Организация проектной деятельности обучающихся 5-7 классов как средство реализации компетентностного подхода на уроках истории
|
Введение 13
Глава 1.Метод проектов в современной школе 24
1.1. История возникновения и развития метода проектов 24
1.2. Понятие, классификация и структура учебных проектов 30
1.3. Реализация компетентностного подхода через организацию проектной
деятельности 39
1.4. Психолого-педагогические условия организации проектной
деятельности учащихся 5-7 классов 42
Глава 2. Организация проектной деятельности учащихся 5-7 классов в УМК по истории 50
2.1. Подходы к организации проектной деятельности в УМК по Всеобщей
истории 50
2.2. Особенности организации проектной деятельности учащихся 6-7
классов в УМК по истории России 59
Глава 3. Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся 5-7 классов на уроках истории 67
3.1. Методические разработки учебных проектов по истории Древнего
мира для учащихся 5 класса 67
3.2. Проектная деятельность обучающихся 6 класса на уроках по истории
России 72
3.3. Организация проектной деятельности на уроках истории России в 7
классе 75
3.4. Анализ апробации проектного метода на уроках истории в 5-7 классах 78
Выводы 86
Список использованных источников и литературы 89
Приложения
Глава 1.Метод проектов в современной школе 24
1.1. История возникновения и развития метода проектов 24
1.2. Понятие, классификация и структура учебных проектов 30
1.3. Реализация компетентностного подхода через организацию проектной
деятельности 39
1.4. Психолого-педагогические условия организации проектной
деятельности учащихся 5-7 классов 42
Глава 2. Организация проектной деятельности учащихся 5-7 классов в УМК по истории 50
2.1. Подходы к организации проектной деятельности в УМК по Всеобщей
истории 50
2.2. Особенности организации проектной деятельности учащихся 6-7
классов в УМК по истории России 59
Глава 3. Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся 5-7 классов на уроках истории 67
3.1. Методические разработки учебных проектов по истории Древнего
мира для учащихся 5 класса 67
3.2. Проектная деятельность обучающихся 6 класса на уроках по истории
России 72
3.3. Организация проектной деятельности на уроках истории России в 7
классе 75
3.4. Анализ апробации проектного метода на уроках истории в 5-7 классах 78
Выводы 86
Список использованных источников и литературы 89
Приложения
Введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) второго поколения в 2010 году изменило требования к результатам освоения всех учебных предметов. В его основу положен системно - деятельностный подход, который предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения (парадигма знаний, умений и навыков) на формирование общеучебных умений и на развитие самостоятельности учебных действий (парадигма развития личности учащихся), то есть компетенций. Данные изменения во многом меняют школьную жизнь не только учащегося, но и учителя: речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы.
В условиях реализации ФГОС ООО становится приоритетным индивидуальное развитие личности, его творческой активности, навыков самостоятельного движения в информационном пространстве 1. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Все это требует широкого внедрения в образовательный процесс эффективных форм и способов ведения образовательной деятельности, которые бы отвечали требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Проектная деятельность как раз отвечает данным требованиям, занимая определенное и отнюдь не последнее место 1Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 1.12. 2010 № 1897 [Электронный ресурс].- Электронные данные.- Гарант. Информационно-правовое обеспечение. - Режим доступа: http://base.garant.ru/55170507/(Дата обращения 11.12.2020).
среди других методов обучения, поскольку дает широкие возможности для формирования ключевых компетенций учащихся.
В современном мире проектная деятельность приобрела большое значение не только в образовании, но и в других совершенно разных сферах. Мы слышим о проектах по телевидению, проектная деятельность заняла прочную позицию в системе государственного управления, встречаемся с проектами в культуре, экологии, спорте, научной деятельности.
В структуре профессиональной компетентности педагогических работников образовательных учреждений одной из ведущих компетенций является владение современными инновационными технологиями, в частности, проектной технологией.
Обычно проекты в школе связывают с внеклассной воспитательной работой и системой дополнительного образования. Но сегодня всё чаще обсуждается и применяется проектирование и на уроке.
Проектная деятельность обучающихся прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, реализация которого закреплена Законом «Об образовании РФ». Следовательно, каждый ученик должен уметь осуществлять эту деятельность.
Также проектная деятельность выдвигается одним из требований при отборе лучших школ в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование» и соответственно при определении лучших школ и учителей. Поэтому в документах и школ, и педагогов все чаще можно встретить упоминание проектной деятельности.
Таким образом, актуальность темы нашего исследования продиктована комплексом проблем и задач, которые стоят перед школой, как нормативного, так и практико-ориентированного порядка.
Целью работы является выявление эффективных способов и форм организации проектной деятельности у обучающихся 5-7 классов и определение ее потенциала как способа реализации компетентностного подхода.
Достижение данной цели возможно осуществить путем последовательного решения следующих основных задач:
11. Рассмотреть историю возникновения и развития метода проектов.
12. Раскрыть понятие, классификацию и структуру учебных проектов.
13. Сформулировать сущность компетентностного подхода.
14. Выявить психолого-педагогические условия организации проектной деятельности у обучающихся 5-7 классов.
15. Провести анализ проектов, предлагаемых авторами учебно - методических комплексов по Всеобщей истории и истории России в 5- 7 классах.
16. Представить собственные разработки учебных проектов для использования их на уроках истории в 5-7 классах и анализ их апробации.
17. Проанализировать возможности метода проектов в формировании ключевых компетенций у обучающихся, выявить проблемы реализации, сильные и слабые стороны данного метода.
Объектом исследования настоящей работы является метод проектов как педагогическая технология, формирующая ключевые компетенции у обучающихся.
Предметом является формы и методы использования проектного метода на уроках истории в 5,6,7 классах.
В педагогике нет единого подхода ни к пониманию проекта, ни к видению проектной деятельности в системе образования.
Мы рассматриваем в неразрывной связи проектную деятельность учащихся и метод проектов, как форму организации проектной деятельности учащихся.
Проектная деятельность учащихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности 2.
На основе анализа предложенных УМК по Всеобщей истории и истории России следует отметить, что понимают авторы учебно-методического комплекса под проектной деятельностью. Для них проект есть «разработанный план, нацеленный на создание чего-то нового, полезного» : а это и написание рассказа или сочинения, и составление сравнительной таблицы, и подготовка мультимедийной презентации или виртуальной экскурсии.
Методы исследования
В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ педагогической и психологической литературы; сравнение, сопоставление, анализ и обобщение опыта специалистов по теме исследования) и эмпирические (педагогическое наблюдение и эксперимент; фиксирование результатов с последующим анализом).
Степень изученности темы
Отдельные элементы проектной деятельности можно встретить еще в XVI-XVIII вв. Однако, большинство педагогов считают, что метод проектов возник в начале XX столетия и связывают его с именем американского философа и педагога Джона Дьюи. Он, проанализировав различные образовательные системы, пришёл к выводу, что все они рассчитаны на сообщение учащимся огромного количества фактической информации без обучения средствам её использования. На уроках учителя транслировали учащимся опыт прошлых эпох, а не готовили к встрече с проблемами в будущем. Дьюи предложил использовать метод, целью которого было обучение методам решения проблем. Свой замысел позже ему удалось реализовать в экспериментальной «школе-лаборатории» при Чикагском университете в 1896-1904 гг.
Параллельно велась методологическая проработка метода проектов и русскими педагогами. Так, под руководством С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа педагогов, пытавшаяся использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. В.Н. Шульгин, М. В. Купенина, Б.В Игнатьев и другие активные сторонники метода проектов разрабатывали и активно внедряли его в практику. Более того, эти педагоги провозгласили его единственно верным методом обучения в школе - считали, что школа учебы, таким образом, превращается в школу жизни . Но применение метода проектов происходило не всегда продуманно и последовательно. В результате постановлением ЦК ВКП (б) в 1932 году метод проектов был осуждён, и с тех пор и до недавнего времени в России больше не предпринималось серьёзных попыток возродить этот метод в школьной практике. Между тем, стоит отметить, что в это время в зарубежной школе метод проектов активно и с успехом развивался.
Вновь в практику работы российских образовательных учреждений метод проектов вернулся только в 1980-е годы. Этому способствовало сотрудничество российских ученых и практиков с зарубежными коллегами в исследовательских проектах по образованию, ориентация педагогов на развитие творческих познавательных способностей детей.
А свою популярность в России метод проектов получил в XXI веке в связи с реформированием системы образования и утверждением «Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов».
За последнее время метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Так, Г.Б. Голуб в методическом пособии для педагогов представляет метод проектов как педагогическую технологию через формирование ключевых компетенций, рассматривает методические и дидактические аспекты сопровождения учителем проектной деятельности учащихся основной школы.
И.Н. Комарова в своей работе рассказывает о различных формах организации проектно - исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета.
М.М. Морозова, В.Н. Морозова считают метод проектов феноменом современного образовательного процесса. В своей монографии они изучают этот метод в контексте развития творческой познавательной самостоятельности обучающихся.
Е.С. Полат особое внимание уделяла изучению истории возникновения и развития метода проектов.
Н.Ю. Пахомова рассматривает метод учебных проектов как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно ориентированного обучения, педагогики сотрудничества .
В работе Н.Ф. Яковлевой раскрыты концептуальные основания метода проектов, типология проектов, методы проектирования, структура проекта, требования к оформлению проектной документации, правила проведения презентации и защиты и др., а также приведены примеры проектов, которые были разработаны в образовательных учреждениях городов и районов Красноярского края.
В.Н. Янушевский в своей работе уделяет большое внимание методическим, дидактическим и организационным проблемам практической реализации школьных учебных проектов .
Наконец, В.В. Вяземский рассмотрел не только основы организации проектов и проектной деятельности школьников, но и предложил конкретные исторические проекты, однако представленные им материалы подходят для выполнения проектов только на уроках отечественной истории.
Кроме того, в нашем исследовании использовался комплекс публикаций, посвященных сущности и различным аспектам реализации компетентностного подхода, являющегося концептуальной основой современного образовательного процесса. Среди них работы А.Г. Касприжака, А.В. Хуторского, А.А. Вербицкого , в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций". Эти работы помогли нам рассмотреть специфику метода проектов в контексте ключевых компетенций, формируемых у современного школьника в процессе обучения в основной школе.
Однако, проанализировав широкий круг научной и научно - методической литературы, мы можем отметить, что чаще всего авторы рассматривают общие особенности организации проектной деятельности в школе, без привязки к предмету и классу, не уделяя должного внимания проектам по отдельным предметам, классам с учетом психолого - педагогических особенностей учащихся. Это и определило актуальность темы представляемой выпускной квалификационной работы и наш интерес к ней.
Источниковая база исследования. Источниковую базу работы представляют источники различного характера, прежде всего, нормативные документы и учебно-методические материалы.
Нормативно-правовую базу составляет Федеральный государственный стандарт основного общего образования (2010 г.), в котором закреплено, что на уровне основного общего образования кроме других программ должна быть реализована программа формирования универсальных учебных действий, в рамках которой должно быть сформирована культура исследовательской и проектной деятельности обучающихся . Проектная деятельность учащихся прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, реализация которого закреплена Законом «Об образовании РФ». Следовательно, каждый ученик должен уметь осуществлять эту деятельность. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.
В написании работы мы обращались к наиболее часто используемым учебно-методическим комплексам по всеобщей истории и истории России: УМК «Всеобщая история» Вигасина А. А. - Сороко-Цюпа О. С.» (Издательство «Просвещение»), а именно учебники, 5 классов , 6 классов , 7 классов , а также тетрадь для проектов и творческих работ в 5 и 6 классах; УМК «История России под редакцией Торкунова А. В.», а именно учебники 6 классов и 7 классов («Просвещение»); УМК «История России Е.В. Пчелова, П.В. Лукина» а именно учебники для 6 классов и 7 классов («Русское слово»); и УМК «История России И. Л. Андреева, О. В. Волобуева», а именно учебники для учащихся 6 классов и 7 классов («Дрофа»). Нами был проведен сравнительный и критический анализ предлагаемых авторами тем и форм организации проектной деятельности.
Использовались также и методические разработки учителей истории, опубликованные на таких методических сайтах как Методкопилка, Инфоурок.
При составлении собственных уроков с использованием проектного метода мы обращались к различного вида историческим источникам (среди них текстовые- летописи и литературные произведения, фотоисточники - отрывки из мультфильмов, фотографии памятников архитектуры).
В целом указанного круга источников в совокупности с литературой достаточно для решения поставленных целей и задач.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что материалы проведенного исследования могут быть использованы для написания научных статей по современным технологиям обучения и методике преподавания истории в школе.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные учебные проекты могут быть использованы на уроках истории в 5- 7 классах.
Апробация исследования
Наши методические разработки в течение трех лет проходили апробацию на уроках истории в параллели 5-7х классов (три класса) на базе МБОУ «Зыковской средней общеобразовательной школы».
Результаты нашего исследования были представлены на II Межрегиональной научно-практической конференции для школьников, студентов и аспирантов на тему «История и политика в искусстве» в докладе «Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе» , в опубликованной статье «Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе» в международном научно - методическом журнале «Школьная педагогика» №2 (12), июнь 2018 г., на IV Национальной научно-практической конференции «Актуальные вопросы истории России: проблемы и перспективы развития» в рамках ХХ международного форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века»31, а также на IV Всероссийской научно-практической конференции для школьников, студентов и аспирантов «История и политика в искусстве».
Структура работы
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Первая глава является теоретической, в ней рассматривается история возникновения и развития метода проектов, его понятие, классификации и структура, сущность компетентностого подхода, а также выявляются психолого-педагогические условия организации проектной деятельности в 5 - 7 классах.
Во второй, практической главе производится сравнительный анализ проектов, предлагаемых авторами учебно-методического комплекса по Всеобщей истории и Истории России в 5-х классах.
В третьей главе представляются собственные разработки учебных проектов по истории для учащихся в 5-7 классов и на основе анализа апробации выявляется влияние метода проектов на формирование ключевых компетенций у обучающихся, определяются проблемы, с которыми удалось столкнуться, сильные и слабые стороны данного метода.
В условиях реализации ФГОС ООО становится приоритетным индивидуальное развитие личности, его творческой активности, навыков самостоятельного движения в информационном пространстве 1. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Все это требует широкого внедрения в образовательный процесс эффективных форм и способов ведения образовательной деятельности, которые бы отвечали требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Проектная деятельность как раз отвечает данным требованиям, занимая определенное и отнюдь не последнее место 1Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 1.12. 2010 № 1897 [Электронный ресурс].- Электронные данные.- Гарант. Информационно-правовое обеспечение. - Режим доступа: http://base.garant.ru/55170507/(Дата обращения 11.12.2020).
среди других методов обучения, поскольку дает широкие возможности для формирования ключевых компетенций учащихся.
В современном мире проектная деятельность приобрела большое значение не только в образовании, но и в других совершенно разных сферах. Мы слышим о проектах по телевидению, проектная деятельность заняла прочную позицию в системе государственного управления, встречаемся с проектами в культуре, экологии, спорте, научной деятельности.
В структуре профессиональной компетентности педагогических работников образовательных учреждений одной из ведущих компетенций является владение современными инновационными технологиями, в частности, проектной технологией.
Обычно проекты в школе связывают с внеклассной воспитательной работой и системой дополнительного образования. Но сегодня всё чаще обсуждается и применяется проектирование и на уроке.
Проектная деятельность обучающихся прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, реализация которого закреплена Законом «Об образовании РФ». Следовательно, каждый ученик должен уметь осуществлять эту деятельность.
Также проектная деятельность выдвигается одним из требований при отборе лучших школ в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование» и соответственно при определении лучших школ и учителей. Поэтому в документах и школ, и педагогов все чаще можно встретить упоминание проектной деятельности.
Таким образом, актуальность темы нашего исследования продиктована комплексом проблем и задач, которые стоят перед школой, как нормативного, так и практико-ориентированного порядка.
Целью работы является выявление эффективных способов и форм организации проектной деятельности у обучающихся 5-7 классов и определение ее потенциала как способа реализации компетентностного подхода.
Достижение данной цели возможно осуществить путем последовательного решения следующих основных задач:
11. Рассмотреть историю возникновения и развития метода проектов.
12. Раскрыть понятие, классификацию и структуру учебных проектов.
13. Сформулировать сущность компетентностного подхода.
14. Выявить психолого-педагогические условия организации проектной деятельности у обучающихся 5-7 классов.
15. Провести анализ проектов, предлагаемых авторами учебно - методических комплексов по Всеобщей истории и истории России в 5- 7 классах.
16. Представить собственные разработки учебных проектов для использования их на уроках истории в 5-7 классах и анализ их апробации.
17. Проанализировать возможности метода проектов в формировании ключевых компетенций у обучающихся, выявить проблемы реализации, сильные и слабые стороны данного метода.
Объектом исследования настоящей работы является метод проектов как педагогическая технология, формирующая ключевые компетенции у обучающихся.
Предметом является формы и методы использования проектного метода на уроках истории в 5,6,7 классах.
В педагогике нет единого подхода ни к пониманию проекта, ни к видению проектной деятельности в системе образования.
Мы рассматриваем в неразрывной связи проектную деятельность учащихся и метод проектов, как форму организации проектной деятельности учащихся.
Проектная деятельность учащихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности 2.
На основе анализа предложенных УМК по Всеобщей истории и истории России следует отметить, что понимают авторы учебно-методического комплекса под проектной деятельностью. Для них проект есть «разработанный план, нацеленный на создание чего-то нового, полезного» : а это и написание рассказа или сочинения, и составление сравнительной таблицы, и подготовка мультимедийной презентации или виртуальной экскурсии.
Методы исследования
В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ педагогической и психологической литературы; сравнение, сопоставление, анализ и обобщение опыта специалистов по теме исследования) и эмпирические (педагогическое наблюдение и эксперимент; фиксирование результатов с последующим анализом).
Степень изученности темы
Отдельные элементы проектной деятельности можно встретить еще в XVI-XVIII вв. Однако, большинство педагогов считают, что метод проектов возник в начале XX столетия и связывают его с именем американского философа и педагога Джона Дьюи. Он, проанализировав различные образовательные системы, пришёл к выводу, что все они рассчитаны на сообщение учащимся огромного количества фактической информации без обучения средствам её использования. На уроках учителя транслировали учащимся опыт прошлых эпох, а не готовили к встрече с проблемами в будущем. Дьюи предложил использовать метод, целью которого было обучение методам решения проблем. Свой замысел позже ему удалось реализовать в экспериментальной «школе-лаборатории» при Чикагском университете в 1896-1904 гг.
Параллельно велась методологическая проработка метода проектов и русскими педагогами. Так, под руководством С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа педагогов, пытавшаяся использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. В.Н. Шульгин, М. В. Купенина, Б.В Игнатьев и другие активные сторонники метода проектов разрабатывали и активно внедряли его в практику. Более того, эти педагоги провозгласили его единственно верным методом обучения в школе - считали, что школа учебы, таким образом, превращается в школу жизни . Но применение метода проектов происходило не всегда продуманно и последовательно. В результате постановлением ЦК ВКП (б) в 1932 году метод проектов был осуждён, и с тех пор и до недавнего времени в России больше не предпринималось серьёзных попыток возродить этот метод в школьной практике. Между тем, стоит отметить, что в это время в зарубежной школе метод проектов активно и с успехом развивался.
Вновь в практику работы российских образовательных учреждений метод проектов вернулся только в 1980-е годы. Этому способствовало сотрудничество российских ученых и практиков с зарубежными коллегами в исследовательских проектах по образованию, ориентация педагогов на развитие творческих познавательных способностей детей.
А свою популярность в России метод проектов получил в XXI веке в связи с реформированием системы образования и утверждением «Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов».
За последнее время метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Так, Г.Б. Голуб в методическом пособии для педагогов представляет метод проектов как педагогическую технологию через формирование ключевых компетенций, рассматривает методические и дидактические аспекты сопровождения учителем проектной деятельности учащихся основной школы.
И.Н. Комарова в своей работе рассказывает о различных формах организации проектно - исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета.
М.М. Морозова, В.Н. Морозова считают метод проектов феноменом современного образовательного процесса. В своей монографии они изучают этот метод в контексте развития творческой познавательной самостоятельности обучающихся.
Е.С. Полат особое внимание уделяла изучению истории возникновения и развития метода проектов.
Н.Ю. Пахомова рассматривает метод учебных проектов как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно ориентированного обучения, педагогики сотрудничества .
В работе Н.Ф. Яковлевой раскрыты концептуальные основания метода проектов, типология проектов, методы проектирования, структура проекта, требования к оформлению проектной документации, правила проведения презентации и защиты и др., а также приведены примеры проектов, которые были разработаны в образовательных учреждениях городов и районов Красноярского края.
В.Н. Янушевский в своей работе уделяет большое внимание методическим, дидактическим и организационным проблемам практической реализации школьных учебных проектов .
Наконец, В.В. Вяземский рассмотрел не только основы организации проектов и проектной деятельности школьников, но и предложил конкретные исторические проекты, однако представленные им материалы подходят для выполнения проектов только на уроках отечественной истории.
Кроме того, в нашем исследовании использовался комплекс публикаций, посвященных сущности и различным аспектам реализации компетентностного подхода, являющегося концептуальной основой современного образовательного процесса. Среди них работы А.Г. Касприжака, А.В. Хуторского, А.А. Вербицкого , в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций". Эти работы помогли нам рассмотреть специфику метода проектов в контексте ключевых компетенций, формируемых у современного школьника в процессе обучения в основной школе.
Однако, проанализировав широкий круг научной и научно - методической литературы, мы можем отметить, что чаще всего авторы рассматривают общие особенности организации проектной деятельности в школе, без привязки к предмету и классу, не уделяя должного внимания проектам по отдельным предметам, классам с учетом психолого - педагогических особенностей учащихся. Это и определило актуальность темы представляемой выпускной квалификационной работы и наш интерес к ней.
Источниковая база исследования. Источниковую базу работы представляют источники различного характера, прежде всего, нормативные документы и учебно-методические материалы.
Нормативно-правовую базу составляет Федеральный государственный стандарт основного общего образования (2010 г.), в котором закреплено, что на уровне основного общего образования кроме других программ должна быть реализована программа формирования универсальных учебных действий, в рамках которой должно быть сформирована культура исследовательской и проектной деятельности обучающихся . Проектная деятельность учащихся прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, реализация которого закреплена Законом «Об образовании РФ». Следовательно, каждый ученик должен уметь осуществлять эту деятельность. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.
В написании работы мы обращались к наиболее часто используемым учебно-методическим комплексам по всеобщей истории и истории России: УМК «Всеобщая история» Вигасина А. А. - Сороко-Цюпа О. С.» (Издательство «Просвещение»), а именно учебники, 5 классов , 6 классов , 7 классов , а также тетрадь для проектов и творческих работ в 5 и 6 классах; УМК «История России под редакцией Торкунова А. В.», а именно учебники 6 классов и 7 классов («Просвещение»); УМК «История России Е.В. Пчелова, П.В. Лукина» а именно учебники для 6 классов и 7 классов («Русское слово»); и УМК «История России И. Л. Андреева, О. В. Волобуева», а именно учебники для учащихся 6 классов и 7 классов («Дрофа»). Нами был проведен сравнительный и критический анализ предлагаемых авторами тем и форм организации проектной деятельности.
Использовались также и методические разработки учителей истории, опубликованные на таких методических сайтах как Методкопилка, Инфоурок.
При составлении собственных уроков с использованием проектного метода мы обращались к различного вида историческим источникам (среди них текстовые- летописи и литературные произведения, фотоисточники - отрывки из мультфильмов, фотографии памятников архитектуры).
В целом указанного круга источников в совокупности с литературой достаточно для решения поставленных целей и задач.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что материалы проведенного исследования могут быть использованы для написания научных статей по современным технологиям обучения и методике преподавания истории в школе.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные учебные проекты могут быть использованы на уроках истории в 5- 7 классах.
Апробация исследования
Наши методические разработки в течение трех лет проходили апробацию на уроках истории в параллели 5-7х классов (три класса) на базе МБОУ «Зыковской средней общеобразовательной школы».
Результаты нашего исследования были представлены на II Межрегиональной научно-практической конференции для школьников, студентов и аспирантов на тему «История и политика в искусстве» в докладе «Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе» , в опубликованной статье «Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе» в международном научно - методическом журнале «Школьная педагогика» №2 (12), июнь 2018 г., на IV Национальной научно-практической конференции «Актуальные вопросы истории России: проблемы и перспективы развития» в рамках ХХ международного форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века»31, а также на IV Всероссийской научно-практической конференции для школьников, студентов и аспирантов «История и политика в искусстве».
Структура работы
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Первая глава является теоретической, в ней рассматривается история возникновения и развития метода проектов, его понятие, классификации и структура, сущность компетентностого подхода, а также выявляются психолого-педагогические условия организации проектной деятельности в 5 - 7 классах.
Во второй, практической главе производится сравнительный анализ проектов, предлагаемых авторами учебно-методического комплекса по Всеобщей истории и Истории России в 5-х классах.
В третьей главе представляются собственные разработки учебных проектов по истории для учащихся в 5-7 классов и на основе анализа апробации выявляется влияние метода проектов на формирование ключевых компетенций у обучающихся, определяются проблемы, с которыми удалось столкнуться, сильные и слабые стороны данного метода.
Метод проектов не является чем-то принципиально новым в педагогической практике. Сегодня нет единого общепринятого определения школьного проекта, но все они сводятся к тому, что это такая форма исследовательской работы, в процессе которой ученик самостоятельно находит информацию по теме проекта, изучает ее, делает выводы и предоставляет материал на всеобщее обозрение в виде презентации. Существует огромное разнообразие типов проектов, что подтверждает широкое применение этого метода. При обращении учителя к методу проектов на уроке необходимо учитывать, прежде всего, возрастные и психологические особенности учащихся.
Анализ учебно-методических комплексов по Всеобщей Истории России («Дрофа», «Просвещение», «Русское слово») показал, что проектные задания по Всеобщей истории представлены в большем количестве и разнообразными формами (это и исследовательские, и творческие, и информационные), сопровождаются рабочей тетрадью для проектных и творческих работ.В учебниках истории России проектные задания так же есть. Однако, они уже представлены в меньшем количестве, нельзя увидеть такое обилие разнообразных форм. В УМК «Русское слово» под авторством Е.В. Пчелова, П.В. Лукина, В.Н. Захарова, К.А. Соловьёва, А.П. Шевырёва проектные задания и вовсе однотипны.
В течение 2017-2020уч.г. нами были разработаны и апробированы, на базе Зыковской средней общеобразовательной школы Березовского района Красноярского края учебные проекты для учащихся 5-7 классов. Большее внимание мы уделили проектам по истории России. Среди них: «Звери в пещере», «Особенности архитектуры периода раздробленности на Руси», «Mind-maps Иван Грозный: внутренняя и внешняя политика» и др.
В ходе апробации проектов, предложенных было выявлено, что наиболее эффективными оказались групповые и творческие проекты. Они не только встретили большой интерес у обучающихся, но также знания, полученные через проектную технологию оказались более прочными, об этом свидетельствуют результаты контрольных и Всероссийских проверочных работ. Но, следует учитывать, что организация урока, в основе которого лежит метод проектов требует от учителя большой подготовки и четкой продуманности.
Проектная деятельность дает широкие возможности для формирования ключевых компетенций учащихся (учебно-познавательной, исследовательской, коммуникативной, социальной и информационно- коммуникационной), способствует повышению уровня активности школьников, позволяет в большей степени индивидуализировать учебный процесс с позиций предоставления учащемуся возможности для проявления самостоятельности в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Анализ учебно-методических комплексов по Всеобщей Истории России («Дрофа», «Просвещение», «Русское слово») показал, что проектные задания по Всеобщей истории представлены в большем количестве и разнообразными формами (это и исследовательские, и творческие, и информационные), сопровождаются рабочей тетрадью для проектных и творческих работ.В учебниках истории России проектные задания так же есть. Однако, они уже представлены в меньшем количестве, нельзя увидеть такое обилие разнообразных форм. В УМК «Русское слово» под авторством Е.В. Пчелова, П.В. Лукина, В.Н. Захарова, К.А. Соловьёва, А.П. Шевырёва проектные задания и вовсе однотипны.
В течение 2017-2020уч.г. нами были разработаны и апробированы, на базе Зыковской средней общеобразовательной школы Березовского района Красноярского края учебные проекты для учащихся 5-7 классов. Большее внимание мы уделили проектам по истории России. Среди них: «Звери в пещере», «Особенности архитектуры периода раздробленности на Руси», «Mind-maps Иван Грозный: внутренняя и внешняя политика» и др.
В ходе апробации проектов, предложенных было выявлено, что наиболее эффективными оказались групповые и творческие проекты. Они не только встретили большой интерес у обучающихся, но также знания, полученные через проектную технологию оказались более прочными, об этом свидетельствуют результаты контрольных и Всероссийских проверочных работ. Но, следует учитывать, что организация урока, в основе которого лежит метод проектов требует от учителя большой подготовки и четкой продуманности.
Проектная деятельность дает широкие возможности для формирования ключевых компетенций учащихся (учебно-познавательной, исследовательской, коммуникативной, социальной и информационно- коммуникационной), способствует повышению уровня активности школьников, позволяет в большей степени индивидуализировать учебный процесс с позиций предоставления учащемуся возможности для проявления самостоятельности в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Подобные работы
- Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019 - Современные средства оценивания предметных результатов на уроках истории в 5 классе в рамках реализации ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018 - Проектная деятельность на уроках истории как средство формирования ключевых компетенций в соответствии с ФГОС
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ 4К-КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТФОРМЫ ФГИС «МОЯ ШКОЛА»
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ
Бакалаврская работа, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ
МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Интерактивные технологии обучения истории в современной школе
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017



