Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сравнительное изучение особенностей сформированности зрительно-моторной координации у младших школьников с легкой и умеренной степенью умственной отсталостью

Работа №157041

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы131
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования зрительно-моторной координации у детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости 7
1.1 Развитие зрительно-моторной координации у детей в онтогенезе 7
1.2 Особенности зрительно-моторной координации у детей с легкой
и умеренной степенью умственной отсталости 14
1.3 Обзор методов и приемов, направленных на развитие
зрительно-моторной координации у детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости 19
Выводы по главе I 26
Глава II. Особенности зрительно-моторной координации у младших школьников с легкой и умеренной степенью умственной отсталости 28
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента 28
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 42
2.3 Методические рекомендации по организации занятий,
направленных на развитие зрительно-моторной координации у обучающихся младших классов с легкой и умеренной степенью умственной отсталости 52
Выводы по главе II 77
Заключение 79
Список использованных источников 82
Приложения 91

Актуальность рассмотрения вопроса о формировании зрительно­моторной координации у младших школьников с легкой и умеренной степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) обусловлена рядом причин психолого-педагогического характера.
В современных методических и психологических исследованиях отмечается, что несформированность зрительно-моторной координации у детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости ограничивает их познавательные возможности, препятствует усвоению знаний.
Недостаточно сформированная зрительно-моторная координация влияет на уровень актуального, интеллектуального и речевого развития ребенка, вследствие чего затрудняется процесс обучения.
Младший школьный возраст в жизни каждого ребенка - очень важный период для его дальнейшего развития. Именно в этом возрасте у него формируются определённые знания, умения и навыки, необходимые для успешного обучения в школе. Успешность обучения в школе в значительной мере зависит от уровня развития графомоторных навыков: зрительного восприятия, пространственных представлений и мелкой моторики рук. Одним из элементов графомоторных навыков является зрительно-моторная координация, в которую входят следующие компоненты: зрительное восприятие; мелкая моторика и зрительно-пространственная ориентация. Зрительно-моторная координация - это процесс согласования движений и их элементов под контролем зрения в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов, обеспечивающихся работой теменно-височно-затылочных отделов головного мозга [33].
Зрительно-моторная координация является важнейшей функцией, на которую опирается процесс развития опознавательных и изобразительных навыков. Навык зрительного слежения должен подкрепляться движениями руки, в результате чего у детей разовьется зрительно-моторная координация, занимающая важное место в формировании готовности ребенка к письму.
При умственной отсталости (интеллектуальных нарушениях) происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Изучение патофизиологических механизмов обнаруживает широкую иррадиацию процессов возбуждения и торможения, инертность основных нервных процессов, повышенную функциональную истощаемость клеток коры головного мозга в теменно-затылочных отделах, что является биологической основой зрительно-моторной координации.
Развитие зрительно-моторной координации в младшем школьном возрасте детей с нормой развития широко изучено в психофизиологических и психолого-педагогических исследованиях, а особенности развития зрительно-моторной координации у детей с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) изучены недостаточно. Исходя из актуальности, была определена тема исследования: «Сравнительное изучение особенностей сформированности зрительно­моторной координации у младших школьников с легкой и умеренной степенью умственной отсталости».
Объектом нашего исследования является зрительно-моторная координация у младших школьников.
Предметом исследования - особенности сформированности зрительно - моторной координации у младших школьников с легкой и умеренной степенью умственной отсталости
Целью нашего исследования является изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах особенностей сформированности зрительно­моторной координации у младших школьников с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Под понятием мелкая моторика подразумеваются согласованные движения пальцев рук, способность ребенка «пользоваться» данными движениями. В данном случае речь идет о комплексе навыков от простых движений, таких как держать какой-либо предмет до способности лепить. Развитие действий рук у детей взаимосвязано с возможностью познания окружающих предметов.
С возрастом ребенок проходит определенный этап формирования личности и становления в обществе. Одним из наиболее благоприятных периодов, оказывающих наиболее быстрое развитие, служит младший школьный период.
В данной исследовательской работе в качестве основной гипотезы было заявлено существование взаимосвязи уровня развития зрительно­моторной координации и степени интеллектуального нарушения. Кроме этого предполагается наличие общих особенностей развития зрительно­моторной координации как у детей с умеренной умственной отсталостью, так и для детей с легкой степенью умственной отсталости. У детей с умеренной умственной отсталостью уровень развития зрительно-моторной координации значительно ниже, чем у сверстников с легкой степенью нарушения интеллекта. В результате исследования было выявлено, что первая гипотеза подтвердилась, вторая гипотеза подтверждение не прошла.
Эмпирической базой исследования являются отдельные классы, для обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью МБОУ СОШ №4 г. Боготола. Для проведения эксперимента была сформирована экспериментальная группа обучающихся младшего школьного возраста. Основная направленность исследования основывается на методике, состоящей из 3 серий, каждая из которых предполагает определенные задания.
Исследование детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью показало следующие результаты:
• по субтесту «Домик» - зрительно-моторная координация не сформирована у 5 респондентов;
• по субтесту 1 «Методики оценки уровня развития зрительного восприятия - зрительно-моторная координация находится на низком уровне у 5 респондентов.
Исследование детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью показало следующие результаты:
- по методике Бендер гештальт-тест и субтест «Домик» зрительно­моторная координация не сформирована соответственно у 5 и 6 респондентов;
- по методике оценки уровня развития зрительного восприятия на низком уровне зрительно-моторная координация находится у 5 респондентов.
Исследование младших школьников с разной степенью умственной отсталости доказало существование взаимосвязи уровня развития зрительно­моторной координации и степени интеллектуальных нарушений, характерных как для детей с легкой умственной отсталостью, так и для детей с умеренной умственной отсталостью.
В результате выявления проблемы в развитии у детей младшего школьного возраста автором предлагается внедрение методических рекомендаций.
В качестве такой рекомендации является Программа коррекционно­развивающего курса «Ловкие пальчики» (приложение Е).
Основной целью данной методической рекомендации служит организация педагогических условий для формирования и дальнейшего развития зрительного восприятия, а также мелкой моторики и графо­моторного навыка.
Предлагаемые занятия и упражнения нацелены на всестороннее развитие ребенка.
Проведение данных занятий будет развивать у детей более точные движения рук именно по той траектории, которая необходима в том или ином аспекте деятельности, также предполагается развитие способности в соблюдении величины графических элементов, способствование в
запоминании двигательной формулы и т.д.
Был сформирован комплекс упражнений, расположенных в
определенном порядке, в зависимости от уровня сложности, от более простых к более сложным. Главным условием реализации данной методики является проведение занятий в игровой форме, применяя при этом игровые упражнения. Упражнения были подобраны для зрительного восприятия, формирования мелкой моторики и графо-моторного навыка. Практическая значимость проведенного исследования заключается в использовании данного комплекса упражнений непосредственно на объекте исследования.


1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 15.03.2019).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года. - URL: http://www.edu.ru/db- mon/mo/Data/d_13/m1155.pdf (дата обращения: 15.03.2019).
3. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук / Антакова-Фомина Л.В.// Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД. М., 1974. С. 12-15.
4. Аришечкина Н.В. 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие познавательных способностей, мелкой моторики, чувства ритма, координации движений / Н.В. Аришечкина, В.А., О.П. Матюшкина. М., 2009. 192c.
5. Аюпова Е.Е. Интеграция детей с умеренными и тяжёлыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду. М., 2017. 320с.
6. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): учебно­методическое пособие. М., 2002. 479с.
7. Белопольский В.И., Лови О.В. Зрительно-моторный Бендер гештальт-тест: Руководство. Изд. 3-е, стереотип. М., 2008.
8. Безруких, М.М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет: Руководство по тестированию и обработке результатов. М., 1996. 232с.
9. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М., 1991. 288с.
10. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М. 1990. 496с.
11. Бехтерев В.Н. Общие основы рефлексологии человека. М., 1928. 544с.
12. Богатырева З.Н. Чудесные поделки из бумаги. М., 1987. 184с.
13. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М.,
1997. 128с.
14. Вайвод Н.И. Развитие зрительно-моторной координации в
младшем и старшем дошкольном возрасте. - Режим доступа:
http: //детсад7 7 .томсайт.рф/wp
content/uploads/2015/04/razvitie_zritelno_motornih_koordinaciy.pdf (дата
обращения 10.01.19);
15. Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно
отсталого ребенка. М., 1985. - 144с.
... всего 101 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ