Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕТЫРЕХ-ПЯТИ ЛЕТ С ДИЗАРТРИЕЙ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ

Работа №157043

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы107
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией 10
1.1. Понятие просодической стороны речи в современной науке 10
1.2. Особенности просодической стороны речи у дошкольников с
дизартрией 17
1.3. Особенности просодической стороны речи у дошкольников с
умственной отсталостью легкой степени 22
1.4. Обзор методик и приемов работы, направленных на развитие
просодической стороны речи у дошкольников 24
Глава 2. Сравнительное изучение особенностей просодической стороны речи у дошкольников 4-5 лет с дизартрией и умственной отсталостью в условиях констатирующего эксперимента... 37
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 37
2.2. Сравнительное изучение просодической стороны речи у детей
дошкольного возраста с дизартрией и умственной отсталостью легкой степени 49
2.3 Методические рекомендации по формированию просодических компонентов речи у дошкольников 4-5 лет с дизартрией и умственной отсталостью легкой степени 59
Заключение 78
Список литературы 82
Приложение А 90
Приложение Б 93
Приложение В 96
Приложение Г 102
Приложение Д 106

Актуальность проблемы и темы исследования. Современная концепция дошкольного обучения и воспитания, изменение требований к содержанию и характеру дошкольного образования, связанное с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), предопределяют необходимость
совершенствования системы обучения и всестороннего
развития дошкольников, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является речевое развитие.
ФГОС ДО в качестве целевого ориентира на этапе завершения дошкольного образования устанавливает достаточное развитие коммуникативной функции речи. Просодические характеристики речи, обеспечивающие ее интонационную выразительность, являются важным условием полноценного ведения коммуникативной деятельности, поскольку с помощью просодических компонентов речи ребенок может передать не только информацию, но и свое эмоциональное состояние, отношение к предмету общения. Нарушение просодической стороны речи оказывает негативное влияние, как на развитие устной разговорной речи, так и на усвоение детьми письма и чтения. Таким образом, просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка.
Отечественные ученые и практики (Е.Н. Винарская, М.В. Ипполитова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Соботович, Р.И. Лалаева, Ю.И. Филатова, Ж.И. Шиф и другие) отмечают, что у детей с дизартрией и умственной отсталостью имеются нарушения просодической стороны речи. В имеющихся исследованиях, преимущественно, освещаются особенности просодической стороны речи у детей с дизартрией старшего дошкольного и школьного возраста. У детей с умственной отсталостью особенности просодической стороны речи описаны поверхностно и требуют дальнейшего
изучения. Недостаточно научных исследований, в которых достаточно полно были описаны особенности просодической стороны речи детей с дизартрией и умственной отсталостью в возрасте 4-5 лет, что говорит о необходимости дальнейшего изучения данной проблемы, поскольку большое значение в преодолении дефекта играет принцип ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии. Дошкольный возраст является одним из самых важных возрастных этапов в жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения, расширяются социальные отношения ребенка, происходит усвоение им общественного опыта. Специалисты в области специальной педагогики и психологии (Л.С. Выготский, Н.Г. Морозова, Е.А. Стребелева и др.) указывают на то, что дошкольный возраст является важным периодом не только в развитии всех психических процессов ребенка и становлении его личности, но и в коррекции нарушенных функций.
Анализ литературы по проблеме формирования просодической стороны речи у дошкольников показал, что существует достаточно большое количество методик, приемов работы по развитию отдельных компонентов просодической стороны речи (Е.С. Алмазова, Л.И. Белякова Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Л.В. Забродина, А.Г. Ипполитова, А.Н. Стрельникова, Е.Е. Шевцова и другие). В то же время недостаточно полной представляется картина коррекционной работы по формированию просодической стороны речи у дошкольников 4-5 лет с дизартрией и умственной отсталостью, дифференциация ее содержания для каждой из категорий детей. Данный факт говорит о необходимости создания целостной системы коррекционной работы в данном направлении, так как все просодические компоненты находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, работу над их развитием нужно осуществлять комплексно.
В ФГОС ДО указывается на то, что при проведении коррекционной
работы в условиях инклюзивного образования с детьми с ОВЗ должны
учитываться особенности развития и специфические образовательные
потребности каждой категории детей, что нацеливает также на необходимость создания специальных условий для формирования и развития просодических компонентов речи дошкольников данной категории.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Просодическая сторона речи играет важную роль в процессе коммуникации, являясь важнейшей составляющей устной речи, средством ее оформления, уточнения смысла и эмоционально - экспрессивных оттенков
Изучению просодической стороны речи детей с дизартрией посвящены научные исследования таких выдающихся ученых, как Е.Н. Винарская, М.В. Ипполитова, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, О.Г. Приходько, Н.В. Серебрякова, Ю.И. Филатова и других авторов. В работах отечественных исследователей указывается на то, что у детей с дизартрией отмечается нарушение всех просодических компонентов, что негативно сказывается на разборчивости, внятности, эмоциональности речи и может привести к нарушениям коммуникативной деятельности, снижению потребности и эффективности речевого общения. Еще меньше данных в логопедической литературе об особенностях просодической стороны речи у детей с умственной отсталостью.
Стоит отметить, что в имеющихся исследованиях, преимущественно, освещаются особенности детей с дизартрией старшего дошкольного и школьного возраста. Нам не встретились научные исследования, в которых достаточно полно были описаны особенности просодической стороны речи детей с дизартрией в возрасте 4-5 лет, а также дошкольников с умственной отсталостью, что говорит о необходимости дальнейшего изучения данной проблемы, поскольку большое значение в преодолении дефекта играет принцип ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии.
Существует достаточно большое количество методик, приемов работы по развитию отдельных компонентов просодической стороны речи. Но в то же время недостаточно полной представляется картина коррекционной работы по формированию просодической стороны речи у дошкольников 4-5 лет с дизартрией и с умственной отсталостью легкой степени во взаимосвязи всех компонентов просодической стороны речи.
С целью изучения особенностей просодической стороны речи у дошкольников 4-5 лет с дизартрией и с умственной отсталостью легкой степени. Констатирующий эксперимент проводился на базе МБУ СО «Центр «Радуга» города Красноярска. Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы две экспериментальные группы. В первую группу вошли 10 детей 4-5 лет с дизартрией, во вторую - 10 дошкольников 4-5 лет с умственной отсталостью легкой степени. Для изучения особенностей просодической стороны речи дошкольников нами была использована методика Е.Ф. Архиповой «Обследование просодической стороны речи у старших дошкольников и младших школьников». Данная методика была адаптирована нами с учетом возрастных особенностей детей. Адаптация заключалась в упрощении инструкции, заданий методики, а также подборе более простого речевого материла, соответствующего возрасту детей. Подбор речевого материала к заданиям методики констатирующего эксперимента осуществлялся с опорой на рекомендации к логопедическому обследованию дошкольников 4-5 лет, представленные в работах О.Е. Громовой, Г.Н. Соломатиной, А.В. Мамаевой, Г.А. Волковой.
В ходе констатирующего эксперимента нами было выявлено, что дошкольники с дизартрией демонстрируют средний (30 %) и низкий (70 %) уровень сформированности просодической стороны речи, в то время как все дошкольники с умственной отсталостью демонстрируют низкий уровень успешности. Также нами были выявлены общие и специфические для каждой категории детей особенности просодической стороны речи. Дети двух экспериментальных групп испытывали трудности восприятия просодических компонентов речи, но у дошкольников с умственной отсталостью они были выражены в большей степени, нежели у дошкольников с дизартрией. Особенности воспроизведения просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией, проявляющиеся в низкой способности к
изменению высоты, силы голоса, трудностях передачи интонации, отсутствии умения воспроизводить логическое ударение, выраженных нарушениях тембра голоса носят первичный характер и обусловлены парезом речевой мускулатуры, нарушениями мышечного тонуса артикуляционного аппарата, недостаточной координацией движений речевых мышц. У дошкольников с умственной отсталостью нарушения просодической стороны речи, как правило, носят вторичный характер и связаны со слабостью замыкательной функции коры головного мозга, специфическими
особенностями нарушений в когнитивной деятельности и, как следствие, депривированности высших психических функций, нарушениями нейродинамики. Наше исследование показало, что дошкольники с умственной отсталостью легкой степени способны воспроизводить силу и высоту голоса, фразы с доступной для понимания, часто используемой в жизни ребенка интонацией после многократного демонстрирования образца. Их тембр голоса зависит от преобладания процессов возбуждения и торможения.
...


1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / М.: Просвещение, 1979. - 158 с.
2. Антипова, A.M. Просодия // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Просвещение, 1990. -376 с.
3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие/ Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2006. - 319 с.
4. Белякова Л.И. Заикание: учеб. пособие для студентов пед. инст-в по спец-ти «Логопедия» / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М.: В. Секачев, 1998. - 304 с.
5. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова.
• М.: ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
6. Белякова Л.И., Романчук И.З. Особенности интонационной стороны речи учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи /Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи /Под ред. Л.И. Беляковой М.: МГПИ, 1989. - С.116-122.
7. Блохина Л.П. Методические рекомендации. Методика анализа просодических характеристик речи / Л.П. Блохина, Р.К. Потапова. - М.: МГПИИЯ, 1977. - 84 с.
8. Болинджер Д. Интонация как универсалия / Д. Болинджер. - М., 1972.
• 73 с.
9. Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
10. Брюховских Л.А. Дизартрия: учебно-методическое пособие по логопедии / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 180 с.
11. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. - М.: ACT: Астрель, 2006.
• 141 с.
12. Власова Т.М. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя / Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт. - М.: ВЛАДОС», 1996.-240с.:
13. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений / Г.А. Волкова. - М: ВЛАДОС, 2002. - 158 с.
14. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 144 с.
15. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 656 с.
... всего 80 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ