Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические условия преодоления обиды и обидчивости детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношениях со сверстниками

Работа №157004

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы70
Год сдачи2019
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБИДЫ И
ОБИДЧИВОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО
ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СО СВЕРСТНИКАМИ 7
1.1. Понятие обиды и обидчивости в современной психологической
науке 7
1.2. Особенности проявления обиды и обидчивости детьми старшего
дошкольного возраста во взаимоотношениях со сверстниками 12
1.3. Условия преодоления обиды и обидчивости детей старшего
дошкольного возраста во взаимоотношениях со сверстниками 17
Выводы по Главе 1 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПОРЕАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБИДЫ И ОБИДЧИВОСТИДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО
ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СО СВЕРСТНИКАМИ 25
2.1 Изучение проявления обиды и обидчивости детьми старшего
дошкольного возраста во взаимоотношениях со сверстниками 25
2.2 Работа по преодолению обиды и обидчивости детьми старшего
дошкольного возраста во взаимоотношениях со сверстниками 38
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 46
Выводы по Главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 69


Старший дошкольный возраст активно исследуется психологами и педагогами. Он рассматривается как этап первоначального становления личности, на котором приобретается первый опыт взаимодействия с людьми, развивается система межличностных отношений, формируются базовые черты характера. Уже в этом возрасте возникают довольно сложные взаимоотношения со сверстниками, являющиеся важным условием психологического развития ребенка, развитию которых препятствуют детская обида и обидчивость.
Обида и обидчивость может рассматривается двояко: с одной стороны как ранее нарушение форм межличностных отношений, с другой как эмоциональное переживание ребенка. Уровень развития мышления в этой возрастной группе таков, что у них доминирует контрастная черно-белая логика, поэтому отношения детей порой полярны и безапелляционны. Напряжение отношений обусловлено также столкновением разных культур речевого и эмоционального общения, которое происходит в условиях формального равенства (все ровесники), что, в свою очередь, приводит к возникновению обид.
Проблема обиды и обидчивости, в той или иной мере, рассматривается в различных психологических школах и направлениях, затрагивающих проблемы развития эмоционально-личностной сферы и ее коррекции. Этой проблемой занимались многие: К. Хорни, А.Басе, А.Дарки, Ю.М. Орлов, М.В. Зюзько, А.Г. Шмелев, Э. Шостром, К. Юнг, К. Леонгард, А.Е. Личко, Д. Ольшанский, В.В. Столин.
В современных условиях предпосылок для детских обид остается много, ключевой причиной ученые называют недостаточное внимание со стороны взрослых к интересам и потребностям детей. Дошкольникам сложно самостоятельно преодолевать свои обиды, им требуется помощь значимых взрослых, и помощь эта должна быть своевременной. Однако реализация 3
этой помощи затрудняется из-за отсутствия у родителей и педагогов необходимых знаний и опыта, позволяющих распознать детские обиды и способах оказания помощи ребенку в их преодолении. Оказание грамотной психолого-педагогической помощи дошкольникам в преодолении обиды и обидчивости требует изучения особенностей проявления детских обид, ее адекватности ситуации, роли в межличностных отношениях ребенка со сверстниками.
Проблема преодоления обиды и обидчивости в современной психологии является недостаточно разработанной как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне, а в педагогике подобные исследования вообще отсутствуют, но ведь именно педагог и родители чаще всего сталкиваются с детской обидой и обидчивостью и именно от них зависит, сможет ли ребенок преодолеть свои обиды и не взрастить в себе обидчивость как личностное качество.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить противоречие между существенностью изучения детской обиды и обидчивости, как характеристики эмоционально-личностной сферы ребенка, и слабой ее разработанностью в психологической и педагогической науках; потребностями практики в конкретных способах преодоления детской обиды и обидчивости и ограниченным числом такого рода технологий, выработанных наукой.
Указанные противоречия позволили сформулировать проблематику нашего исследования: каковы условия преодоления обиды и обидчивости детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношениях со сверстниками.
Данная проблема позволила сформулировать тему нашего исследования: «Психолого-педагогические условия преодоления обиды и обидчивости детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношениях со сверстниками».
Цель исследования - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность психолого-педагогических условий, способствующих преодоления обиды и обидчивости детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношениях со сверстниками.
Объект исследования - переживание обиды и обидчивости детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношениях со сверстниками.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия преодоления обиды и обидчивости детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношениях со сверстниками.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическими условиями
преодоления обиды и обидчивости детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношениях со сверстниками могут выступать:
1. организация индивидуально ориентированной работы с детьми по развитию социальных эмоций;
2. актуализация психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам развития обидчивости как личностного качества ребенка;
3. оказание своевременной помощи ребенку в выстраивании конструктивных взаимоотношений со сверстниками.
Задачи исследования:
1. рассмотреть и уточнить понятие «обиды» и «обидчивости», охарактеризовать особенности их проявления в старшем дошкольном возрасте во взаимоотношениях со сверстниками;
2. изучить проявления обиды и обидчивости детьми старшего дошкольного возраста во взаимоотношениях со сверстниками;
3. обосновать и реализовать в практике работы детского сада психолого-педагогические условия, способствующие преодолению обиды и обидчивости детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношениях со сверстниками.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез и обобщение психолого¬
педагогической, методической литературы по проблеме исследования; изучение нормативно-правовых документов; моделирование условий предстоящей деятельности;
- эмпирические: наблюдение, опрос воспитателей, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования и полученные результаты могут быть использованы педагогами в организации работы с детьми старшего дошкольного возраста, склонными к проявлению обиды и обидчивости.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обида в психолого-педагогической литературе определяется как эмоциональная реакция человека, если он воспринимает нечто как несправедливость по отношению к себе, а также переживание, связанное с игнорированием или отвержением; а обидчивость описывается как свойство личности, характеризуемое склонностью к переживанию обиды в разнообразных личностно значимых ситуациях, даже при минимальном рассогласовании ожиданий и реального поведения субъектов социального взаимодействия. Основными характеристиками обиды являются особенности возникновения, направленность, степень осознаваемости; основной характеристикой обидчивости является ее вид (адекватная, патологическая), частота проявления и форма выражения.
Обида, которая начинает проявляться по мере включения ребенка в социальные отношения, выступает как одна из частых причин нарушения взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками. Обидчивость представляет собой нарушение взаимоотношений дошкольников со сверстниками, и как свойство личности начинает формировать в дошкольном возрасте. При этом ребенок испытывает негативные эмоции, переживания, мешающие радоваться жизни, замечать прекрасное вокруг, неадекватная обидчивость, ориентированность на мнение окружающих, некоторая «зацикленность» на отношении к себе других людей мешает развитию личностного потенциала ребенка, его творческих составляющих. Среди причин обидчивости выделяют врожденную чувствительность ребенка, ожидания ребенка, а также различные нарушения воспитания.
Анализ современных научных исследований позволил нам выделить и охарактеризовать психолого-педагогические условия преодоления обиды и обидчивости детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношениях со сверстниками. Среди них:
- организация индивидуально ориентированной работы с детьми по развитию социальных эмоций;
- актуализация психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам развития обидчивости как личностного качества ребенка;
- оказание своевременной помощи ребенку в выстраивании конструктивных взаимоотношений со сверстниками.
Перечисленные условия преодоления обиды и обидчивости детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношении со сверстниками были положены в гипотезу данного исследования, в целях проверки которой нами было организовано и проведено исследование.
В целях проверки сформулированной гипотезы было проведено исследование, в котором приняли участие 55 детей данной возрастной группы.
Для изучения степени обидчивости и особенностей возникновения обиды, нами были разработаны:
- карта наблюдения за проявлением обидчивости детей старшего дошкольного возраста состоящая из трех разделов: частота проявлений обиды; адекватность проявления обиды; демонстрация своей обиды;
- план опроса воспитателей, состоящий из трех разделов: обоснованная обида, не обоснованная обида, манипулятивная обида.
...


1. Агеева З.А., Гриценко М.С. Социально-психологическая природа и феноменология обидчивости // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. 2009. №1. С. 19¬23.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2008. 376 с.
3. Анохина И.А. Условия обеспечения социально-эмоционального благополучия детей в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. 2013. №6. С. 3-11.
4. Апуневич О.А. Структурные особенности эмоциональных представлений у обидчивых детей в дошкольном и младшем школьном возрасте // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. №8. С. 139-143.
5. Апуневич О.А. Психологические особенности преодоления обиды и обидчивости в подростковом возрасте: автореф. дис.канд. психол. наук. Череповец, 2001. 16 с.
6. Арцимович И.В. Обидчивость как фактор субъектной незрелости личности // Труды СГА. 2013. №5. С. 59.
7. Баринова Е.В. Учимся дружить: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. Р.-н/Д.: Феникс, 2012. С. 3-10.
8. Богдан М.С. Влияние обидчивости человека на эффективность взаимодействия в обществе // Управление в социальных и экономических системах. 2016. № 25. С. 159-160.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
10. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. №2. С. 32-37.
11. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990. 360 с.
12. Вологдина И.В. Пути развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста // Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Серия: Гуманитарные науки. 2017. №10. С. 7¬9.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.3. М., 2012. 368 с.
14. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ, 2012. 238 с.
15. Дмитрук Л.Е. Как помочь ребенку преодолеть обиду. СПб.: Питер, 2012. 16 с.
...
50 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ