СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ
Реферат 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ УСЛОВИЙ
ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 10
§ 1.1 Представления о здоровом образе жизни как раздел дошкольного
образования 10
§ 1.2 Психолого-педагогические подходы к формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с нарушениями опорнодвигательного аппарата 40
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНОДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 50
§ 2.1 Организация и методики констатирующего эксперимента по выявлению особенностей сформированности представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата 50
§ 2.2 Результаты констатирующего эксперимента по выявлению особенностей сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 58
§ 2.3 Образовательная программа по формированию представлений о
здоровом образе жизни у старших дошкольников с нарушениями опорнодвигательного аппарата и методические рекомендации по её использованию в
условиях разных образовательных маршрутов 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 117
Приложение
На сегодняшний день становится все более очевидным, что вопросы здоровой нации напрямую связаны с аспектами культурно исторического развития общества. Иначе говоря, здоровый образ жизни, есть, по сути, естественная модель поведения, которая природосообазно впитывается ребенком с раннего детства, естественным образом воспринимая модели поведения, транслируемые ему семьей, ближайшим окружением, образовательной средой (И. Журавлевой, С. Дерябо, Г. Зайцева, В. Каган, В. Кабаевой, В. Когана, Ю. Лисицина, Л. Куликова, В. Ясвина, Г. Никифорова).
Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а, следовательно, и установка на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а вырабатываются в результате целенаправленного воспитания.
В дошкольном возрасте ребенок приобретает многие привычки, которые в сочетании с обучением дошкольников методам сохранения и совершенствования здоровья приведут к положительным результатам. Однако нередко эти привычки складываются без осознания ребенком их значимости.
Надо понимать, что концепция здорового образа жизни, особенно при нарушениях в развитии, становится не только задачей профилактики и укрепления здоровья, но и движущей силой преодоления многих социально обусловленных трудностей. Не исключением являются и дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5 - 7 % детей. У таких детей отклонения в развитии отличаются значительной полиморфностью. Примерно 89% детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата страдают церебральным параличом.
Актуальность исследования заключается в том, что особенности психофизического развития и состояния здоровья дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата предполагают научное обоснование организационных условий и содержания работы по формированию представлений о здоровом образе жизни и выработке ориентированного здоровье-ориентированного поведения.
Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья у детей нашла отражение в многочисленных исследованиях педагогов, психологов, политологов, социологов, философов, экологов, физиологов:
• обоснование связи психического и физического состояния человека находим в исследованиях Н.А. Берштейна, И.С. Бериташвили, В.М. Бехтерева, Л.Р. Лурье, С.П. Боткина, А.Ю. Рахнера и др.;
• проблема психологического здоровья детей исследовалась в трудах Л.А. Абрамян, А.В. Запорожца, И.В. Дубровиной, Я.З. Неверович, А.Н. Леонтьева, М.Ю. Стожаровой, Т.А. Репиной и др.;
• принцип взаимосвязи психического и физиологического развития был реализован в трудах психологов Л.С. Выготского, П.П. Блонского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова и др.;
• на важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования А.Л. Венгера, А.А. Бодалева, М.И. Лисиной, В.Д. Давыдова, И.П. Подласого, А.В. Мудрика, Е.О. Смирновой, В.А. Сластенина.
Клинико-психолого-педагогические особенности детей с НОДА описаны в трудах Э.С. Калижнюк, М.В. Ипполитовой, Н.В.Симоновой, И.Ю.Левченко, И.И. Мамайчук и др. Большой вклад в изучение таких детей и разработку методов их реабилитации внесли также клиницисты Е.М. Мастюкова, К.А.Семенова.
Вопросы сформированности представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата освещены в научной литературе недостаточно, а в контексте инклюзивного образования и современного ФГОС, предполагающего реализацию различных образовательных маршрутов сравнение уровней сформированности представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с НОДА, посещающих группы компенсирующей и комбинированной направленности в научной литературе не являлось предметом специального изучения.
...
Для решения поставленной нами задачи осуществить теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, необходимо отметить следующее:
• Установка государства на здоровый образ жизни: Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», Федеральный Национальный проект «Здоровье», Распоряжение Правительства РФ «Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года», Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», программа «Десятилетие детства в России» [1], [2].
• Отражение необходимости решения вопросов здравоохранения в нормативно-правовых документах ООН, ВОЗ, министерства здравоохранения [63], [44].
• Конкретизация определения ЗОЖ на основании определения ВОЗ [44]. П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др. рассматривали здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом [35]; Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Матынюк, Л. С. Кобелянская и др. рассматривали ЗОЖ с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации [3]; Б. Н. Чумаков [56] и Э.М. Вайнер так же давали определение ЗОЖ.
Исходя из анализа этих трудов мы даём следующее определение ЗОЖ, на которое и будем ориентироваться в дальнейшем:
• Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.
• Культура здорового образа жизни личности — это индивидуально выраженный стиль жизни человека в отношении своего здоровья, определяемый следующими компонентами: образовательно-когнитивным; мотивационно-ценностным и целевым; физической культурой; социальнокультурным и поведенческим; деятельностным; конструктивным; эмоционально-волевым.
Наиболее ценными для нас являются научные труды, посвящённые формированию ЗОЖ у дошкольников, И.М. Новиковой, С. Дерябо, И. Журавлевой, Г. Зайцева, В. Кабаевой, В. Каган, В. Когана, Л. Куликова, Ю. Лисицина, Г. Никифорова, В. Ясвина, Г.К. Зайцева, В.Н. Касаткина, Т.Ф. Ореховой, С.А. Сенникова, Л.Ф. Тихомировой; у детей дошкольного возраста с НОДА труды М.В. Ипполитовой, Э.С. Калижнюка, Н.В. Симоновой, И.И. Мамайчук, И.Ю. Левченко, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой. Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, Л.С. Сековец [32]; труды, посвящённые программному обеспечению реализации задач по формированию ЗОЖ И.В. Чувелевой, И.М. Новиковой [47].
Также мы определили, что несмотря на общие принципы и унифицированные технологии формирования ЗОЖ данная работа имеет свою специфику при реализации различных образовательных маршрутов, в том числе в отношении старших дошкольников с НОДА в условиях групп компенсирующей и комбинированной направленности.
Это позволяет актуализировать тему исследования и мотивирует нас на сравнительный анализ сформированности представлений о здоровом образе жизни старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающихся в условиях разных образовательных маршрутов.
Для проведения сравнительного анализа была использована методика И.М. Новиковой, которая предполагает выявление сформированности ЗОЖ в рамках когнитивного и поведенческого компонентов с выполнением десяти диагностических заданий и обработку данных по четырём показателям когнитивного и двум показателям поведенческого компонентов. В итоге эксперимента мы получили следующие результаты
• высокий уровень сформированности ЗОЖ показали 78 % детей группы А и 6 % детей группы Б;
• средний уровень сформированности ЗОЖ показали 22 % детей группы А и 50 % детей группы Б;
• низкий уровень сформированности ЗОЖ показали 0 % детей группы А и 42 % детей группы Б;
• очень низкий уровень сформированности ЗОЖ показали 0 % детей группы А и 2 % детей группы Б;
...
1. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа
жизни субъектов образовательного процесса: «школа-вуз»:
диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Н. П.
Абаскалова. - Новосибирск, 2001. - 367 с.
2. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа - вуз»: автореф. Дис. ... д-ра пед. наук / Н.П. Абаскалова. - Барнаул, 2000. - 48 с.
3. Авдеева Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н . Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - СПб. Детство-пресс, 2005 - 144 с.
4. Архипова Е.Ф. Инклюзивное образование детей с нарушением опорнодвигательного аппарата // Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2017.
5. Белявский Б.В. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития Российской Федерации / Особенности организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях переходного периода к введению в ФГОС: материалы Международной научнопрактической конференции / Под ред. С.В. Портье. - М.: Челябинск: МБОУ ДПО УМЦ, 2015. - С. 17-20.
6. Бобрицька В. I. Теоретичш i методичш основи формування здорового способу життя у майбутшх учителiв у процес вивчення природничих наук: диссертация. доктора педагогических наук / В. I. Бобрицька. - Киев, 2006. - 462 с.
7. Брагина Н.В. «Поддержка детской инициативы в игре дошкольников в ДОУ» // Открытый урок. Первое сентября. 2018г.
8. Волков В.К. Современные и традиционные оздоровительные системы / В.К. Волков // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 12. - С. 45 - 47.
9. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой - М., 2004. - 210с.
10. Востриков В. А. Физическая культура и формирование здорового образа жизни младших школьников (теоретические и методологические аспекты) [Текст]: учебное пособие / В.А Востриков; Мин-во образования и науки РФ; ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет». - Оренбург: Экспресс-печать, 2014. - 92 с.
11. Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. А. Данилина // Дошкольное воспитание, 2015. -№ 1.- С. 41 - 49.
12. Денисенко Е. В. Формирование представлений о здоровом образе
жизни у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 33-35. — URL
https://moluch.ru/th/1/archive/49/1619/ (дата обращения: 20.11.2019).
13. Добротворская С. Г. Проектирование и реализация системы педагогической ориентации студентов на здоровый образ жизни: диссертация... доктора педагогических наук / С. Г. Добротворская. - Казань, 2003. - 413 с.
14. Дубогай А. Д. Психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни школьников младших классов: диссертация. доктора педагогических наук / А. Д. Дубогай. - Киев, 1991. - 374 с.
15. Дудченко З. Ф. Обеспечение здорового образа жизни на государственном уровне // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2011. Вып. 1, т. 15. С. 87-91.
... всего 73 истчников