Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сравнительное изучение особенностей социально-коммуникативного развития старших дошкольников с задержкой психического развития соматогенного и церебрально- органического происхождения

Работа №157042

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты социально -коммуникативного развития у старших дошкольников с задержкой психического развития 8
1.1. Теоретические аспекты социально-коммуникативного развития дошкольников как одно из основных направлений дошкольного образования 8
1.2. Особенности дошкольников с задержкой психического развития 16
1.3. Подходы, методы и условия к организации педагогической деятельности социально-коммуникативного развития старших дошкольников с задержкой психического развития 20
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей социально­коммуникативного развития старших дошкольников с задержкой психического развития соматогенного и церебрально-органического происхождении 25
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента по изучению особенностей социально-коммуникативного развития старших дошкольников
с задержкой психического развития соматогенного и церебрально­органического происхождения 25
2.2. Анализ результатов исследования 27
2.3. Методические рекомендации в форме образовательной программы по
социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 39
Заключение 61
Библиография 64
Приложение 71

Дошкольному образованию, за последнее время уделяется особое внимание. Современное общество, одним из запросов которого - обеспечить качественную социализацию становления личности, заинтересовано в появлении людей обладающих умением брать на себя ответственность, отстаивать свою позицию в решении различных проблем и задач, опираясь на принятую систему культурных норм и ценностей.
В связи с вступлением в действие Федерального Закона «Об образовании в РФ» № 273 - ФЗ и введением Федерального
Государственного Образовательного Стандарта начального и общего образования, складывается новая система, повышающая значимость адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработанные программы, с учетом содержания и процедуры оценивания детской деятельности приобретают направление, позволяющее не только накапливать знания, умения, навыки, но и модифицировать собственное поведение ребенка с опорой на ведущую деятельность - игру, которая помогает сгладить период адаптации, научить общению и взаимодействию в коллективе сверстников.
В соответствии с законодательством, все дети независимо от здоровья и уровня психофизических особенностей имеют равные права на развитие, получения образования и здравоохранение. В последнее время актуализируются ценности инклюзивного образования, вводится практика комбинированных групп для совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с нормой, ориентированной на «включение» детей с различной нозологией в коллектив с обычно развивающихся сверстников.
Программа обучения и развития в дошкольной образовательной организации для комбинированных групп разрабатывается с учетом Федерального Стандарта дошкольного образования и реализуется по нескольким образовательным программам с учётом комплектования детей.
Актуальность проблемы заключается:
• высокая наполняемость групп;
• недостаток профессиональной компетентности педагогов, работающих с такой категорией детей, отсутствие соответствующих знаний, которые необходимо получать на курсах дополнительного образования;
• занятия, которые проводятся в рамках школьных уроков, без учета психофизических особенностей таких детей.
Существующая система отечественных дефектологов об оказании специализированной помощи детям с различными формами психического недоразвития (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Е.А. Стребелева и другие) достигла значительных успехов в решении диагностических задач и коррекции познавательных нарушений, но вопросы, касающиеся собственно личностных проблем, значимых для дальнейшей жизни этой категории детей в обществе изучены недостаточно.
Совокупность указанных факторов обусловливает необходимость в проведении данного исследования.
В связи с этим проблема исследования заключается в определении понятия социально-коммуникативного развития дошкольников,
исследование его особенностей и уровней сформированности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: разработать действенные рекомендации по социально-коммуникативному развитию, с учетом выявленных особенностей, в форме образовательной программы для воспитателей, узких специалистов и педагогов дополнительного образования.
Объект исследования: социально-коммуникативное развитие старших дошкольников.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одним из приоритетов модернизации дошкольного образования является разработка педагогических условий для полноценного развития самостоятельной личности, владеющей средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками.
Проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического детей в условиях современной нормативно-правовой базы становится актуальной при недостаточности практических исследований, педагогических позиций, продуктивных форм взаимодействия ребенка и взрослого в пространстве дошкольного учреждения с учетом высокой наполняемости комбинированных групп, а также методических материалов, позволяющих грамотно выстраивать содержание коррекционно-развивающего процесса и образовательной деятельности на основе принципов интеграции для данной категории детей, что также создаёт важные предпосылки для последующего школьного обучения.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования дал возможность определить понятие социально - коммуникативного развития, как процесса усвоения индивидом определенных культурных норм и ценностей, осуществляемых главным образом в общении, что соответствует направлениям, выделенным в федеральном стандарте, и выявить особенности сформированности социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития соматогенного и церебрально - органического происхождения: не умении понимать и различать
эмоциональное состояние сверстников, планировать этапы своей деятельности, безынициативности в конфликтных ситуациях, пассивности в общении и не способности оказывать действенную помощь сверстникам.
Особенности социально-коммуникативного развития в значительной мере отражают специфику задержки психического развития, как нарушения полиморфного характера затрагивающего всю психическую сферу ребенка и являющееся системным дефектом структура которого определяется с одной стороны преобладанием незрелости эмоционально-волевой сферы, задерживающих формирование социально-коммуникативных умений и отражающихся на формировании личности ребенка в целом. С другой - интеллектуальной недостаточностью, проявляющейся в относительной несформированности высших психических функций, симптоматика которых становится более выраженной в старшем дошкольном возрасте, когда перед дошкольником начинают ставить учебные задачи. Для качественного улучшения данных умений необходимо создание специальных психолого­педагогических условий.
В рамках проведения исследования была выбрана авторская методика для детей 5-7 лет О.В. Дыбиной, С.Е. Анфисовой, А.Ю. Кузиной, И.В. Груздовой с критериями оценки результатов для определения уровней сформированности социально-коммуникативной компетентности. Методика включает в себя диагностические задания на выявление уровней сформированности таких умений как: проявлять интерес к окружающим, понимать разные социальные роли (взрослого и сверстников), положительно оценивать себя на основе выделенных достоинств и недостатков; владение безопасными способами поведения в нестандартных ситуациях; проявлять сочувствие, сопереживание, желание принимать и оказывать необходимую помощь, обращаться с просьбой, удерживать правила, высказанные взрослым или организованным в игре; выражать свои желания с учетом интересов окружающих.
С целью коррекции и преодоления данных особенностей нами разработаны рекомендации в форме образовательной программы, которые включают: описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями формирования социально-коммуникативного развития, методы, формы и средства, поддержки детской инициативы, взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями, календарно - тематическое планирование.
Мы полагаем, что разработанные рекомендации в форме образовательной программы дошкольного образования будут эффективны в направлении социально-коммуникативного развития и будут способствовать устранению и преодолению трудностей в работе с рассматриваемой категорией детей, так как составлены и адаптированы с учетом индивидуальных особенностей и специфики дефекта.


1. Авдулова Т.П., Хузеева Г.Р. Личная и коммуникативная
компетентности современного дошкольника: учебное пособие. - М.:
Прометей, 2013. - 65с.
2. Антонова Т.В. Роль общения в регуляции отношений детей дошкольного возраста в игре: автореферат. дис... кандидат психол. наук. - М.: 1983.- 67с.
3. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия. 2 - е изд. - Спб.: Питер, 2008. - 384с.
4. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 80с.
5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика -
Синтез, - 1999. - 272с.
6. Бабаева Т.И. Римашевская Л.С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб. метод. пособие. - Спб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2012. - 224с.
7. Божович Л.И, Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968.­464с.
8. Борякова Н.Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. 2003. - № 2.
9. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М., 1999.
10. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие Н.В. Бабкина. - М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. - 143с.
11. Бодалёв А.А. Психология общения / А.А. Бодалёв. - М.: Издательство « Институт практической психологии», Воронеж: НПО. «Модек», 1996. - 256с.
12. Беляева О.Л., Глушкова А.В., Николина М.С. Система формирования толерантности у детей дошкольного возраста в группах комбинированной направленности / Материалы Всероссийской научно - практической конференции с международным участием / О.Л. Беляева, А.В. Глушкова, М.С. Николина - Новосибирск, 2017.
13. Болотникова О.П. Психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей 6 - 7 лет / О.П. Болотникова, О.А. Еник, А.А. Ошкина // Современные проблемы науки и образования - 2015. - № 4. - С. 22-28.
14. Белянин В.П. Введение в психолингвистику / В.П. Белянин. М., 1999.
15. Бардышевская В.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей: Учебное пособие. М.: УМК «Психология», 2003. - 320с.
16. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2004. 512с.
17. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1960. - С. 199.
18. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.
• М.: Педагогика, 1991. - 480с.
... всего 73 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ