учащихся 5-6 классов в процессе математической подготовки.
При решении поставленной проблемы мы исходили из гипотезы о том, что если в процессе внеклассной деятельности в 5-6 классах использовать специальную методику, то это будет способствовать повышению мотивации в обучении данного предмета и формированию личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи.
1) На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить основные современные тенденции в образовании;
2) Описать сущность внеучебной деятельности как педагогический феномен;
3) Разработать модель организации внеклассной деятельности учащихся 5-6 классов в процессе математической подготовки;
4) Разработать принципы отбора содержания внеучебной деятельности по математике;
5) Разработать методическое обеспечение и апробировать его в 5-6 классах.
Содержание выпускной квалификационной работы представлено во введении, двух главах, заключении и приложениях. Библиографический список насчитывает 51 источник.
В первой главе «Теоретические аспекты организации внеклассной деятельности учащихся в процессе математической подготовки» раскрывается сущность понятия «внеклассная деятельность», а так же рассматриваются формы организации внеклассной деятельности и психологические особенности учащихся младшего подросткового возраста. В ней представлена авторская модель организации внеучебной деятельности учащихся 5-6 классов в процессе математической подготовки.
Во второй главе «Методика организации внеучебной деятельности учащихся 5-6 классов в процессе математической подготовки» выявлены и описаны принципы отбора содержания внеучебной деятельности. Представлены методические разработки математического квеста и математической газеты, в условиях реализации внеурочной деятельности, описаны результаты опытно-экспериментальной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Внеучебная деятельность является уникальным инструментом развития личности учащихся, действенным фактором образовательного процесса, способствующим развитию педагога и учащегося, формирующий интерес и уровень общественной культуры по математике. В современных исследованиях, посвященных проблеме организации внеурочной деятельности школьников по математике, нет достаточно полного и подробного описания способа ее реализации на практике. В ходе выполнения данного исследования были получены следующие результаты.
1) Проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература и выявлены основные современные тенденции в образовании.
2) Описана сущность внеучебной деятельности как педагогического феномена;
3) Разработана модель организации внеклассной деятельности учащихся 5-6 классов в процессе математической подготовки;
4) сформулированы основные принципы отбора содержания внеучебной деятельности и дана их краткая характеристика;
5) проведена апробация разработанного методического обеспечения на базе МАОУ «Лицей №6 Перспектива» в 5-6 классах. Внеурочные занятия были реализованы в соответствии с методическими рекомендациями, указанными в данной работе.
В итоге, можно сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза была частично подтверждена, для более точного подтверждения выдвинутой гипотезы необходимы дополнительные исследования, поскольку личностные, предметных и метапредметных образовательные результаты учащихся, формируются в ходе всего образовательного процесса.



1. Аванесов В. Основные направления модернизации российского
образования [Электронный ресурс]. URL: http://testolog.narod.ru/
Education71.html (дата обращения 12.02.2017)
2. Актуальные проблемы математического образования [Электронный ресурс]. URL: https://refdb.ru/look/1390846.html(дата обращения 2.02.2017)
3. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. М.: «Университет», 1990. 330 с.
4. Багишаев З. А Формирование стратегических векторов развития Российского образования // Вестник Оренбургского государственного университета scholar. 2004. №2. С. 42-50
5. Балк М. Б. Математика после уроков. М.: Просвещение, 1971. 462 с.
6. Бардиер Г.Л. «Тонкости психологической помощи детям». М.: Генезис, 2002. 135 с.
7. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Мысль, 1990. 240 с
8. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норинт, 2004. 1456 с.
9. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания. / Верзилин Н.М. М.: Просвещение, 1983. 311 с.
10. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь.
Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО. 1999. 345 с.
11. Глиэр. Р. О профессии композитора и воспитании молодежи // «Советская музыка», 1954. №8. С. 15.
12. Гомзякова Е.А. Принципы отбора содержания курса по выбору «Приложения нтегрального исчисления в естествознании» в системе профильной подготовки учащихсся// Молодежь и наука XXIB.:материалы XV Всероссийской научно-м18етодической конференции. Красноярск.: Изд- во РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П.Астафьева, 2014. С. 27 - 29.
13. Горев П. М. Приобщение школьников к творческой учебной деятельности на внеклассных занятиях по математике // Вестник Поморского университета. Серия «Физиологические и психолого¬педагогические науки». 2006. No5. С.160-163.
14. Горев П.М. Формирование творческой деятельности школьников в дополнительном математическом образовании: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киров, 2006. 19 с
15. Григорьев, Д. Социальное и духовное в воспитании человека // Воспитательная работа в школе. 2009. № 10. С.23-27.
16. Душина И.В. Методика обучения географии в
общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / И.В. Душина. М.: Дрофа, 2007. 324 с.
17. Изучение знаний и умений учащихся в рамках Международной Программы PISA. Общие подходы / под ред. Г.С. Ковалева. М.: Центр ОКО ИОСО РАО, 2001. 57 с.
18. Казанская В.Г. Психологические особенности кризисов подростка: учебное пособие для студентов вузов по направлению «Психология» / В. Г. Казанская. М.: ИНФРА-М, 2014. 200 с.
19. Казаренков В. И. Высшее образование как фактор развития современного общества // Высшая школа. 2004. №5. С. 13-17.
20. Кондаурова И.К. Современные проблемы математического
образования: вопросы теории и практики // УрГПУ, 2010. 392 с.
21. Лаборатория математического образования ИСМО РАО. Анализ качества подготовки российских учащихся по математике // Математика №14, М.: 2010, С. 23-29.
22. Лебедева С.В. Технология оценки качества знаний по общепрофессиональным дисциплинам студентов, обучающихся по специальности «Математика с дополнительной специальностью информатика» // Учитель - ученик: проблемы, поиски, находки: сб. науч. тр. Саратов: ИЦ «Наука», 2009. С. 34-38.
23. Макаренко А. С. М.: АМОНАШВИЛИ. 1999. 223 с.
24. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Мухина. М.: Издательский центр «Академия». 2012. 656 с.
25. Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://didacts.ru/termin/modernizacija.html(дата обращения 23.01.2017)
26. Орлова С.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для студентов направления подготовки 37.03.01 «Психология» / С.Н. Орлова. Красноярск: СибГТУ. 2016. 60 с.
27. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в школе: учебное пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии. / Л.М. Панчешникова. М.: Просвещение. 1997. 355 с.
28. Педагогический словарь / под ред. И. А. Каирова. М., 1960, 115 с.
29. Педагогическая энциклопедия / под ред. И.А. Каирова и Ф.Н. Петрова. М., 1964. - т.1
30. Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношеств. М.: 1990. 168 с.
31. Педагогика развития: юношеский возраст - вершина детства и/или начало взрослости: материалы 13 научно-практической конференции, Красноярск, апрель 2006 года : доклады на пленарных заседаниях, секциях и дискуссиях / Сиб. федерал. ун-т. Красноярск. 2007. 203 с.
32. Распоряжение правительства Российской Федерации
от 24 декабря 2013 г. № 2506-р «Об утверждении концепции развития математического образования в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 13.01.2014, № 2 (часть I), ст. 148
33. РозенфельдБ.А.Воспоминания о советских
математиках //Историко-математические исследования. Институт истории естествознания и техники им. С. И. ВавиловаРАН. М.: ТОО «Янус». 1995. Т. 36, № 1. С. 126-127.
34. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова. М., 1993-1999.
35. Руденко В.Н. Проблемы математического образования в школе [Электронный ресурс]. URL:http://festival.1september.ru/articles/522300/(дата обращения 1.02.2017)
36. Свистунова Е.В. Если подростку трудно учиться в школе: педагогам и заинтересованным родителям / Е. В. Свистунова, М. Н. Демьянская, Е. А. Мильке. М.: ФОРУМ, 2012. 140 с.
37. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. 204 с.
38. Сластенин В.А. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия. 2002. 576 с.
39. Сухомлинский В.А. Учитель - методист - наставник. М.: Просвещение, 1988. 289 с.
40. Социальная реабилитация: социокультурные и психолого¬
педагогические ресурсы и практики: материалы Третьей Всероссийской научно-практической межведомственной конференции с международным участием: Красноярск, 9-10 декабря 2010 года / ГОУ ВПО «Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева». Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2011. 374 с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/ документы/336 (дата обращения: 15.03.17)
42. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
http: //zakonobobrazovanii .ru/glava- 1/statya-7 (дата обращения: 15.03.17)
43. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: глоссарий. [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/(дата обращения 21.01.2017).
44. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения: Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях от 11.06.2002 № 30-15-433/16
45. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)
46. Федотова Т. Н. Описание модели системы внеклассной работы по
математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. Т. 17. С. 111-115 [Электронный ресурс].иКЬ: http://e-
копсеркги/2015/45023.Йш.(дата обращения 01.03.2017).
47. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А. В. Хуторской. Спб.: Питер, 2001. 536 с.
48. Числова С. Н. Принципы организации педагогического процесса в школе В. Н. Сороки-Росинского // Школа: история и современность. 2006. № 2. С. 55.
49. Шацкий С.Т. Пед. соч.: в 2-х т. / С.Т. Шацкий. - М., 1980. - Т.1 - 303 с.; Т.2. 401 с.
50. Шашкина М.Б. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода. Красноярск.: Гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. 2006. 240 с.
51. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. / Д.Б. Эльконин. М.: Просвещение, 1967. 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ