Коррекция нарушений навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
|
Введение 3
Глава I. Теоретического обоснование проекта «Коррекция нарушений навыка
чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня» 6
1.1. Лингвистические и психофизиологические основы формирования
навыков чтения у младших школьников 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня 16
1.3. Особенности чтения младших школьников с общим недоразвитием речи
III уровня 20
1.4. Описание предпроектного исследования 26
Глава II. Описание проекта «коррекция нарушений навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня» 38
2.1 Паспорт и жизненный цикл проекта 38
2.2 Описание продукта проекта 40
2.3 Динамика и оценка продукта проекта 46
Заключение 49
Список используемых источников 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Глава I. Теоретического обоснование проекта «Коррекция нарушений навыка
чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня» 6
1.1. Лингвистические и психофизиологические основы формирования
навыков чтения у младших школьников 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня 16
1.3. Особенности чтения младших школьников с общим недоразвитием речи
III уровня 20
1.4. Описание предпроектного исследования 26
Глава II. Описание проекта «коррекция нарушений навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня» 38
2.1 Паспорт и жизненный цикл проекта 38
2.2 Описание продукта проекта 40
2.3 Динамика и оценка продукта проекта 46
Заключение 49
Список используемых источников 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Актуальность исследования заключается в том, что в современном мире наблюдается тенденция к увеличению детей с различными речевыми нарушениями, в их число входит и такое нарушение, как общее недоразвитие речи. Дети с общим недоразвитием речи, становясь учениками первых классов, обретают новые обязанности, начинают осваивать новые учебные навыки, среди которых немаловажен навык чтения. Первоклассники с таким нарушением могут столкнуться с трудностями овладения навыком чтения, что может быть детерминировано несформированностью психических процессов, которые участвуют в становлении исследуемого навыка. Это недоразвитие фонематических процессов, бедный словарный запас, несовершенства связной речи, полиморфные нарушения в звукопроизношении. Младшие школьники с общим недоразвитием речи могут допускать ошибки при чтении, читать слишком медленно, испытывать трудности в понимании текстов, их осмысления. Общее недоразвитие речи изучали многие отечественные ученые [38; 43; 49]: Т.Б. Филичева,
Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина, А.В. Ястребова, С.Н. Сазонова, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и многие другие.
Чтение является одним из способов получения информации, который помогает детям усваивать знания. Сегодняшние требования к первоклассникам значительно выросли. Учебная программа меняется и только усложняется, объем информации для усвоения становится больше. В этой связи для детей с общим недоразвитием речи возникает сложность в плане освоения навыков чтения и письма.
В исследованиях Т.А. Алтуховой [1], Ю.А. Костенкова [23], Р.И. Лалаевой [25], Р.Е. Левиной [26], Л.Ф. Спировой [38] отмечается рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе.
Кроме того, в процессе обучения грамоте дети должны уметь проводить аналитическо-синтетические операции со звуками слова, требующие правильного произношения и артикуляции, тончайшего определения звуков на слух, умении связывать элементы речевого процесса, которые были сформированы до начала обучения [34]. Однако здесь идет речь о нормотипичном развитии детей. В ситуации общего недоразвития речи вышеописанные предпосылки обучения грамоте и чтению не сформированы должны образом - дети зачастую не способны правильно соотносить звуки и буквы, произносить их в комбинации, правильно строить речевые высказывания и т. д. [16; 44]. Кроме того, в процессе их приобретения они испытывают определенные трудности, связанные с различной степени речевым недоразвитием.
Таким образом, актуальность настоящего проекта заключается в соответствии его продукта запросам практики и задачам, указанным Федеральном государственном стандарте.
В данной связи проблема коррекции нарушений навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитие речи III уровня актуальна.
Исходя из актуальности, была определена цель проекта: разработать и апробировать рабочую тетрадь по коррекции нарушений навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект проектирования: навык чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет проектирования: нарушения навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Продукт проекта: рабочая тетрадь по коррекции нарушений навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи:
1. Выявить современное состояние проблемы нарушения навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Подобрать диагностические методики и провести предпроектное исследование с целью выявления особенностей сформированности навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Проанализировать результаты обследования.
4. На основе выявленных нарушений навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня разработать рабочую тетрадь «Читай-ка» по коррекции этих нарушений.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной и методической литературы;
2. Предпроектное исследование с использованием методик обследования; метод проектирования.
Методологическая основа:
• Методологический принцип единства сознания и деятельности, который представлен в работах Л.С. Выготского.
• Леонтьева, С.Л. Рубенштейна и др.;
• Положение о единстве общих закономерностей нормального и аномального развития Л.С. Выготский, В.И. Лубовский;
• Теория ближайшего развития Л.С. Выготского.
База исследования: средняя общеобразовательная школа №6 города Боготола, 10 обучающихся младшего школьного возраста, в возрасте 8-9 лет с заключением общее недоразвитие речи III уровня.
Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина, А.В. Ястребова, С.Н. Сазонова, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и многие другие.
Чтение является одним из способов получения информации, который помогает детям усваивать знания. Сегодняшние требования к первоклассникам значительно выросли. Учебная программа меняется и только усложняется, объем информации для усвоения становится больше. В этой связи для детей с общим недоразвитием речи возникает сложность в плане освоения навыков чтения и письма.
В исследованиях Т.А. Алтуховой [1], Ю.А. Костенкова [23], Р.И. Лалаевой [25], Р.Е. Левиной [26], Л.Ф. Спировой [38] отмечается рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе.
Кроме того, в процессе обучения грамоте дети должны уметь проводить аналитическо-синтетические операции со звуками слова, требующие правильного произношения и артикуляции, тончайшего определения звуков на слух, умении связывать элементы речевого процесса, которые были сформированы до начала обучения [34]. Однако здесь идет речь о нормотипичном развитии детей. В ситуации общего недоразвития речи вышеописанные предпосылки обучения грамоте и чтению не сформированы должны образом - дети зачастую не способны правильно соотносить звуки и буквы, произносить их в комбинации, правильно строить речевые высказывания и т. д. [16; 44]. Кроме того, в процессе их приобретения они испытывают определенные трудности, связанные с различной степени речевым недоразвитием.
Таким образом, актуальность настоящего проекта заключается в соответствии его продукта запросам практики и задачам, указанным Федеральном государственном стандарте.
В данной связи проблема коррекции нарушений навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитие речи III уровня актуальна.
Исходя из актуальности, была определена цель проекта: разработать и апробировать рабочую тетрадь по коррекции нарушений навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект проектирования: навык чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет проектирования: нарушения навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Продукт проекта: рабочая тетрадь по коррекции нарушений навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи:
1. Выявить современное состояние проблемы нарушения навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Подобрать диагностические методики и провести предпроектное исследование с целью выявления особенностей сформированности навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Проанализировать результаты обследования.
4. На основе выявленных нарушений навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня разработать рабочую тетрадь «Читай-ка» по коррекции этих нарушений.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной и методической литературы;
2. Предпроектное исследование с использованием методик обследования; метод проектирования.
Методологическая основа:
• Методологический принцип единства сознания и деятельности, который представлен в работах Л.С. Выготского.
• Леонтьева, С.Л. Рубенштейна и др.;
• Положение о единстве общих закономерностей нормального и аномального развития Л.С. Выготский, В.И. Лубовский;
• Теория ближайшего развития Л.С. Выготского.
База исследования: средняя общеобразовательная школа №6 города Боготола, 10 обучающихся младшего школьного возраста, в возрасте 8-9 лет с заключением общее недоразвитие речи III уровня.
Целью проекта была разработка и апробация рабочей тетради «Читай-ка» для коррекции нарушений навыка чтения у обучающихся 2 - ых классов с общим недоразвитием речи.
На основании проведенного анализа источников, можно сделать вывод, что навык чтения достаточно сложный психический процесс, требующий от читателя смыслового восприятия и понимания прочитанного. Сложность чтения обусловлена его неоднородностью, поскольку чтение может иметь значение, как метод а чувственного познания, таки метода восприятия окружающего мира, отражение его действительности через буквенные символы предложения. В процессе чтения задействуются высшие отделы головного мозга, отвечающие за высшие психические функции, такие как мышление, формирование памяти, внимание и смысловое восприятие окружающей действительности.
Определили понятие общее недоразвитие речи, как сложное речевое расстройство у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором нарушено формирование основных компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики связной речи (Р.Е. Левина).
Обзор теоретической литературы (Т.А. Алтухова) позволил выделить ряд наиболее типичных отклонений навыка чтения среди детей с общим недоразвитием речи: длительное сохранение послогового метода чтения, чтение букв в слогах с согласными, изолированное чтение окончательного согласного в слове.
В ходе реализации проекта были подобраны методики для выявления нарушений навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня обучающихся 2 - ых классов.
В исследовании принимали участие 10 обучающихся 2 - ых классов с общим недоразвитием речи III уровня. Исследование осуществлялось с помощью методов и приёмов обследования чтения М.М. Безруких и О.Ю. Крещенко. Далее был проведёно диагностическое исследования, которое позволило выявить, особенности технической и смысловой сторон чтения. Где техническая сторона представлена в виде скорости чтения, правильности произношения букв и качестве их озвучивания. Смысловая сторона представляет понимание сути прочитанного, его содержание и смысл.
Результаты позволили сделать вывод о низком уровне сформированности навыка чтения.
Результаты исследования показали, что все участники имели различные особенности и недостатки, и допущенные ошибки. Наибольшую распространенность имели ошибки фонематического восприятия и фонематического анализа-синтеза: замена букв на другие, пропуск гласных и согласных, а также неверная перестройка текста и замедленная скорость чтения.
На основе результатов диагностики было разработано методическое пособие: рабочая тетрадь «Читай-ка», направленная на коррекцию
нарушений навыка чтения младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Благодаря качественно подобранных и разработанных упражнений тетрадь «Читай-ка» можно назвать качественно новым продуктом, который достоин внимания педагогов - практиков.
В ходе внедрения продукта проекта нами был проведен цикл занятий с использование упражнений из рабочей тетради, способствующий формированию навыка чтения.
Собственные наблюдения показали, что по завершении апробационного периода заявленные нами коррекционно-развивающие задачи были реализованы в полном объеме. У обучающихся целевой группы была выявлена положительная динамика навыка чтения и формирования фонематических процессов. При дальнейшем использовании методического пособия можно ожидать более высокие результаты.
По завершении периода апробации представителями «Муниципального бюджетного образовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №6» были представлены «Отзыв курирующего специалиста» и «Акт внедрения» (см.Приложение), согласно которым настоящий проект получил положительную оценку.
Данные контрольного среза позволяют говорить о том, что продукт проекта имеет практическую ценность и может быть использован в работе с младшими школьниками с ОНР III уровня.
Таким образом, все поставленные задачи выполнены, цель достигнута.
На основании проведенного анализа источников, можно сделать вывод, что навык чтения достаточно сложный психический процесс, требующий от читателя смыслового восприятия и понимания прочитанного. Сложность чтения обусловлена его неоднородностью, поскольку чтение может иметь значение, как метод а чувственного познания, таки метода восприятия окружающего мира, отражение его действительности через буквенные символы предложения. В процессе чтения задействуются высшие отделы головного мозга, отвечающие за высшие психические функции, такие как мышление, формирование памяти, внимание и смысловое восприятие окружающей действительности.
Определили понятие общее недоразвитие речи, как сложное речевое расстройство у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором нарушено формирование основных компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики связной речи (Р.Е. Левина).
Обзор теоретической литературы (Т.А. Алтухова) позволил выделить ряд наиболее типичных отклонений навыка чтения среди детей с общим недоразвитием речи: длительное сохранение послогового метода чтения, чтение букв в слогах с согласными, изолированное чтение окончательного согласного в слове.
В ходе реализации проекта были подобраны методики для выявления нарушений навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня обучающихся 2 - ых классов.
В исследовании принимали участие 10 обучающихся 2 - ых классов с общим недоразвитием речи III уровня. Исследование осуществлялось с помощью методов и приёмов обследования чтения М.М. Безруких и О.Ю. Крещенко. Далее был проведёно диагностическое исследования, которое позволило выявить, особенности технической и смысловой сторон чтения. Где техническая сторона представлена в виде скорости чтения, правильности произношения букв и качестве их озвучивания. Смысловая сторона представляет понимание сути прочитанного, его содержание и смысл.
Результаты позволили сделать вывод о низком уровне сформированности навыка чтения.
Результаты исследования показали, что все участники имели различные особенности и недостатки, и допущенные ошибки. Наибольшую распространенность имели ошибки фонематического восприятия и фонематического анализа-синтеза: замена букв на другие, пропуск гласных и согласных, а также неверная перестройка текста и замедленная скорость чтения.
На основе результатов диагностики было разработано методическое пособие: рабочая тетрадь «Читай-ка», направленная на коррекцию
нарушений навыка чтения младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Благодаря качественно подобранных и разработанных упражнений тетрадь «Читай-ка» можно назвать качественно новым продуктом, который достоин внимания педагогов - практиков.
В ходе внедрения продукта проекта нами был проведен цикл занятий с использование упражнений из рабочей тетради, способствующий формированию навыка чтения.
Собственные наблюдения показали, что по завершении апробационного периода заявленные нами коррекционно-развивающие задачи были реализованы в полном объеме. У обучающихся целевой группы была выявлена положительная динамика навыка чтения и формирования фонематических процессов. При дальнейшем использовании методического пособия можно ожидать более высокие результаты.
По завершении периода апробации представителями «Муниципального бюджетного образовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №6» были представлены «Отзыв курирующего специалиста» и «Акт внедрения» (см.Приложение), согласно которым настоящий проект получил положительную оценку.
Данные контрольного среза позволяют говорить о том, что продукт проекта имеет практическую ценность и может быть использован в работе с младшими школьниками с ОНР III уровня.
Таким образом, все поставленные задачи выполнены, цель достигнута.
Подобные работы
- Логопедическая работа по преодолению трудностей освоения чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня на основе развития фонематического восприятия в условиях школьного логопедического пункта
Магистерская диссертация, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Логопедическая работа по коррекции нарушений поверхностной синтаксической структуры у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Особенности сформированное нарушений звукового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2023 - Развитие фонематических процессов в структуре преодоления общего недоразвития речи III уровня у младших школьников средствами игротерапии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАКОВО-
СИМВОЛИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Развитие фонематических процессов в структуре преодоления
общего недоразвития речи III уровня у младших школьников
средствами игротерапии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по формированию навыков составления
описательного рассказа в структуре преодоления общего недоразвития
речи III уровня у младших школьников средствами мнемотехники
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция нарушений грамматического оформления высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи и дизартрией
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



