Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С АЛАЛИЕЙ И ДИЗАРТРИЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ II УРОВНЯ

Работа №157033

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы104
Год сдачи2018
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРА­ТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕ­ТЕЙ С АЛАЛИЕЙ И ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе 8
1.2. Особенности формирования грамматического строя речи у детей с об­щим недоразвитием речи 17
1.3. Анализ методов и приёмов по развитию лексико-грамматического строя
речи у детей с общим недоразвитием речи 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 4 - 5 ЛЕТ С АЛАЛИЕЙ И ДИЗАРТРИЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ II УРОВНЯ 54
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 54
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 65
2.3. Методические рекомендации по развитию грамматического строя речи у детей 4 - 5 лет с алалией и дизартрией, имеющих общее недоразвитие речи II
уровня 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 96
Приложение А Анамнестические сведения обследуемых детей 96
Приложение Б Протоколы результатов констатирующего эксперимента 100

Актуальность исследования. В настоящее время общество и государ­ство нуждается в гармоничном развитии личности детей, в том числе и до­школьников с ОНР, в их готовности к школьному обучению и в предупреж­дении школьной дезадаптации, так как сейчас увеличивается количество де­тей с речевыми нарушениями. Одной из острых проблем является коррекция формирования грамматического строя речи. Проблема изучения формирова­ния грамматического строя речи у детей с алалией и дизартрией, имеющих ОНР II уровня является одной из наиболее значимых в логопедии.
В современных нормативно - правовых документах, регламентирующих образование дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, развитие грамма­тического строя речи определяется как одно из приоритетных направлений. В частности, в «Примерной адаптированной основной образовательной про­грамме для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л. В. Лопатиной отмечено, что одним из основных направлений логопедической работы в среднем дошкольном возрасте является развитие навыков понимания и употребления грамматических форм слова и словооб­разовательных моделей, а также различных типов синтаксических конструк­ций.
Большинство исследователей, занимающиеся проблемами преодоления общего недоразвития речи у дошкольников (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Н.В. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) отмечают, что структура дефекта при алалии характеризуется неравномерностью и мозаичностью вер­бальных и невербальных нарушений.
Вместе с тем, в процессе определения направлений и содержания кор­рекционной логопедической работы у детей данной категории в среднем до­школьном возрасте не в полной мере учтена вариативность нарушений грам­матического строя в импрессивной и экспрессивной речи. Это привело нас к пониманию необходимости проведения специального исследования, направ­ленного на выявление экспрессивных и импрессивных проявлений нарушен­ного грамматического строя речи при общем недоразвитии речи II уровня де­тей 4-5 лет с алалией и дизартрией.
Объект исследования: грамматический строй речи.
Предмет исследования: особенности сформированности грамматиче­ского строя речи у детей 4 -5 лет с алалией и дизартрией, имеющих общее недоразвитие речи II уровня.
Гипотезой исследования: Мы предполагаем, что:
• формированность грамматического строя речи предполагает сформированность навыков понимания и употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, а также различных типов предложно - падежных и синтаксических конструкций;
• особенности грамматического строя речи у детей 4 - 5 лет с ала­лией и дизартрией вариативны при общем недоразвитии речи II уровня и пред­ставлены различными экспрессивными и импрессивными нарушениями мор­фологической и синтаксической систем;
• выявленные особенности и уровни сформированности позволят составить дифференцированные методические рекомендации по развитию грамматического строя речи у данной категории детей.
Целью исследования является выявление особенностей и уровней сформированности грамматического строя у детей 4-5 лет с алалией и дизарт­рией, имеющих общее недоразвитие речи II уровня и составление методиче­ских рекомендаций на основе выявленных особенностей.
В рамках поставленной цели предполагается решение следующих за­дач:
1. Проанализировать современное состояние проблемы изучения грам­матического строя речи у детей с алалией и дизартрией, имеющих общее не­доразвитие речи II уровня;
2. Выявить особённости и уровни сформированности начальных навы­ков словоизменения и словообразования в импрессивной и экспрессивной речи, понимания и употребления предлогов и предложений у детей 4-5 лет с алалией, в сравнении с детьми, имеющими дизартрию;
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


ывод о том, что в рамках нашего исследования целесообразно рассматривать грамматический строй как совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов). В свою очередь мы предполагаем под грамматичес­ким строем речи достаточный уровень сформированности навыков поним ания и употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, а также различных типов предложно- падежных и синтаксических конструкций.
При нормированном речевом развитии к среднему дошкольному воз­расту дети усваивают основные формы согласования слов: существительных с прилагательными всех трех родов, с числительными в именительном паде­же, изменяют слова по числам, родам, лицам, правильно употребляют пред­логи в речи, изредка возникают ошибки при согласовании редко встречаю­щихся или впервые встретившихся ребенку слов. В этом возрасте начинают усваиваться все частные грамматические формы, детали морфологического выражения грамматических категорий.
Развитие грамматического строя речи у детей с моторной алалией рез­ко отличается от онтогенетического развития нормально говорящих детей по количественным и качественным показателям. Если у нормальных детей в процессе их развития формируется речевая деятельность, т. е. деятельность, опосредованная системой языковых знаков, то у детей с моторной алалией в процессе их развития накапливаются лишь отдельные речевые действия и отдельные языковые знаки, т. е. у них не создается система.
Следует отметить, что на разных уровнях общего недоразвития отме­чаются аграмматизмы. Характеризуя, грамматический строй на первом уров­не речевого развития можно отметить что, наряду с отдельными словами в речи ребенка появляются и первые словосочетания. Слова в них, как пра­вило, употребляются только в исходной форме, так как словоизменение детям еще не доступно. В то время как, на втором уровне речевого развития дети, объединяя слова в словосочетания и фразу могут использовать способы согласования и управления как правильно, так их и нарушать их. Недоста­точность практического усвоения морфологической системы языка, в частно­сти словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в по­нимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжа­тельных прилагательных, существительных со значением действующего ли­ца. Учет, различий в проявлениях нарушений грамматического строя у детей с моторной алалией 4 -5 лет, имеющих общее недоразвитие речи I и II уров­ней, отдельно в отношении употребления и отдельно в отношении понима­ния грамматических форм слова, словообразовательных моделей, различных типов предложно-падежных и синтаксических конструкций, позволяет диф­ференцированно подойти к составлению методических рекомендаций для данной категории детей.
Проведённый констатирующий эксперимент выявил достаточное мно­гообразие в развитии детей с алалией и дизартрией. В том числе - различия, свидетельствующие о появлении переходного этапа между уровнями освоения экспрессивной и импрессивной речи. Так, например, анализ результатов ис­следования понимания речи испытуемым экспериментальной группы 1 (ала­лия, ОНР I) показывает, что процесс этот еще не сформирован, неустойчив и находится в прямой зависимости от условий предъявления и подбора мате­риала, создаваемых в экспериментальной обстановке. Несформированность процесса понимания речи выразилась в том, что в условиях, затрудняющих понимание, грамматическое изменение слова перестает учитываться детьми, и на первый план выступают лексические значения слов. Дети ориентируют­ся на лексическое значение слова, не учитывая его грамматического значе­ния.
...


1. Абросимова Л.С. Истоки и основные принципы когнитивной дериватологии // Вестник Томского Государственного Университета, 2011. - №351. - 7-13 с.
2. Алимпиева О.М. Методика коррекционной работы с детьми - алаликами младшего дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5 С.231-233.
3. Артемкова К.В. Сравнительная характеристика употребления различных типов глагольных словосочетаний в связных высказываниях детей с общим недоразвитием речи // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина 2012. №4 С.27­
38.
4. Артемова Е.Э., Малахова Ирина Викторовна Разработка диффе­ренциальных условий обучения и воспитания детей с алалией // Universum: психология и образование. 2014. №2 (3) С.5.
5. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей М.: АСТ: Астрель, 2007 - 331 с. 3.
6. Артеменко О. Н., Семернина Н. И. Формирование диалогиче­ской речи у детей с ОНР /О.Н. Артеменко Н.И.., Семернина // Международ­ный журнал экспериментального образования . 2011. №8. С.42-43.
7. Багичева Н.В. Формирование грамматического строя речи и грамматических понятий: период дошкольного детства // Филологический класс. 2004. №11 С.32-43.
8. Белянин В.П. Психолингвистика. Учебник/В.П.Белянин. - 2-е изд. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 232с.
9. Битова А. Л. Из опыта работы с дошкольниками с сенсо­моторной алалией // Школа здоровья. - 1996. - Т. 3, N 4: Темат. вып. "Тез. докл. конф. "Здоровье школьника: Медико-психологическая поддержка и фи­зическая культура", Москва, 8-11 сентября 1996 г." - С. 6
10. Богоявленский Д.Н. Психология освоения орфографии. Изда­тельство академии педагогических наук РСФСР, 1957. -416с.
11. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с об­щим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - № 1. - с.34-40
12. Визель Т.Г. Нейропсихология. - М., АСТ, 2005. - 383 с.
Винарская.Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языга -- М.: Просвещение, 1987 - 168 с.
14. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследова­
ния детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.
Волкова Л. С. и Селиверстов В. И. Хрестоматия по логопедии. - М., Владос, 1997. - Т. II. - 600 с.
Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Изд. 5-е, испр. — М. : Лабиринт, 1999. - с.352
... всего 74 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ