ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ И ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе 8
1.2. Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 17
1.3. Анализ методов и приёмов по развитию лексико-грамматического строя
речи у детей с общим недоразвитием речи 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 4 - 5 ЛЕТ С АЛАЛИЕЙ И ДИЗАРТРИЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ II УРОВНЯ 54
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 54
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 65
2.3. Методические рекомендации по развитию грамматического строя речи у детей 4 - 5 лет с алалией и дизартрией, имеющих общее недоразвитие речи II
уровня 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 96
Приложение А Анамнестические сведения обследуемых детей 96
Приложение Б Протоколы результатов констатирующего эксперимента 100
Актуальность исследования. В настоящее время общество и государство нуждается в гармоничном развитии личности детей, в том числе и дошкольников с ОНР, в их готовности к школьному обучению и в предупреждении школьной дезадаптации, так как сейчас увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Одной из острых проблем является коррекция формирования грамматического строя речи. Проблема изучения формирования грамматического строя речи у детей с алалией и дизартрией, имеющих ОНР II уровня является одной из наиболее значимых в логопедии.
В современных нормативно - правовых документах, регламентирующих образование дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, развитие грамматического строя речи определяется как одно из приоритетных направлений. В частности, в «Примерной адаптированной основной образовательной программе для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л. В. Лопатиной отмечено, что одним из основных направлений логопедической работы в среднем дошкольном возрасте является развитие навыков понимания и употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, а также различных типов синтаксических конструкций.
Большинство исследователей, занимающиеся проблемами преодоления общего недоразвития речи у дошкольников (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Н.В. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) отмечают, что структура дефекта при алалии характеризуется неравномерностью и мозаичностью вербальных и невербальных нарушений.
Вместе с тем, в процессе определения направлений и содержания коррекционной логопедической работы у детей данной категории в среднем дошкольном возрасте не в полной мере учтена вариативность нарушений грамматического строя в импрессивной и экспрессивной речи. Это привело нас к пониманию необходимости проведения специального исследования, направленного на выявление экспрессивных и импрессивных проявлений нарушенного грамматического строя речи при общем недоразвитии речи II уровня детей 4-5 лет с алалией и дизартрией.
Объект исследования: грамматический строй речи.
Предмет исследования: особенности сформированности грамматического строя речи у детей 4 -5 лет с алалией и дизартрией, имеющих общее недоразвитие речи II уровня.
Гипотезой исследования: Мы предполагаем, что:
• формированность грамматического строя речи предполагает сформированность навыков понимания и употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, а также различных типов предложно - падежных и синтаксических конструкций;
• особенности грамматического строя речи у детей 4 - 5 лет с алалией и дизартрией вариативны при общем недоразвитии речи II уровня и представлены различными экспрессивными и импрессивными нарушениями морфологической и синтаксической систем;
• выявленные особенности и уровни сформированности позволят составить дифференцированные методические рекомендации по развитию грамматического строя речи у данной категории детей.
Целью исследования является выявление особенностей и уровней сформированности грамматического строя у детей 4-5 лет с алалией и дизартрией, имеющих общее недоразвитие речи II уровня и составление методических рекомендаций на основе выявленных особенностей.
В рамках поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. Проанализировать современное состояние проблемы изучения грамматического строя речи у детей с алалией и дизартрией, имеющих общее недоразвитие речи II уровня;
2. Выявить особённости и уровни сформированности начальных навыков словоизменения и словообразования в импрессивной и экспрессивной речи, понимания и употребления предлогов и предложений у детей 4-5 лет с алалией, в сравнении с детьми, имеющими дизартрию;
...
ывод о том, что в рамках нашего исследования целесообразно рассматривать грамматический строй как совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов). В свою очередь мы предполагаем под грамматическим строем речи достаточный уровень сформированности навыков поним ания и употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, а также различных типов предложно- падежных и синтаксических конструкций.
При нормированном речевом развитии к среднему дошкольному возрасту дети усваивают основные формы согласования слов: существительных с прилагательными всех трех родов, с числительными в именительном падеже, изменяют слова по числам, родам, лицам, правильно употребляют предлоги в речи, изредка возникают ошибки при согласовании редко встречающихся или впервые встретившихся ребенку слов. В этом возрасте начинают усваиваться все частные грамматические формы, детали морфологического выражения грамматических категорий.
Развитие грамматического строя речи у детей с моторной алалией резко отличается от онтогенетического развития нормально говорящих детей по количественным и качественным показателям. Если у нормальных детей в процессе их развития формируется речевая деятельность, т. е. деятельность, опосредованная системой языковых знаков, то у детей с моторной алалией в процессе их развития накапливаются лишь отдельные речевые действия и отдельные языковые знаки, т. е. у них не создается система.
Следует отметить, что на разных уровнях общего недоразвития отмечаются аграмматизмы. Характеризуя, грамматический строй на первом уровне речевого развития можно отметить что, наряду с отдельными словами в речи ребенка появляются и первые словосочетания. Слова в них, как правило, употребляются только в исходной форме, так как словоизменение детям еще не доступно. В то время как, на втором уровне речевого развития дети, объединяя слова в словосочетания и фразу могут использовать способы согласования и управления как правильно, так их и нарушать их. Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица. Учет, различий в проявлениях нарушений грамматического строя у детей с моторной алалией 4 -5 лет, имеющих общее недоразвитие речи I и II уровней, отдельно в отношении употребления и отдельно в отношении понимания грамматических форм слова, словообразовательных моделей, различных типов предложно-падежных и синтаксических конструкций, позволяет дифференцированно подойти к составлению методических рекомендаций для данной категории детей.
Проведённый констатирующий эксперимент выявил достаточное многообразие в развитии детей с алалией и дизартрией. В том числе - различия, свидетельствующие о появлении переходного этапа между уровнями освоения экспрессивной и импрессивной речи. Так, например, анализ результатов исследования понимания речи испытуемым экспериментальной группы 1 (алалия, ОНР I) показывает, что процесс этот еще не сформирован, неустойчив и находится в прямой зависимости от условий предъявления и подбора материала, создаваемых в экспериментальной обстановке. Несформированность процесса понимания речи выразилась в том, что в условиях, затрудняющих понимание, грамматическое изменение слова перестает учитываться детьми, и на первый план выступают лексические значения слов. Дети ориентируются на лексическое значение слова, не учитывая его грамматического значения.
...
1. Абросимова Л.С. Истоки и основные принципы когнитивной дериватологии // Вестник Томского Государственного Университета, 2011. - №351. - 7-13 с.
2. Алимпиева О.М. Методика коррекционной работы с детьми - алаликами младшего дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5 С.231-233.
3. Артемкова К.В. Сравнительная характеристика употребления различных типов глагольных словосочетаний в связных высказываниях детей с общим недоразвитием речи // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина 2012. №4 С.27
38.
4. Артемова Е.Э., Малахова Ирина Викторовна Разработка дифференциальных условий обучения и воспитания детей с алалией // Universum: психология и образование. 2014. №2 (3) С.5.
5. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей М.: АСТ: Астрель, 2007 - 331 с. 3.
6. Артеменко О. Н., Семернина Н. И. Формирование диалогической речи у детей с ОНР /О.Н. Артеменко Н.И.., Семернина // Международный журнал экспериментального образования . 2011. №8. С.42-43.
7. Багичева Н.В. Формирование грамматического строя речи и грамматических понятий: период дошкольного детства // Филологический класс. 2004. №11 С.32-43.
8. Белянин В.П. Психолингвистика. Учебник/В.П.Белянин. - 2-е изд. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 232с.
9. Битова А. Л. Из опыта работы с дошкольниками с сенсомоторной алалией // Школа здоровья. - 1996. - Т. 3, N 4: Темат. вып. "Тез. докл. конф. "Здоровье школьника: Медико-психологическая поддержка и физическая культура", Москва, 8-11 сентября 1996 г." - С. 6
10. Богоявленский Д.Н. Психология освоения орфографии. Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1957. -416с.
11. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - № 1. - с.34-40
12. Визель Т.Г. Нейропсихология. - М., АСТ, 2005. - 383 с.
Винарская.Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языга -- М.: Просвещение, 1987 - 168 с.
14. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследова
ния детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.
Волкова Л. С. и Селиверстов В. И. Хрестоматия по логопедии. - М., Владос, 1997. - Т. II. - 600 с.
Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Изд. 5-е, испр. — М. : Лабиринт, 1999. - с.352
... всего 74 источников