Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Копинг-стратегии подростков с аддиктивной и делинквентной формой поведения

Работа №157052

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы214
Год сдачи2020
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ по проблеме исследования 10
1.1 Специфика подросткового возраста 10
1.2 Копинг-стратегии как фактор поведения личности 19
1.3 Копинг-стратегии в подростковом возрасте 28
1.4 Девиантное поведение в подрастковом 37
возрасте: понятие, формы 37
1.5 Девиантное поведение в подростковом возрасте как механизм
совладания 44
Выводы по первой главе 52
Глава II. Эксперимент и его анализ 55
2.1 Организация, методы и методики исследования 55
2.2 Механизмы формирования копинг - стратегий у подростков с
аддиктивной и делинквентной формами девиантного поведения 72
Выводы по второй главе 94
Глава III. Методические рекомендации по коррекции нарушений поведения у подростков 96
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции нарушений поведения
у подростков 96
3.2. Основные направления, формы и методы коррекции нарушений
поведения у подростков 104
Выводы по третьей главе 120
Заключение 123
Список использованной литературы 129
Приложения 148


Актуальность исследования. В любом обществе, на любых этапах его развития, будь то процветающая страна с развитой экономикой и промышленностью или только встающее на ноги государство, всегда можно встретить людей с проявлением девиантного поведения. Проблемы современного общества обернулись существенной деформацией самых глубинных нравственных оснований духовного мира человека. Кардинальные преобразования в политической, экономической и духовной сферах повлекли за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. Более всего это проявилось в сознании современной молодежи, подростков. В подростковом возрасте кроме внешних конфликтов существует множество внутренних.
Формирование нового представления о себе и стремление войти в мир взрослых есть стержневая особенность, являющаяся структурным центром личности подростка, определяющая содержание и направление его социальной активности, систему социальных реакций и переживаний. Благодаря появлению чувства взрослости меняется полностью вся социальная ситуация развития, которая в свою очередь определяет психическое развитие в подростковом периоде. В старшем подростковом возрасте на первый план выступает повышенный интерес к своему внутреннему миру, самоанализ, оценка своих умственных способностей и моральных качеств [2]. Подростковый возраст является периодом самосознания, связанный с выработкой собственных взглядов на окружающий мир, построением реальных планов на будущее, поиском своего места в мире взрослых людей .
Для подросткового периода, характерны такие качества как самоуверенность и категоричность суждений, а так же легкая ранимость и неуверенность в себе [2]. Это является показателем несформированности самосознания и сильной зависимости от внешних влияний. Из-за этого 3
данный этап становится зоной повышенного риска в плане социальной дезадаптации. Для решения возросшего числа конфликтов внешнего и внутреннего плана подростки вынуждены более интенсивно использовать соответствующие формы совладающего поведения, в том числе и негативные: различные виды патологической зависимости,
«немотивированную» лексику, правонарушения, преступность,
насильственные действия, суициды, объединение в антисоциальные группировки и другие девиации, являющиеся наблюдаемым следствием психической и социальной дезадаптированности.
Девиация в поведении рассматривается как попытки неэффективной адаптации индивида в новом социальном контексте с помощью фиксированной структуры копинг - стратегий, сформированной в процессе первоначальной адаптации к различному воздействию [118]. В настоящее время среди исследователей копинг - стратегий практически не существует разногласий в том, что норма и патология совладающего со стрессовыми ситуациями функционирования индивида зависят от того, сумел ли подросток на определенных этапах онтогенеза реализовать свои базисные психологические потребности или же благодаря воздействию среды они были блокированы [21].
Актуальность проблемы исследования копинг - стратегий значима с точки зрения ранней профилактики делинквентной и аддиктивной форм девиантного поведения...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование было посвящено изучению .механизмов формирования копинг-стратегий у подростков с аддиктивной и делинквентной формами девиантного поведения и разработке методических рекомендаций по коррекции нарушений поведения у подростков.
В соответствии с представлениями современных лученых восновными тенденциями подросткового возраста выступают субъектность, самосознание и рефлексия. Данный период определяется как асложный процесс личностного развития, отличающийся не только разноуровневыми характеристиками социального созревания, но и активной сознательной деятельностью подростка по формированию своей личности посредствам волевых процессов, направленных на преодоление внутренней тревоги и кризисов.
Копинг-поведение представлет собой объединение когнитивных, эмоциональных и поведенческих процессов индивида, трансформирующихся в целенаправленную, осознаваемую социальную деятельность субъекта, посредствам которой происходит выход из стрессовой ситуации или преодоление жизненных трудностей. В копинг-поведении подростков отмечается преобладание эмоционально ориентированных форм копинг- стратегий, а развитие способности к поиску и реализации оптимальных решений в кризисных ситуациях происходит по мере взросления и приобретения жизненного оопыта. На данном этапе возрастает вероятность формирования и закрепления у подростков неконструктивных копинг- стратегий, которые в свою очередь выступают одним из факторов развития аддиктивной и делинквентной формы девиантного поведения. Девиантное поведение определяется как поведение, отклоняющееся от социально приемлемых, социально одобряемых норм определенного общества на конкретном этапе его исторического развития.
Таким образом, отсутствие своевременной психокоррекционной помощи подросткам, демонстрирующим тенденции к формированию и закреплению деструктивных копинг-стратегий, может привести к нарушению их поведения...


1. Абульханова - Славская К. А. Стратегия жизни. - М.:Мысль, 1994.¬25 с.
2. Абульханова - Славская К. А. Типология активности личности // Психологический журнал. з-1985. - Т. 6, №5. - С. 3-19.
3. Агишева О.Н., Старых И.Л. Профилактика и коррекция социопативного поведения подростков как социально педагогическая проблема // Материалы научно-практической региональной конференции «Методология познания и организация процесса освоения физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности». - Оренбург: ФГБОУ ВПО ОГПУ.-2012. — С. 15—23.
4. Акулова Л. П. Опыт социально-педагогической работы с детьми и семьями группы риск // Вестник психосоциальной и коррекционно¬реабилитационной работы. - 2014. - № 3. - С. 63-70
5. Алехина Т. А. Использование психологом методики «Графическая беседа в индивидуальной работе с подростками» // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2015. - № 1. - С. 17-21.
6. Анцыферова Л. И.Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал.- 1994.- Т. 15.- № 1.- С. 3-18.
7. Базайкина Т. В. Организация системной профилактики девиантного
поведения подростков // Современные наукоемкие технологии.- 2004. — № 5 — С. 44-45
8. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение ввлияния воспитания и семейных отношений /Пер. с англ. Ю.Брянцевой и Б.Красовского. - М.: Мысль, 1999. - 512 с.
9. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера.- СПб.: Питер, 2006. - 368 с.
10. Бачило Е.В. Факторы риска развития суицидального поведения //Саратовский научно-медицинский журнал. - 2012. - Т. 8. - №2.- С.403 - 409.
11. Беккер-Глош В. Исцеляющее искусство // Международный журнал по арт-терапии. - 2011. - №1. - С. 42 - 58.
12. Белинская А. Б. Диагностика и социально-педагогическое сопровождение акцентуированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2011.
- №3. - С. 49-69
13. Беличева С. А. Психологическое и социально-педагогическое
сопровождение процесса социализации с .учетом возрастных
особенностей детей и подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2014. - № 2. - С. 69-90.
14. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии.- СПб.: Эксмо-пресс, 2012.-256с.
15. Битюцкая Е.В .Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Москва, 2011.-24с...173


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ