Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития речи младших школьников 6
1.1. Речь как вид общения 6
1.2. Факторы речевого развития человека 10
1.3. Методика обучения детей составлению рассказа по картине и сюжетным
картинкам 20
Глава 2. Комплекс разноуровневых заданий в процессе развития речи младших школьников 27
2.1 Актуальный уровень связной речи младших школьников 27
2.2. Комплекс разноуровневых заданий к сюжетным картинкам для работы в
малых группах 32
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Приложение 45
Актуальность выбранной темы заключается в том, что овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в младшем школьном возрасте и рассматривается в современном школьном обучении как общая проблема развития и становления младшего школьника. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.
Успехи учащихся в речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи - это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и речью, над орфографически-грамотным письмом - вот основное содержание уроков по развитию речи.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие речи в младшем школьном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Характеристика речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической и специальной методической литературы. Особенности развития речи изучались Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А.Сохиным и другими специалистами в области психологии и методики развития речи.
Цель: составить комплекс разноуровневых заданий к сюжетным картинкам, способствующий развитию связной устной речи младших школьников...
Таким образом, подводя итог работы, можно сделать следующие выводы, речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Речь - это процесс общения людей посредством языка, средство мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека; речь, как психическая функция является инструментом мышления.
Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определённое значение и смысл; язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Основное значение языка заключается в том, что, являясь системой знаков, он обеспечивает закрепление за каждым словом определённого значения.
Развитие речи в процессе обучения - это единый общешкольный процесс, протекающий в многообразии познавательной деятельности школьника при усвоении учебных предметов, различной лексики и фразеологии в зависимости от системы и своеобразия учебного материала. Значительно влияние специально подобранных художественных произведений для чтения на эмоциональную, эстетическую, интеллектуальную сферу детей, создающее мотивационную готовность к художественному восприятию и к работе по развитию связной речи.
Специфическая структура уроков по литературному чтению, предполагает осмысление средств, которые могут быть использованы в речи для передачи художественного образа, настроения, замысла автора. Кроме этого, беседа с учащимися или вопросы в учебнике (хрестоматии), направлены на осознание лингвистических особенностей прочитанного текста. Также используются такие формы и методы обучения: самостоятельная или коллективная работа по развитию связной речи, проводимая в форме беседы, диалога или дискуссии, а также театрализованных игр, этюдов, сценок по мотивам изучаемых произведений; активизация художественного восприятия детей путём комплексного влияния разнообразных средств (музыкальных, изобразительных и т.д.). Соблюдение данных условий позволяет добиваться высокой эффективности работы по развитию связной речи при работе с литературным произведением на уроках литературного чтения в начальной школе, и подготовить детей к дальнейшему освоению родного языка в последующие годы обучения в школе. В целом, система литературного чтения направлена на реализацию главного принципа обучения родному языку в начальной школе - принципа развития речи и наряду с другими аспектами языкового образования она способствует совершенствованию речевой деятельности детей и их речевому развитию.
В настоящее время усиливается внимание к литературному образованию младших школьников, к художественному и творческому развитию личности ребёнка, к развитию связной речи. Особое внимание уделяется развитию связной речи как комплексной познавательной и коммуникативной способности младших школьников.
Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае, если:
1) она богата и разнообразна по использованным в нём лексическим и грамматическим средствам;
2) в нём точно передано содержание высказываний;
3) в нём учтены особенности ситуации общения, выдержан определённый стиль речи.
В данной курсовой работе были проанализированы следующие вопросы:
1) была изучена речь как вид общения;
2) проанализированыфакторы речевого развития человека;
3) была проведена диагностика актуального уровня развития связной речи младших школьников;
4) был составлен комплекс разноуровневых заданий к сюжетным картинкам.
1. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Смысл, 2008. - 1136 с.
2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. Культура и спорт. - М.: ЮНИТИ, 1997. - 268 с.
3. Жинкин Н.И. Язык - речь - творчество. - М.: Просвещение, 2008. - 368 с.
4. Жинкин Н. Механизмы речи. - М.: Издательство Академии
педагогических наук, 1958. - 370 с.
5. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982. - 159 с.
6. Занков Л.В. Беседы с учителями. (Вопросы общения в начальных классах). - М.: Просвещение, 2010. - 339 с.
7. Занков Л.В. О начальном обучении. - М.: Изд-во АПН РСФСО, 2009. - 292 с.
8. Занков Л.В. Общение и развитие. - М.: Педагогика, 2008. - 223 с.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.: Просвещение,2008. - 360 с.
10. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под редакцией Л.К. Граудиной и проф. Е.И Ширяева. - М.: Издат. группа НОРМА - ИНФРА - М., 1998. - 560 с.
11. Ладыженская Т.А. «Живое слово» - М.: Просвещение, 2006. - 113 с.
12. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. - М., Просвещение, 2010. - 240 с.
13. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Педагогика, 2009. - 201 с.
14. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.,
Просвещение», 1969. - 214 с.
15. Львов М.Р. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. - М, 2013...32