Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект изучения слоговой структуры слова и ее базовых предпосылок 10
1.1 Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования
слога и слогосложения 10
1.2 Особенности формирования слоговой структуры слова у детей с
нормальным и нарушенным речевым развитием 21
1.3 Особенности формирования базовых предпосылок слоговой
структуры слова у детей с дизартрией и нарушенным зрением 30
1.4 Анализ методов и приемов по коррекции слоговой структуры слов у
детей с нарушениями речи 43
Выводы по первой главе 47
Глава 2. Методика проведения исследования нарушений слоговой
структуры слов у детей с дизартрией с сохранным и нарушенным зрением... 49
2.1 Организация и методика проведения констатирующего
эксперимента 49
2.2 Сравнительный анализ результатов исследования нарушений слоговой структуры слов у детей с дизартрией с сохранным и нарушенным
зрением 83
2.3 Методические рекомендации по формированию слоговой структуры
слова у детей 5-6 лет с дизартрией и нарушенным зрением 118
Выводы по второй главе 135
Заключение 139
Список литературы 142
Приложение 153
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка и получения им качественного дошкольного образования независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Искажения слоговой структуры слова отрицательно влияют на формирование лексики, грамматического строя, фонематической системы речи ребенка и на овладение письменной речью. Они встречаются как в устной речи дошкольников, затрудняя коммуникацию, так и в письменной речи учащихся не только младших, но и средних и старших классов для детей с тяжелыми нарушениями речи. Таким образом, особенностью этих нарушений является их стойкость.
Искажения слогового состава относятся к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности (Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Наряду с достаточным количеством исследовательского материала по данной проблеме у детей с различными речевыми нарушениями (А.К. Маркова, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина, С.А. Баскакова, Т.А. Титова, Н.Н. Китаева, Г.Н. Соломатина и др.), теория и практика логопедической науки не располагает данными об особенностях нарушений слоговой структуры слова у детей с дизартрией с нарушенном зрении, а также материалами целенаправленного коррекционного процесса при этом виде нарушений.
Изучение содержания коррекционной работы по развитию речи в условиях специального дошкольного учреждения показало, что в процессе коррекции логопеды и воспитатели в большинстве своем ориентируются на методические рекомендации по коррекции ОНР, не учитывающие клинические причины и закономерности формирования слоговой структуры слова у детей с дизартрией и нарушенным зрением.
Необходимость решения обозначенных проблем в теоретическом и практическом планах определяет актуальность темы настоящего исследования.
На основе анализа изученной литературы мы выявили противоречия между:
• значимостью проблемы нарушений слоговой структуры слова и недостаточной изученностью у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и нарушенным зрением;
• несформированностью слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и нарушенным зрением, её значимостью для речевого развития, как средством общения и культуры.
Проблема исследования - изучение слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с дизартрией с сохранным и нарушенным зрением.
Объект исследования - слоговая структура слова у детей 5-6 лет с дизартрией с сохранным и нарушенным зрением.
Предмет исследования - нарушения слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с дизартрией с сохранным и нарушенным зрением.
...
Представленное исследование было направлено на сравнительное изучение сформированности слоговой структуры слова и ее базовых предпосылок у дошкольников с дизартрией с сохранным и нарушенным зрением.
Обращение к теме исследования обусловлено ее актуальностью как в связи с недостаточностью научно-теоретической, так научно-практической базы. В процессе изучения этого вопроса было выявлено, что теория и практика логопедической науки не располагает данными об особенностях нарушений слоговой структуры слова у детей с дизартрией и нарушенном зрении, а также материалами целенаправленного коррекционного процесса у дошкольников этой категории. Внимание к теме изучения привлекло и увеличение количества детей с дизартрией и нарушениями зрения.
По результатам проведенного анализа литературных источников был модифицирован диагностический комплекс, представлена новая стратегия обследования слоговой структуры слова, разработаны критерии оценки, определены уровни развития исследуемых процессов, введены новые пробы для обследования неречевых процессов, разработаны протоколы для проведения диагностики, разработан диагностический и частично иллюстративный материал. В дальнейшем проведен констатирующий эксперимент с дошкольниками, которые были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. В экспериментальную группу вошли дети с дизартрией и нарушенным зрением, а в контрольную группу - дети с дизартрией и сохранным зрением.
По итогам констатирующего эксперимента был проведен качественный и количественный анализ результатов исследования. Таким образом, по итогам исследования, можно сделать следующие выводы.
1. На основании полученных данных у дошкольников с нарушенным зрением навык произнесения слов разной структурной сложности сформирован недостаточно, в отличии от детей с аналогичными речевыми нарушениями, но с сохранным зрением.
2. Сравнительное изучение результатов обследования
экспериментальной и контрольной групп показало, что у большинства дошкольников с нарушенным зрением не сформирован полностью механизм вероятностного прогнозирования, идентификации, сегментного анализа языковых единиц, что указывает на недостаточное развитие языкового чутья.
3. В процессе экспериментальной работы выявлена разная степень сформированности базовых неречевых процессов у детей с дизартрией с нарушенным и сохранным зрением, которые оказывают влияние на успешность восприятия и произнесения слов различной слоговой структуры.
Сравнительный анализ экспериментальных данных позволил сделать вывод о том, что уровень развития исследуемых неречевых процессов у детей с нарушенным зрением ниже. Результаты исследования неречевых процессов позволяют говорить о дизонтогенетическом развитии предпосылок слоговой структуры слова, а именно серийно-последовательной обработке информации, способности к ритмической, пространственной и динамической организации движений и, конечно, оптико-пространственной ориентации. Выявленные у детей с нарушенным зрением трудности указывают на дисфункцию механизма линейного, посегментного, правонаправленного анализа информации разного уровня. Неполноценность этого механизма влияет как на произнесение, так и на восприятие слов.
4. Полученные результаты экспериментальных данных отражают прямую связь между восприятием и произнесением слов разной слоговой структуры и изученными неречевыми процессами. Это положение позволяет подтвердить системный характер нарушений слоговой структуры слова, а, следовательно, появление вторичного комплекса отклонений у детей с нарушенным зрением вследствие зрительного дефекта, усугубляющего процесс восприятия и проговаривания лексических единиц.
На основании представленных выводов составлены методические рекомендации по устранению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией и нарушенным зрением и приведены примеры конкретных упражнений.
Таким образом, гипотеза исследования доказана, поставленные задачи выполнены, цель достигнута.
1. Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З. Е. Агранович. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 160 с. + цв. вкл. 48 с.
2. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З. Е. Агранович. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 48 с.
3. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. - М. : Просвещение, 1964. - 304 с.
4. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. - М. : Медицина, 1975 - С. 17-59.
5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия : учебное пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ: Астрель : Хранитель, 2006. - 319 с.
6. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель, 2008. - 254 с.
7. Бабина, Г. В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Картинный материал для проведения игр / Г. В. Бабина. - М. : Книголюб, 2008. - 64 с.
8. Бабина, Г. В. Альбом для обследования восприятия и произнесения слов различной структурной сложности / Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина. - М. : Книголюб, 2005. - 56 с.
9. Бабина, Г. В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи : учебно- методическое пособие / Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина. - М. : Книголюб, 2005. - 96 с.
10. Бабина, Г. В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников: онтогенез и дизонтогенез : монография / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. - М. : Прометей, 2013. - 192 с.
11. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) / В. И. Бельтюков.
• М. : Педагогика, 1977. - 256 с.
12. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : ВЛАДОС, 2013. - 287 с.
13. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн. - М. : Наука, 1990. - 503 с.
14. Венгер, Л. А. Диагностика умственного развития дошкольников / Л. А. Венгер, В. В. Холмовская. - М. : Педагогика, 1978. - 248 с.
15. Вовчик - Блаткина, М. В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте / М. В. Вовчик - Блаткина // Проблема восприятия пространства и пространственных представлений. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - С. 78 - 83.
... всего 109 источников