Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПОСОБЫ И ФОРМЫ РАСШИРЕНИЯ СПЕКТРА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ СЕМАНТИЗАЦИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ-ИНОФОНАМИ

Работа №157046

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы101
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 8 СТРАТЕГИЙ СЕМАНТИЗАЦИИ КАК МЕТАЯЗЫКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Семантизация как форма метаязыковой деятельности 8
1.2. Стратегии семантизации слов русскоговорящих детей и 13 детей-ино фонов
1.3. Использование приемов семантизации в ходе лексической 18 работы с инофонами
Выводы по первой главе 31
Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ СЕМАНТИЗАЦИИ 33 МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ-ИНОФОНАМИ
(ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
2.1. Особенности использования стратегий семантизации 33
младшими школьниками-инофонами и русскоязычными школьниками
2.2. Способы и формы расширения спектра использования 40 стратегий семантизации младшими школьниками-инофонами на примерах образовательных областей третьего класса
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список литературы 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Приложение 1. Список слов-стимулов 53
Приложение 2. Протоколы толкований 54
Приложение 3. Частота выбора различных стратегий 68
семантизации школьниками
Приложение 4. Таблица «Способы и формы расширения спектра 70 использования стратегий семантизации»

Согласно статистике Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, в 2016 году в Красноярский край прибыло 4201 человек из стран ближнего зарубежья и Востока, среди которых есть и несовершеннолетние. Поэтому в каждом районе города планируется создание программ социальной адаптации мигрантов и изучения русского языка, что закреплено в муниципальной программе «Развитие образования в городе Красноярске» на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов. Введение данной программы обусловлено необходимостью социализировать мигрантов, что является затруднительным при условии незнания ими русского языка.
Обучение мигрантов русскому языку обусловлено и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Следуя требованиям данного документа, выпускник начальной школы должен обладать личностными, метапредметными (познавательными, регулятивными и коммуникативными), а также предметными универсальными учебными действиями. Для их формирования ребенку- мигранту необходимо хорошо ориентироваться в той языковой среде, в которую он попал. То есть ребенок-мигрант должен уметь решать прагматические задачи изучения русского языка (минимальную коммуникативную задачу) и выражать свои мысли с помощью средств русского языка.
Однако в настоящее время существуют проблемы, мешающие эффективному освоению школьником-инофоном русского языка.
Столбова Я.Е. в своей статье «Проблемы преподавания языка в классах полиэтнического состава» [23] в их числе выделяет следующие:
«Языковое мышление школьников-мигрантов осуществляется на родном, национальном языке»;
«Дети-мигранты плохо читают, у них бедный лексический запас, они не воспринимают переносное значение слов, не могут пересказать текст».
Обучение рецептивному и продуктивному владению лексикой младших школьников-инофонов - одна из ключевых задач учителя, варианты решения которой постоянно предлагаются учеными. Одним из таких путей может быть обращение к семантизации лексики, не только как методическому приему введения новых слов, но и как форме метаязыковой деятельности, для успешного выполнения которой необходимо знать наиболее продуктивные приемы толкования лексики и производить их выбор в соответствии с актуальной речевой ситуацией.
Так как учащиеся находятся в полиэтническом, то есть смешанном в плане национальностей классе, для эффективности образовательного процесса необходимо поднять использование стратегий семантизации школьников до примерно одинакового качественного уровня.
Для проведения исследования нами была выдвинута гипотеза, что дети-инофоны обладают специфическими особенностями использования стратегий семантизации на русском языке; использование этих особенностей в образовательном процессе будет способствовать более эффективному достижению младшими школьниками-инофонами личностных,
метапредметных и предметных результатов.
В этом случае объектом исследования является процесс использования стратегий семантизации младшими школьниками-инофонами.
Предмет исследования: способы и формы расширения спектра использования стратегий семантизации младшими школьниками-инофонами.
Цель исследования: выбрать эффективные способы и формы расширения спектра использования стратегий семантизации младшими школьниками-инофонами.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам теоретических исследований мы выявили следующее определение семантизации - это форма метаязыковой деятельности рядового носителя языка, направленная на экспликацию мыслительного содержания, репрезентуемого словом в его (носителя) языковом сознании.
Нами были рассмотрены классификации семантизации, ее развитие в рамках жизненных этапов человека, а также стратегии семантизации как способ мыслительного действия индивида.
Мы выяснили, что в научных кругах нет одной классификации стратегий семантизации. Однако, существуют три признанных точки зрения по этому вопросу. Их сформулировали Н.Д. Голев, Т.Ю. Кузнецова и А.Н. Ростова. В нашем исследовании мы опирались на все три классификации по причине их взаимодополняемости и схожести.
Также нами были рассмотрены виды упражнений, с помощью которых возможно развитие умения семантизировать у учеников разных языковых групп.
Нами был проведен констатирующий эксперимент, в рамках которого исследовались актуальные стратегии семантизации детей-инофонов младшего школьного возраста. В ходе эксперимента выяснилось, что наиболее распространенной стратегией является дефиниционная, то есть стратегия, отражающая связь слова с его определением. Описательная стратегия использовалась в меньшем количестве трактовок. Ассоциативная и контекстная стратегия применялись в минимальном объеме. При этом лексический запас у инофонов был ниже, чем у одноклассников. Русскоязычные школьники, в сравнении со школьниками-инофонами, чаще использовали дефиниционную стратегию и реже - остальные. Объем лексического запаса позволял им давать лаконичные и верные ответы.
Мы выдвинули гипотезу, что дети-инофоны обладают специфическими особенностями использования стратегий семантизации на русском языке; использование этих особенностей в образовательном процессе будет способствовать более эффективному достижению младшими школьниками- инофонами личностных, метапредметных и предметных результатов.
Мы рассмотрели формы и способы, которые могут быть эффективными как для реализации образовательного процесса, так и для работы по расширению спектра использования стратегий семантизации. Данные формы и способы возможно применять как в учебное, так и во внеучебное время.
Нами были синхронизированы способы и формы, используемые в образовательном процессе начальной школы, со стратегиями семантизации, на которые может опираться использование этих способов и форм в условиях полиэтнического класса. Мы проанализировали три предметные области - русский язык, литературное чтение и окружающий мир, в рамках которых рассмотрели задания, позволяющие научить не только свободно оперировать стратегиями семантизации, но и расширить лексический запас школьников.
Последующая работа, проводимая в этом направлении, позволит нам создать и структурировать эффективную программу форм и способов, применимую в образовательном учреждении и адаптируемую под любую образовательную программу.


1. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007.- С. 185
2. Виды и приемы групповой работы школьников в процессе
учебной деятельности [Электронный ресурс]// URL:
http: //studbooks .net/1171711 /pedagogika/vidy_priemy_gruppovoy_raboty_shkolni kov_protsesse_uchebnoy_deyatelnosti - 10.12.2017, 07:49
3. Голев, Н.Д. Обыденное метаязыковое сознание носителей русского языка и содержание школьного курса [Электронный ресурс]// URL: http://lingvo.asu.ru/golev/articles/z51.html - 02.05.2016, 16:45
4. Дисциплина "Методика преподавания русского языка как
иностранного для студентов-нефилологов" [Электронный ресурс]// URL: http://web-local.rudn.ru/web-local/disc/?id=388&rasd_id=23088&v=504 -
14.12.2017, 21:20
5. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений / И. В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 464 с.
6. Елисеева, М.Б. Типы толкований значений имен прилагательных детьми-инофонами и русскоязычными детьми [Текст] / М. Б. Елисеева, В. Г. Романенко // Начальная школа. - 2014. - № 6. - С. 91-94.
7. Журавлев А.Ф., Варбот Ж.Ж. Краткий понятийно­терминологический справочник по этимологии и исторической лексикологии. — Российская академия наук, Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, Этимология и история слов русского языка, 1998
8. Кузнецова, Т.Ю. Стратегии семантизации слов и факторы, детерминирующие их выбор [Текст] / Вестник Кемеровского государственного университета. - 2012. - № 4 (52) т. 4 - С. 17-21
9. Лыгина, Н.В. Методика развития словаря// [Электронный
ресурс]// URL:
http://clck.yandex.ru/redir/dv/*data=url%3Dhttp%253A%252F%252Fkarkav- kolosok. edu22. info%252F data%252Fdocuments%252FMetodika-razvitiya- slovarya.pdf%26ts%3D1463207144%26uid%3D146777621412008301&sign=a98 f469f6b7e323ae037a3715068b609&keyno=1 - 04.05.2016, 13:56
10. Материалы конференции «Высшая школа перевода»
[Электронный ресурс]// URL: http://www.docme.ru/doc/992247/materialy-
konferencii—vysshaya-shkola-perevoda - 13.05.2016, 16:57
11. Милош, Т.Н. Особенности работы над лексическим значением слова с иноязычными школьниками [Текст] / Т. Н. Милош, Г. С. Щеголева / Начальная школа. - 2014. - № 6. - С. 84-91
12. Михеева, Т.Б. Некоторые формы и приемы работы на уроке русского языка в классе с многонациональным контингентом учащихся [Текст] /Русский язык и литература в полиэтнических классах: Сборник материалов круглого стола. - 2010. - С 11-23.
13. Моделирование коммуникативных ситуаций при обучении русскому языку как неродному [Электронный ресурс]// URL: http://schl8.ru/bazovaya-opornaya-ploshchadka-po-realizatsii-meropriyatiy- federalnoy-tselevoy-programmy-russkiy-yazy/metodicheskaya- кор11ка/Еропова%20моделирование%20коммуникативных%20ситуаций.рбГ - 08.11.2017, 10:03
14. Осина С.В. Типы лексических упражнений в поликультурном
классе [Электронный ресурс]// URL:
http://www.forum.rusner.ru/index.php?app=core&module=attach§ion=attach &attach_id=2796 - 10.05.2016, 14:36
15. ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ (ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ
СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА) [Электронный ресурс]// URL:
http://didacts.ru/slovari/osnovy-duhovnoi-kultury-enciklopedicheskii-slovar- pedagoga-.html - 20.12.2017, 18:07
... всего 31 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ