Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №157009

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы119
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ВОЛЯ И ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ 8
1.1. Исследование воли и волевой регуляции в зарубежной психологии 8
1.2. Исследование воли и волевой регуляции в отечественной психологии 10
1.3. Развитие волевой регуляции в онтогенезе 13
1.4. Специфика волевой регуляции в дошкольном возрасте 17
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 25
2.1. Семья: основные характеристики 25
2.2. Стратегии семейного воспитания и их роль в развитии ребенка 32
Выводы по главе 2 35
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРАТЕГИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ
ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
3.1. Характеристика экспериментальной выборки и
методик исследования 36
3.2. Результаты и анализ полученных данных 37
3.3. Изучение взаимосвязи стратегий семейного воспитания и
развития волевых действий детей старшего дошкольного возраста 45
Выводы по главе 3 49
ГЛАВА 4. СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 51
4.1. Цели, задачи, этапы реализации развивающих мероприятий с
детьми старшего дошкольного возраста и их родителями 51
4.2. Анализ результатов по определению эффективности
развивающих мероприятий 57
Выводы по главе 4 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 67

Вопрос влияния семьи на формирование личности ребенка является одним из важнейших вопросов психологии, педагогики и социологии. Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по во спитанию будущего человек, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов.
Семья как социально-психологический феномен имеет определенную направленность, индивидуальную систему ценностных ориентаций, общую стратегию воспитания, сложившуюся систему отношений между родителями и детьми [50]. Каждая из этих характеристик семьи имеет свои особенности и оказывает специфическое воздействие на развитие ребенка. Многими исследованиями установлена зависимость между преобладающей стратегией воспитания в семье и особенностями психического развития ребенка, выявлены связи между приоритетом тех или иных семейных предпочтений и ценностных ориентаций и качествами личности ребенка дошкольного возраста.
Одной из специфических особенностей старшего дошкольного возраста является начало формирования и развития волевой составляющей личности.
В педагогической психологии, психологии личности, возрастной и дифференциальной психологии общим проблемам воли и волевой регуляции дошкольников посвящены работы Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Я.Л. Коломинского, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, Е.О. Смирновой. В работах отмечается, что выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, ребенок постепенно вырабатывает в себе волевые качества. Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития, а ее развитие у детей во многом зависит от оптимальности стратегии семейного воспитания.
Несмотря на то, что в психолого-педагогической науке на сегодняшний день достаточно место уделяется изучению проблеме детско-родительских отношений и их влияния на формирование личности ребенка, к настоящему времени сложилось противоречие между необходимостью исследований влияния стратегии семейного воспитания на формирование волевой регуляции ребенка старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью данного вопроса в психолого-педагогической теории и практике.
Таким образом, с учетом актуальности и недостаточной разработанности проблемы была выбрана тема исследования: «Взаимосвязь стратегии семейного воспитания и развития волевой регуляции детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: выявить особенности взаимосвязи стратегии
семейного воспитания и развития волевой регуляции детей старшего дошкольного возраста...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью исследования является выявление взаимосвязи стратегии семейного воспитания и развития волевой регуляции детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании была выдвинута гипотеза о том, что существует взаимосвязь между стратегией семейного воспитания и уровнем сформированности волевой регуляции детей старшего дошкольного возраста: некоторые стратегии семейного воспитания в большей степени способствуют развитию волевой регуляции дошкольников.
Было проведено исследование на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № ХХ г. Красноярска.
В исследовании были использованы методики:
1. Методика диагностики стратегии семейного воспитания (С.С. Степанов)
2. Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина
3. Методика «Раскрашивание кружков»
Первым этапом исследования стала диагностика стратегий семейного воспитания с родителями воспитанников. Для этого была использована методика «Стратегии семейного воспитания» автор С.С. Степанов. При помощи анкетирования родителей были выявлены преобладающие стратегии воспитания в семье.
По итогам проведенного исследования, видно, что преобладающей стратегией в данной группе исследуемых родителей является авторитетная стратегия (52,5%); в самой меньшей доли представлены родители, имеющие либеральную стратегию воспитания (7,5%).
Выявлено, что в группе исследуемых родителей чуть больше половины (52,5%) родителей имеют эффективную стратегию воспитания - авторитетную и чуть менее половины родителей (47,5%) используют неэффективные (авторитарная, либеральная и индифферентная) стратегии семейного воспитания...



1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008. 398 с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Изд-во «Институт Практической Психологии». 1997. 352 с.
3. Боязитова И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшему школьному возрасту: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1998. 21 с.
4. Волкова О.В. Развитие волевой регуляции с точки зрения детской психологии // Школа и личность: научно-методический журнал. Красноярск: РИО КГПУ,
2006. 41-48 с.
5. Вундт В. Основы физиологической психологии: в 3 т. Т. 3. СПб. Типография П.П.Сойкина., 1983. 387 с.
6. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. Москва: Эксмо, 2003. 512 с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика. 1983. 368 с.
8. Деметьева Л.А., Бадьина Н.П. Психологический тренинг детско- родительских отношений: Методические материалы для педагогов-психологов. Курган.
2007. 77 с.
9. Доманецкая Л.В. Общение и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста. Красноярск. Гос. Пед. ун - т им. В. П. Астафьева, 2008. 164 с.
10. Доманецкая Л.В. Психология семьи и семейного воспитания. Краснояр. гос. пед. ун-т им В.П. Астафьева. Красноярск, 2010. 176 с.
11. Дугинова Е. А. Коррекция детско-родительских отношений: Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей. Новокуйбышевск, 2009. 103 с.
12. Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков. Ташкент: Узбекистан, 2003.
39 с.
13. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. Питер М- СПб, 2006. 203 с.
14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, СПб.: Питер. 2008. 512 с.
15. Калин В.К. Волевая регуляция деятельности //Автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук. Тбилиси, 1989. 36 с...59


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ