Реферат
Введение 4
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме исследования 9
§ 1.1 Теоретический аспект исследования природы слога и механизмы формирование слоговой структуры слова и ее базовых компонентов в онтогенезе 9
§ 1.2 Виды нарушений слоговой структуры слова и ее особенности на разных уровнях языкового развития у детей с общим недоразвитием речи 23
§ 1.3 Особенности овладения слоговой структурой слова дошкольниками с алалией 27
§ 1.4 Особенности овладение слоговой структурой слова дошкольниками с дизартрией 30
§ 1.5 Обзор методик логопедической работы, направленных на устранение нарушений слоговой структуры слова 34
Глава 2. Экспериментальное изучение нарушений слоговой структуры слова и сформированности ее базовых компонентов у детей с дизартрией или алалией и общим недоразвитием речи 42
§ 2.1 Организация, цели, задачи и методика исследования 42
§ 2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента в группе детей с дизартрией и общим недоразвитием речи 3 уровня 53
§ 2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента в группе детей с алалией и общим недоразвитием речи 3 уровня 70
§ 2.4. Сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента двух экспериментальных групп 86
§ 2.5 Методические рекомендации по устранению нарушений слоговой структуры слова у детей 5,5-6 лет с дизартрией или алалией и общим
недоразвитием речи 3 уровня 112
Заключение 133
Библиографический список 138
Приложение 148
Актуальность. В Федеральном государственном стандарте для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) одним из предъявляемых требований к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма является «умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста». Таким образом, работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова заявлена в качестве приоритетного направления на государственном уровне.
Нарушения слоговой структуры слова являются одним из ведущих диагностических признаков общего недоразвития речи (ОНР). Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина определяют ОНР как специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.
Контингент детей с общим недоразвитием речи разного уровня представляет из себя разрозненную группу дошкольников, имеющих различные речевые патологии, включая дизартрию и алалию. В связи с этим и на основании Федерального государственного стандарта для обучающихся с ОВЗ, а также общедидактических принципов логопедии существует необходимость осуществления дифференцированного подхода к коррекционному процессу по устранению нарушений слогового состава слова у детей, имеющих различные речевые патологии и ОНР, с учетом структуры речевого дефекта, а также состояния базовых компонентов, влияющих на процесс формирования слоговой структуры слова.
Проблемой нарушения слоговой структуры слова у детей занимались такие исследователи, как А. К. Маркова, С. Е. Большакова, О. И. Крупенчук,
З. Е. Агронович, Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова, Н. С. Жукова, Е. Ф. Мастюкова, Т. Б. Филичева и др. В литературных источниках представлены наблюдения за процессом становления слоговой структуры слова у детей раннего возраста, а также младшего и среднего дошкольного возраста.
Наряду с достаточным количеством исследовательского материала по проблеме становления слоговой структуры слова у детей с различными формами речевого дизонтогенеза, остаются нерешенными вопросы, касающиеся дифференцированного подхода в процессе коррекционнологопедического воздействия, учитывающего структуру речевого дефекта при разных формах речевой патологии.
Таким образом, проблема исследования заключается в недостаточной разработанности научно-практических материалов по формированию слоговой структуры слова у детей на основе дифференцированного подхода с учетом структуры дефекта при разных речевых патологиях, а именно дизартрии и алалии, и состояния базовых компонентов, влияющих на процесс формирования слоговой структуры слова.
На основании вышеизложенного, тема настоящего исследования определена как: «Сравнительный анализ нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, имеющих алалию или дизартрию».
Цель исследования - изучение сформированности слоговой структуры слова и ее базовых компонентов у дошкольников 5,5-6 лет с алалией или дизартрией и ОНР 3 уровня для осуществления дифференцированного подхода при коррекционно-логопедическом воздействии.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические источники по проблеме исследования.
2. Подготовить диагностический комплекс.
3. Организовать и провести констатирующий эксперимент в образовательном учреждении.
4. Разработать дифференцированные методические рекомендаций по устранению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией и алалией с учетом структуры дефекта.
Объект исследования - слоговая структура слова и ее базовые компоненты (фонематические процессы, ритмические средства языка и пространственные представления).
...
Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР наблюдается на всех уровнях речевого развития и является устойчивым и труднопреодолимым дефектом, последствия которого могут проявляться в школьный период в сложностях чтения и письма. В связи с этим преодоление нарушений слогового состава слов у детей с общим недоразвитием речи является одной из важнейшей задач коррекционно-логопедического процесса.
К категории детей с ОНР относятся дошкольники с различными речевыми патологиями, однако на современном этапе недостаточно проработан вопрос о дифференцированном подходе к коррекции нарушений слоговой структуры слова с учетом структуры дефекта. Обращение к теме исследования обусловлено ее сегодняшней актуальностью как в связи с недостаточностью научно-теоретической и научно-методической базы, так и с увеличением количества детей с ОНР при алалии и дизартрии.
Настоящее исследование было направлено на изучение сформированности слоговой структуры слова и ее базовых предпосылок у детей 5,5-6 лет с дизартрией или алалией и ОНР 3 уровня.
По результатам проведенного анализа литературных источников по теме исследования был составлен диагностический комплекс и проведен констатирующий эксперимент, в котором участвовали две экспериментальные группы детей 5,5-6 лет с ОРН 3 уровня:
1) с дизартрией;
2) с алалией.
Количественный и качественный анализ результатов обследования проводился по нескольким направлениям:
а) сравнение полученных результатов внутри каждой экспериментальной группы;
б) сравнение полученных результатов двух экспериментальных групп;
в) определение корреляционной зависимости усвоения слоговой структуры слова и состояния ее базовых компонентов внутри каждой экспериментальной группы;
г) сравнение полученных коэффициентов корреляция двух экспериментальных групп.
Итоговый анализ результатов экспериментального обследования позволяет сделать следующие выводы:
а) в группе детей 5,5-6 лет с дизартрией, находящихся на 3 уровне общего недоразвития речи:
• устойчивый навык изолированного произнесения слов различной структурной сложности в основном сформирован;
• опора на словесный эталон сокращает количество нарушений слоговой структуры слов и улучшает их структурно-ритмическую организацию;
- при многократном произнесении слов различной структурной сложности наблюдается тенденция к улучшению каждого последующего варианта произношения;
• наибольшую сложность для произнесения представляют слова различной структурной сложности, имеющие в своем составе стечения согласных звуков (8, 11, 12 класс по классификации А. К. Марковой), а также четырехсложные словах из открытых слогов (13 класс);
• самыми распространенными типами нарушений слоговой структуры можно считать замены и сокращения согласных звуков в стечениях;
• во фразовой речи качество произнесения слов различного слогового состава снижается;
• состояние базовых предпосылок усвоения слоговой структуры слова приближено к возрастной норме, за исключением процесса формирования ритмических средств языка;
• между сформированностью базовых компонентов и слоговой структуры слова существует прямая связь с высокой теснотой (силой) по шкале Чеддока, коэффициент корреляции Спирмена (р) равен 0,776;
• когнитивные механизмы, влияющие на процесс становления слоговой структуры слова, сформированы.
б) в группе детей 5,5-6 лет с алалией, находящихся на 3 уровне общего недоразвития речи:
- навык произношения слов различной структурной сложности сформирован недостаточно;
• для безошибочного воспроизведения доступны только одно- и двусложные слова разных классов вне зависимости от присутствия в их составе стечений согласных звуков;
...
1. Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям : сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З. Е. Агранович; худож. О. Р. Гофман. - СПб. : Детство-Пресс, 2004. - 147 с.
2. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З. Е. Агранович. - Спб. : Детство-Пресс, 2001. - 48 с.
3. Азова, О. И. Алалия / О. И. Азова [Электронный ресурс]. URL: http://www.1tv.ru/news/social/281034 (дата обращения: 02.04.2017).
4. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. - М. : Медицина, 1975. - С. 17-59.
5. Артемова, Е. Э. Нейропсихологический аспект изучения нарушений
звуковой и слоговой структуры слова / Е. Э. Артемова, О. В. Григорьева // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2016. № 10(28). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3736 (дата
обращения: 10.12.2016).
6. Артемова, Е. Э. К вопросу изучения алалии как дизонтогенеза
речевого развития / Е. Э. Артемова, А. А. Басова // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2016. № 3-4(22). URL:
http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3039 (дата обращения: 08.04.2016).
7. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель : Хранитель, 2006. - 319 с.
8. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель, 2008. - 254 с.
9. Ахмедова, Ф. Б. Диагностика развития детей третьего года жизни /
Ф. Б. Ахмедова, Е. Ф. Архипова // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2013. № 1(1). URL:
http://7universum.com/ru/psy/archive/item/284 (дата обращения: 10.10.2016).
10. Бабина, Г. В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Картинный материал для проведения игр / Г. В. Бабина. - М. : Книголюб, 2008. - 64 с.
11. Бабина, Г. В. Альбом для обследования восприятия и произнесения слов различной структурной сложности / Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина. - М. : Книголюб, 2005. - 56 с.
12. Бабина, Г. В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Логопедические технологии : учеб.-методич. пособие / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. - М. : Парадигма, 2010. - 96 с.
13. Бабина, Г. В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников: онтогенез и дизонтогенез : монография / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. - М. : Прометей, 2013. - 192 с.
14. Баскакова, С. А. Ритмика как средство коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у учащихся школы VIII вида : автореф. дисс. ... канд. пед. наук / С. А. Баскакова. - М., 2009. - 46 с.
15. Башинская, Т. В. Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна (из опыта преодоления моторной алалии) / Т. В. Башинская, Т. В. Пятница. - М. : Белый ветер, 2017. - 124 с.
... всего 92 источников