СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО- АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СОХРАННЫМ И НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическое основы изучения адаптационных возможностей детей старшего дошкольного возраста с нарушенным и
сохранным слухом 10
1.1. Современные исследования адаптационных возможностей детей
дошкольного возраста 10
1.2. Адаптационные возможности детей старшего дошкольного возраста с
сохранным и нарушенным слухом как психолого -педагогическая проблема 15
1.3. Психолого-педагогические подходы к развитию адаптационных
возможностей детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом 21
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование адаптационных возможностей детей старшего дошкольного возраста с нарушенным и сохранным слухом 28
2.1. Организация и методика экспериментального исследования
адаптационных возможностей детей старшего дошкольного возраста с нарушенным и сохранным слухом 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования адаптационных
возможностей детей старшего дошкольного возраста с нарушенным и сохранным слухом 39
2.3. Методические рекомендации по развитию адаптационных возможностей детей старшего дошкольного возраста с нарушенным и сохранным слухом
50
Заключение 68
Библиографический список 70
Приложения 80
ГЛАВА 1. Теоретическое основы изучения адаптационных возможностей детей старшего дошкольного возраста с нарушенным и
сохранным слухом 10
1.1. Современные исследования адаптационных возможностей детей
дошкольного возраста 10
1.2. Адаптационные возможности детей старшего дошкольного возраста с
сохранным и нарушенным слухом как психолого -педагогическая проблема 15
1.3. Психолого-педагогические подходы к развитию адаптационных
возможностей детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом 21
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование адаптационных возможностей детей старшего дошкольного возраста с нарушенным и сохранным слухом 28
2.1. Организация и методика экспериментального исследования
адаптационных возможностей детей старшего дошкольного возраста с нарушенным и сохранным слухом 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования адаптационных
возможностей детей старшего дошкольного возраста с нарушенным и сохранным слухом 39
2.3. Методические рекомендации по развитию адаптационных возможностей детей старшего дошкольного возраста с нарушенным и сохранным слухом
50
Заключение 68
Библиографический список 70
Приложения 80
В современном обществе насущным вопросом является вопрос о будущем, в связи с постоянным увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Множество, проведенных на эту ему исследований говорят о том, что количество таких детей растет и на территории нашей страны. Особую группу среди детей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с нарушениями слуха.
Для удовлетворения имеющихся у этих детей потребностей в получении образовательных услуг, их успешной интеграции в социум, в России был принят ряд нормативно-правовых документов, закрепленных на законодательном уровне (ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО, приказ №1958 от 19.12.2014 гг. и др.) и введено инклюзивное обучение. В основе инклюзивного обучения, лежит идея обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся при осуществлении индивидуального подхода к каждому конкретному учащемуся («...обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»).
На сегодняшний день инклюзивное образование может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики, но для решения возложенных на него задач, кроме принятия документов на законодательном уровне необходимо создавать адекватную образовательную среду, способную оказывать поддержку и осуществлять стимулирование процесса социализации детей с особыми потребностями.
К сожалению усилия, которые государство прилагает для построения в образовательных учреждениях безбарьерной среды, оказываются недостаточными. Как показывает практика, у большей части детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, при поступлении в общеобразовательную школу, обнаруживается неготовеность к инклюзивному обучению .
Многие ученые связывают этот факт со специфически развитием таких детей, в первую очередь, с трудностями, испытываемыми ими при поытках адаптироваться к незнакомой социальной среде и замедленным формированием коммуникативных навыков.
Как отмечают многие ученые, дошкольное детство, без преувеличения можно назвать одним из важнейших этапов развития ребенка, которое накладывает отпечаток на все последующее развитие. Именно в этот период идет закладка основных качеств будущей личности: зарождаются устойчивые мотивационные структуры; появляются другиее социальные потребности, формируется осознание собственного социального «Я», вырабатываются внутренние социальные позиции, идет развитие самооценки и навыков успешного коммуницирования и др.
В это время особое внимание необходимо обратить на развитие социально-адаптационных возможностей ребенка, ведь именно они в играют важнейшую роль в процессе успешной адаптации и интеграции в социум, что безусловно способствует обретению эмоционального благополучия и сохранению психического здоровья ребенка.
В современных реалиях социальная адаптация ребенка дошкольного возраста должна иметь в своем арсенале такие характеристики как всестороннее развитие личности, способность ориентироваться в принятой в обществе системе ценностей, способностью осуществлять самостоятельный выбор, умение находить и удерживать мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.
Поэтому, особую важность имееет изучение особенностей социально - адаптационных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с нарушенным слухом.
...
Для удовлетворения имеющихся у этих детей потребностей в получении образовательных услуг, их успешной интеграции в социум, в России был принят ряд нормативно-правовых документов, закрепленных на законодательном уровне (ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО, приказ №1958 от 19.12.2014 гг. и др.) и введено инклюзивное обучение. В основе инклюзивного обучения, лежит идея обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся при осуществлении индивидуального подхода к каждому конкретному учащемуся («...обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»).
На сегодняшний день инклюзивное образование может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики, но для решения возложенных на него задач, кроме принятия документов на законодательном уровне необходимо создавать адекватную образовательную среду, способную оказывать поддержку и осуществлять стимулирование процесса социализации детей с особыми потребностями.
К сожалению усилия, которые государство прилагает для построения в образовательных учреждениях безбарьерной среды, оказываются недостаточными. Как показывает практика, у большей части детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, при поступлении в общеобразовательную школу, обнаруживается неготовеность к инклюзивному обучению .
Многие ученые связывают этот факт со специфически развитием таких детей, в первую очередь, с трудностями, испытываемыми ими при поытках адаптироваться к незнакомой социальной среде и замедленным формированием коммуникативных навыков.
Как отмечают многие ученые, дошкольное детство, без преувеличения можно назвать одним из важнейших этапов развития ребенка, которое накладывает отпечаток на все последующее развитие. Именно в этот период идет закладка основных качеств будущей личности: зарождаются устойчивые мотивационные структуры; появляются другиее социальные потребности, формируется осознание собственного социального «Я», вырабатываются внутренние социальные позиции, идет развитие самооценки и навыков успешного коммуницирования и др.
В это время особое внимание необходимо обратить на развитие социально-адаптационных возможностей ребенка, ведь именно они в играют важнейшую роль в процессе успешной адаптации и интеграции в социум, что безусловно способствует обретению эмоционального благополучия и сохранению психического здоровья ребенка.
В современных реалиях социальная адаптация ребенка дошкольного возраста должна иметь в своем арсенале такие характеристики как всестороннее развитие личности, способность ориентироваться в принятой в обществе системе ценностей, способностью осуществлять самостоятельный выбор, умение находить и удерживать мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.
Поэтому, особую важность имееет изучение особенностей социально - адаптационных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с нарушенным слухом.
...
Среди значимых проблем современного общества особое место занимает проблема адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к социуму. Деи с нарушениями слуха по причине своей депривации составляют отдельную группу. Сложный и многоуровневой процесс адаптации берт свое начало в дошкольном возрасте, а его эффективность зависит от ряда связанных между собой и взаимообусловленных причин.
В значительной мере успешность адаптационного процесса и дальнейшей социализации определяет уровень развития социально - адаптационных возможностей ребенка.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, о том, что:
1) У старших дошкольников с нарушениями слуха будут выявлены особенности социально-адаптационных возможностей, проявляющиеся в физиологических, психологических и социальных аспектах;
2) Выявленные особенности позволят составить дифференцированные методические рекомендации по оптимизации процесса развития социально-адаптационных возможностей у детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом.
В качестве достижения поставленной цели исследования нами решались следующие задачи исследования.
• Рассмотреть теоретические аспекты проблемы развития социально-адаптационных возможностей у детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом в психолого-педагогической литературе;
• Выявить экспериментальным путем особенности социальноадаптационных возможностей у детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом;
• Предложить содержание работы по оптимизации процесса развития социально-адаптационных возможностей у детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом, с учетом выявленных особенностей.
В рамках решения первой задачи исследования нами было проанализировано девяносто три источника, которые позволили определить, что под понятием социально-адаптационные возможности понимаются «устойчивые, резистентные характеристики индивидуально-типологического и
личностного уровня, которые обеспечивают способность успешно адаптироваться к разнообразным требованиям жизнедеятельности и
проявляются как в физиологическом плане (от биохимического уровня к уровню безусловно- и условно- рефлекторной регуляции деятельности, и (самое главное) в психологическом плане, направляя поведение личности».
Анализ основных существующих аспектов и взглядов отечественных и зарубежных ученых относительно проблемы социально-адаптационных возможностей у детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом, позволил выявить компоненты и факторы, влияющие на социально-адаптационные возможности детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом, определить способы и пути развития социально-адаптационных возможностей у детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом.
В рамках решения второй задачи было проведено сравнительное изучение сформированности социально-адаптационных возможностей у детей с сохранным и нарушенным слухом. За основу нами были взяты методики таких авторов как О.А.Ореховой, С. В. Велиевой, Р.Р. Калининой и А.М. Щетининой. На их основе изучены физиологические, психологические и социальные компоненты социально-адаптационных возможностей детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом.
...
В значительной мере успешность адаптационного процесса и дальнейшей социализации определяет уровень развития социально - адаптационных возможностей ребенка.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, о том, что:
1) У старших дошкольников с нарушениями слуха будут выявлены особенности социально-адаптационных возможностей, проявляющиеся в физиологических, психологических и социальных аспектах;
2) Выявленные особенности позволят составить дифференцированные методические рекомендации по оптимизации процесса развития социально-адаптационных возможностей у детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом.
В качестве достижения поставленной цели исследования нами решались следующие задачи исследования.
• Рассмотреть теоретические аспекты проблемы развития социально-адаптационных возможностей у детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом в психолого-педагогической литературе;
• Выявить экспериментальным путем особенности социальноадаптационных возможностей у детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом;
• Предложить содержание работы по оптимизации процесса развития социально-адаптационных возможностей у детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом, с учетом выявленных особенностей.
В рамках решения первой задачи исследования нами было проанализировано девяносто три источника, которые позволили определить, что под понятием социально-адаптационные возможности понимаются «устойчивые, резистентные характеристики индивидуально-типологического и
личностного уровня, которые обеспечивают способность успешно адаптироваться к разнообразным требованиям жизнедеятельности и
проявляются как в физиологическом плане (от биохимического уровня к уровню безусловно- и условно- рефлекторной регуляции деятельности, и (самое главное) в психологическом плане, направляя поведение личности».
Анализ основных существующих аспектов и взглядов отечественных и зарубежных ученых относительно проблемы социально-адаптационных возможностей у детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом, позволил выявить компоненты и факторы, влияющие на социально-адаптационные возможности детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом, определить способы и пути развития социально-адаптационных возможностей у детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом.
В рамках решения второй задачи было проведено сравнительное изучение сформированности социально-адаптационных возможностей у детей с сохранным и нарушенным слухом. За основу нами были взяты методики таких авторов как О.А.Ореховой, С. В. Велиевой, Р.Р. Калининой и А.М. Щетининой. На их основе изучены физиологические, психологические и социальные компоненты социально-адаптационных возможностей детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом.
...
Подобные работы
- СПЕЦИФИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ЗНАЧИМЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019





