Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация научно-исследовательской работы в старшей школе на примере темы «Химия красителей»

Работа №156990

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2019
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Литературный обзор 8
1.1. История красителей 8
1.2 Классификация красителей 16
Глава II. Методическая глава 3
2.1 Красители в школьном курсе 25
2.2 Организация научно-исследовательской деятельности учащихся 28
2.3 Общие сведения о элективных курсах 39
2.4. Разработка элективного курса по теме «Химия красителей» для 10-х профильных классов 46
Глава III. Экспериментальная часть 57
Выводы 68
Библиография 69
Приложения 74

Одним из требований современного школьного образования является необходимость не только обеспечить учащихся системой предметных знаний, но и вооружить их продуктивными способами действий, умениями применять их на практике, преобразовывать и самостоятельно вырабатывать новые знания, включаясь в новый вид деятельности.
В связи с новыми требованиями ФГОС [38] все учебные программы и методы обучения были переработаны с учетом компетентностного подхода в образовании. При таком подходе под образовательным результатом учащихся понимают не сумму усвоенной информации, а способность находить оптимальные решения, способы действий в различных проблемных ситуациях.
Среди ряда формируемых у школьников компетенций необходимо выделить проектно-исследовательскую компетенцию - одну из важнейших составляющих в развитии познавательных, творческих навыков и самостоятельности школьников [27]. Исследование и проектирование используют как дополнительное средство при изучении курсов общеобразовательных дисциплин, позволяющее учащимся принимать решение самостоятельно, учитывая особенности окружающей действительности и наличие вспомогательных материалов. Кроме того, использование научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе обладает профориентационной направленностью, а также развивает коммуникативную компетенцию, т. е. умение работать в команде.
Научно-исследовательскую работу учащихся можно организовать непосредственно в школе, учреждениях дополнительного образования, а также в научных лабораториях высших учебных заведений. Руководство научно-исследовательской работой осуществляют учителя образовательных учреждений, могут привлекаться профессорско-преподавательский состав и аспиранты вузов.
Тематика и характер исследовательских работ могут быть различными и определяются предметной областью знаний, возможностями материальной базы школы, возрастными и личностными особенностями учащихся. Интерес школьников к исследованию будет тем выше, чем актуальнее работа и чем большее практическое значение она имеет. Одна из увлекательных областей органической химии, на базе которой можно выделить множество проблемных ситуаций исследовательского характера, - химия красителей.
Красители - это интенсивно окрашенные органические соединения, обладающие способностью придавать окраску различного рода материалам [39]. Природные красители - это органические соединения, которые вырабатываются живыми организмами и окрашивают животные и растительные клетки. Выбор методов выделения красителей из природного сырья зависит от вида используемого сырья, от характера сопутствующих веществ, а так же от свойств основного извлекаемого пигмента. Чаще всего натуральные красители получают в виде соков и экстрактов. Для извлечения используют подходящие растворители. Так, для экстракции антоцианов используют воду или этиловый спирт, так как это водорастворимые пигменты, а для липофильных пигментов используют растительные масла, т.е. извлекают с помощью неполярных растворителей.
В рамках школьного курса химии нет возможности подробно останавливаться на химии красящих веществ. Содержание элективного курса позволяет расширить представления обучающихся об истории красителей, теориях цветности, природных и синтетических красителях и механизмах их действия; рассматриваются способы выделения красителей из природного сырья и методы синтеза в химической лаборатории. Данный курс ориентирует учащихся на профессии, связанные с химией, и способствует повышению интереса к познанию окружающего мира [41].
Целью данной работы является выявление условий для формирования проектно-исследовательской компетенции учащихся через организацию научно-исследовательской работы в рамках элективного курса для 10-х профильных классов на тему «Химия красителей».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ учебно-методической литературы по теме исследования.
2. Выявить оптимальные условия формирования проектно-исследовательской компетенции учащихся старших классов.
3. Разработать учебно-тематическое планирование элективного курса для 10-х профильных классов на тему «Химия красителей», включающее организацию научно-исследовательской работы на базе лаборатории тонкого органического синтеза КГПУ им. В. П. Астафьева.
ОБЪЕКТ - процесс формирования проектно-исследовательской компетенции обучающихся старшей школы через организацию научно-исследовательской работы.
ПРЕДМЕТ - методические условия для формирования проектно-исследовательской компетенции при вовлечении школьников в научно-исследовательскую работу.
ГИПОТЕЗА - формирование проектно-исследовательской компетенции эффективнее всего происходит при вовлечении школьников в научно-исследовательскую работу на базе научных лабораторий вузов и научных институтов.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
• теоретические: анализ учебно-методической и научной литературы, образовательных программ, элективных курсов, методических пособий по теме исследования;
• экспериментальные: методы тонкого органического синтеза, физико-химические методы анализа и идентификации органических веществ (тонкослойная хроматография, определение точки плавления, электронные спектры поглощения и др.)
Научная новизна и практическая значимость результатов исследования заключаются в разработке учебно-тематического планирования элективного курса для 10-х профильных классов на тему «Химия красителей», включающего организацию научно-исследовательской работы на базе лаборатории тонкого органического синтеза КГПУ им. В. П. Астафьева.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены на конференциях различного уровня. По теме диссертации опубликовано 3 статьи:
• Шувалова А.А. Гетероциклические соединения: значение, применение и изучение в школьном курсе // Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Красноярск, 26 апреля 2018 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. Т.В. Голикова; ред. кол.; Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018.
• Шувалова А.А. Организация научно-исследовательской работы в старшей школе на примере темы «Химия красителей» // Инновации в естественнонаучном образовании: X Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция. Красноярск, 23 октября 2018 г. / отв. ред. И.Б. Чмиль; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018.
• Шувалова А.А. Получение натуральных красителей из пищевого сырья // Химическая наука и образование Красноярья: материалы XII межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 150- летию открытия Периодического закона химических элементов Д.И. Менделеевым. Красноярск, 16-17 мая 2019 г. / отв. ред. л.М. Горностаев; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2019.
Объем и структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы, включающего 46 источников и 5 приложений. Общее количество страниц 94, количество таблиц 1, количество рисунков 6.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам работы можно сделать следующие выводы:
1. Анализ литературных источников показал, что тема «Природные и синтетические красители» является комплексной, межпредметной, далеко выходит за рамки школьного курса и предоставляет широкие возможности для формирования как предметных, так и метапредметных компетенций обучающихся при ее изучении.
2. Формирование проектно-исследовательской компетенции обучающихся является многостадийным процессом и эффективнее всего происходит при вовлечении школьников в научно-исследовательскую работу на базе научных лабораторий вузов и научных институтов.
3. Элективный курс «Химия красителей», разработанный для учащихся 10-х профильных классов, включает организацию научно-исследовательской работы по получению известных и новых синтетических красителей в лаборатории тонкого органического синтеза на базе КГПУ им. В. П. Астафьева. Данный элективный курс может быть использован в школах при подготовке учащихся к ЕГЭ, олимпиадам и для организации работы НОУ по химии в школе.



1. Ахумов, Г. А., Дмитриев, В. Л.,. Козлов П. В., Курс химии, 2 изд.- М., 1972.
2. Баранников А. В. Элективные курсы в профильном обучении. «Первое сентября», 2004 г., 10 февраля, № 102, стр. 1-2.
3. Беленький, Н.Н. «Химия и технология пигментов», 3-е изд., перераб. и доп.
- Ленинград: Госхимиздат, 1960
4. Бокарева, Г.Е. Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся / Г.Е. Бокарева, Е.В. Кикоть // Лучшие страницы педагогической прессы. — 2002. № 6. - 27 с. 9
5. Бородкин В. Ф. Химия красителей. - М.: Химия, 1981.
6. Васильева Н. В. Теоретическое введение в органический синтез. - М.: Просвещение, 1979.
7. Васильева Н. В. Практические работы по органической химии. Малый практикум: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1978.
8. Венкатараман К., Химия синтетических красителей, пер. с англ., т.1-6, Л., 1956-77.
9. Винюкова Г.М. Химия красителей. - М:. Химия 1979.
10. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарёв С.Ю. Химия. 10 класс. Профильный уровень. - М:. Дрофа, 2009.
11. Габриелян О.С. Химия. 9 класс (базовый уровень). - М.: Дрофа, 2011.
12. Головнер В. Н. Химия. Интересные уроки из зарубежного опыта преподавания. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
13. Гордон П., Грегори П. Органическая химия красителей / Пер. с англ. - М.: Мир, 1987.
14. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. Акад. Образования.- 2000.- N 2.- C. 3643.- (Филос.- психол. Основы теории В. В. Давыдова).
15. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: «Вербум-М», 2001.
16. Демин И. С. Применение информационных технологий в
учебноисследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное
образование, 2001. С. 144-150.
17. Евстигнеева Р. П. Тонкий органический синтез: Учебное пособие для вузов. - М.: Химия, 1991.
18. Енаковская Т. М. Внеклассная работа по химии. - М.: Дрофа, 2004.
19. Ермилов П. И., Индейкин Е. А., Толмачев И. А. Пигменты и пигментированные лакокрасочные материалы. — Химия, 1987.
20. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
21. Коган И. М. Химия красителей. - М.: Государственное научно¬
техническое издательство химической литературы, 1956.
22. Коржуков Н.Г. Общая и неорганическая химия. - М., 2014.
23. Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Левкин А.Н. Химия. 10 класс (углубленный уровень). - М.: Вентана-Граф, 2014.
24. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия. 9 класс (базовый уровень). - М.: Вентана-Граф, 2012.
25. Леонтович. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии //Народное образование. 1999. № 10.
26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
27. Леонтович А. В. Практика реализации программы исследовательской деятельности учащихся [электронный ресурс] - электронный данные. Режим доступа:www.abitu.ru/researcher/methodics/teor/a amj1t.html
28. Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974.
29. Лысаковская Е. Г. Элективные курсы. Некоторые вопросы [электронный
ресурс] - электронный данные. Режим доступа:
https://открытыйурок.рф/статьи/580559/
30. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия. 11 (10) класс (углубленный уровень). - М.: Русское слово, 2013.
31. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия. 9 класс (базовый уровень). - М.: Русское слово, 2012.
32. Огоновская И.С. Азбука исследователя: Методические рекомендации по организации и содержанию научно - исследовательской, проектной деятельности учащихся - Екатеринбург: Сократ, 2008.
33. Пиявский С.Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся. // Дополнительное образование. 2000. № 12.
34. Салимов Т.М., Куканиев М.А. Сатторов И.Т., Осимов Д.М. // Хим.-фарм. журн. 2005. Т.39. №6. С. 2829.
35. Самбулян Л.Г. Проектная и исследовательская деятельность учащихся [электронный ресурс] - электронный данные. Режим доступа: www.sch996.edusite.ru/p42aa1.html
36. Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научноисследовательской деятельности. - М., 1993.
37. Степанов Б.И. Введение в химию и технологию органических красителей: Учеб. для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Химия, 1984. - 592 с., ил.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
39. Цветков Л.Л. Эксперимент по органической химии: Методика и техника / Пособие для учителей. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Школьная Пресса, 2000. — 192 с.
40. Чекалин М.А., Пассет Б. В., Иоффе Б. А., Технология органических красителей и промежуточных продуктов, 2 изд., Л., 1980
41. Шувалова А.А. Организация научно-исследовательской работы в старшей школе на примере темы «химия красителей» // Инновации в естественнонаучном образовании: Сб. науч. тр. - Красноярск, 2018. - С. 332 - 337.
42. Шувалова А.А. Получение натуральных красителей из пищевого сырья // Химическая наука и образование Красноярья: Сб. науч. Тр. - Красноярск, 2019. - С. 211 - 214.
43. Patterson D., Sheldon R.P. The solubilities and heats of solution of disperse dyes in water //J. Soc. Dyers and Colour., 1960, Vol.76, No.3. P. 178-181.
44. VII A comparison with their solubility in organic solvents // J. Soc. Dyers and Colour., 1958, Vol.74, No. 10. P.688-693.
45. Patent № RU 2552521. Горностаев Л.М., Каргина О.И., Лаврикова Т.И.
Способ получения нафто[1,2,3-cd]индол-6(2H)-онов. Заявитель и
патентообладатель: КГПУ им. В.П. Астафьева. Заявка № 2013146993/04 от
21.10.2013. Опубл. 10.06.2015. Бюл. № 16.
46. Patent № RU 2552416. Горностаев Л.М., Каргина О.И., Лаврикова Т.И.
Способ получения нафто[1,2,3-cd]индол-6(2H)-онов. Заявитель и патентообладатель: КГПУ им. В.П. Астафьева. Заявка № 2013146994/04 от
21.10.2013. Опубл. 10.06.2015. Бюл. № 16.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ