ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТ «ГОРОД» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ 9
1.1 Понятие и структура концепта 9
1.2 Концептуальный анализ как метод исследования 15
1.3 Город как культурная константа 11
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТ «ГОРОД» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МЫШЛЕНИИ И.А.
БРОДСКОГО И Н.С. ГУМИЛЕВА 28
2.1 Особенности художественного мировосприятия
И.А. Бродского и Н.С. Гумилева 28
2.2 Характеристика материала исследования 34
2.3 Семантическое пространство лексемы «Город» 37
2.4 Стратегии репрезентации концепта «Город» у И.А. Бродского и
Н.С Гумилева 40
2.5 Концепт «Город» в произведениях И.А. Бродского 46
2.6 Концепт «Город» в произведениях Н.С. Гумилева 56
2.7 Сравнительная характеристика образа города у И.А. Бродского и
Н.С. Гумилева 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Приложение 1.Словник контекстов концептуальных зон,
репрезентирующих концепт «Город» у И.А. Бродского 81
Приложение 2. Словник контекстов концептуальных зон, репрезентирующих концепт «Город» у Н.С. Гумилева 151
Приложение 3. Процентное соотношение контекстов, репрезентирующих
концепт «Город» у И.А. Бродского и Н.С. Гумилева 187
Приложение 4. Стратегии репрезентации концепта «Город»
у И.А. Бродского и Н.С. Гумилева 188
Приложение 5. План-конспект факультативного занятия на тему
«Образ города в поэзии И.А. Бродского» 190
Приложение 6. План-конспект факультативного занятия на тему «Образ города в поэзии Н.С. Гумилева»
В современной лингвокультурологии активно исследуются концепты, поэтому актуальной является проблема взаимодействия языка и культуры. «Язык, по убеждению многих, - это не только средство для передачи информации, но и инструмент мысли и аккумулятор культуры. Способность аккумулировать в себе культурные смыслы - свойство живого языка» [27, с.18].
С позиции когнитивной лингвистики познание - это процесс порождения и трансформации концептов (смыслов). Именно поэтому самый важный объект исследования в когнитивной лингвистике - это концепт. Выступая как компоненты нашего сознания и наших знаний о мире, концепты исследуются в философии, когнитивной лингвистике, психологии, лингвокультурологии и других гуманитарных науках.
Концепт - часть системы языка, которая становится смысловым ядром художественного произведения.
Философы и антропологи в последнее время уделяют пристальное внимание специфике человеческого бытия и, в частности, пространству существования человека. Понимание и описание места человека в мире связано с феноменом города, который имеет определенные онтологические структуры и ценностные смыслы и занимает особое место в символическом культурном пространстве.
Проблема экзистенции человека, его взаимоотношений с окружающим пространством обостряется в XX веке, когда происходит переоценка культурных ценностей и новое осознание себя человечеством. Закономерно, что в творчестве многих писателей и поэтов XX века звучит тема пространства и тема города как ее часть. В данной работе мы обратились к творчеству двух очень ярких представителей литературы XX столетия - И.А. Бродского и Н.С. Гумилева.
Интенсивный рост городов и другие заметные перемены в социальной, политической, экономической жизни в XX веке подтолкнули человечество к тому, чтобы по-новому взглянуть на себя и мир, переосмыслить свое существование, свои отношения с пространством и временем, переоценить культурные ценности. Философы и антропологи стали уделять большое внимание специфике человеческого бытия, и, в частности, пространству существования человека. Понимание и описание места человека в мире связано с феноменом города, имеющим определенные онтологические структуры и ценностные смыслы и занимающим особое место в символическом пространстве культуры. Закономерный отзвук этого - урбанистические мотивы, сюжеты, концепты в литературе. Действительно, очень многие поэты XX века вдохновились явлением Города. Почему же для исследования мы выбрали именно И.А. Бродского и Н.С. Гумилева?
И.А. Бродский - поэт, стремящийся заново осмыслить основания культуры, он задается вопросом о природе культурного кризиса эпохи - кризиса представлений о слове, времени, истории и их онтологии. Именно это позволяет выделить такие яркие черты творчества Бродского, как философичность, наличие мотивов трагизма, лингвоцентризм, стремление осмыслить и изобразить категории времени и пространства. Поэт, по словам известного литературоведа И.О. Шайтанова, архитектурно воспринимал геометрию мира, природу, русскую поэзию. «Он обладал классическим, античным чувством стиля, распространившимся и на человека, достоинство которого в том, чтобы понять, что собой он лишь временно вытесняет пространство, всегда возвращающееся, чтобы восстановить право пустоты» (цит. по: [27, с.185]).
Что касается творчества Н.С. Гумилева, «нервом» его поэзии стал поиск красоты в пространстве и во времени. Не случайно издатель журнала «Аполлон» С. Маковский назвал Николая Гумилева «бредящим красотой» [16, 59].
Романтическое мировоззрение поэта проявилось в предметах изображаемого: Средневековье, экзотические страны. Лирический герой Н.С. Гумилева - внутренне свободный, смелый человек. И, конечно, важно учесть, что Гумилев очень много путешествовал и впечатления от разных стран и городов переплавлял в стихи. Кроме этого, поэт, разочаровавшись в символизме, активно создавал вместе с единомышленниками (А.Ахматова, О. Мандельштам) новое направление в поэзии - акмеизм. А акмеизм подразумевал интерес к изображению материального, «вещного» мира, наполненность пространства. Акмеисты переосмыслили феномен города. Для них он, прежде всего, является хранителем воспоминаний - и культурных, и личных...
Проведенное нами исследование концепта «город» показало, что этот концепт играет огромную роль в творчестве И.А. Бродского и Н.С. Гумилева. Художественное мировоззрение И.А. Бродского, как отмечалось, отличается особой философичностью и стремлением осмыслить свое место в мире, свои отношения со временем и пространством. Как следствие, в большинстве своих произведений автор так или иначе упоминает город.
Н.С. Гумилев очень много путешествовал, занимался этнографией, что также неизбежно нашло отражение в его творчестве - поэт часто обращался к описанию городов. Именно поэтому мы можем говорить о концепте «Г ород» в художественном мышлении этих авторов.
В результате проведенной работы мы пришли к следующим выводам:
1) Концепт - это семантическое образование, которое отмечено культурной спецификой языка и так или иначе характеризует носителей определенной этнокультуры, отражает ментальность народа. Концепт не возникает из того, что он отражает лексическое значение слова, он появляется тогда, когда сталкивается словарное значение слова с опытом человека , и потому концепт окрашен эмоционально, он несет в себе оценочность и экспрессию.
Структура концепта очень сложна и многомерна, и поэтому нет однозначного подхода к ее изучению, так же, как и к самому определению концепта.
Что касается изучения концепта, на сегодняшний день разработано достаточно большое количество методик анализа концепта, выбор какой- либо конкретной методики зависит от целей, которые ставит перед собой исследователь.
И.А. Бродский - поэт, стремящийся заново осмыслить основания культуры, он задается вопросом о природе культурного кризиса эпохи - кризиса представлений о слове, времени, истории и их онтологии. Именно это позволяет выделить такие яркие черты творчества Бродского, как философичность, наличие мотивов трагизма, лингвоцентризм, стремление осмыслить и изобразить категории времени и пространства.
Что касается творчества Н.С. Гумилева, «нервом» его поэзии стал поиск красоты в пространстве и во времени. Не случайно издатель журнала “Аполлон” С.Маковский назвал Николая Гумилева “бредящим красотой”. Романтическое мировоззрение поэта проявилось в предметах изображаемого: Средневековье, экзотические страны. Лирический герой Н.С. Гумилева - внутренне свободный, смелый человек...
1. Алефиренко Н.Ф. Вербализация концепта и смысловая синергетика языкового знака // Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста: материалы международного симпозиума: в 2 ч. Волгоград: Перемена, 2003. - Ч. 1. - С. 3-13.
2. Ахапкин Д. Иосиф Бродский - поэзия грамматики // Иосиф Бродский и мир: Метафизика, античность, современность. - СПб.: 2000. - С. 47-59.;
3. Беляева Н.А. Традиции русской классической поэзии в творчестве Иосифа Бродского // Литература в школе. - 2009. - №19. - С. 9-13.;
4. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж.: 2001. - С. 25
5. Бродский И.А. Избранные стихотворения. - М.: Панорама, 1994. - 493 с.
6. Бродский И.А. Нобелевская лекция / И.А Бродский. Избранные стихотворения. - М.: Панорама, 2003. - С.475-481.
7. Бродский И.А. Остановка в пустыне. - СПб.: Азбука- Классика, 2004. - 253 с.
8. Бродский И.А. Пейзаж с наводнением. - СПб.: Азбука- Классика, 2004. - 237 с.
9. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. - М., 2001. - 288 с.
10. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М.: Русские словари, 1996. - 416 с.
11. Волков С.М. Диалоги с Иосифом Бродским. - М.: Издательство Независимая Газета, 1998. - 448 с.
12. Волкова О.В. Об одном стихотворении Иосифа Бродского // Литература в школе. - 2000. - №5. - С. 12-15.
13. Волков С.М. Трудный поэт // Литература в школе. - 2009. - №5. - С. 15-20.
14. Г афуров Т. Стихотворение Иосифа Бродского «Пилигримы». Восприятие, истолкование, оценки. // Литература в школе. - 2001. - №5. - С. 25-30.
15. Глазычев В.Л. Изменения в культуре города: проблемы и парадоксы //Культура города: проблема развития. - М.: Ладья, 1988. - С. 67-89...61