Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО- АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СОХРАННЫМ И НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №157034

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическое основы изучения адаптационных возможностей детей старшего дошкольного возраста с нарушенным и
сохранным слухом 10
1.1. Современные исследования адаптационных возможностей детей
дошкольного возраста 10
1.2. Адаптационные возможности детей старшего дошкольного возраста с
сохранным и нарушенным слухом как психолого -педагогическая проблема 15
1.3. Психолого-педагогические подходы к развитию адаптационных
возможностей детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом 21
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование адаптационных возможностей детей старшего дошкольного возраста с нарушенным и сохранным слухом 28
2.1. Организация и методика экспериментального исследования
адаптационных возможностей детей старшего дошкольного возраста с нарушенным и сохранным слухом 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования адаптационных
возможностей детей старшего дошкольного возраста с нарушенным и сохранным слухом 39
2.3. Методические рекомендации по развитию адаптационных возможностей детей старшего дошкольного возраста с нарушенным и сохранным слухом
50
Заключение 68
Библиографический список 70
Приложения 80

В современном обществе насущным вопросом является вопрос о будущем, в связи с постоянным увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Множество, проведенных на эту ему исследований говорят о том, что количество таких детей растет и на территории нашей страны. Особую группу среди детей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с нарушениями слуха.
Для удовлетворения имеющихся у этих детей потребностей в получении образовательных услуг, их успешной интеграции в социум, в России был принят ряд нормативно-правовых документов, закрепленных на законодательном уровне (ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО, приказ №1958 от 19.12.2014 гг. и др.) и введено инклюзивное обучение. В основе инклюзивного обучения, лежит идея обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся при осуществлении индивидуального подхода к каждому конкретному учащемуся («...обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»).
На сегодняшний день инклюзивное образование может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики, но для решения возложенных на него задач, кроме принятия документов на законодательном уровне необходимо создавать адекватную образовательную среду, способную оказывать поддержку и осуществлять стимулирование процесса социализации детей с особыми потребностями.
К сожалению усилия, которые государство прилагает для построения в образовательных учреждениях безбарьерной среды, оказываются недостаточными. Как показывает практика, у большей части детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, при поступлении в общеобразовательную школу, обнаруживается неготовеность к инклюзивному обучению .
Многие ученые связывают этот факт со специфически развитием таких детей, в первую очередь, с трудностями, испытываемыми ими при поытках адаптироваться к незнакомой социальной среде и замедленным формированием коммуникативных навыков.
Как отмечают многие ученые, дошкольное детство, без преувеличения можно назвать одним из важнейших этапов развития ребенка, которое накладывает отпечаток на все последующее развитие. Именно в этот период идет закладка основных качеств будущей личности: зарождаются устойчивые мотивационные структуры; появляются другиее социальные потребности, формируется осознание собственного социального «Я», вырабатываются внутренние социальные позиции, идет развитие самооценки и навыков успешного коммуницирования и др.
В это время особое внимание необходимо обратить на развитие социально-адаптационных возможностей ребенка, ведь именно они в играют важнейшую роль в процессе успешной адаптации и интеграции в социум, что безусловно способствует обретению эмоционального благополучия и сохранению психического здоровья ребенка.
В современных реалиях социальная адаптация ребенка дошкольного возраста должна иметь в своем арсенале такие характеристики как всестороннее развитие личности, способность ориентироваться в принятой в обществе системе ценностей, способностью осуществлять самостоятельный выбор, умение находить и удерживать мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.
Поэтому, особую важность имееет изучение особенностей социально - адаптационных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с нарушенным слухом.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Среди значимых проблем современного общества особое место занимает проблема адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к социуму. Деи с нарушениями слуха по причине своей депривации составляют отдельную группу. Сложный и многоуровневой процесс адаптации берт свое начало в дошкольном возрасте, а его эффективность зависит от ряда связанных между собой и взаимообусловленных причин.
В значительной мере успешность адаптационного процесса и дальнейшей социализации определяет уровень развития социально - адаптационных возможностей ребенка.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, о том, что:
1) У старших дошкольников с нарушениями слуха будут выявлены особенности социально-адаптационных возможностей, проявляющиеся в физиологических, психологических и социальных аспектах;
2) Выявленные особенности позволят составить дифференцированные методические рекомендации по оптимизации процесса развития социально-адаптационных возможностей у детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом.
В качестве достижения поставленной цели исследования нами решались следующие задачи исследования.
• Рассмотреть теоретические аспекты проблемы развития социально-адаптационных возможностей у детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом в психолого-педагогической литературе;
• Выявить экспериментальным путем особенности социально­адаптационных возможностей у детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом;
• Предложить содержание работы по оптимизации процесса развития социально-адаптационных возможностей у детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом, с учетом выявленных особенностей.
В рамках решения первой задачи исследования нами было проанализировано девяносто три источника, которые позволили определить, что под понятием социально-адаптационные возможности понимаются «устойчивые, резистентные характеристики индивидуально-типологического и
личностного уровня, которые обеспечивают способность успешно адаптироваться к разнообразным требованиям жизнедеятельности и
проявляются как в физиологическом плане (от биохимического уровня к уровню безусловно- и условно- рефлекторной регуляции деятельности, и (самое главное) в психологическом плане, направляя поведение личности».
Анализ основных существующих аспектов и взглядов отечественных и зарубежных ученых относительно проблемы социально-адаптационных возможностей у детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом, позволил выявить компоненты и факторы, влияющие на социально-адаптационные возможности детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом, определить способы и пути развития социально-адаптационных возможностей у детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом.
В рамках решения второй задачи было проведено сравнительное изучение сформированности социально-адаптационных возможностей у детей с сохранным и нарушенным слухом. За основу нами были взяты методики таких авторов как О.А.Ореховой, С. В. Велиевой, Р.Р. Калининой и А.М. Щетининой. На их основе изучены физиологические, психологические и социальные компоненты социально-адаптационных возможностей детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом.
...


1. Аверьянова Е.В. Конспекты занятий по формированию социально - уверенного поведения у дошкольников с ОВЗ. Практические материалы для педагогов инклюзивных образовательных организаций. Учебное пособие - М., ВЛАДОС, 2017, с. 61-71.
2. Агафонова, И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации //Дошкольное воспитание. 2009. № 1.1. с. 61-63.
3. Артемова С.Д. Социализация ребенка в семье // Дошкольное воспитание, 2012. - №3. - с. 66 - 69.
4. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками /Арушанова А.- Дошкольное воспитание, 2001. - №5. -52
5. Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании Текст.: учеб. пособие / Л. И. Аксенова. М.: Академия, 2001. - 186 с.
6. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер с англ. А.А. Валеева и Р.А. Валеевой . -- Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 448с.
7. Белкин, А. С. Педагогика детства Текст. / А. С. Белкин. -Екатеринбург : Сократ, 1995. 152 с.
8. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии 1989. №1 с. 92-94
9. Барабанов Р.Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - с. 141-142.
10. Белкина В.Н., Васильева Н.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2012. - 297 с.
11. Белова И.Н., Поникарова В.Н. Особенности адаптации детей с ОВЗ к дошкольной организации в условиях инклюзивного образования // Специальное образование, 2016. - Т. 1. - С. 80-81
12. Беляева О.Л., Широкова Ю.Н. Коррекционно развивающая работа психолога по формированию коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарными имплантами: практико - ориентированная монография; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2019. - 190 с.].
13. Беляева О.Л., Карпова Г.А. Современная сурдопедагогика: из прошлого в настоящее.- ЛИТЕРА-принт, 2016.
14. Беляева О.Л., Викулина Л.М., Дядяева Г.В. и др. Дошкольник с кохлеарным имплантом в логопедической группе детского сада: практическое пособие: реализация мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011- 2015 гг. по направлению «Распространение современных образовательных и организационно правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». Красноярск, 2014. 55-67 с.
15. Беляева О.Л. Образование дошкольников с кохлеарным имплантом: исследования, решения, перспективы: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. Красноярск, 2015. 248 с
... всего 93 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ