Реферат 3
Введение 10
Глава I. Теоретические основы консультативной помощи подросткам с ОВЗ по проблеме принятия собственного тела 18
1.1. Понятия «образ тела» и «отношение к собственному телу» в
психологической науке 18
1.2. Особенности отношения к телу у подростков с ОВЗ 23
1.3. Психологическая консультирование как форма помощи подросткам с
ОВЗ по проблеме принятия собственного тела 34
Выводы по Главе 1 41
Глава II. Разработка и апробация модели консультативной помощи подросткам с ОВЗ по проблеме принятия собственного тела 43
2.1. Изучение отношения к собственному телу у подростков с ОВЗ 43
2.2. Построение модели консультативной помощи подросткам с ОВЗ 59
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 71
Выводы по Главе II 77
Заключение 79
Список используемых источников 82
Приложения 89
Актуальность темы исследования. Особенностью подросткового возраста, как считают ученые Л.И. Божович, В.В. Давыдова, Т.И. Драгунова, И.В. Дубровина, А.В. Захарова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др. является появление устойчивости самооценки и образа «Я». Важным содержанием самосознания подростка является представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов красоты, и других людей, прежде всего сверстников. Проблема несоответствия телесного «Я» и идеального, желаемого особенно остро переживается в подростковом возрасте, что может стать причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, вплоть до полного непринятия себя, формирования устойчивого чувства неполноценности [1, 2, 6].
На современном этапе развития общества обозначилась тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Федеральный государственный образовательный стандарт
необходимость обеспечения условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в создании специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо выявление их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии и оказание им психоло- педагогического сопровождения. Одним из направлений которого является оказание помощи в принятии себя, своего физического «Я».
Проблема отношения к своему телесному расстройству или телесному дефекту у детей с ОВЗ и детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата является особо актуальной [4, 7, 8].
Для нашего исследования является важным, что любая сенсорная недостаточность влечет за собой генерализованные изменения психофизического развития, отражающиеся на всех уровнях личности. В исследовании мы учитываем точку зрения Б.В. Зейгарник, В.В. Николаевой, А.Ш. Тхостова и др. о том, что любое хроническое заболевание встроено в систему смысловой сферы личности и оказывает значительное влияние на отношение личности к окружающей действительности, к себе. Можно предположить, что появление болезни оказывает значительное влияние на систему сложившихся отношений личности к окружающей действительности [3]. Болезнь сужает пространство возможной активности человека, создает дефицитарные условия для развития его личности, может спровоцировать кризис психического развития, привести к появлению новообразований как нормального, так и патологического типа и тем самым изменить жизненный опыт человека, его ценностные ориентиры, отношение к себе [4,5,6].
Ограничение возможностей не является чисто количественным фактором (т. е. человек просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и пр.). Это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком.
Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать собственно образовательные программы, но и формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности (социального адаптирования): навыки ориентировки в пространстве и во времени, самообслуживание и социально-бытовую ориентацию, различные формы коммуникации, навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность; развивать потребностно- мотивационную, эмоционально-волевую сферы; формировать и развивать способность к максимально независимой жизни в обществе.
В то же время, существует только небольшое количество работ, посвященных изучению личности подростков с ограниченными возможностями здоровья (в частности с нарушением опорно-двигательного аппарата).
В процессе оказания психологической помощи с одной стороны, необходимо знание личностных особенностей подростка с ОВЗ, с другой - требования ортопедического режима, режима разгрузки позвоночника, индивидуальных медицинских предписаний, отражающих возможности здоровья ребенка. Главным принципом взаимодействия должен стать принцип «Не навреди!».
Таким образом, можно выделить противоречие между базовыми традиционными подходами к консультированию и учетом особенностей подростков с ОВЗ в процессе консультирования проблеме принятия тела (на примере подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата) как клиентов...
Тело и телесность являются важными объектами исследования современной психологии, но нет целостного подхода к их изучению и пониманию. Образ тела - сложное комплексное единство восприятия, установок, оценок, представлений, связанных с телесной внешностью и с функциями тела (Е.Т. Соколова); это динамическая структура, которая меняется с возрастом и в процессе социализации.
Особенностью подросткового возраста является появление устойчиво¬сти самооценки и образа «Я». Важным содержанием самосознания подростка является представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов красоты, и других людей, прежде всего сверстников. Проблема несоответствия телесного «Я» и идеального, желаемого особенно остро переживается в подростковом возрасте, что может стать причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, вплоть до полного непринятия себя, формирования устойчивого чувства неполноценности.
Проблема отношения к своему телесному расстройству или телесному дефекту у детей с ОВЗ и детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата является особо актуальной.
Ля проведения эмпирического исследования нами был подобран диагностический комплекс, позволяющий изучить различные компоненты отношения к телу у подростков.
Наиболее низкие результаты в проведенном исследовании были получены при изучении эмоционального компонента принятия собственного тела подростками. Большинство подростков с ОВЗ демонстрируют средний и низкий уровни принятия собственного тела. В силу актуальности и практической значимости проблемы обозначена необходимость выявления и научного обоснования подходов оказания консультативной помощи подростком с ОВЗ по проблеме принятия собственного тела.
Разработана структурно-функциональная модель консультативной помощи подросткам с ОВЗ по проблеме принятия собственного тела имеющая в своем составе четыре компонента:
1. Предметно-пространственно-временной.
2. Субъектно-личностный.
3. Ценностно-проблемный.
4. Технологический.
Выявленные компоненты структурно-функциональной модели консультативной помощи подросткам с ОВЗ представлены в их тесной взаимосвязи, они взаимно дополняют друг друга.
Реализация формирующего эксперимента и анализ динамики изменений в экспериментальной группе показали, что разработанная модель консультативной помощи подросткам с ОВЗ по проблеме принятия собственного тела является эффективной.
Анализ работы позволяет оценить ее теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, станут основой для более углубленного понимания личности подростка с ОВЗ, и изучения возможностей в консультировании разработанной модели консультативной помощи подросткам с ОВЗ по проблеме принятия собственного тела.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе школьных педагогов и психологов, а также психологов центров психологической помощи детям с ОВЗ, в частности в разработке психологических программ профилактики возможных проблем с осознанием и принятием своего физического тела, и успешной дальнейшей социальной адаптации подростков с ОВЗ.
Данное исследование не исчерпывает весь круг проблем, связанных с проблемой принятия собственного тела подростками и открывает объектное поле дальнейших исследований по проблемам выявления и теоретического обоснования подходов и техник оказания психологической помощи данной категории подростков с ОВЗ.
1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург: Деловая книга. 1995. 368 с.
2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: ВЛАДОС, 2003. 368 с
3. .Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое
консультирование. Изд. 2-е. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. 208 .
4. Алмазова С.Л. Теоретический анализ проблемы изучения образа тела как
компонента «Я-концепции» личности // Психология телесности (2009): теоретические и практические исследования. Интернет-ресурс http://psyjournals.ru/psytel2009/issue/40807_full ^Й1ш1(дата обращения
10.05.17)
5. Атаханов Р. Психологическое воздействие и профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия //Психологическая наука и образование. 2007. №1. С. 93 - 102.
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 307.
7. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1976. №6. С.45 - 53.
8. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М. 1990. 136 с.
9. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 38 - 47.
10. Вартанян В.М., Боев О.И. Эмпатия в клиентцентрированной
психологической помощи // Материалы конференции «Сибирский
психологический форум «Методологические проблемы современной
психологии: иллюзии и реальность», Томск. 16-18 сентября 2004. С. 363 - 366.
11. Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопросы психологии.
2007. №2. С. 3 - 14.
12. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. - 2е изд., перераб. и доп. М: Издательство «Ось-89».
2000. 224 с.
13. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. М., 1981. С. 122 - 139.
14. Галабиева Л. И. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной среде // Сборники конференции НИЦ Социосфера. 2014. № 3. С. 125-129.
15. Глэддинг С. Психологическое консультирование. М. «Питер». 2002. 528с...81