Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сравнительное изучение готовности к школьному обучению старших дошкольников с легкой умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра

Работа №157045

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы135
Год сдачи2021
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Научно-теоретические основы изучения готовности к школьному обучению старших дошкольников с легкой умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра 8
1.1 Теоретические основы готовности к школьному обучению
дошкольников 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика развития детей с легкой
умственной отсталостью и расстройстом аутистического спектра 20
1.3 Причинная обусловленность проблем готовности к школьному
обучению старших дошкольников с умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра 27
1.4 Обзор диагностических и коррекционных методик в формировании
готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра в трудах ученых 31
Глава II. Экспериментальное исследование готовности к школьному обучению старших дошкольников с легкой умственной отсталостью и
расстройством аутистического спектра 44
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 44
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 57
2.3 Дифференцированные методические рекомендации по формированию готовности к школьному обучению старших дошкольников с легкой
умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра 79
Заключение 88
Библиография 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 99

Актуальность исследования. В современном, постоянно меняющемся, мире качественное образование стало одним из ключевых факторов развития личности человека. Это требует от системы образования постоянных изменений, затрагивающих все ступени образования, включая дошкольную.
Ступень дошкольного образования закладывает основу для дальнейшего развития ребенка, чтобы к началу обучения в школе он был физиологически и психически подготовлен.
Готовность к школьному обучению - сложный комплексный процесс, позволяющий ребенку без сложностей вступить в новый этап жизни.
В зарубежной педагогике и психологии готовность к школьному обучению исследовали А. Керн, Я. Йирасел, С. Штекбер, Г. Гетлер.
В отечественной - проблемой готовности к школьному обучению занимались Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова.
Процесс подготовки к школе усложняется при работе с детьми с легкой умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра, так как свои коррективы вносят психические и физиологические особенности ребенка.
Одной из важнейших целей дошкольного образования для детей с легкой умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра, становится подготовка к школьному обучению.
Подготовка к новой ступени обучения часто является для детей стрессом, для его минимизации ребенок должен быть подготовлен в личностной и социальной сферах, так как у него отсутствуют необходимые умения и навыки для этого перехода [44].
Учитывая выше сказанное, можно выявить следующие противоречия между:
• Низким уровнем сформированное™ знаний, умений и навыков у детей с легкой умственной отсталостью при переходе с дошкольной ступени на школьную и их значимостью для успешной адаптации детей к новой роли;
• Отсутствием необходимых навыков коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра и их значимость для успешного включения детей в школьный коллектив;
• Низкой мотивационной готовностью у детей обеих нозологий и её значимость при обучении в школе.
Таким образом, сформированность готовности к школьному обучению у детей с легкой умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра является одним из важнейших вопросов в общей педагогике и дефектологии.
Проблема исследования заключается в исследовании и определении условий, влияющих на процесс формирования готовности к школьному обучению у детей с легкой умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра.
Объект исследования: готовность к школьному обучению детей с легкой умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: дифференцированное содержание по
формированию готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра.
Цель исследования: теоретически обосновать, выявить специфические особенности готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра и на основе выявленных особенностей составить дифференцированное содержание по ее формированию.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проделанного нами исследования можно сделать выводы о том, что готовность к школьному обучению - важнейшая часть дошкольного образования у детей. Так как ребенок переходит на новый этап своей жизни, резко отличающийся от предыдущих.
Работа над готовностью к школьному обучению, претерпевала значительные изменения.
Готовность к школьному обучению - это физическая и психическая готовность ребенка к переходу в новый социальный и учебный статус. Она состоит из нескольких компонентов: коммуникативная - умение ребенка общаться со взрослыми и сверстниками, личностная - готовность ребенка к принятию роли «школьника», регулятивная - способность ребенка ставить и достигать целей, контролировать свои действия и познавательная - обладание определенными знаниями, умениями и навыками, необходимые для поступления в школу.
Говоря о детях с ограниченными возможностями здоровья, а именно детей с легкой умственной отсталостью и РАС, готовность к школьному обучению формируется намного труднее, чем обычно. В первую очередь это связано с органическими поражениями в коре головного мозга, из-за которых многие мыслительные процессы затормаживаются или вовсе останавливаются в развитии.
У детей с легкой УО и РАС не развивается мотивации к учебной деятельности, так как мотивация направлена по большей части в игровую деятельность. Многие задания в школе вызывают у них большие трудности, вследствие не до конца сформированных знаний, умений и навыков.
Также сложности вызывает коммуникация с другими детьми и взрослыми, особенно у детей РАС, из-за особенностей восприятия окружающего мира.
Диагностика готовности детей к школьному обучению, подразделяется на четыре компонента: исследование коммуникативной готовности,
исследование личностной готовности, исследование регулятивной готовности, исследование познавательной готовности.
Большой вклад в разработку методик диагностики внесли Д.Д. Венгер, А.З. Зак, М.Е. Валитова, Д.Б. Эльконин, Д. Чейпи и Л.С. Выготский и многие другие авторы.
На основе методик данных авторов была составлена и адаптирована методика сравнительного изучения готовности к школьному обучению у детей с легкой УО и детей с РАС.
Исследование проводилось на базе Краевого государственного бюджетного учреждения «Центр семьи «Эдельвейс» города Красноярска. Оно проводилось с мая по август 2021 года.
Объем выборки составил 12 детей в возрасте 6-7 лет (6 детей с легкой УО и 6 детей с РАС) по заключению медико-социальной экспертизы.
При выборе детей в экспериментальные группы учитывалось:
• возраст детей;
• Социально-педагогическая диагностика и коррекция в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (далее ИПРА).
Сравнительный анализ показал, что группа с легкой умственной отсталостью показала преимущественно низкий уровень готовности, а дети с расстройством аутистического спектра показали средний уровень, за исключением коммуникационной и мотивационной сфер.
По результатам исследования возникла необходимость в составлении методических рекомендаций, по повышению уровня готовности к школьному обучению. Специфика педагогической работы включает: включение игр,
90
направленных на развитие готовности, создание условий, вызывающие
желание детей включаться в работу, ставить и выполнять цели занятия.


1. Агаева И.Б. Организационно-педагогические условия реализации
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] /И.Б. Агаева, Л.П. Уфимцева// Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016. - Вып.1 (35). URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25682224 (дата обращения: 10.03.2021).
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе: от действия к мысли [Текст]/А.Г. Асмолов,
Г.В. Бурменская. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
3. Астапов, В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро­патопсихологии [Текст]: монография/В.М. Астапов - Москва: ПЕРСЭ, 2006. - 176 с.
4. Баенская, Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст [Текст]/Е.Р. Баенская//Альманах института коррекционной педагогики РАО: сб. статей. -Москва, 2000. - Вып. 2. - С.9-13
5. Баенская, Е.Р. Раннее аффективное развитие детей с аутизмом [Текст] /Е.Р. Баенская//Альманах института коррекционной педагогики РАО: сб. статей. -Москва, 2014. - Вып. 19. - С.10-20
6. Баниэль, А. Дети с неограниченными возможностями. Метод пробуждения мозга для улучшения жизни особых детей [Текст]/ А. Баниэль; пер. с англ. М. Денисьева, науч.ред. А. Власенко. - Москва: Альпина Паблишер, 2020 - 333 с.
7. Барабанщиков, В.А. Психология восприятия: онтологическое измерение [Текст]/В.А. Барабанщиков//Мир психологии: сб. статей -Москва, 2009. - Вып. 2. - С. 78-93.
8. Барабанщиков, В.А. Онтологическое основание перцептивного процесса [Текст] /В.А. Барабанщиков//Психология индивидуального и группового субъекта: сб. статей. - Москва, 2002. - Вып.15 - С. 182-219.
9. Барабанщиков, В.А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса. [Текст]/В.А. Барабанщиков. - Москва: Когито- центр, 2006. - 240 с.
10. Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития
[Текст]/Дж. Баттерворт, М. Харрис; пер. с анг. Е.А. Сергиенко. - Москва: Когито-центр, 2000. - 350 с.
11. Башина, В.М. Ранний детский аутизм [Текст]/В.М. Башина. - Москва, 1993. - 154-165 с.
12. Белоконь А.А. Подготовка к школьному обучению ребенка с аутистическим расстройством [Электронный ресурс]/А.А. Белоконь// Психологическая служба школы: реальность и перспективы: науч.журнал. - Москва, 2018. - Вып.15. - С.225-255
13. Блонский, П.П.Память и мышление [Текст]/П.П. Блонский. - Москва,1935. - 153-156 с.
14. Бобылев, Б.Г. Культура речи и стилистика [Текст]/Б.Г. Бобылев. - Орел,
2003. - 132 с.
15. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст]/А.А. Бодалев. - Москва, 1982. - 200 с.
... всего 74 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ