Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Работа №157017

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы161
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1. Проблема внимания в психологии 9
1.2. Развитие внимания в младшем школьном возрасте 20
1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания
учащихся с задержкой психического развития 29
Выводы по первой главе 36
Глава II. Экспериментальное изучение произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 38
2.1. Организация, методы и методики исследования 38
2.2. Особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 45
Выводы по второй главе 60
Глава III. Коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 63
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции произвольного внимания
учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 63
3.2. Основные направления, формы и методы психологической коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с
задержкой психического развития 68
3.3. Контрольный эксперимента и его анализ 82
Выводы по третьей главе 97
Заключение 100
Список литературы 103
Приложение 113


Актуальность исследования. Современная образовательная среда в последние десятилетия предъявляет к учащимся очень высокие требования, начиная с начальной школы. Значительно выросло количество предметов, внеклассных мероприятий, информационная нагрузка, которая приводит к переутомлению, напряжению, эмоциональным срывам и проблемам в учёбе.
В настоящее время недостаточно учитывается факт наличия у обширной группы школьников дисфункциональных нарушений деятельности мозга. Эти нарушения оказывают влияние на работоспособность, возможность самоуправления и произвольности в любых видах деятельности. Они вызывают быструю умственную утомляемость детей и, как следствие, ведут к школьной неуспеваемости и дезадаптации.
По данным многочисленных психологических исследований одной из наиболее часто встречающихся форм дизонтогенеза в раннем возрасте является задержка психического развития. Это и обуславливает повышенный психолого-педагогический интерес к данной проблеме.
Учащиеся данной группы показывают стойкую неуспеваемость, низкую работоспособность и быструю утомляемость, неспособность воспринимать и перерабатывать учебный материал. Поэтому важным становится поиск путей, позволяющих детям с ЗПР более продуктивно справляться с учебной и другими видами деятельности.
Особенную актуальность для младших школьников с задержкой психического развития имеет своевременное изучение и коррекция такого психического процесса, как внимание, для успешного протекания учебной деятельности. Любая деятельность человека, а учебная особенно, требует выделения объекта и сосредоточения на нём. Это обеспечивается вниманием.
Внимание - это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности.
Н. Ф. Добрынин (1959) характеризовал внимания как направленность и сосредоточенность психической деятельности.
Дети, у которых нарушено развитие свойств внимания, испытывают большие трудности в освоении школьной программы. Вместе с тем, состояние внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности.
Чаще всего младшие школьники страдают от рассеянности, невнимательности, отвлекаемости. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как учить младших школьников письму, чтению и счёту.
Особую актуальность в этой связи приобретает проблема коррекции нарушенного внимания у детей с ЗПР младшего школьного возраста.
Изучению проблемы коррекции произвольного внимания младших школьников с ЗПР посвящены работы исследователей: М. С. Певзнер (1973), Т. А. Власовой (1973), Л. И. Переслени (1981), У. В. Ульенковой (2011) и многих др. Между тем, изучение особенностей внимания представляет особую практическую значимость для оптимизации системы психолого-педагогической помощи учащимся младшего школьного возраста с ЗПР, и для разработки психологических программ по коррекции произвольного внимания.
Проблема исследования: одним из условий успешного обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития является своевременное изучение и коррекция произвольного внимания этой категории учащихся, однако решение данной проблемы требует дальнейшего серьёзного изучения.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с ЗПР являются: недостаточный для возрастной нормы объём, недостаточная устойчивость, медленное переключение и распределение внимания. Использование разработанной нами психокоррекционой программы окажет положительное влияние на развитие произвольного внимания изучаемого контингента школьников.
Объект исследования: произвольное внимание учащихся младшего школьного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с ЗПР.
Цель исследования: изучить особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с ЗПР и разработать программу по его своевременной психологической коррекции...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данные специальной и клинической психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространённых форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что учащиеся с задержкой психического развития проявляют стойкую неуспеваемость, неспособность воспринимать и перерабатывать учебный материал, низкую работоспособность и быструю утомляемость.
С учётом влияния задержанного развития на работоспособность, умственную активность, произвольную сферу учащегося, возможности его самоуправления, особо актуальным для младших школьников становится своевременное изучение и коррекция такого психического явления, как внимание.
Экспериментальной базой для исследования послужило КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа VII вида №7». В эксперименте приняли участие учащиеся коррекционных классов - 2 «В» и «Г», с клиническим диагнозом F 80 - «Задержка психического развития» в количестве 20 человек. Возраст испытуемых 8 - 9 лет.
Выборка испытуемых для проведения эксперимента была скомплектована, на основании следующих критериев:
1) схожесть показателей возраста (все испытуемые в возрасте 8 - 9 лет);
2) схожесть клинической картины нарушения (диагноз F80 - «Задержка психического развития») по заключению ПМПК;
3) обучение в одной параллели (участие учащихся 2 «В» и 2 «Г» классов).
В психодиагностическое обследование были включены следующие методики:
1. Методика «Запомни и расставь точки» в модификации О. Н. Истратовой (2013) [34].
2. Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант) в модификации Т. Г. Богдановой и Т. В. Корниловой (1994) [10].
3. Методика «Таблицы Шульте» (1995) [4].
В результате проведённого эксперимента нами были изучены особенности развития произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с ЗПР. Дети с задержкой психического развития показали:
- суженный, ограниченный объём внимания;
- низкий уровень устойчивости, продуктивности внимания;
- низкий уровень распределения, инертность внимания;
- низкую скорость переключения внимания, повышенную отвлекаемость.
На основе анализа литературных данных и результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, была разработана и реализована психологическая программа по коррекции имеющихся недостатков произвольного внимания у изучаемого контингента школьников.
Психологическую программу по коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с ЗПР мы выстраивали с опорой на основные психологические принципы. Основными методами психокоррекционного воздействия были выбраны игры и психогимнастика.
Из метода психогимнастики мы использовали: упражнения на развитие внимания, этюды на достижение расслабления и снятие напряжения у детей, упражнения на сокращение эмоциональной дистанции.
Из метода игровой психокоррекции в нашей программе были использованы: игры с правилами (игры, задания и упражнения, направленные на развитие произвольности внимания, поведения), коммуникативные игры (пантомимические и психомоторные этюды), подвижные игры.
В процессе занятий у учащихся наблюдался стойкий интерес ко всем играм коррекционно-развивающей программы. Во время игр учащиеся проявляли инициативу, уверенность в своих действиях.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами был организован формирующий эксперимент с детьми 2 «В» класса, а потом был проведён - контрольный эксперимент в обоих классах.
Результаты контрольного эксперимента показали, что у учащихся 2 «В» класса были отмечены значительные улучшения результатов по всем направлениям. Во 2 «Г» классе тоже была отмечена положительная динамика, но незначительная.
Таким образом, полученные в ходе контрольного эксперимента результаты, свидетельствуют об эффективности предложенной нами психологической программы по коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Это подтверждает правильность выдвинутой нами гипотезы, о том, что особенностями произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с ЗПР являются: недостаточный для возрастной нормы объём, недостаточная устойчивость, медленное переключение и распределение внимания. Разработанная программа по коррекции особенностей произвольного внимания эффективна с данной категорией школьников.



1. Айзенберг, Б. И. Распределение внимания в мыслительной деятельности у учащихся массовой и вспомогательной школы [Текст]: дисс... к. псих. н. - М., 1986. - 160 с.
2. Актуальные проблемы диагностики и систематики задержки психического развития детей//Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития [Текст]: под. ред. К.С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1982.-296 с.
3. Алмазова, О.В. Педагогическая технология коррекции нарушенного внимания младших школьников с ЗПР ЦОГ [Текст]: дисс. ... к.п.н. - Екатеринбург, 1997.-220 с.
4. Альманах психологических тестов [Текст] / Методика «Таблицы Шульте»
- М.: «КСП», 1995. -400 с.
5. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения [Текст]: практич. пособие/А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. М.: «Ось-89», 1997. -224 с.
6. Бабкина, Н.В. Психолого-педагогические условия формирования саморегуляции познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР [Текст]: дисс. к. псих. н. - М., 2003.-281 с.
7. Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе [Текст]/Н.В. Бабкина// Дефектология. -2006. № 4. - С. 38-45.
8. Бабкина, Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР в условиях интегрированного обучения [Текст]/Н.В. Бабкина // Дефектология. - 2012. № 1. - С.18-31.
9. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст]: учебное пособие для студентов пед. вузов/Л. Н. Блинова. - М.: НЦ ЭНАС, 2002.-256 с.
10. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребёнка [Текст]: учебник/Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. М.: Роспедагенство. - 1994.-39 с.
11. Большая книга детского психолога [Текст]: учеб. пособие для педагогов/ О. Н. Истратовой, Г. А. Широковой; под ред. Т. В. Эксакусто. - Изд. 3-е.
- Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 568 с.
12. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст]: учеб.-метод.
пособие/Н.Ю.Борякова.-М.:«Гном-Пресс»,2000-64с.
(Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР).
13. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст]: Т.А. Власова, М.С. Певзнер. -М., 1973.- 173 с.
14. Власова, Т.А. Каждому ребёнку - надлежащие условия воспитания и обучения (о детях с временной задержкой развития)//Дети с нарушениями развития [Текст]: хрестоматия для студентов и слушателей спец. факультетов/сост. В.М. Астапов. - М.:МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011.-319 с.
15. Выготский, Л.С. Т. 3. Проблемы развития психики// История развития высших психических функций [Текст]/под. ред. А.М. Матюшкина - М.: «Педагогика», 1983. - 368 с...87


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ