Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №157011

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы126
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Проблема эмоций в психологии 8
1.2. Развитие эмоциональных состояний в детском возрасте 18
1.3. Современное изучение эмоциональных состояний у детей с
задержкой психического развития 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 31
2.1. Организация, методы и методики исследования 31
2.2. Особенности эмоциональных состояний учащихся младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 40
2.3. Научно-методологические подходы коррекции эмоциональных
состояний, учащихся с задержкой психического развития 71
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 101


Актуальность исследования. В последние годы в России на фоне кардинальных изменений в политической, социально -экономической и духовной жизни остро назрела проблема оказания помощи детям с трудностями в обучении.
Проблема изучения эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) в настоящее время стала наиболее актуальной, поскольку количество таких детей неуклонно растет. Этот рост связан как с биологическим неблагополучием, так и с нежелательными социальными последствиями, вызывающими эмоциональную дезадаптацию у детей данной категории. Изучение факторов, влияющих на формирование эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР, определяется высоким уровнем риска по отношению к развитию у детей девиантных форм поведения.
Эмоциональная сфера ребенка с ЗПР в последнее время вызывает правомерный интерес исследователей (Н.Л. Белопольская, Е.Н. Васильева, И.И. Мамайчук, Т.Н. Павлий, Н.П. Слободяник и др.). Справедливо обращение не только к интеллекту, как к критерию нормального или же отклоняющегося развития, но и к личностным и эмоциональным характеристикам развития. Однако, как показывает теория и практика оказания помощи таким детям в формировании их эмоциональной сферы, имеют место достаточное обширные и не всегда выявленные ресурсы. На наш взгляд, таким ресурсов является эмоциональная сфера человека. Исследования особенностей эмоциональных состояний, учащихся младшего школьного возраста с ЗПР изучены недостаточно.
Сложность изучения особенностей эмоциональных состояний у этой категории детей определяется неоднозначностью подходов к пониманию причин, этиологии и механизмов их формирования у учащихся младших классов с задержкой психического развития. Среди основных причин необходимо учитывать не только клинические, но психолого -педагогические и социальные (копирование поведения окружающих, страх сепарации от близких людей).
Специальные исследования УВ. Ульенковой, К.С. Лебединской, О.В. Защиринской, Л.Н. Блиновой, Л.С. Марковой, М.А. Панфиловой, И.И. Мамайчук, не решают всего круга вопросов, связанных с проблемой особенностей эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Поэтому вопросы изучения этих особенностей, а также выявление причин их возникновения у данной группы детей в настоящее время приобретают особую актуальность.
Наличие фундаментальных изменений в социокультурной жизни общества и их отражение в эмоциональной сфере детей с задержкой психического развития определяет основные противоречия в научной, научно-прикладной и практической сферах, в том числе в психолого-педагогической науке и практике.
Это противоречия: между универсализмом психологической практики системы психологической службы образования в сфере эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и спецификой развития регуляторных возможностей младшего школьника с задержкой психического развития; между увеличением количества детей с задержкой психического развития с наличием особенностей эмоциональных состояний с одной стороны и
неразработанностью адекватных научно-теоретических подходов и научно¬методических средств для изучения и коррекции эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Стремление разрешить эти противоречия определило проблему исследования.
Проблема исследования: каковы особенности эмоциональных
состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: эмоциональные состояния учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезы исследования: мы предполагаем, что учащимся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, по сравнению с учащимися младшего школьного возраста с нормой в развитии, свойственно преобладание таких эмоциональных состояний, как тревожность и агрессивность.
Цель исследования: выявить особенности эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, составить методические рекомендации по их коррекции...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблеме изучения эмоций и эмоциональных состояний посвящено множество работ отечественных и зарубежных авторов, но до сегодняшнего времени им не удалось выявить однозначную первопричину происхождения эмоций.
Отметим, что важность изучение возрастных особенностей эмоциональной сферы детей определяется тем, что имеется тесная связь эмоционального и интеллектуального развития.
Также немаловажной проблемой в специальной психологии является изучение эмоциональных состояний детей с задержкой психического развития, так как в последнее время количество таких детей возрастает.
С целью изучения особенностей эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития нами было организовано и проведено эмпирическое исследование.
В процессе исследования мы гипотетически предположили, что учащимся младшего школьного возраста с задержкой психического развития свойственны эмоциональные состояния, проявляющиеся в агрессивной тенденции, выражающейся в экстрапунитивных реакциях обвинения окружающих с фиксацией на самозащите, а также конфликтности и демонстративности.
Данное исследование проходило на базе «Красноярской коррекционной общеобразовательной школы VII вида», а также муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Красноярска. В эксперименте участвовало 18 детей в возрасте 7-9 лет с задержкой психического развития и 18 детей 7-9 лет с нормой в развитии.
Для подтверждения гипотезы нами был использован метод анкетирования, а также следующие методики.
1. «Методика рисуночных фрустраций» С. Розенцвейга (детская форма).
2. Проективная методика рисуночных тестов М.З. Дукаревич «Рисунок несуществующего животного».
3. Тест тревожности (Р Теммл, М. Дорки, В. Амен)
4. Hand-тест (тест «Руки») Э. Вагнер (обработка Н.Я. Семаго)
Исследование проходило в пять этапов. Процедура обследования по методикам проходила как с каждым испытуемым индивидуально, так и небольшими группами из 2-3 человек.
В результате экспериментального исследования и сравнительного анализа было выявлено, что преобладающими показателями у всех испытуемых являются отклонения в поведении, которые выражаются в нарушениях взаимодействия с взрослыми и сверстниками, в проявлении агрессивных тенденций, импульсивности, конфликтности и вспыльчивости. Большинство учащихся с ЗПР склонны конфликтовать со сверстниками, не соблюдают правил поведения, на замечания не реагируют.
Изучение особенностей эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития показало наличие повышенной тревожности, эмоционального напряжения, агрессивности.
Результаты исследования свидетельствуют о трудности налаживания контакта исследуемых детей с незнакомыми людьми, чаще всего они их опасаются или ведут себя неадекватно, используя в социальном взаимодействии агрессивные формы поведения, затрудняющие адаптацию данного контингента детей в современном обществе.
Результаты проведённого исследования иллюстрируют наличие низкого коэффициента групповой конформности (GCR) к социальному окружению у всех испытуемых, принимавших участие в исследовании, что свидетельствует об имеющейся дезадаптации учащихся младшего школьного возраста с ЗПР. У большинства из них не сформированы механизмы установления контакта, им трудно налаживать контакты с незнакомыми людьми, чаще всего они их опасаются или ведут себя неадекватно, используя в социальном взаимодействии агрессивные формы поведения, затрудняющие адаптацию данного контингента детей в современном обществе. Результаты также показывают, что у всех испытуемых с ЗПР, проявляющих агрессию в поведении, отмечается недостаточность развития социальных мотивов, наблюдается их малая подверженность социальным оценкам и влиянию социально одобряемых образцов поведения.
У всех испытуемых преобладающим направлением реакций является экстрапунитивные (Е), в которых агрессия направлена вовне. Импунитивных (М) реакций в ответах учащихся оказалось несколько больше, чем интрапунитивных.
В результате исследования было выявлено, что доминирующими типами ответных реакций на фрустрацию среди испытуемых являются эгозащитные реакции (E-D), а также реакции с фиксацией на препятствии (О-Д). Данная группа реакций отражает высокую подверженность к застреванию на фрустрирующих ситуациях и низкую способность находить конструктивные бесконфликтные способы для социального взаимодействия, а также слабость, уязвимость личности, сочетающуюся с неадекватной самооценкой, стремлением находить выход из ситуации в грубой форме, возлагая любую вину на другого человека.
Исследование выявило гендерные различия в развитии социального интеллекта испытуемых. Для девочек в меньшей степени характерны экстрапунитивные, внешне агрессивные реакции, по сравнению с мальчиками (E).
Анализ результатов исследования по изучению уровня тревожности позволил выявить некоторую взаимосвязь уровня тревожности, степенью выраженности конфликтности и трудности общения, а именно у детей с высоким и повышенным уровнем тревожности наблюдаются трудности в общении, которые появляются, возможно, в результате конфликтности...


1. Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями), 2001 г. / Ред. совет: Малофеев Н.Н. и др. М.: Права человека, 2001. 148 с.
2. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. М.: Изд. Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2005. 432 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. 288 с.
4. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: ПЕРСЭ, 2001. 160 с.
5. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. Изд. 2-е, испр. М.: Когитоцентр, 2009. 192 с.
6. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл; изд. центр
«Академия», 2004. 544 с.
7. Бурменская Г.В., Карабанова O.A., Лидере А.Г Возрастное
психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: Издательство МГУ, 1990. 112 с.
8. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. Сост. С.В. Велиева. СПб.: Речь, 2007. 240 с.
9. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Владос, 2001. 240 с.
10. Вилюнас В.К. Эмоции // Психология эмоций: тексты. М.,1984. 173 с.
11. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд., испр. и доп. М., Просвещение, 1973. 175 с.
12. Волкова Е., Мишина Н. О специфике взаимодействия с тревожными детьми // Дошкольное воспитание, 2005. № 10. С. 39-45.
13. Волынкина Г.Ю., Суворов Н.Ф. Нейрофизиологическая структура эмоциональных состояний человека.: Наука, 1981. 160 с.
14. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. соч. М.,1984. Т. 4. С. 90-318.
15. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч. в 6-ти т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983. 356 с...103



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ