Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция нарушений оптико-пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в профилактике оптической дисграфии

Работа №157016

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы90
Год сдачи2023
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы п проблеме исследования 8
1.1. Развитие оптико-пространственных представлений в
постнатальном онтогенезе 8
1.2. Особенности формирования оптико-пространственных
представлений у детей с ОНР 21
1.3. Лого-коррекционная работа по формированию оптико¬
пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 26
Выводы по главе 1 34
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 35
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 35
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 42
2.3. Организация формирующего эксперимента 47
2.4. Эффективность профилактических мероприятий 54
Выводы по главе II 60
Заключение 62
Библиография 65
Приложения 77


Актуальность исследования. В последние годы наблюдается рост количества учащихся, у которых вследствие нарушений устной речи в школьном возрасте затруднено овладение грамотой и грамотным письмом [80].
Письмо является сложной формой организации речевой деятельности. В норме процесс письма осуществляется на основе достаточно сформированных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации правильного произношения, звукового анализа и синтеза, развития лексико¬грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Не достаточный уровень
сформированности или нарушение одной из этих функций могут привести к дисграфии, к затруднениям в овладении навыками письма [32].
По данным отечественных исследований «в настоящее время около 30 — 40% детей от общего количества обучающихся начальных классов имеют недоразвитие оптико-пространственных представлений той или иной степени, которое затрудняет обучение ребёнка письму» [84, с. 229].
Оптические нарушения, связаны с недостаточным развитием зрительного гнозиса, пространственных представлений, зрительной памяти и проявляются в утере обобщённого оптического образа буквы, обозначающего конкретный звук: «графема в этом случае перестает осуществлять функцию обозначения определенного звука» [11].
Представители нейропсихологического направления считают, что дисграфия у старших дошкольников может быть результатом нарушения любого компонента, составляющих структуру письма [4].
Из этого следует, что от уровня сформированности оптико-пространственных представлений зависит степень готовности ребенка к школьному обучению и, в частности, готовности к освоению им зрительных образов букв. Особенно часто трудности в овладении зрительно¬пространственных представлений отмечаются у детей с различными речевыми патологиями, у которых нарушения восприятия значительно шире, чем у детей с нормальным речевым развитием [3]. Нарушения в формировании письма препятствуют успешному обучению ребенка, эффективной школьной адаптации, часто вызывает болезненные психические реакции, отклонения в формировании личности ребенка [18].
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО), требует создание условий в образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу дошкольного общего образования для эффективного развития речевого и психического здоровья детей. Одной из целей создания необходимых условий является своевременная направленная помощь детям с общим недоразвитием речи [85].
Наиболее распространенным логопедическим заключением для старших дошкольников является общие нарушения речи III уровня. Многие авторы, рассматривающие особенности формирования компонентов речи у детей с ОНР III уровня описывают трудности усвоения пространственных представлений, зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти [41]. Риск формирования оптической дисграфии необходимо выявить и устранить до начала обучения ребенка в школе, с целью предотвращения закрепления неправильного написания букв [23].
Из этого следует, что для более успешного овладения процессом письма и предотвращения нарушений оптико-пространственных представлений детям с речевой патологией необходимы ранние профилактические действия в отношении оптической дисграфии.
Цель исследования: разработать и апробировать содержание
логопедической работы, направленной на профилактику оптической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в следствии нарушений оптико-пространственных представлений.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2) Составить диагностический комплекс по выявлению предпосылок оптико-пространственных нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3) Сформировать содержание логопедической работы по профилактике оптико-пространственных нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
4) Реализовать программу профилактических мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с риском развития оптической дисграфии.
5) Оценить результативность профилактической работы.
Объект исследования: нарушения оптико-пространственных
представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: содержание логопедической работы,
направленной на коррекцию нарушений оптико-пространственных
представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в профилактике оптической дисграфии.
Гипотеза - предполагается, что важным элементом профилактики оптической дисграфии будет сформированность оптико-пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. К теоретическим методам относятся изучение специальной научной литературы по заданной теме, сравнительный анализ методических учебных материалов, обобщение. К эмперическим методам относятся эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), интерпретационные методы, количественная обработка результатов.
Научная новизна исследования заключается в том, что будет сформирован комплекс методов позволяющих выявить степень риска развития оптической дисграфии у детей с ОНР III уровня; разработано и апробировано содержание логопедической работы позволяющее профилактировать дисграфические трудности.
Теоретической значимостью данной работы заключается в углублении и расширении представлений о факторах риска развития оптической дисграфии у старших дошкольников, в том числе с ОНР III уровня.
Практическая значимость: результаты позволят повысить
эффективность работы по профилактике оптической дисграфии и организовать индивидуально-ориентированную работу по ликвидации возможных проблем у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Методологическая основа исследования нашей работы основана на положениях общей и специальной психологии и педагогики:
1) О понимании письма, как сложного психического процесса, для успешного овладения которым необходим достаточный уровень познавательного и речевого развития, сохранность анализаторных систем (Т.В. Ахутина, М.М. Безруких, О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев, А.Р. Лурия, Л.С Цветкова, и др.);
2) О единстве законов развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, и др.);
3) Комплексный подход к организации профилактической и коррекционной работы с детьми имеющими отклонения в развитии речи (Л.С. Волкова, Р.Е. Левина и др).
База исследования: дошкольное образовательное учреждение МАОУ СШ «Комплекс Покровский» города Красноярска, исследование проводилось среди воспитанников старших дошкольников групп комбинированной и компенсирующий направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Структура и объём работы: содержит 87 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы из 94 источников, включает 11 рисунков, 2 таблицы и 8 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения научного исследования по теме и раскрытия проблемы была поставлена цель и ряд задач.
В рамках решения первой задачи, в частности, изучения психолого-педагогических подходов к проблеме формирования оптико-
пространственных предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня были проанализированы научно-методические труды А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой, Р.И. Лалаевой, М.М. Безруких, А.Н. Корнева, О.Б. Иншаковой и др., которые позволили определить, что:
1) Наряду с речевыми механизмами, за становление письма отвечают оптико-пространственные функции, в частности зрительное восприятие, пространственные представления, оптико-моторная координация, зриеьная память рассматриваемые в данной работе как оптико-пространственные предпосылки становления письма;
2) К концу дошкольного возраста при нормальном речевом развитии должны быть сформированы все оптико-пространственные предпосылки, обеспечивающие своевременное формирование письма;
3) Первичное речевое недоразвитие у дошкольников с общим недоразвитием речи, особенности их сенсорного развития, которое характеризуется недостаточным уровнем развития процессов восприятия и представлений, в частности зрительного и пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений, состояние моторных функций, проявляющихся в недостаточном уровне развития оптико-моторной координации, препятствует своевременному становлению письма;
4) Своевременное выявление недостаточного уровня их сформированности даёт возможность провести профилактическую работу по предупреждению обозначенных трудностей на письме;
5) Разработан ряд методических пособий и методических комплексов по коррекции оптической дисгрфии. При этом говорится о необходимости и значимости профилактической работы. Тем не менее большая часть пособий адресовано детям школьного возраста.
В рамках решения второй задачи был сформирован диагностический комплекс для выявления особенностей и уровня сформированности оптико-пространственных предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, проведён констатирующий эксперимент, выявлены уровни их сформированности.
Количественный и качественный анализ полученных результатов проведенного эксперимента показал очень высокий уровень (30 %) риска возникновения оптико-пространственных предпосылок нарушений письма, а значит, в структуру логопедической работы обязательно должна быть включена работа по формированию зрительного и предметного гнозиса, оптико-моторной координации и зрительной памяти, рассматриваемых как оптико-пространственные предпосылки становления процесса письма.
Для решения третьей и четвертой задачи было разработано содержание логопедической работы с целью профилактики оптической дисграфии. Содержание разработана с учётом нейропсихологического подхода, с применение здоровьесберегающих технологий, технологий проблемного обучения и игровых приёмов. Работа со старшими дошкольниками, имеющими логопедическое заключение ОНР III уровня, реализовывалась в рамках групповых и индивидуальных занятиях...


1. Айнетдинова, И. Г., Трубникова Н. М. Особенности механизмов
письменной речи у детей (теоретический аспект) // Специальное образование, 2008. - №12. [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mehanizmov-pismennoy-rechi-u- detey-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 29.10.2022).
2. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 1964. - 116 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.klex.ru/hvl (дата обращения: 29.10.2022).
3. Антонова Ю.Ю., Горбатовская М.Д. Профилактика дисграфии у детей с
общим недоразвитием речи // Евразийский Союз Ученых, 2018. - №4-5 (49). [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-disgrafii-u-detey-s-obschim- nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 29.01.2023).
4. Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья, 1997. - №3. 38-42 с.
5. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Учеб. пособие для студ. учеб. заведений. - М.: Академия, 2008. - 64 с.
6. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - СПб.: Питер, 2008. - 164 с.
7. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. — 240 с.
8. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. Старшая группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2021. - 144 с.
9. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. Подготовительная к школе группа. - М.: Издательство СКРИПТОРИЙ, 2022. - 126 с.
10. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для: родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с .
11. Безруких М. М., Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А. Психофизиология ребенка. - Издательство Московского психолого-социального института, МОДЭК, 2005. - 354 с.
12. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Азбука письма: пособие по обучению детей старшего дошкольного возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.
- 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 61 с.
13. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Учимся находить одинаковые фигуры: пособие по обучению детей старшего дошкольного возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006.
- 32 с.
14. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры: пособие по обучению детей старшего дошкольного возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006.
- 32 с.
15. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Учимся рисовать фигуры: пособие по обучению детей старшего дошкольного возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 32с...94


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ