Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Культурные контакты СССР со странами Запада в середине 1950-х - середине 1980-х гг. Подходы к изучению в школьном курсе истории

Работа №157001

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы126
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. МЕСТО ТЕМЫ «КУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ СССР СО СТРАНАМИ ЗАПАДА В СЕРЕДИНЕ 1950-Х - СЕРЕДИНЕ 1980-Х ГГ.» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ 14
1.1. Место темы в школьном курсе истории в контексте ФГОС 14
1.2. Тема в рамках Концепции преподавания учебного курса «История
России» 17
1.3. Репрезентация темы в Историко-культурном стандарте (ИКС) 23
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА II. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕМЫ «КУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ СССР СО СТРАНАМИ ЗАПАДА В СЕРЕДИНЕ 1950-Х - СЕРЕДИНЕ 1980-Х ГГ.» В УМК ПО ИСТОРИИ РОССИИ ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ 30
2.1. Отражение темы в УМК по истории России издательства
«Просвещение» 30
2.2. Репрезентация темы в УМК по истории России издательства «ДРОФА -
Вентана» («Российский учебник») 42
2.3. Представленность темы в учебных пособиях по Всеобщей истории 51
Выводы по главе II 58
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ «КУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ СССР СО СТРАНАМИ ЗАПАДА В СЕРЕДИНЕ 1950-Х -
СЕРЕДИНЕ 1980-Х ГГ.» В ШКОЛЕ 62
3.1. Викторина «Своя игра» 63
3.2. Исторический киноклуб 73
3.3. Проектная деятельность 82
3.4. Элементы урока 85
Выводы по главе III 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 107

В современном мире, пребывающем на этапе развития информационной эры, стремительно проходит процесс глобализации - международной, надгосударственной экономической, политической и культурной интеграции и унификации, ведущую роль в которой играют страны Запада и наиболее развитые страны Востока. Глобализация так или иначе затрагивает все или значительную часть сфер жизни человека в государствах различных уровней экономического развития, включая Россию и Постсоветское пространство. Особенно существенно данный процесс в нашей стране ускорился после исчезновения многополярного мира в результате окончания Холодной войны, распада Советского Союза в 1991 году и Восточного блока на рубеже 1980-х - 1990-х годов.
Тем не менее, контакты Советского Союза со странами Запада, предвещающие включение (либо ставшие началом такового включения) СССР (государств, которые образуются после его распада) в процесс всемирной интеграции, начались ещё в годы Холодной войны, несмотря на прохождение процесса в обстановке международной конфронтации, почти постоянного общего политического напряжения и при существенно менее развитых, нежели в настоящее время, систем коммуникации. В таковых условиях одной из сфер, контакты и сотрудничество в которых происходило наиболее продуктивно, стала культура. Хронологические рамки (середина 1950-х - середина 1980-х гг.) обусловлены следующими историческими фактами: уже после начала Холодной войны и до изменения общественно-политической обстановки в стране после смерти И.В. Сталина в 1953 году какие-либо связи СССР со странами Запада, включая область культуры, были минимальны; таковые связи несоизмеримо окрепли в сравнении с предыдущими годами в результате коренных перемен во всех сферах жизни страны в период Перестройки 1985-1991 годов.
Актуальность настоящей работы заключается в необходимости осознания обучающимися образовательных учреждений школьного уровня возможности и обязательности международного сотрудничества, включая культурное, как одной из наиболее мощных движущих сил глобализации и цивилизационного диалога, даже в период серьёзной конфронтации между государствами (на примере СССР, правопреемником которого является Россия, и стран Запада в обозначенных хронологических рамках), а также связанного с обозначенной необходимостью изучения данной темы.
Степень изученности темы. Тема культурных контактов СССР и стран Запада в вышеозначенный период разрабатывалась рядом советских учёных, главным образом на протяжении 1960-х - 1980-х гг., и российских учёных, в основном в течение 1990-х - 2000-х гг. В.И. Антюхиной-
Московченко («СССР и Франция. Советско-французские отношения в 1917-1967 гг.») и Н.Н. Молчановым («СССР - Франция. Полувековой путь») высоко оценивалась роль личности Ш. де Голля в укреплении советско-французских отношений, ими же и Ю.В. Борисовым («СССР и Франция: 60 лет дипломатических отношений»), А.В. Ветровым («СССР и Франция: современный этап сотрудничества»), Ю.В. Дубининым («СССР - Франция. Опыт сотрудничества (60-70-е гг.)»), К.П. Зуевой («Советско-французские отношения и разрядка международной напряжённости (1958-1986)») изучалась история дипломатических отношений Франции и СССР, в том числе в контексте европейской безопасности, культурные контакты в контексте чего
в основном сводились к перечислению или имели общий, обзорный характер в рамках официального сотрудничества стран. А.Е. Иоффе и М.М. Наринским («Советско-французское сотрудничество, традиции и современность»), О.Б. Поляковой («Российско-французские культурные связи (вторая половина XX в.)») рассматривалось также научно-техническое сотрудничество с Францией. Аналогичная ситуация имеет место в вопросе изучения контактов СССР с ФРГ, чем занимались В.И. Милюкова («Отношения СССР - ФРГ и проблемы европейской безопасности: 1969-1982 гг.»), Ф.И. Новик («СССР - ФРГ: проблемы сосуществования и сотрудничества 1975-1986») . Н.В. Белошапка («Государство и культура в СССР: от Хрущёва до Горбачёва»), Н.И. Калининой («Культурные связи между СССР и Францией в середине 1950-х - 1970-е гг.»), Ю.Б. Кашлевым («Культурные связи СССР с
капиталистическими странами»), В.А. Рогожниковой («Культурные связи СССР со странами Запада в период 1960-1970-х годов»), Н.О. Ширалиевой («Культурные связи Франции и России в XX веке») были сделаны попытки целостного осмысления культурных контактов СССР со странами Запада, в особенности с Францией, ФРГ и США. В целом в формате комплексных исследований, с рассмотрением влияния и значения контактов культурного типа, без простого перечисления событий, связанных с таковыми, тема изучена слабо, наиболее разработанными в рамках темы в научной литературе остаются главным образом культурные контакты СССР с Францией, как политически наиболее близкой к СССР в период Холодной войны страной Запада, и США, как лидером Западного блока и основным соперником СССР, по отдельности.
В отечественной методике тема разработана слабо, специальные публикации отсутствуют, что наряду с актуальностью определило тему нашего исследования. Вместе с тем мы использовали ряд методических работ, которые помогли с определением требований к современному уроку истории, выбором технологий, методов и приёмов обучения: Глазырина Т.Н. Методика преподавания истории , Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие (в двух книгах) , Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе .
Указанной недостаточной разработанностью темы исследования в научной и методической литературе определяется её проблема.
Объектом исследования является процесс изучения культурных контактов стран Запада (Западная Европа, Северная Америка), а также стран, политически ориентированных в большей степени на таковые (Япония, часть стран Европы и Латинской Америки), и СССР в период от смерти И.В. Сталина до начала Перестройки, то есть в периоды «оттепели» (1953-1964 гг.) и «застоя» (1964-1985 гг.), в рамках школьного курса истории.
Предметом исследования являются степень репрезентации в современном школьном курсе истории культурных контактов стран Запада и СССР в указанный период и возможности внедрения в школьный исторический курс углубленного изучения данной темы, подходы к её изучению в рамках курса.
Целью исследования является выявление возможных подходов и форм организации познавательной деятельности в школе по теме «Культурные контакты СССР со странами Запада в середине 1950-х - середине 1980-х гг.»...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведённого исследования были реализованы поставленные задачи и в итоге достигнута цель настоящей работы: предложены возможные формы организации познавательной деятельности в школе по теме «Культурные контакты стран Запада и СССР в середине 1950¬х - середине 1980-х». По итогам исследования возможно сделать ряд нижеследующих выводов.
1. Изучение (в том числе углубленное) темы культурных связей и контактов СССР и стран Запада в периоды «оттепели» и «застоя» обосновано методическими положениями главных нормативных документов, регламентирующих преподавание истории в школе, - Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, основанной на нём Концепции преподавания учебного курса «История России» - основную суть которых возможно свести к необходимости синхронизации и сопоставления курсов отечественной и всеобщей истории с акцентом на историческом развитии России как неотъемлемой части всемирного исторического процесса, раскрытии их неразрывной связи, что, в свою очередь, выступает важной мировоззренческой задачей курса истории в школе.
2. Изучение данной темы в школе также обосновано в определённой степени представленностью связанного с обозначенной темой материала в Историко-культурном стандарте как неотъемлемой части вышеназванной Концепции преподавания учебного курса «История России» и Проекте Концепции нового учебно-методического комплекса по Всеобщей истории.
3. Включение в том или ином виде данной темы в курс отечественной истории для старших классов способствует частичному решению традиционной проблемы слабой представленности сферы культуры относительно политической и социально-экономической сфер в курсе истории России, в том числе с учётом особой важности изучения культурной сферы общества в курсе Новейшего времени.
4. Среди учебников и учебно-методических комплексов по истории России XX века для 10 класса издательств «Просвещение» и «ДРОФА» («ДРОФА - Вентана»), как двух крупнейших издательств учебной литературы в России, более содержательно и подробно тема представлена в учебном пособии второго из издательств (авторы - О.В. Волобуев, С.П. Карпачёв, П.Н. Романов, 2016) относительно фрагментарного представления в первом учебном пособии (М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков, редактор -
А.В. Торкунов, 2016) и во в некоторой степени дополненном втором пособии (А.В. Шубин, М.Ю. Мягков, Ю.А. Никифоров, общий редактор - В.Р. Мединский, 2021) первого издательства. Тем не менее, и в учебнике «Дрофы» представлена лишь ограниченная часть материала, связанного с темой, что в особенности касается научно-технического, непосредственно культурного сотрудничества между странами, распространения западной культуры в советском обществе, деятельности выехавших из СССР представителей интеллигенции.
5. В учебных пособиях по Всеобщей истории XX века для 10 класса издательства «Просвещение» (О.С. и А.О. Сороко-Цюпа под редакцией А.А. Искандерова, 2019; А.В. Шубин, под редакцией Л.П. Желобановой и А.Д. Дзюбака, 2019) акцент сделан в основном на политическом взаимодействии стран Запада и СССР во второй половине XX в., практически без внимания к культурной составляющей данных контактов, доля информации о чём, однако, несколько расширена во втором из изученных пособий.
6. В силу ограниченности числа часов на изучение исторического материала в учебных планах школ, часто меньшего внимания на практике к истории Новейшего времени и всеобщей истории и занятости учащихся подготовкой к ЕГЭ в старших классах целесообразным является вынесение углубленного изучения темы преимущественно в формат внеурочной деятельности с возможностью активизации метапредметных связей с курсами Всеобщей истории Средних веков, Нового и Новейшего времени, истории Древней Руси, истории России Нового и Новейшего времени, русской и зарубежной литературы, некоторыми вариантами чего могут быть:
а) . Викторина в формате «своей игры» с 30 вопросами в 6 тематических категориях, предполагающая предварительное ознакомление со сторонними источниками информации;
б) . Серия встреч в рамках деятельности исторического киноклуба, предполагающая ознакомление учащихся с образцами советского и западного кинематографа и анимации периодов «оттепели» и «застоя» с последующим проблемно-тематическим анализом-обсуждением просмотренных лент в культурно-историческом ключе;
в) . Проектная деятельность в форме проведения индивидуального исследования отражения упомянутых контактов в советской газетной и журнальной периодической печати и группового исследования памяти о таковых контактах.
7. Несмотря на отмеченное, также возможным представляется интегрирование отдельных элементов урока по углубленному изучению темы, некоторыми потенциальными формами работы в рамках чего могут являться задания, предполагающие работу с историческим документом и статистической информацией в форме графиков и диаграмм.


1. Концепция преподавания учебного курса «История России»
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/do wnload/3243/.
2. Проект концепции нового учебно-методического комплекса по Всеобщей истории [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ipkro.riobr.ru/wp-content/uploads/sites/70/2020/11/Kontseptsiya-po- vsemirnoj -istorii .pdf.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/.
4. LIST OF HONORARY AWARDS JANUARY-JUNE 2006 : Foreign,
Commonwealth & Development Office (архивная копия на сайте Wayback Machine от 01.09.2008). [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://web.archive.org/web/20081002182953/http://foi.fco.gov.uk/content/e n/foi-releases/2006-releases/2.1 -awards.
5. UNITED STATES EXCHANGE PROGRAMS WITH THE SOVIET
UNION, POLAND, CZECHOSLOVAKIA, RUMANIA AND HUNGARY : Committee on Foreign Relations of United States Senate - Washington : United States Government Printing Office, 1959. - 60 p. [Электронный ресурс] - Режим доступа :
https://books.google.ru/books?id=m6W0oLiNJkcC&printsec=frontcover&hl =ru#v=onepage&q&f=false.
Учебная литература:
1. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс : базовый и углуб. уровень : учебник / А.В. Шубин ; под ред. Л.П. Желобановой, А.Д. Дзюбака - М. : Просвещение. 2019. - 432 с.
2. История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый и углуб. уровни / О.С. Сороко- Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа ; под ред. А.А. Искандерова. - М. : Просвещение, 2019. - 352 с. : ил.
3. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч.
Ч. 2 / [М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др.] ; под ред. А.В. Торкунова. - М. : Просвещение, 2016. - 176 с. : ил. карт.
4. История России. Начало XX - начало XXI века. 10 класс : базовый уровень : учебник / А.В. Шубин, М.Ю. Мягков, Ю.А. Никифоров [и др.] ; под общ. ред. В.Р. Мединского - М. : Просвещение. 2021. - 431, [1] с. ил. карты.
5. История России. Начало XX - начало XXI века. 10 класс : рабочая тетрадь к учебнику О.В. Волобуева, С.П. Карпачёва, П.Н. Романова /
B. А. Клоков, Е.В. Симонова. - М. : Дрофа, 2016. - 112 с.
6. История России. Начало XX - начало XXI века. 10 кл. : методическое пособие к учебнику О.В. Волобуева, С.П. Карпачёва, В.А. Клокова / Э.Н. Абдулаев, Е.В. Симонова. - М. : Дрофа, 2018. - 326, [2] с.
7. История России. Поурочные рекомендации. 10 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Т.П. Андреевская. - М. : Просвещение, 2015. - 240 с.
8. История России. Рабочая тетрадь. 10 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.И. Макарова и др. - М. : Просвещение, 2018. - 128 с.
9. История России : XX - начало XXI в. 10 кл. : учебник / О.В. Волобуев,
C. П. Карпачёв, П.Н. Романов. - М. Дрофа, 2016. - 367, [1] с. ил. карт.
Периодическая печать:
1. Боссарт А.Б. Юрий Норштейн: Камера крупно -крупно приблизилась к человеку // Новая газета, №39. - 2003.
2. Газета «Аргументы и факты».
3. Г азета «Г олос Родины».
4. Г азета «Известия».
5. Газета «Книжное обозрение».
6. Газета «Литературная газета».
7. Г азета «Правда».
8. Г азета «Советская культура».
9. Газета «Советский спорт».
10. Журнал «Актёры зарубежного кино».
11. Журнал «Америка».
12. Журнал «Англия».
13. Журнал «Иностранная литература».
14. Журнал «Огонёк».
15. Журнал «Советский экран».
16. Журнал «Советское фото».
Кинофильмы:
1. «Алиса в Зазеркалье» (реж. Е.А. Пружанский, 1982).
2. «Алиса в Стране чудес» (реж. Е.А. Пружанский, 1981).
3. «Андрей Рублёв» (реж. А.А. Тарковский, 1966).
4. «Большой побег» («The Great Escape», реж. Дж. Стёрджес, 1963).
5. «Бременские музыканты» (реж. А.И. Ковалевская, 1969).
6. «Будет ласковый дождь» (реж. Н. Туляходжаев, 1984).
7. «Великолепная семёрка» («The Magnificent Seven», реж. Дж. Стёрджес, 1960).
8. «Война и мир» (реж. С.Ф. Бондарчук, 1965-1967).
9. «Гамлет» (реж. Г.М. Козинцев, 1964).
10. «Деловые люди» (реж. Л.И. Гайдай, 1962).
11. «Ёжик в тумане» (реж. Ю.Б. Норштейн, 1975).
12. «Игрушка» («Le Jouet», реж. Ф. Вебер, 1976).
13. «Король в Нью-Йорке» («A King in New York», реж. Ч. Чаплин, 1957).
14. «Красная палатка» («La tenda rossa», реж. М.К. Калатозов, 1969).
15. «Летят журавли» (реж. М.К. Калатозов, 1957)...35


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ