Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция нарушений навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Работа №157018

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы93
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретического обоснование проекта «Коррекция нарушений навыка
чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня» 6
1.1. Лингвистические и психофизиологические основы формирования
навыков чтения у младших школьников 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня 16
1.3. Особенности чтения младших школьников с общим недоразвитием речи
III уровня 20
1.4. Описание предпроектного исследования 26
Глава II. Описание проекта «коррекция нарушений навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня» 38
2.1 Паспорт и жизненный цикл проекта 38
2.2 Описание продукта проекта 40
2.3 Динамика и оценка продукта проекта 46
Заключение 49
Список используемых источников 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 59

Актуальность исследования заключается в том, что в современном мире наблюдается тенденция к увеличению детей с различными речевыми нарушениями, в их число входит и такое нарушение, как общее недоразвитие речи. Дети с общим недоразвитием речи, становясь учениками первых классов, обретают новые обязанности, начинают осваивать новые учебные навыки, среди которых немаловажен навык чтения. Первоклассники с таким нарушением могут столкнуться с трудностями овладения навыком чтения, что может быть детерминировано несформированностью психических процессов, которые участвуют в становлении исследуемого навыка. Это недоразвитие фонематических процессов, бедный словарный запас, несовершенства связной речи, полиморфные нарушения в звукопроизношении. Младшие школьники с общим недоразвитием речи могут допускать ошибки при чтении, читать слишком медленно, испытывать трудности в понимании текстов, их осмысления. Общее недоразвитие речи изучали многие отечественные ученые [38; 43; 49]: Т.Б. Филичева,
Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина, А.В. Ястребова, С.Н. Сазонова, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и многие другие.
Чтение является одним из способов получения информации, который помогает детям усваивать знания. Сегодняшние требования к первоклассникам значительно выросли. Учебная программа меняется и только усложняется, объем информации для усвоения становится больше. В этой связи для детей с общим недоразвитием речи возникает сложность в плане освоения навыков чтения и письма.
В исследованиях Т.А. Алтуховой [1], Ю.А. Костенкова [23], Р.И. Лалаевой [25], Р.Е. Левиной [26], Л.Ф. Спировой [38] отмечается рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе.
Кроме того, в процессе обучения грамоте дети должны уметь проводить аналитическо-синтетические операции со звуками слова, требующие правильного произношения и артикуляции, тончайшего определения звуков на слух, умении связывать элементы речевого процесса, которые были сформированы до начала обучения [34]. Однако здесь идет речь о нормотипичном развитии детей. В ситуации общего недоразвития речи вышеописанные предпосылки обучения грамоте и чтению не сформированы должны образом - дети зачастую не способны правильно соотносить звуки и буквы, произносить их в комбинации, правильно строить речевые высказывания и т. д. [16; 44]. Кроме того, в процессе их приобретения они испытывают определенные трудности, связанные с различной степени речевым недоразвитием.
Таким образом, актуальность настоящего проекта заключается в соответствии его продукта запросам практики и задачам, указанным Федеральном государственном стандарте.
В данной связи проблема коррекции нарушений навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитие речи III уровня актуальна.
Исходя из актуальности, была определена цель проекта: разработать и апробировать рабочую тетрадь по коррекции нарушений навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект проектирования: навык чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет проектирования: нарушения навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Продукт проекта: рабочая тетрадь по коррекции нарушений навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи:
1. Выявить современное состояние проблемы нарушения навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Подобрать диагностические методики и провести предпроектное исследование с целью выявления особенностей сформированности навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Проанализировать результаты обследования.
4. На основе выявленных нарушений навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня разработать рабочую тетрадь «Читай-ка» по коррекции этих нарушений.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной и методической литературы;
2. Предпроектное исследование с использованием методик обследования; метод проектирования.
Методологическая основа:
• Методологический принцип единства сознания и деятельности, который представлен в работах Л.С. Выготского.
• Леонтьева, С.Л. Рубенштейна и др.;
• Положение о единстве общих закономерностей нормального и аномального развития Л.С. Выготский, В.И. Лубовский;
• Теория ближайшего развития Л.С. Выготского.
База исследования: средняя общеобразовательная школа №6 города Боготола, 10 обучающихся младшего школьного возраста, в возрасте 8-9 лет с заключением общее недоразвитие речи III уровня.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью проекта была разработка и апробация рабочей тетради «Читай-ка» для коррекции нарушений навыка чтения у обучающихся 2 - ых классов с общим недоразвитием речи.
На основании проведенного анализа источников, можно сделать вывод, что навык чтения достаточно сложный психический процесс, требующий от читателя смыслового восприятия и понимания прочитанного. Сложность чтения обусловлена его неоднородностью, поскольку чтение может иметь значение, как метод а чувственного познания, таки метода восприятия окружающего мира, отражение его действительности через буквенные символы предложения. В процессе чтения задействуются высшие отделы головного мозга, отвечающие за высшие психические функции, такие как мышление, формирование памяти, внимание и смысловое восприятие окружающей действительности.
Определили понятие общее недоразвитие речи, как сложное речевое расстройство у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором нарушено формирование основных компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики связной речи (Р.Е. Левина).
Обзор теоретической литературы (Т.А. Алтухова) позволил выделить ряд наиболее типичных отклонений навыка чтения среди детей с общим недоразвитием речи: длительное сохранение послогового метода чтения, чтение букв в слогах с согласными, изолированное чтение окончательного согласного в слове.
В ходе реализации проекта были подобраны методики для выявления нарушений навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня обучающихся 2 - ых классов.
В исследовании принимали участие 10 обучающихся 2 - ых классов с общим недоразвитием речи III уровня. Исследование осуществлялось с помощью методов и приёмов обследования чтения М.М. Безруких и О.Ю. Крещенко. Далее был проведёно диагностическое исследования, которое позволило выявить, особенности технической и смысловой сторон чтения. Где техническая сторона представлена в виде скорости чтения, правильности произношения букв и качестве их озвучивания. Смысловая сторона представляет понимание сути прочитанного, его содержание и смысл.
Результаты позволили сделать вывод о низком уровне сформированности навыка чтения.
Результаты исследования показали, что все участники имели различные особенности и недостатки, и допущенные ошибки. Наибольшую распространенность имели ошибки фонематического восприятия и фонематического анализа-синтеза: замена букв на другие, пропуск гласных и согласных, а также неверная перестройка текста и замедленная скорость чтения.
На основе результатов диагностики было разработано методическое пособие: рабочая тетрадь «Читай-ка», направленная на коррекцию
нарушений навыка чтения младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Благодаря качественно подобранных и разработанных упражнений тетрадь «Читай-ка» можно назвать качественно новым продуктом, который достоин внимания педагогов - практиков.
В ходе внедрения продукта проекта нами был проведен цикл занятий с использование упражнений из рабочей тетради, способствующий формированию навыка чтения.
Собственные наблюдения показали, что по завершении апробационного периода заявленные нами коррекционно-развивающие задачи были реализованы в полном объеме. У обучающихся целевой группы была выявлена положительная динамика навыка чтения и формирования фонематических процессов. При дальнейшем использовании методического пособия можно ожидать более высокие результаты.
По завершении периода апробации представителями «Муниципального бюджетного образовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №6» были представлены «Отзыв курирующего специалиста» и «Акт внедрения» (см.Приложение), согласно которым настоящий проект получил положительную оценку.
Данные контрольного среза позволяют говорить о том, что продукт проекта имеет практическую ценность и может быть использован в работе с младшими школьниками с ОНР III уровня.
Таким образом, все поставленные задачи выполнены, цель достигнута.



1. Алтухова Т.А. Анализ состояния обучения чтению учащихся с ОНР// Деффектолог - 1994 - №5.
2. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми
чтением и письмом / Б.Г. Ананьев // Начальная школа. - 2007. - №3.
- С. 6 - 8.
3. Архипова С.В. Формирование навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи / С.В. Архипова, Е.Н. Кондалова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. - С. 30-33.
4. Белозерова К.С. К вопросу формирования смысловой стороны
чтения у младших школьников с недоразвитием речи на уроках литературного чтения / К.С. Белозерова // Ломоносовские научные чтения студентов, аспирантов и молодых ученых - 2021 : Сборник материалов
конференции : в 2 томах, Архангельск, 01-30 апреля 2021 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» ; сост. Ю. С. Кузнецова. Том 1. - Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2021. - С. 70-74.
5. Бирючинская Е.С. Особенности усвоения навыка чтения у детей
младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи / Е.С. Бирючинская, Н.В. Нозикова // Материалы секционных заседаний 58-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ : В двух томах, Хабаровск, 17-25 апреля 2018 года / Ответственные за выпуск: И.Н. Пугачев,
А.В. Казарбин. Том 2. - Хабаровск: Тихоокеанский государственный
университет, 2018. - С. 312-316.
6. Блинова Е.А. Особенности выразительного чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня / Е.А. Блинова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : Материалы межрегиональной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей, Екатеринбург, 25 октября 2012 года / Уральский государственный педагогический университет, Институт специального образования. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2012. - С. 55-56.
7. Болдырева Е.А. Особенности освоения навыков чтения младшими школьниками с дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня / Е.А. Болдырева, Н.М. Трубникова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС : материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей, Екатеринбург, 26-27 апреля 2017 года. - Екатеринбург: Без издательства, 2017. - С. 359-361.
8. Быкова А.О. Характеристика навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня в психолого-педагогической литературе / А.О. Быкова, Н.Л. Егорова // Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования: поиск эффективных решений : сборник материалов вузовской заочной научно-практической студенческой конференции, Курган, 16 мая 2022 года / Курганский государственный университет. - Курган: Курганский государственный университет, 2022. - С. 11-15.
9. Васильева М.С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах / М.С. Васильева М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. - М.: Педагогика, 2007. - 89с.
10. Воронкова В.В. Чтение/В.В. Воронкова, И.Е. Пушкова.- М.: Просвещение, 2004.-191 с.
11. Глухов В.П. Коррекционная работа по формированию навыков связной речи у детей с нарушениями речевого и познавательного развития /
В.П. Глухов // Среднее профессиональное образование. - 2014. -№ 10. - С.56¬61.
12. Дефектологический словарь: в 2 т. / Под ред. В. Гудониса, Б. В. Пузанова. - М.: Изд- во Московского психолого-социального института, 2007. - Т. 1. - 8018 с.
13. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров - М.: Изд-во Акад. пед. Наук, 1953. - 263 с.
14. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению / В.Н. Зайцев - М.:
Просвещение, 2001. - 195с.
15. Иванова Н.В. Навыки овладения чтением дошкольниками с общим недоразвитием речи / Н.В. Иванова // Педагогика и современность. - 2014. - № 4. - С. 85-88...50



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ