Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация проектной деятельности обучающихся 5-7 классов как средство реализации компетентностного подхода на уроках истории

Работа №156993

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы132
Год сдачи2020
Стоимость4925 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 13
Глава 1.Метод проектов в современной школе 24
1.1. История возникновения и развития метода проектов 24
1.2. Понятие, классификация и структура учебных проектов 30
1.3. Реализация компетентностного подхода через организацию проектной
деятельности 39
1.4. Психолого-педагогические условия организации проектной
деятельности учащихся 5-7 классов 42
Глава 2. Организация проектной деятельности учащихся 5-7 классов в УМК по истории 50
2.1. Подходы к организации проектной деятельности в УМК по Всеобщей
истории 50
2.2. Особенности организации проектной деятельности учащихся 6-7
классов в УМК по истории России 59
Глава 3. Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся 5-7 классов на уроках истории 67
3.1. Методические разработки учебных проектов по истории Древнего
мира для учащихся 5 класса 67
3.2. Проектная деятельность обучающихся 6 класса на уроках по истории
России 72
3.3. Организация проектной деятельности на уроках истории России в 7
классе 75
3.4. Анализ апробации проектного метода на уроках истории в 5-7 классах 78
Выводы 86
Список использованных источников и литературы 89
Приложения


Введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) второго поколения в 2010 году изменило требования к результатам освоения всех учебных предметов. В его основу положен системно - деятельностный подход, который предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения (парадигма знаний, умений и навыков) на формирование общеучебных умений и на развитие самостоятельности учебных действий (парадигма развития личности учащихся), то есть компетенций. Данные изменения во многом меняют школьную жизнь не только учащегося, но и учителя: речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы.
В условиях реализации ФГОС ООО становится приоритетным индивидуальное развитие личности, его творческой активности, навыков самостоятельного движения в информационном пространстве 1. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Все это требует широкого внедрения в образовательный процесс эффективных форм и способов ведения образовательной деятельности, которые бы отвечали требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Проектная деятельность как раз отвечает данным требованиям, занимая определенное и отнюдь не последнее место 1Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 1.12. 2010 № 1897 [Электронный ресурс].- Электронные данные.- Гарант. Информационно-правовое обеспечение. - Режим доступа: http://base.garant.ru/55170507/(Дата обращения 11.12.2020).
среди других методов обучения, поскольку дает широкие возможности для формирования ключевых компетенций учащихся.
В современном мире проектная деятельность приобрела большое значение не только в образовании, но и в других совершенно разных сферах. Мы слышим о проектах по телевидению, проектная деятельность заняла прочную позицию в системе государственного управления, встречаемся с проектами в культуре, экологии, спорте, научной деятельности.
В структуре профессиональной компетентности педагогических работников образовательных учреждений одной из ведущих компетенций является владение современными инновационными технологиями, в частности, проектной технологией.
Обычно проекты в школе связывают с внеклассной воспитательной работой и системой дополнительного образования. Но сегодня всё чаще обсуждается и применяется проектирование и на уроке.
Проектная деятельность обучающихся прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, реализация которого закреплена Законом «Об образовании РФ». Следовательно, каждый ученик должен уметь осуществлять эту деятельность.
Также проектная деятельность выдвигается одним из требований при отборе лучших школ в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование» и соответственно при определении лучших школ и учителей. Поэтому в документах и школ, и педагогов все чаще можно встретить упоминание проектной деятельности.
Таким образом, актуальность темы нашего исследования продиктована комплексом проблем и задач, которые стоят перед школой, как нормативного, так и практико-ориентированного порядка.
Целью работы является выявление эффективных способов и форм организации проектной деятельности у обучающихся 5-7 классов и определение ее потенциала как способа реализации компетентностного подхода.
Достижение данной цели возможно осуществить путем последовательного решения следующих основных задач:
11. Рассмотреть историю возникновения и развития метода проектов.
12. Раскрыть понятие, классификацию и структуру учебных проектов.
13. Сформулировать сущность компетентностного подхода.
14. Выявить психолого-педагогические условия организации проектной деятельности у обучающихся 5-7 классов.
15. Провести анализ проектов, предлагаемых авторами учебно - методических комплексов по Всеобщей истории и истории России в 5- 7 классах.
16. Представить собственные разработки учебных проектов для использования их на уроках истории в 5-7 классах и анализ их апробации.
17. Проанализировать возможности метода проектов в формировании ключевых компетенций у обучающихся, выявить проблемы реализации, сильные и слабые стороны данного метода.
Объектом исследования настоящей работы является метод проектов как педагогическая технология, формирующая ключевые компетенции у обучающихся.
Предметом является формы и методы использования проектного метода на уроках истории в 5,6,7 классах.
В педагогике нет единого подхода ни к пониманию проекта, ни к видению проектной деятельности в системе образования.
Мы рассматриваем в неразрывной связи проектную деятельность учащихся и метод проектов, как форму организации проектной деятельности учащихся.
Проектная деятельность учащихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности 2.
На основе анализа предложенных УМК по Всеобщей истории и истории России следует отметить, что понимают авторы учебно-методического комплекса под проектной деятельностью. Для них проект есть «разработанный план, нацеленный на создание чего-то нового, полезного» : а это и написание рассказа или сочинения, и составление сравнительной таблицы, и подготовка мультимедийной презентации или виртуальной экскурсии.
Методы исследования
В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ педагогической и психологической литературы; сравнение, сопоставление, анализ и обобщение опыта специалистов по теме исследования) и эмпирические (педагогическое наблюдение и эксперимент; фиксирование результатов с последующим анализом).
Степень изученности темы
Отдельные элементы проектной деятельности можно встретить еще в XVI-XVIII вв. Однако, большинство педагогов считают, что метод проектов возник в начале XX столетия и связывают его с именем американского философа и педагога Джона Дьюи. Он, проанализировав различные образовательные системы, пришёл к выводу, что все они рассчитаны на сообщение учащимся огромного количества фактической информации без обучения средствам её использования. На уроках учителя транслировали учащимся опыт прошлых эпох, а не готовили к встрече с проблемами в будущем. Дьюи предложил использовать метод, целью которого было обучение методам решения проблем. Свой замысел позже ему удалось реализовать в экспериментальной «школе-лаборатории» при Чикагском университете в 1896-1904 гг.
Параллельно велась методологическая проработка метода проектов и русскими педагогами. Так, под руководством С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа педагогов, пытавшаяся использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. В.Н. Шульгин, М. В. Купенина, Б.В Игнатьев и другие активные сторонники метода проектов разрабатывали и активно внедряли его в практику. Более того, эти педагоги провозгласили его единственно верным методом обучения в школе - считали, что школа учебы, таким образом, превращается в школу жизни . Но применение метода проектов происходило не всегда продуманно и последовательно. В результате постановлением ЦК ВКП (б) в 1932 году метод проектов был осуждён, и с тех пор и до недавнего времени в России больше не предпринималось серьёзных попыток возродить этот метод в школьной практике. Между тем, стоит отметить, что в это время в зарубежной школе метод проектов активно и с успехом развивался.
Вновь в практику работы российских образовательных учреждений метод проектов вернулся только в 1980-е годы. Этому способствовало сотрудничество российских ученых и практиков с зарубежными коллегами в исследовательских проектах по образованию, ориентация педагогов на развитие творческих познавательных способностей детей.
А свою популярность в России метод проектов получил в XXI веке в связи с реформированием системы образования и утверждением «Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов».
За последнее время метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Так, Г.Б. Голуб в методическом пособии для педагогов представляет метод проектов как педагогическую технологию через формирование ключевых компетенций, рассматривает методические и дидактические аспекты сопровождения учителем проектной деятельности учащихся основной школы.
И.Н. Комарова в своей работе рассказывает о различных формах организации проектно - исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета.
М.М. Морозова, В.Н. Морозова считают метод проектов феноменом современного образовательного процесса. В своей монографии они изучают этот метод в контексте развития творческой познавательной самостоятельности обучающихся.
Е.С. Полат особое внимание уделяла изучению истории возникновения и развития метода проектов.
Н.Ю. Пахомова рассматривает метод учебных проектов как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно ориентированного обучения, педагогики сотрудничества .
В работе Н.Ф. Яковлевой раскрыты концептуальные основания метода проектов, типология проектов, методы проектирования, структура проекта, требования к оформлению проектной документации, правила проведения презентации и защиты и др., а также приведены примеры проектов, которые были разработаны в образовательных учреждениях городов и районов Красноярского края.
В.Н. Янушевский в своей работе уделяет большое внимание методическим, дидактическим и организационным проблемам практической реализации школьных учебных проектов .
Наконец, В.В. Вяземский рассмотрел не только основы организации проектов и проектной деятельности школьников, но и предложил конкретные исторические проекты, однако представленные им материалы подходят для выполнения проектов только на уроках отечественной истории.
Кроме того, в нашем исследовании использовался комплекс публикаций, посвященных сущности и различным аспектам реализации компетентностного подхода, являющегося концептуальной основой современного образовательного процесса. Среди них работы А.Г. Касприжака, А.В. Хуторского, А.А. Вербицкого , в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций". Эти работы помогли нам рассмотреть специфику метода проектов в контексте ключевых компетенций, формируемых у современного школьника в процессе обучения в основной школе.
Однако, проанализировав широкий круг научной и научно - методической литературы, мы можем отметить, что чаще всего авторы рассматривают общие особенности организации проектной деятельности в школе, без привязки к предмету и классу, не уделяя должного внимания проектам по отдельным предметам, классам с учетом психолого - педагогических особенностей учащихся. Это и определило актуальность темы представляемой выпускной квалификационной работы и наш интерес к ней.
Источниковая база исследования. Источниковую базу работы представляют источники различного характера, прежде всего, нормативные документы и учебно-методические материалы.
Нормативно-правовую базу составляет Федеральный государственный стандарт основного общего образования (2010 г.), в котором закреплено, что на уровне основного общего образования кроме других программ должна быть реализована программа формирования универсальных учебных действий, в рамках которой должно быть сформирована культура исследовательской и проектной деятельности обучающихся . Проектная деятельность учащихся прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, реализация которого закреплена Законом «Об образовании РФ». Следовательно, каждый ученик должен уметь осуществлять эту деятельность. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.
В написании работы мы обращались к наиболее часто используемым учебно-методическим комплексам по всеобщей истории и истории России: УМК «Всеобщая история» Вигасина А. А. - Сороко-Цюпа О. С.» (Издательство «Просвещение»), а именно учебники, 5 классов , 6 классов , 7 классов , а также тетрадь для проектов и творческих работ в 5 и 6 классах; УМК «История России под редакцией Торкунова А. В.», а именно учебники 6 классов и 7 классов («Просвещение»); УМК «История России Е.В. Пчелова, П.В. Лукина» а именно учебники для 6 классов и 7 классов («Русское слово»); и УМК «История России И. Л. Андреева, О. В. Волобуева», а именно учебники для учащихся 6 классов и 7 классов («Дрофа»). Нами был проведен сравнительный и критический анализ предлагаемых авторами тем и форм организации проектной деятельности.
Использовались также и методические разработки учителей истории, опубликованные на таких методических сайтах как Методкопилка, Инфоурок.
При составлении собственных уроков с использованием проектного метода мы обращались к различного вида историческим источникам (среди них текстовые- летописи и литературные произведения, фотоисточники - отрывки из мультфильмов, фотографии памятников архитектуры).
В целом указанного круга источников в совокупности с литературой достаточно для решения поставленных целей и задач.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что материалы проведенного исследования могут быть использованы для написания научных статей по современным технологиям обучения и методике преподавания истории в школе.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные учебные проекты могут быть использованы на уроках истории в 5- 7 классах.
Апробация исследования
Наши методические разработки в течение трех лет проходили апробацию на уроках истории в параллели 5-7х классов (три класса) на базе МБОУ «Зыковской средней общеобразовательной школы».
Результаты нашего исследования были представлены на II Межрегиональной научно-практической конференции для школьников, студентов и аспирантов на тему «История и политика в искусстве» в докладе «Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе» , в опубликованной статье «Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе» в международном научно - методическом журнале «Школьная педагогика» №2 (12), июнь 2018 г., на IV Национальной научно-практической конференции «Актуальные вопросы истории России: проблемы и перспективы развития» в рамках ХХ международного форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века»31, а также на IV Всероссийской научно-практической конференции для школьников, студентов и аспирантов «История и политика в искусстве».
Структура работы
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Первая глава является теоретической, в ней рассматривается история возникновения и развития метода проектов, его понятие, классификации и структура, сущность компетентностого подхода, а также выявляются психолого-педагогические условия организации проектной деятельности в 5 - 7 классах.
Во второй, практической главе производится сравнительный анализ проектов, предлагаемых авторами учебно-методического комплекса по Всеобщей истории и Истории России в 5-х классах.
В третьей главе представляются собственные разработки учебных проектов по истории для учащихся в 5-7 классов и на основе анализа апробации выявляется влияние метода проектов на формирование ключевых компетенций у обучающихся, определяются проблемы, с которыми удалось столкнуться, сильные и слабые стороны данного метода.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Метод проектов не является чем-то принципиально новым в педагогической практике. Сегодня нет единого общепринятого определения школьного проекта, но все они сводятся к тому, что это такая форма исследовательской работы, в процессе которой ученик самостоятельно находит информацию по теме проекта, изучает ее, делает выводы и предоставляет материал на всеобщее обозрение в виде презентации. Существует огромное разнообразие типов проектов, что подтверждает широкое применение этого метода. При обращении учителя к методу проектов на уроке необходимо учитывать, прежде всего, возрастные и психологические особенности учащихся.
Анализ учебно-методических комплексов по Всеобщей Истории России («Дрофа», «Просвещение», «Русское слово») показал, что проектные задания по Всеобщей истории представлены в большем количестве и разнообразными формами (это и исследовательские, и творческие, и информационные), сопровождаются рабочей тетрадью для проектных и творческих работ.В учебниках истории России проектные задания так же есть. Однако, они уже представлены в меньшем количестве, нельзя увидеть такое обилие разнообразных форм. В УМК «Русское слово» под авторством Е.В. Пчелова, П.В. Лукина, В.Н. Захарова, К.А. Соловьёва, А.П. Шевырёва проектные задания и вовсе однотипны.
В течение 2017-2020уч.г. нами были разработаны и апробированы, на базе Зыковской средней общеобразовательной школы Березовского района Красноярского края учебные проекты для учащихся 5-7 классов. Большее внимание мы уделили проектам по истории России. Среди них: «Звери в пещере», «Особенности архитектуры периода раздробленности на Руси», «Mind-maps Иван Грозный: внутренняя и внешняя политика» и др.
В ходе апробации проектов, предложенных было выявлено, что наиболее эффективными оказались групповые и творческие проекты. Они не только встретили большой интерес у обучающихся, но также знания, полученные через проектную технологию оказались более прочными, об этом свидетельствуют результаты контрольных и Всероссийских проверочных работ. Но, следует учитывать, что организация урока, в основе которого лежит метод проектов требует от учителя большой подготовки и четкой продуманности.
Проектная деятельность дает широкие возможности для формирования ключевых компетенций учащихся (учебно-познавательной, исследовательской, коммуникативной, социальной и информационно- коммуникационной), способствует повышению уровня активности школьников, позволяет в большей степени индивидуализировать учебный процесс с позиций предоставления учащемуся возможности для проявления самостоятельности в планировании, организации и контроле своей деятельности.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 1.12. 2010 № 1897 [Электронный ресурс]. - Электронные данные.- Гарант. Информационно-правовое обеспечение. - Режим доступа: http://base.garant.ru/55170507/(Дата обращения 11.05.2020).
2. Историко-культурный стандарт [Электронный ресурс]. URL: http://historyrussia.org/proekty(дата обращения: 20.03.2019).
Учебники и компоненты УМК
1. Агибалова, Е.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /Е.В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе.-М.: Просвещение, 2018. - 287 с.
2. Андреев, И.Л. История России: XVI- конец XVII в. 6 кл.:
учебник/И.Л. Андреев, И.Н. Федоров.- М.: Дрофа, 2016. - 239 с.
3. Андреев, И.Л. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл.:
учебник/И.Л. Андреев, И.Н. Федоров, И.В. Амосова. - М.: Дрофа, 2016. - 253 с.
4. Арсентьев, А.А. История России. 6 класс. Учебник. В 2-х частях.
4.1 /Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова.-М.: Просвещение, 2016. -128 с.
5. Арсентьев, А.А. История России. 6 класс. Учебник. В 2-х частях.
4.2 /Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова.-М.: Просвещение, 2016. -127 с.
6. Арсентьев, Н.М. История России. 7 класс. Учебник. В 2-х частях.
4.1 /Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова.-М.: Просвещение, 2016. -112 с.
7. Арсентьев, Н.М. История России. 7 класс. Учебник. В 2-х частях.
4.2 /Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова.-М.: Просвещение, 2016. -128 с.
8. Артемов, В.В. История Средних веков. 6 класс. Тетрадь для проектов и творческих работ к учебнику Агибаловой/В.В. Артемов, Л.А. Соколова. - М.: Просвещение, 2018.- 96 с.
9. Вигасин, А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова.- М.: Просвещение, 2020. -303 с.
10. Вигасин, А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: тетрадь для проектов и творческих работ/ А.А. Вигасин, Соколова, Л.А., Артемов, В.В. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2018. - 80 с.
11. Пчелов, Е.В. История России с древнейших времен до начала XVI века: учебник для 6 класса/ Е.В. Пчелов, П.В. Лукин. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2017. - 240 с.
12. Пчелов, Е.В. История России с древнейших времен до начала XVI века: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций/Е.В. Пчелов, П.В. Лукин; под науч. ред. Ю.А, Петрова.-3-е изд.- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2017. - 224 с.
13. Пчелов, Е.В. Контурные карты по истории России для 6 класса с древнейших времен до начала XVI веке/ Е.В. Пчелов.- М.: Русское слово, 2017.- 14 с.
14. Пчелов, Е.В. Контурные карты по истории России для7 класса XVI-XVII века/ Е.В. Пчелов.- М.: Русское слово, 2017.- 15 с.
15. Пчелов, Е.В. История России с древнейших времен до начала XVI века. 6 класс. Хрестоматия к учебнику/Е.В. Пчелов. - М.: Русское слово, 2017.- 128 с.
16. Юдовская, А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. - М.: Просвещение, 2019.- С. 144. -247 с.
Электронные ресурсы
1. «Методическая копилка учителя» [Электронный ресурс]/ Библиотека методических материалов для учителя. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.metod-kopilka.ru/(дата обращения 03.06.2018).
2. «ИНФОУРОК» [Электронный ресурс]/ Ведущий
образовательный портал России (курсы, тесты, видеолекции, материалы для учителей). - Электрон. дан. - Режим доступа: https://infourok.ru/(дата обращения 03.06.2018).
3. Сказание о Мамаевом побоище [Электронный ресурс]. URL: https://librebook.me/skazanie o mamaevom poboiche 1/vol1/1(дата обращения 15.10.2019).
Литература:
1. Баева, Ю.В. Метод проекта как современная педагогическая
технология/Ю.В. Баева//Вестник Томского государственного
педагогического университета. -2012. -№2.-С.117-120.
2. Басалаева, Е.В. Внедрение метода проектов в учебный процесс/Е.В. Басалаева// Современные наукоемкие технологии. -2008.-№10.- С.34-35.
3. Баймуханова, Т.Ч. Исследовательская и проектная деятельность школьников/Т.Ч. Баймуханова// Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 112-115.
4. Белова, Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании/Т.Г. Белова//Известия Российскогогосударственного педагогического университета им. А.И. Герцена.- 2008.- №7.-С. 30-35.
5. Белых, С.В. Образовательные технологии Функции проектной деятельности по ФГОС как основа учебного курса педагогического вуза/С.В. Белых// Образовательные технологии, 2015. - № 4.-С.35-41.
6. Беляков, Е.М. Проектная деятельность в образовании/Е.М. Беляков, Н.М. Воскресенская, А.Н. Иоффе//Проблемы современного образования.-2011.-№3.- С. 62-67.
7. Бобиенко, О.М. Ключевые компетенции профессионала:
проблемы развития и оценки/О.М. Бобиенко.- Казань: Казан. гос. ун-т им. В. И. Ульянова-Ленина, 2006.- 145 с.
8. Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстног о обучения/А.А. Вербицкий.- М.: ИЦ пкпс.- 2004.- 84 с.
9. Вяземский, Е.Е. Проектная деятельность школьников на уроках истории : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М. : Просвещение, 2017.- 160с.
10. Голуб, Г.Б. Метод проектов - технология компетентностно - ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы/ Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В.- Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. - 176 с.
11. Гугкаева, И.Т. Метод проектов как педагогическая технология/И.Т. Гугкаева// Сибирский педагогический журнал.-2013.-№2.- С.144-146.
12. Заграничная, Н.А. Проектная деятельность в школе. Учимся работать индивидуально и в команде/ А.А. Заграничная, И.Г. Добротина. - М.:Интелект-центр,2014. - 196 с.
13. Зимняя, И.А. Педагогическая психология/ И.А. Зимняя. - Ростов- на-Дону: Феникс,1997. -480 с.
14. Игнатова, И.Б. Проектные технологии как метод обучения: историко-педагогический анализ/И.Б. Игнатова, Л.Н. Сушкова//Теория и практика общественного развития.-2011.-№1.-С. 164-167.
15. Комарова, И.Н. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС/И.В. Комарова. -СПб.: Каро,
2015. -128 с.
16. Краля, Н.А.. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Н.А. Краля. - Омск: Изд-во ОмГУ,2005. -59 с.
17. Кузьмина, А.Г. Повесть временных лет/А.Г. Кузьмина. - М.: Институт русской цивилизации, Родная страна, 2014. - 544 с.
18. Кучина, К.В. Педагогические условия активизации
познавательного интереса подростков при обучении/К.В. Кучина//ВГПУ «Грани познания».- 2009.-№4.-С.43-46.
19. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся/ А.В. Леонтович// Исследовательская работа школьников.-2003.-№2.-С.12-17.
20. Лысиченкова, С. А. Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся/С.А. Лысиченкова// Молодой ученый. -
2016. - №16. -С. 361-366.
21. Мирджалилова, С. С. Проектная деятельность - как средство развития познавательной инициативы/ С.С. Мирджалилова // Молодой ученый. - 2012. - №11. - С. 458-459.
22. Морозов, А.Н. Метод проектов/ А.Н. Морозов//Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.-2010.-№13.-С. 221-225.
23. Морозова, М.М. Метод проектов в истории отечественной и зарубежной педагогики/М.М. Морозова//Интеграция образования.-2007.- №3.- С. 36-41.
24. Морозова, М.М. «Метод проектов» как феномен современного образовательного процесса: монография/М.М. Морозова, В.Н. Морозова. - Ульяновск: ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», 2014.-171 с.
25. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития/В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. -608 с.
26. Нетесова, Н. И. Развитие проектного метода в системе образования/ Н. И. Нетесова // Молодой ученый. - 2014. - №19. - С. 587-590.
27. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый . - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.- 365 с.
28. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов/Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2005.-112 с.
29. Повесть временных лет/ Пер. с древнерусского Д. С. Лихачева, О. В. Творогова. Коммент. А. Г. Боброва, С. Л. Николаева, А. Ю. Чернова при участии А. М. Введенского и Л. В. Войтовича. Ил. М. М. Мечева. - СПб.: Вита Нова, 2012. - 512 с.:
30. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии/ Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А. Е. Петров. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 272 с.
31. Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС : сборник материалов конференции / Агентство образоват. инициатив, приклад. исслед. и консалтинга «Перспективы» ; [сост., отв. ред.: Осколкова Н. В.]. - Северодвинск, 2016.-112 с.
32. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. Лекции 1-4/ М.А. Ступницкая.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. -С.45
33. Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. - М. : Первое сентября, 2010. - 64 с.
34. Хилько, М.Е. Возростная психология: краткий курс лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2013.- 201 с.
35. Хоруженко, Е. Г. Проектная деятельность на уроках истории/Е.Г. Хоруженко// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X
Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). - Самара: ООО
«Издательство АСГАРД», 2017. - С. 105-108.
36. Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие/ А.В. Хуторской. - М.: Издательство «Эйдос»;
Издательство Института образования человека, 2013. - 73 с.
37. Хуторской, А.В. Методологические основания применения компетентностного подход к проектированию образования/А.В. Хуторской//Высшее образование в России.-2017.-№12.- С.87.
38. Цыплакова, И.В. Учет возрастных, социальных и
интеллектуальных особенностей обучающихся в проектной
деятельности/И.В. Цыплакова, Ю.В. Попова// Пожарная безопасность: проблемы и перспективы.-2014.-№ 1(5).-С. 163.
39. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология)/И.В. Шаповаленко.- М.:Гардарики, 2005.-С. 246.
40. Шляпина, А.А. Проектный метод в изучении культуры на уроках истории в 6 классе (проект «Особенности архитектуры периода раздробленности на Руси»)/ Шляпина А.А.//История и политика в искусстве: материалы IV Всероссийской научнопрактической конференции для школьников, студентов и аспирантов. Красноярск, 24 апреля 2020 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. Е.С. Меер; ред. кол. - Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2020.- С. 81-83.
41. Шляпина, А.А. Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе/ А.А. Шляпина// История и политика в искусстве: материалы II Региональной научно-практической конференции для школьников, студентов и аспирантов. Красноярск, 24 апреля 2018 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. Е.С. Меер; ред. кол.; - Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018. - С. 52-54.
42. Шляпина, А.А.. Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе/А.А. Шляпина, Н.В. Ворошилова, // Школьная педагогика. - 2018. - №2. - URL: https://moluch.ru/th/2/archive/93/3356/(дата обращения: 31.10.2020).
43. Шляпина, А.А. Формирование картографических умений на
уроках истории/ А.А. Шляпина//Актуальные вопросы истории России: проблемы и перспективы развития: материалы IV Национальной научно¬практической конференции.
24апреля2019г.[Электронный ресурс]/отв.заред.В.И.Федорова;ред.кол .¬Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2019.-С. 119-121.
44. Щуринова, И. А. Использование электронных исторических карт при изучении школьниками истории: возможности и риски /И.А. Щуринова/ / Образование и воспитание. . 2016. - №3. С. 28.
45. Юрецкам, М.Н. Применение mind-maps/М.Н. Юрецкам//Санкт- Петербургский образовательный вестник.-2017.-№1.-С.67.
46. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении/Н.Ф. Яковлева.- М.: Флинта, 2014.-145с.
47. Янушевский, В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе.5-9 классы. Методическое пособие для учителей и руководителей школ/ В.Н. Янушевский. - М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2015. - 126 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ