ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 6
1.1. ФГОС как условие математической подготовки обучающихся 6
1.2. Сущность и структура проектной деятельности обучающихся 15
1.3. Дидактические условия формирования проектной деятельности обучающихся основной школы в процессе математической подготовки .. 24
Выводы по главе 1 34
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 35
2.1. Организация проектной деятельности обучающихся на уроках
математики 35
2.2. Методические рекомендации по организации проектной
деятельности в процессе обучения математике 42
2.3. Анализ результатов и апробации 55
Выводы по главе 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
В настоящее время, в период бурной глобализации и информатизации, перед российским образованием встают новые проблемы. Сейчас их решение требует формирования у обучающихся ключевых компетенций, включающих в себя универсальные умения, фундаментальные знания, личной ответственности и опыта творческой деятельности. Так в Федеральных образовательных стандартах (ФГОС) последнего поколения зафиксировано, что «...основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта» [1]. В связи с этим, возникла необходимость обновления организационно-методического обеспечения процесса предметной подготовки школьников, учитывающего индивидуальные особенности обучающихся.
Эта мысль была закреплена в программных документах Правительства Российской Федерации, законе "Об образовании", а также в обновленном ФГОС. Он направлен на участие обучающихся в различных организационных формах проектно-исследовательской деятельности, включая творческие конкурсы, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады и т.п..
Но стоит отметить, что в современных российских школах не всегда уделяется достаточное внимание учету индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения. Учителя часто упрощают понимание этого вопроса и подходят формально к вопросу сопровождения исследовательской деятельности обучающихся по ряду причин как объективного, так и субъективного характера, что не способствует обогащению образовательного процесса. К тому же, многие педагоги-предметники считают важным акцентировать свое внимание на вопросах организации проектно¬исследовательской деятельности только в старшей школе. А между тем, начинать такую работу следует гораздо раньше.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена существующим противоречием между вызовами, соответствующими приоритетам современной государственной образовательной политики, с одной стороны, и недостаточной готовностью школы к реализации этих инициатив, с другой.
Вопрос формирования и развития проектной деятельности школьников вызывает большой интерес в академической среде. Так Е. С. Полат, Е. В. Клюкова, Е. А. Гилева, Г. В. Нарыкова, И. Д. Чечель, И. К. Баталина, С. Лернер, А. С. Обухов, О.Л. Лунеева, .П. Терещенко, Е.О. Новикова, А.В. Омельяненок, Э.Г. Гельфман, Л.Д. Беднардская, Н.И. Ворновская, Т.А. Камышникова, Э.С. Костылева, Ю.А. Лях, Н.Г. Морозова в своих работах рассматривали различные психологические и дидактические аспекты формирования данного вида деятельности у обучающихся.
Из вышесказанного можно выделить следующую проблему: недостаточная разработанность методического обеспечения формирования проектной деятельности обучающихся основной школы в процессе математической подготовки.
Цель исследования: разработка и апробация организационно-методического обеспечения проектной деятельности обучающихся 5-9 классов в процессе их математической подготовки.
Объект: математическая подготовка обучающихся 5-9 классов в процессе их математической подготовки.
Предмет исследования: организационно-методическое обеспечение проектной деятельности обучающихся в процессе математической подготовки.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
1) на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы описать содержание и структуру проектной деятельности обучающихся;
2) выявить и научно обосновать дидактические условия формирования проектной деятельности учащихся на уроках математики;
3) разработать методические рекомендации по организации и сопровождению проектной деятельности обучающихся 5-9 классов в процессе математической подготовки;
4) провести апробацию, описать ее результаты.
На каждом этапе, в зависимости от задач, применялись следующие методы исследования: методы теоретического уровня (контент-анализ, сравнение); методы эмпирического уровня (анкетный опрос, наблюдение).
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, библиографического списка и приложений. Библиографический список включает 62 источника.
В первой главе «Теоретические основы формирования проектной деятельности обучающихся в процессе математической подготовки» на основе анализа литературы и собственного опыта автора определяется сущность и структура проектной деятельности, рассматриваются дидактические условия формирования проектной деятельности обучающихся основной школы в процессе математической подготовки.
Во второй главе «Организационно-методическое обеспечение проектной деятельности обучающихся основной школы в процессе математической подготовки» описана организация проектной деятельности обучающихся на уроках математики, а также разработаны авторские методические рекомендации по ее сопровождению в процессе обучения математике. Представлен анализ результатов и апробации проектной деятельности.
Таким образом, цель данной работы полностью было достигнута, задачи исследования всецело решены.
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что проектная деятельность при изучении математики в основной школе имеет большое значение для формирования личности школьника. Она позволяет пробудить познавательный интерес к предмету и в ее процессе формируется множество социально значимых качеств, например, способность к самообразованию и рефлексии, а также умение ставить цели и добиваться их. Поэтому, проектная деятельность обширно используется в образовательном процессе школы. На основе анализа описано содержание и структура проектной деятельности обучающихся.
2. Изучив возрастные особенности обучающихся, выделены и обоснованы дидактические условия реализации проектной деятельности среди различных категорий детей: выявлены основные принципы деятельности по сбору информации для дальнейшей обработки; отбору методов реализации проектов различной степени сложности с целью формирования умений самостоятельного поиска нужной информации, её анализа путем построения гипотез.
3. В виде методических рекомендаций предложены разные подходы к организации проектной деятельности, как в урочное, так внеурочное время.
4. Проведена апробация и описаны ее результаты, что позволило выявить эффективность предложенных методических приемов и возможность использования их для преодоления комплекса неуспешности у школьников подросткового возраста.
Осуществление проектной деятельности учеников обязано содействовать объединению разных форм познавательной деятельности; проектная деятельность должна быть построена так, чтобы ученики осуществили свою потребность в коммуникации со советниками, педагогами и обществом. Во взаимодействии с людьми, в процессе деятельности, ученики приобретают правила взаимоотношения в окружающей среде; проектная деятельность обязана увеличивать компетенции учеников в различных школьных предметах, развивать их знания и умения, должна быть нацелена на разработку продукта, какой имеет важность для общества.
Дальнейшее исследование проблемы может пройти в направлении поиска новых эффективных методов и средств по организации математической подготовки обучающихся, с учетом их индивидуальных особенностей, использование которых будет способствовать повышению уровня мотивации обучения и качества знаний обучающихся.
1. Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 287 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/, 15.05.2023.
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/, 16.05.2023.
3. Анисимова Н.П. Метапредметные образовательные результаты школьников как основа формирования универсальных компетенций студентов [Электронный ресурс] // Науки об образовании, 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metapredmetnye-obrazovatelnye-rezultaty- shkolnikov-kak-osnova-formirovaniya-universalnyh-kompetentsiy- studentov (дата обращения: 17.05.2023).
4. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
5. Аттокурова А.Д. Проектирование образовательных результатов основной образовательной программы подготовки бакалавров физико-математического образования // Молодой ученый, 2017. № 4.1 (138.1). С. 26¬30.
6. Байбородова Л.В. Этапы организации групповой работы в учебном коллективе // Ярославский педагогический вестник, 2016. № 6. С. 74-82.
7. Беднарская Л.Д., Бубнов С.А., Киселева Н.И. Системность — основа современного образования // Ученые записки Орловского государственного университета, 2019. № 2 (83). С. 181-184.
8. Белокрылова Е.В. Использование проектных технологий при обучении математике как средство достижения результатов образования в соответствии с ФГОС ООО // Материалы II Международного осеннего симпозиума «Инновации в современной науке» (г. Таганрог, 2013 г.). М.: Инновации в современной науке, 2013. С. 58-62.
9. Богачева Г.Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся // Материалы V Международной научной конференции «Актуальные задачи педагогики» (г. Казань, 2014). Казань: Молодой ученый, 2014. С. 92-106.
10. Болховская Е.В. Современные подходы к уроку // Материалы научной конференции «Актуальные вопросы современной педагогики» (г. Самара, 2016). Самара: Асгард, 2016. С. 32-34.
11. Васильева Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Материалы научной конференции «Теория и практика образования в современном мире» (г. Санкт-Петербург, 20-23 января 2014). Казань: Молодой ученый, 2014. С. 74-76.
12. Вашукова И.С., Артюгина, Т.Ю. Универсальные учебные действия в системе ФГОС основного общего образования: учеб. пособие. Архангельск: Архангельский областной институт открытого образования, 2014. 30 с.
13. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. Математика: 5 класс: учебник. М.: Просвещение, 2023. 280 с.
14. Вишнякова И.И. Роль педагога в организации проектной деятельности // Молодой ученый, 2020. № 22 (312). С. 464-469.
15. Гельфман Э.Г., Холодная М.А., Демидова Л.Н. Психологическая основа конструирования учебной информации (проблема интеллектоемких технологий преподавания) // Психологический журнал, 2013. Т. 14. № 6. С. 35¬
45.
16. Гельфман Э.Г., Подстригич. А.Г. Учебный проект как способ мониторинга интеллектуальных возможностей учащихся на уроках математики // Вестник ТГПУ, 2006. № 3 (54). С. 57-60.
17. Геометрия 7-9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Л.С. Атанасян [и др.] / Под ред. Л.С. Атанасян. М.: Просвещение, 2023. 390 с.
18. Гусарова Е.Н. Технология развития навыков проектной деятельности педагогов // Науки об образовании, 2017. С. 1-4.
19. Жукова Н.Д. Организация проектной деятельности на уроках математики // Молодой ученый, 2021. № 15 (357). С. 309-310.
20. Игнатенко М.Е. Педагогические условия организации
индивидуальной проектной деятельности старшеклассников в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования, 2020 // Российская научная электронная библиотека КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-organizatsii- individualnoy-proektnoy-deyatelnosti-starsheklassnikov-v-sootvetstvii-s- trebovaniyami-fgos(дата обращения: 01.06.2023).
21. Иванова Л.В. Проектная деятельность как основа развития проектной компетентности учителя // Науки об образовании, 2018. № 4(23). С.1-8.
22. Казун А.П. Практика применения проектного метода обучения: опыт разных стран // Образование и наука. 2018. № 20 (2). С. 32-59.
23. Капитонова М.Н. Метод проектов как средство развития исследовательской деятельности младших школьников // Молодой ученый, 2018. № 19 (205). С. 211-213.
24. Комарова О.В. Модель организации проектной деятельности в школе // Евразийский союз ученых, 2014. № 6-2 (6). С. 88-90.
25. Куликова Л.Г. Проблемное обучение как средство решения педагогических проблем // Науки об образовании, 2006. № 1. С. 180-184.
26. Лазарев В.С. Проекты учащихся: проблема, действия, план, оценка // Народное образование, 2016. № 4-5. С. 133-141.
27. Лукина М.М. Постановка проблемы и выбор темы как начало исследования // Проблемы педагогики, 2019. № 3 (42). С. 23-26.
28. Магомедалиева М.Р. Этапы и структура проектной деятельности студентов в процессе обучения // Науки об образовании, 2018. № 2 (69). С. 44¬
46.
29. Малинникова Т.В. Практики и формы организации межпредметного образовательного процесса в школе // Науки об образовании,
2020. № 4-5. С. 32-47.
30. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: учебник для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ: монография / Под ред. Н.В. Маняш, В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2014. 112 с.
31. Мерзляк А.Г., Поляков В.М. Алгебра: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2021. 399 с.
32. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебра: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф,
2021. 258 с.
33. Мерзляк А.Г., Поляков В.М. Алгебра: 7 класс: учебное пособие для углубленного изучения / Под ред. В.Е. Подольского. 8-е издание, перераб. и доп. М.: Просвещение, 2022. 298 с.
34. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2014. 304 с.
35. Миленко Е.А. Обоснование педагогических условий организации учебного сотрудничества младших школьников // Вестник Тамбовского университета. Гуманитарные науки, 2018. Т. 23. № 172. С. 72-79.
36. Насыпаная В.А. Педагогические условия применения самообразования как средства формирования математической культуры обучающихся основной школы // Материалы X Международной научной конференции «Теория и практика образования в современном мире» (г. Чита, апрель 2018 г.). Чита: Молодой ученый, 2018. С. 77-82.
37. Нетесов, Н.И. Развитие проектного метода в системе образования // Молодой ученый, 2016. № 19 (78). С. 587-590.
38. Новикова Е.О. Система формирования проектных умений обучающихся основной школы // Ученые записки крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2020 г., С.75-80.]
39. Новикова М.Н. Формирование метапредметных умений учащихся на уроках математики с помощью приемов технологии критического мышления // Материалы ll Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты» (г. Красноярск, 2014). С. 168-173.
40. Обухов А.С., Ловягин С.А. Задания для практики STEM- образования: от суммы частных задач и учебных дисциплин к целостному деятельностному междисциплинарному подходу // Исследователь. 2020. № 2 (30). С-63-82.
41. Обухов А.С. Практические задания в области STEM-образования:
сборник в 3 т. Т. 1. Задания для работы с учащимися начальной школы. [Электронный ресурс]. М.: Библиотека журнала
«Исследователь/Researcher», 2022. // Электронная библиотека НИУ ВШЭ. URL: https://publications.hse.ru/(дата обращения: 20.05.2023).
42. Оганнисян Л.А. Использование метода проектов в образовательном процессе // Науки об образовании, 2015. №2. С. 101-104.
43. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе // Науки об образовании, 2017. №1. С. 18-21.
44. Омельяненко А.В. Образ взрослости подростков. // Образование и проблемы развития общества, 2021. С. - 173
45. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2005. 112 с.
46. Петунин О.В. Преемственность и особенности учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на уровне среднего общего образования // Наука и школа, 2019. № 4. С. 43-49.
47. Полат Е.С. Метод проектов // Психология и педагогика мышления, 2016. № 2. С. 1-6.
48. Розанов Л.Л. Основы учения о геоэкологических процессах // Вестник Московского государственного областного университета. Естественные науки, 2017. № 2. С. 71-80.
49. Ручка О.Н. Особенности проектной деятельности старших подростков при формировании универсальных учебных действий // Историческая и социально-образовательная мысль, 2017. Т. 9. № 2-2. С. 235-241.
50. Сычева С.М. Проектное обучение — ключ к подготовке успешного специалиста // Науки об образовании, 2019. № 6. С. 32-37.
51. Терещенко Д.П. Возрастные особенности формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста [Электронный ресурс] // Вестник науки и образования, 2019. Ч. 3. // Российская научная электронная библиотека КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vozrastnye-osobennosti-formirovaniya tvorcheskih- sposobnostey-obuchayuschihsya-srednego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 25.06.2023).
52. Тестов В.А. Обновление содержания обучения математике: исторические и методологические аспекты: монография / Под ред. Министерство образования и науки РФ, Волог. гос. пед. ун-т. Вологда: ВГПУ, 2012. 176 с. Вологда: ВГПУ, 2012. - 176 с.
53. Товмасян В.В. Проектное мышление: методологические основы // Науки об образовании, 2019. № 3. С. 26-34.
54. Трищенко Д.А. Опыт проектного обучения: попытка объективного анализа достижений и проблем // Науки об образовании, 2018. № 4. С. 132¬152.
55. Федерова М.А. Рефлексия как основа учебной самостоятельной деятельности студентов // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, 2017. Т. 16. № 1. С. 21-26.
56. Фридман Л. М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
57. Фролова Е.Ю. Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках ФГОС // Молодой ученый, 2018. № 22 (208). С. 355-358.
58. Шефер Е.А. Развитие профессиональной компетентности педагогов в области проектной и исследовательской деятельности с обучающимися // Школьная педагогика, 2021. № 2 (21). С. 8-10.
59. Щипунова Н.Н. Организация проектной деятельности в школе // Молодой ученый, 2021. № 52 (394). С. 423-426.
60. Шкерина Л.В. Формирование метапредметных умений учащихся в
процессе обучения математике [Электронный ресурс] // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie- metapredmetnyh-umeniy-uchaschihsya-v-protsesse-obucheniya-matematike/viewer (дата обращения: 05.06.2023)
61. Юсупов В.З. Источники, методологические основы и понятийный аппарат проектного управления // Науки об образовании, 2018. № 4. С. 14-42.
62. Ядыгина Р.Б. Особенности организации и методического обеспечения проектной деятельности в школе // Науки об образовании, 2020. №6. С. 1-11.