Сравнительное изучение особенностей социально-коммуникативного развития старших дошкольников с задержкой психического развития соматогенного и церебрально- органического происхождения
|
Реферат Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты социально -коммуникативного развития у старших дошкольников с задержкой психического развития 8
1.1. Теоретические аспекты социально-коммуникативного развития дошкольников как одно из основных направлений дошкольного образования 8
1.2. Особенности дошкольников с задержкой психического развития 16
1.3. Подходы, методы и условия к организации педагогической деятельности социально-коммуникативного развития старших дошкольников с задержкой психического развития 20
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей социальнокоммуникативного развития старших дошкольников с задержкой психического развития соматогенного и церебрально-органического происхождении 25
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента по изучению особенностей социально-коммуникативного развития старших дошкольников
с задержкой психического развития соматогенного и церебральноорганического происхождения 25
2.2. Анализ результатов исследования 27
2.3. Методические рекомендации в форме образовательной программы по
социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 39
Заключение 61
Библиография 64
Приложение 71
Глава I. Теоретические аспекты социально -коммуникативного развития у старших дошкольников с задержкой психического развития 8
1.1. Теоретические аспекты социально-коммуникативного развития дошкольников как одно из основных направлений дошкольного образования 8
1.2. Особенности дошкольников с задержкой психического развития 16
1.3. Подходы, методы и условия к организации педагогической деятельности социально-коммуникативного развития старших дошкольников с задержкой психического развития 20
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей социальнокоммуникативного развития старших дошкольников с задержкой психического развития соматогенного и церебрально-органического происхождении 25
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента по изучению особенностей социально-коммуникативного развития старших дошкольников
с задержкой психического развития соматогенного и церебральноорганического происхождения 25
2.2. Анализ результатов исследования 27
2.3. Методические рекомендации в форме образовательной программы по
социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 39
Заключение 61
Библиография 64
Приложение 71
Дошкольному образованию, за последнее время уделяется особое внимание. Современное общество, одним из запросов которого - обеспечить качественную социализацию становления личности, заинтересовано в появлении людей обладающих умением брать на себя ответственность, отстаивать свою позицию в решении различных проблем и задач, опираясь на принятую систему культурных норм и ценностей.
В связи с вступлением в действие Федерального Закона «Об образовании в РФ» № 273 - ФЗ и введением Федерального
Государственного Образовательного Стандарта начального и общего образования, складывается новая система, повышающая значимость адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработанные программы, с учетом содержания и процедуры оценивания детской деятельности приобретают направление, позволяющее не только накапливать знания, умения, навыки, но и модифицировать собственное поведение ребенка с опорой на ведущую деятельность - игру, которая помогает сгладить период адаптации, научить общению и взаимодействию в коллективе сверстников.
В соответствии с законодательством, все дети независимо от здоровья и уровня психофизических особенностей имеют равные права на развитие, получения образования и здравоохранение. В последнее время актуализируются ценности инклюзивного образования, вводится практика комбинированных групп для совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с нормой, ориентированной на «включение» детей с различной нозологией в коллектив с обычно развивающихся сверстников.
Программа обучения и развития в дошкольной образовательной организации для комбинированных групп разрабатывается с учетом Федерального Стандарта дошкольного образования и реализуется по нескольким образовательным программам с учётом комплектования детей.
Актуальность проблемы заключается:
• высокая наполняемость групп;
• недостаток профессиональной компетентности педагогов, работающих с такой категорией детей, отсутствие соответствующих знаний, которые необходимо получать на курсах дополнительного образования;
• занятия, которые проводятся в рамках школьных уроков, без учета психофизических особенностей таких детей.
Существующая система отечественных дефектологов об оказании специализированной помощи детям с различными формами психического недоразвития (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Е.А. Стребелева и другие) достигла значительных успехов в решении диагностических задач и коррекции познавательных нарушений, но вопросы, касающиеся собственно личностных проблем, значимых для дальнейшей жизни этой категории детей в обществе изучены недостаточно.
Совокупность указанных факторов обусловливает необходимость в проведении данного исследования.
В связи с этим проблема исследования заключается в определении понятия социально-коммуникативного развития дошкольников,
исследование его особенностей и уровней сформированности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: разработать действенные рекомендации по социально-коммуникативному развитию, с учетом выявленных особенностей, в форме образовательной программы для воспитателей, узких специалистов и педагогов дополнительного образования.
Объект исследования: социально-коммуникативное развитие старших дошкольников.
...
В связи с вступлением в действие Федерального Закона «Об образовании в РФ» № 273 - ФЗ и введением Федерального
Государственного Образовательного Стандарта начального и общего образования, складывается новая система, повышающая значимость адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработанные программы, с учетом содержания и процедуры оценивания детской деятельности приобретают направление, позволяющее не только накапливать знания, умения, навыки, но и модифицировать собственное поведение ребенка с опорой на ведущую деятельность - игру, которая помогает сгладить период адаптации, научить общению и взаимодействию в коллективе сверстников.
В соответствии с законодательством, все дети независимо от здоровья и уровня психофизических особенностей имеют равные права на развитие, получения образования и здравоохранение. В последнее время актуализируются ценности инклюзивного образования, вводится практика комбинированных групп для совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с нормой, ориентированной на «включение» детей с различной нозологией в коллектив с обычно развивающихся сверстников.
Программа обучения и развития в дошкольной образовательной организации для комбинированных групп разрабатывается с учетом Федерального Стандарта дошкольного образования и реализуется по нескольким образовательным программам с учётом комплектования детей.
Актуальность проблемы заключается:
• высокая наполняемость групп;
• недостаток профессиональной компетентности педагогов, работающих с такой категорией детей, отсутствие соответствующих знаний, которые необходимо получать на курсах дополнительного образования;
• занятия, которые проводятся в рамках школьных уроков, без учета психофизических особенностей таких детей.
Существующая система отечественных дефектологов об оказании специализированной помощи детям с различными формами психического недоразвития (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Е.А. Стребелева и другие) достигла значительных успехов в решении диагностических задач и коррекции познавательных нарушений, но вопросы, касающиеся собственно личностных проблем, значимых для дальнейшей жизни этой категории детей в обществе изучены недостаточно.
Совокупность указанных факторов обусловливает необходимость в проведении данного исследования.
В связи с этим проблема исследования заключается в определении понятия социально-коммуникативного развития дошкольников,
исследование его особенностей и уровней сформированности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: разработать действенные рекомендации по социально-коммуникативному развитию, с учетом выявленных особенностей, в форме образовательной программы для воспитателей, узких специалистов и педагогов дополнительного образования.
Объект исследования: социально-коммуникативное развитие старших дошкольников.
...
Одним из приоритетов модернизации дошкольного образования является разработка педагогических условий для полноценного развития самостоятельной личности, владеющей средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками.
Проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического детей в условиях современной нормативно-правовой базы становится актуальной при недостаточности практических исследований, педагогических позиций, продуктивных форм взаимодействия ребенка и взрослого в пространстве дошкольного учреждения с учетом высокой наполняемости комбинированных групп, а также методических материалов, позволяющих грамотно выстраивать содержание коррекционно-развивающего процесса и образовательной деятельности на основе принципов интеграции для данной категории детей, что также создаёт важные предпосылки для последующего школьного обучения.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования дал возможность определить понятие социально - коммуникативного развития, как процесса усвоения индивидом определенных культурных норм и ценностей, осуществляемых главным образом в общении, что соответствует направлениям, выделенным в федеральном стандарте, и выявить особенности сформированности социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития соматогенного и церебрально - органического происхождения: не умении понимать и различать
эмоциональное состояние сверстников, планировать этапы своей деятельности, безынициативности в конфликтных ситуациях, пассивности в общении и не способности оказывать действенную помощь сверстникам.
Особенности социально-коммуникативного развития в значительной мере отражают специфику задержки психического развития, как нарушения полиморфного характера затрагивающего всю психическую сферу ребенка и являющееся системным дефектом структура которого определяется с одной стороны преобладанием незрелости эмоционально-волевой сферы, задерживающих формирование социально-коммуникативных умений и отражающихся на формировании личности ребенка в целом. С другой - интеллектуальной недостаточностью, проявляющейся в относительной несформированности высших психических функций, симптоматика которых становится более выраженной в старшем дошкольном возрасте, когда перед дошкольником начинают ставить учебные задачи. Для качественного улучшения данных умений необходимо создание специальных психологопедагогических условий.
В рамках проведения исследования была выбрана авторская методика для детей 5-7 лет О.В. Дыбиной, С.Е. Анфисовой, А.Ю. Кузиной, И.В. Груздовой с критериями оценки результатов для определения уровней сформированности социально-коммуникативной компетентности. Методика включает в себя диагностические задания на выявление уровней сформированности таких умений как: проявлять интерес к окружающим, понимать разные социальные роли (взрослого и сверстников), положительно оценивать себя на основе выделенных достоинств и недостатков; владение безопасными способами поведения в нестандартных ситуациях; проявлять сочувствие, сопереживание, желание принимать и оказывать необходимую помощь, обращаться с просьбой, удерживать правила, высказанные взрослым или организованным в игре; выражать свои желания с учетом интересов окружающих.
С целью коррекции и преодоления данных особенностей нами разработаны рекомендации в форме образовательной программы, которые включают: описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями формирования социально-коммуникативного развития, методы, формы и средства, поддержки детской инициативы, взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями, календарно - тематическое планирование.
Мы полагаем, что разработанные рекомендации в форме образовательной программы дошкольного образования будут эффективны в направлении социально-коммуникативного развития и будут способствовать устранению и преодолению трудностей в работе с рассматриваемой категорией детей, так как составлены и адаптированы с учетом индивидуальных особенностей и специфики дефекта.
Проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического детей в условиях современной нормативно-правовой базы становится актуальной при недостаточности практических исследований, педагогических позиций, продуктивных форм взаимодействия ребенка и взрослого в пространстве дошкольного учреждения с учетом высокой наполняемости комбинированных групп, а также методических материалов, позволяющих грамотно выстраивать содержание коррекционно-развивающего процесса и образовательной деятельности на основе принципов интеграции для данной категории детей, что также создаёт важные предпосылки для последующего школьного обучения.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования дал возможность определить понятие социально - коммуникативного развития, как процесса усвоения индивидом определенных культурных норм и ценностей, осуществляемых главным образом в общении, что соответствует направлениям, выделенным в федеральном стандарте, и выявить особенности сформированности социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития соматогенного и церебрально - органического происхождения: не умении понимать и различать
эмоциональное состояние сверстников, планировать этапы своей деятельности, безынициативности в конфликтных ситуациях, пассивности в общении и не способности оказывать действенную помощь сверстникам.
Особенности социально-коммуникативного развития в значительной мере отражают специфику задержки психического развития, как нарушения полиморфного характера затрагивающего всю психическую сферу ребенка и являющееся системным дефектом структура которого определяется с одной стороны преобладанием незрелости эмоционально-волевой сферы, задерживающих формирование социально-коммуникативных умений и отражающихся на формировании личности ребенка в целом. С другой - интеллектуальной недостаточностью, проявляющейся в относительной несформированности высших психических функций, симптоматика которых становится более выраженной в старшем дошкольном возрасте, когда перед дошкольником начинают ставить учебные задачи. Для качественного улучшения данных умений необходимо создание специальных психологопедагогических условий.
В рамках проведения исследования была выбрана авторская методика для детей 5-7 лет О.В. Дыбиной, С.Е. Анфисовой, А.Ю. Кузиной, И.В. Груздовой с критериями оценки результатов для определения уровней сформированности социально-коммуникативной компетентности. Методика включает в себя диагностические задания на выявление уровней сформированности таких умений как: проявлять интерес к окружающим, понимать разные социальные роли (взрослого и сверстников), положительно оценивать себя на основе выделенных достоинств и недостатков; владение безопасными способами поведения в нестандартных ситуациях; проявлять сочувствие, сопереживание, желание принимать и оказывать необходимую помощь, обращаться с просьбой, удерживать правила, высказанные взрослым или организованным в игре; выражать свои желания с учетом интересов окружающих.
С целью коррекции и преодоления данных особенностей нами разработаны рекомендации в форме образовательной программы, которые включают: описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями формирования социально-коммуникативного развития, методы, формы и средства, поддержки детской инициативы, взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями, календарно - тематическое планирование.
Мы полагаем, что разработанные рекомендации в форме образовательной программы дошкольного образования будут эффективны в направлении социально-коммуникативного развития и будут способствовать устранению и преодолению трудностей в работе с рассматриваемой категорией детей, так как составлены и адаптированы с учетом индивидуальных особенностей и специфики дефекта.





