ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1. Понятие эмоционального благополучия в педагогической и
психологической литературе 9
1.2. Категория неполных семей 15
1.3. Специфика эмоционального благополучия детей из неполных
семей 23
1.4. Возможности театрализованной деятельности как средства
обеспечения эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста 27
Выводы по Главе 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Результаты исследования особенностей эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста из полных и неполных
семей 34
2.3. Педагогическая работа по обеспечению эмоционального
благополучия детей из неполных семей посредством театрализованной
деятельности 45
2.4. Анализ эффективности проделанной работы 49
Выводы по Главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современные исследования в области педагогики и психологии детства показывают, что проявление эмоционального неблагополучия у детей стало достаточно распространенным явлением (А.И. Захаров, О.И. Бадулина, Ю.М. Миланич, А.Д. Кошелева и др.).
Актуальность изучения проблемы эмоционального благополучия подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО), стандарт выдвигает в качестве главенствующей задачи охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия [52].
Как отмечают А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, эмоциональное благополучие выступает основным фактором формирования отношения ребенка к окружающему миру. Дети дошкольного возраста, находящиеся в эмоционально комфортной среде, имеют высокую самооценку, ориентированы на достижение целей, имеют позитивную мотивацию достижений, сформированный самоконтроль и установку на положительные межличностные отношения. Безусловно, эмоциональное благополучие необходимый фактор развития в любом возрасте, однако именно дошкольный возраст обладает наибольшей потребностью в нем [25].
Эмоциональное благополучие детей зависит от общей социальной ситуации и, особенно, от атмосферы, характеризующей их отношения с близкими взрослыми и сверстниками (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, Л.С. Выготский, Н.А. Кряжева и др.).
В настоящее время проблема детско-родительских отношений становится значимой для дальнейшего полноценного развития общества. По данным статистики, является неполной каждая третья семья. По данным Госкомстата, ежегодно, распадается 500-600 тысяч браков, при этом образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми группы риска [37].
Среди множества функций семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности. Именно с родительского отношения и взаимодействия с ребенком складывается его эмоциональное благополучие, его уверенность, а эмоциональное благополучие является фундаментом успешности во всех сферах деятельности формирующейся личности [56].
Неполная семья может стать фактором эмоционального неблагополучия ребенка, если воспитательная функция семьи реализуется не в полной мере или нарушена.
Актуальность проблемы влияния родительского отношения на развитие эмоциональной сферы детей продолжает быть острой в течении всего развития педагогической науки и практики. Значительный вклад в решение вопроса о природе, механизмах возникновения, функциях, классификации эмоций внесли многие отечественные и зарубежные исследователи (В.К. Вилюнас, К.Э. Изард, Л.В. Куликов, П.В. Симонов, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.И. Спиваковская и др.).
Проблема эмоционального развития личности исследовалась многими психологами и педагогами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Е.А. Флерина, Т.А. Маркова и др.).
Вопросы обеспечения эмоционального благополучия дошкольников и необходимые для этого условия изучались в рамках многочисленных исследований. Особое значение в данных исследованиях приобретают вопросы влияния на эмоциональное состояние ребенка различных аспектов его жизнедеятельности. В качестве основного фактора влияния
З.М. Богуславской, С.В. Корницкой и А.Г. Рузской рассматривалось содержание и характер межличностных отношений в семье ребенка В.А. Горбачевой, Т.Р. Каштановой, М.И. Лисиной, В.А. Петровским и другими авторами анализировалось влияние особенностей взаимодействия в системе «воспитатель - воспитанник». Л.Н. Башлакова, А.А. Рояк и Т.И. Ерофеева обращали свое внимание на специфику взаимоотношений со сверстниками в данном возрастном периоде. А выделение в качестве компонента эмоционального благополучия особенностей деятельности и достижений успеха констатировали в своих исследованиях Т.С. Комарова, Р.Б. Стеркина, Т.А. Репина и др.
Одним из средств обеспечения эмоционального благополучия ребенка- дошкольника является театр, который уже давно стал неотъемлемой частью детской субкультуры.
Одним из доступных детям и вызывающий интерес видов искусства является театрализованная деятельность, в связи с тем, что он обращает внимание на конкретные особенности детей дошкольного возраста (чувственное сознание, воображение, эмоциональность), оказывает большое развивающее влияние на эмоциональную сферу ребенка.
Принимая участия в театрализованной деятельности, ребенок берет на себя определенную роль, что дает ему ощущение сопричастности и эмоционального единства с ними, и дает возможность выражать и реализовывать собственные, присущие дошкольникам чувства, таким образом, обогащая и проявляя свой эмоционально-чувственный опыт. В последующем, ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимися героями.
Театрализация вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет детям проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, что особенно актуально для детей из неполных семей, как правило, имеющих трудности в эмоциональной сфере.
В настоящее время в практике дошкольного образования существует противоречие: с одной стороны - педагоги отмечают, что значительному числу детей, воспитывающихся в неполных семьях, свойственно проявление эмоционального неблагополучия, следовательно, существует необходимость организации педагогической работы с данной категорией дошкольников, с другой - в педагогической литературе недостаточно освещены возможности работы педагога дошкольного образования с детьми из неполных семей направленной на обеспечение их эмоционального благополучия.
Выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Обеспечение эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста из неполных семей посредством театрализованной деятельности».
Цель исследования: выявить особенности эмоционального
благополучия детей среднего дошкольного возраста из неполных семей и реализовать педагогическую работу по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников посредством театрализованной деятельности...
Выпускная квалификационная работа была ориентирована на выявление особенностей эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста из неполных семей и реализации педагогической работы по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников посредством театрализованной деятельности.
В связи поставленной целью первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе и сделано ряд выводов:
1. Эмоциональное благополучие рассматривается в педагогической науке как устойчиво-положительное, комфортно-эмоциональное состояние, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания, познавательную, эмоционально-волевую сферу, стиль переживания в стрессовых ситуациях в отношении со сверстниками.
2. Эмоциональное неблагополучие выражается в таких проявлениях,
как нестабильность эмоционального реагирования (частая смена эмоциональных реакций, преобладание неустойчивого настроения); неадекватность эмоционального реагирования (неадекватная ситуации форма эмоционального реагирования ребенка, неадекватная ситуации интенсивность эмоционального реагирования); доминирование
отрицательных по содержанию эмоций (частое проявление страха, печали, гнева; преобладание сниженного настроения); наличие эмоциональных отклонений (повышенная тревожность; наличие страхов, превышающих возрастную норму); преобладание заниженной самооценки (неуверенность в себе; повышенная ранимость, впечатлительность).
3. Неполная семья отражается на развитии ребенка. Кроме того, один из негативных факторов в расторжении брака является то, что в связи с разводом, маме приходится выполнять материнские и отцовские функции, что приводит к негармоничным стилям семейного воспитания и нарушению эмоционального воздействия матери и ребенка. Это в свою очередь отражается на развитии ребенка и его поведении, а так же приводит к эмоциональному неблагополучию.
4. Психологами выявлена тенденция, согласно которой дети, растущие в неполных семьях, имеют менее благоприятную картину эмоционально¬личностной сферы, чем их сверстники из полных семей. Особую проблемную группу представляют мальчики, живущие с одинокой матерью. Для них в большей степени, чем для девочек характерен сниженный эмоциональный тонус, трудности в процессе общения, чувство одиночества и отверженности, негативное самоощущение. Эти особенности можно считать достаточно устойчивыми характеристиками, отражающими специфику личностного развития детей...
1. Абрамян Л.А. О некоторых особенностях эмоционального развития дошкольника в семье // Семья и личность: Тезисы докл. всесоюзн. конфер. М.: МПГУ, 1981. 546 с.
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
3. Бадулина О.И. Эмоциональное благополучие дошкольников. М.: Эконом-информ, 2002. 115 с.
4. Балакирева Т.О. Эмоции и дети // Дошкольное воспитание. 2015. №1. С.65-68.
5. Бандура А. Теория социального научения. СПб: Питер, 2003. 362 с.
6. Белогай К.Н. Эмпирическое исследование структуры родительского отношений // Психологическая наука и образование. 2008. № 4. С. 12-23.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 257 с.
8. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990.144 с.
9. Бурыкина М.Ю. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, воспитывающихся в неполной семье женщин- педагогов // Начальная школа. плюс до и после: науч. - метод. и психолого - пед. журн. 2009. № 11. С. 62-67
10. Быкова М., Аромштам М. Я в детском саду. Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада // Дошкольное образование. 2002, № 12. С.14-16.
11. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность / Под ред. В. Мухиной, А. Хвостова. М., 2000. 189 с.
12. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека. М.: Академ. Проспект, 2004. 224 с.
13. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии: Собрание
сочинений: В 6 т. Т.2. М.: Педагогика, 2010. 504 с.
14. Данилова О.Ю. Проблема формирования эмоционального благополучия личности в психологической науке // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 2. С.192-200.
15. Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социальные исследования. 2001. №11 С. 108-118...64