Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игра как средство оптимизации процесса социальной адаптации детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

Работа №157051

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы119
Год сдачи2016
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты оптимизации социальной адаптации дошкольников с задержкой психического развития посредством игры в инклюзивной образовательной среде 7
1.1. Сущность категории «социальная адаптация» 7
1.2. Специфика развития дошкольника с задержкой психического
развития 12
1.3. Инклюзивный подход к созданию образовательной среды для детей с
задержкой психического развития 21
1.4. Социализирующий потенциал детской игры 35
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей оптимизации процесса социальной адаптации дошкольников с задержкой психического развития посредством игры 41
2.1. Организационно-методическое обеспечение эксперимента 41
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 46
2.3. Разработка комплекса игр, способствующих оптимизации
процесса социальной адаптации дошкольников с задержкой психического развития 56
2.4. Анализ первичных результатов апробации комплекса игр,
способствующих оптимизации процесса социальной адаптации дошкольников с задержкой психического развития 64
Заключение 74
Библиографический список 78
Приложения 85


Реформирование системы образования в нашей стране началось ещё в далёкие 1990-е годы. Именно тогда, в числе прочих преобразований, были ликвидированы специальные группы в детских садах и классы выравнивания в школах, которые изначально создавались для детей с особым психоневрологическим статусом - детей с задержкой психического развития. В стране практически не осталось образовательных учреждений VII вида, исключением являются лишь города федерального значения и крупные города в европейской части России.
Всё это происходило под лозунгом всеобщей демократизации и гуманизации системы образования, которые предполагают равные права и возможности для всех детей. Равенство прав и возможностей стали обозначать словом «интеграция», что означало объединение детей с особыми образовательными потребностями с обычными детьми в целях лучшей социальной адаптации первых и повышения уровня толерантности вторых.
Однако усилия реформаторов не принесли ожидаемых результатов, интеграционные процессы, представлявшие собой формальное искусственное смешение детей с различными образовательными потребностями в общую массу, оказались неэффективными, что со всей очевидностью продемонстрировало введение новой формы итоговой аттестации выпускников общеобразовательных школ - Единого государственного экзамена, - когда дети из бывших классов выравнивания не справились с этим испытанием. Более того, и в дошкольных образовательных учреждениях, и в школах увеличилось количество «трудных» детей, имеющих проблемы в поведенческой сфере, и большинство их - дети с особыми образовательными потребностями. Решению этой проблемы не помогло даже усиление психологического компонента сопровождения образовательного и воспитательного процессов в детских садах и школах.
И лишь недавно педагогическое сообщество признало ошибочным путь интеграции и заявило о необходимости реализации инклюзивного образования, подразумевающего гибкую подстройку под потребности каждого ребенка и оптимизацию процесса адаптации детей с особыми образовательными потребностями...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение социальной адаптации детей с задержкой психического развития дошкольного возраста в детском саду осуществлялось в несколько этапов: теоретический, практический, аналитический.
На теоретическом этапе было выявлено, что вопросами становления социальной адаптации у детей с ЗПР занимались Багаев В.И., Злоказова М.В., Баева И.И., Брызгалова С.О., Зак Г.Г., Гафари Э.А., Шевченко С.Г., Малофеев Н.Н., Дробинская А.О., Фишман М.Н., Бабкина Н.В. и мн.др. Ученые выделили особенности социальной адаптации у детей с ЗПР: уменьшение социальных контактов, недостаточное развитие
коммуникативных навыков, неумение рационально организовывать и контролировать свою работу, завышенная самооценка, высокий уровень тревожности, задержка психологического развития.
Под социальной адаптацией понимается личностный процесс в связи с формирующейся и развивающейся личностью ребенка, с особенностями его развития и воспитания. Уровни, средства, способы, методы адаптации определяются в зависимости от возрастных, индивидуально-типологических особенностей ребенка. Результативность социальной адаптации следует рассматривать с позиции степени успешности взаимодействия ребёнка с окружающей средой. При этом факт наличия задержки психического развития, а также её разновидность устанавливаются в ходе комплексного обследования психолого-медико-педагогической комиссией (консилиумом), и решающее слово при постановке диагноза остаётся за врачом- психоневрологом (психиатром).
Наличие диагноза ЗПР не является препятствием для обучения в общеобразовательной среде. Более того, современная парадигма образования требует от любого образовательного учреждения применения инклюзивного подхода, и дошкольное учреждение не является исключением. Основные принципы дошкольного инклюзивного образования заключаются в создании особых образовательных программ, существующих на основе базового принципа инклюзии и готовящих к полноценному обучению и воспитанию ребёнка в детском саду комбинированного вида. Методология программы специально разрабатывается для поддержки в обучении детей с различными способностями, что улучшает качество обучения и результаты социальной адаптации всех детей. Дети с теми или иными образовательными потребностями, в том числе и с ЗПР, участвуют во всех мероприятиях без ограничений. Индивидуальное обучение детей с ЗПР поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку.
Инклюзивный подход в ДОУ, согласно работам таких ученых, как Шевченко С.Г., Малофеев Н.Н., Дробинская А.О., Фишман М.Н., наиболее успешно реализуется на основе игровой деятельности, поскольку это ведущий вид деятельности дошкольника на старшем возрастном этапе. Кроме того, игра - это необходимое средство развития ребёнка (в первую очередь, социального) и, вместе с тем, сама по себе - развивающая среда для ребёнка дошкольного возраста. Детская игра имеет историческую и социальную природу. Среда выступает по отношению к игре как источник её развития. Игра в доступной и интересной форме моделируют саму жизнь. Игра - это средство формирования личности, поскольку она всегда связана с социально-экономическим развитием общества, культурными традициями народа, она эволюционирует вместе с ними...


1. Агавелян О.К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития: монография. Челябинск: Изд-во МЦПИ «МИРОС», 1999.
2. Алексеева А.М., Ильина М.Н., Щелкова О.Ю. Социально-психологическая адаптация и особенности интеллектуального развития детей с различными формами дизонтогенеза // Вестник ЮУГУ. 2012. № 31. С. 64¬71.
3. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности «Соц. педагогика». М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
4. Багаев В.И., Злоказова М.В. Современные подходы к организации реабилитационной работы с детьми с задержкой психического развития // Вятский медицинский вестник. 2003. № 4. С. 45-49.
5. Баева И.И. Возможность инклюзивного образования детей с
задержкой психического развития // Информационно-методический портал «ИнфоУрок» [электронный ресурс] Точка доступа:
http: //infourok.ru/statya na temuinklyuzivnoe obrazovanie detey s zpr- 344361.htm
6. Бардина А.А. Развитие коммуникативных навыков у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля - 31 марта 2013 года [электронный ресурс] Точка доступа:
http: //www.scienceforum.ru/2013/127/3060
7. Беленкова Л.Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзии // Интеграция образования. 2011. № 1. С. 59-64.
8. Брызгалова С.О., Зак Г.Г. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями // Специальное образование. 2010. № 3. С. 14-20.
9. Буркова А.В., Чухрова М.Г. Анализ психической сферы дошкольников с задержкой психического развития, проживающих в условиях детского дома // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 5. С. 190-193.
10. Вайнер М.Э. Коррекция неконструктивного поведения школьников с помощью игры // Начальная школа. 2004. № 1.
11. Варламова О.И. Показатели развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. Т. 10. № 31. С. 171-174.
12. Винникова Е.А., Слепович Е.С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1999. № 1.
13. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. М., 2004.
14. Выготский Л. С. Игра и её значение в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 26-38.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5: Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 1983...64



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ