ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Организация лабораторных работ с использованием видео-эксперимента при обучении физике в основной школе
1.1. Основные принципы организации лабораторных работ в основной школе 7
1.2. Современные подходы к обучению физике в условиях дистанционного
образования 12
Глава II. Система видео-экспериментов для организации лабораторных работ при дистанционном обучении физике
2.1. Методическое сопровождение организации лабораторных работ с
использованием видео-эксперимента 15
2.2. Педагогический эксперимент по внедрению разработанных методических рекомендаций в процесс обучения физике 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
В течение последних прошедших 15-20 лет система дистанционного образования (на разных его уровнях) претерпела значительные изменения в связи с резким скачком в развитии информационно-коммуникационных технологий и приобрела глобальный характер, что существенно повлияло на характер образования во многих странах мира, в том числе и в России.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, применяют дистанционное обучение по ряду причин таких как: гибкая дифференциация обучения, повышение мотивации к обучению за счет свободы выбора образовательной траектории и скорости подготовки, выбор активной позиции обучающегося в познавательной деятельности других.
Наличествуют факторы, имеющие непосредственное влияние на выбор в пользу дистанционного образования для обучающегося. Условно их можно выразить следующим образом:
1) социальная среда обучающегося
2) географическое расположение субъектов образовательного процесса
3) особые образовательные потребности
4) материально-технические возможности образовательных
организаций и ряд других факторов
Важно сказать об отсутствии работ, где настолько насыщенно наличествовал бы базис описания того, как следует проводить видео- лабораторные работы по физике, которые бы имели в себе специфику физики как предмета, которому обучают, а также требования и желания педагогов и тех, кто подвергается обучению с их стороны.
ФГОС требует «единства образовательного пространства Российской Федерации посредством установления единых требований к результатам», что выражает необходимость говорить об обучающихся, у которых отсутствует доступ к оборудованию либо доступ к преподавателю, который способен провести школьный демонстрационный эксперимент, из чего следует необходимость создания лабораторного практикума.
Также есть необходимость говорить о «равных возможностей получения качественного среднего общего образования» и «реализации бесплатного образования на ступени среднего общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план» ,согласно конституции РФ, определяющую равные права в получении общего образования гражданина, что может быть не удовлетворено из-за неспособности обучающихся самим проводить школьный эксперимент.
Процесс освоения образовательной программы подразумевает под собой развитие личности, становление обучающегося по ходу его продвижения в соответствии с установленной программой ФГОС: «предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами»
Работа обучающихся с лабораторным оборудованием является необходимым условием учебного процесса на уроках физики.
Эксперименты в первичной своей задаче введены для наглядного подтверждения того или иного закона, для объяснения явления. В случае с данной работой, эксперименты видео-интерактивные. Что подразумевает, во- первых, просмотр эксперимента обучающимися, а во-вторых, взаимодействие с ним.
Актуальность данной работы состоит в отсутствии общей базы видео- лабораторных работ для обучающихся, находящихся на дистанционном обучении. В особенности , если мы говорим об обучении физике, то согласно ФГОС существуют определенные требования к обучающемуся по мере его продвижения по программе общеобразовательной школы, а именно «владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы», чего нельзя достичь в полной мере, не используя в процессе обучения экспериментальные задания. Более того, данные умения станут основой для прогностических и аналитических навыков обучающегося, обращаясь к требованиям: «сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни»
Цель: разработка системы лабораторных работ с использованием видео¬экспериментов и методического сопровождения к ним.
Задачи:
1. Разработать лабораторный практикум по физике в основной школе с учетом ФГОС.
2. Разработать методику организации и использования видео - лабораторных экспериментов по физике в условиях дистанционного образования на основе использования предметной информационно-образовательной среды.
3. Внедрить в процесс обучения физике системы лабораторных работ с использованием методических рекомендаций.
Объект исследования: обучение физике в основной школе
Предмет исследования: организация лабораторных работ по физике в условиях дистанционного образования.
Методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ литературы по проблеме исследования
Эмпирические: наблюдение и анализ деятельности учащихся в процессе выполнения лабораторных работ в условиях дистанционного обучения
Практическая значимость работы заключается во внедрении в процесс дистанционного обучения физике системы лабораторных работ, основанных на видео-эксперименте.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе прохождения автором педагогической интернатуры на базе КГБОУ «Школа дистанционного образования», г. Красноярск с октября 2018 г. по апрель 2019. Результаты исследования по теме ВКР были представлены на Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистров и аспирантов «Современная физика в системе школьного и вузовского образования» в рамках XX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века».
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что использование видео-эксперимента при обучении физике позволяет частично решить ряд проблем, связанных с организацией лабораторного практикума в условиях дистанционного обучения физике.
Разработанная с учетом требований ФГОС ООО и особенностей дистанционного образования система лабораторных работ, позволяет использовать их в процессе обучения физике учащихся с особыми образовательными потребностями. Результаты исследования могут применяться в процессе обучения физике, основанном на дистанционных технологиях, с целью достижения образовательных результатов.
Описанная в данном исследовании система лабораторных работ, основанная на использовании видео-эксперимента, восполняет дефицит подобного рода обучающих средств для системы дистанционного образования. На основании полученных результатов целесообразно сделать вывод о том, что цель исследования была достигнута.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Организация лабораторно-практических работ в условиях дистанционного образования является сложным и многосторонним процессом, требующим не только тщательно продуманной дидактической его составляющей, но и серьезной технической подготовки учителя физики.
2. Включение в образовательный процесс системы лабораторно-практических работ с использованием видео-эксперимента повышает интерес обучающихся к новой методике, а также способствует развитию мотивации к изучению физики.
Проведенное исследование позволяет выделить перспективное направление в исследовании влияния видео-эксперимента на уровень развития личностных, регулятивных и предметных умений.
1. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2007. - N 3. - С. 85-92.
2. Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. - 2011. - № 6 (39). - С. 322-329.
3. Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2004. - N 2. - С. 40-42.
4. Андрюшин В. Не выходя из дома : информационные технологии в современных системах обучения // Бухгалтер и компьютер. - 2005. - N 7. - С. 16-20.
5. Балашова Ю. В. Особенности личностного развития студентов при дневном и дистанционном обучении // Среднее профессиональное образование. - 2009. - N 6. - С. 74-75.
6. Боброва И. И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению // Информатика и образование. - 2009. - N 11. - С. 124-125.
7. Бочков В. Е. Учебно-методический комплекс как основа и элемент обеспечения качества дистанционного образования // Качество. Инновации. Образование. - 2004. - N 1. - С. 53-61.
8. Васильев В. Дистанционное обучение : деятельностный подход // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2004. - N 2. - С. 6-7.
9. Генне О. В. Дистанционное обучение - новый шаг в развитии системы образований // Защита информации. Конфидент. - 2004. - N 3. - С. 36-39.
10. Гомулина Н. Н. Методика дистанционной формы обучения учителей физики на курсах повышения квалификации // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2011. - N 10. - С. 50-61.
11. Гриневич Е. А. Методика дистанционного изучения информатики студентами экономических специальностей //Информатизация образования. - 2011. - N 1. - С. 36-44.
12. Громова Т. В. Формирование готовности преподавателя вуза к деятельности в системе дистанционного обучения. - М. : ТЕЗАРУС , 2006. - 32 с. Свердловская ОУНБ; КХ; Формат Б; Инв. номер 2272737-КХ
13. Дроздецкая Г. В. Вопросы дистанционного образования при обучении русскому языку и культуре речи // Философия образования. - 2011. - № 6 (39). - С. 307-315.
14. Дячкин О. Д. Опыт разработки методики компьютерного обучения математике // Открытое и дистанционное образование. - 2009. - N 4. - С. 24-30.
15. Жарова Е. Е. Использование методик дистанционного обучения в преподавании английского языка // Дистанционное и виртуальное обучение. -
2008. - N 4. - С. 68-73.
16. Информатизация профессиональной подготовки : корпоративное обучение, учебные курсы, методика их разработки // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2006. - N 6. - С. 17-20.
17. Лебедев В. Э. Опыт использования электронного образовательного ресурса по дисциплине // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2009. - N 8. - С. 10¬22.
18. Мациевский С. В. Развитие научных основ ИТ-образования //Дистанционное и виртуальное обучение. - 2007. - N 9. - С. 13-17.
19. Мозолин В. П. О некоторых проблемах телекоммуникационного обучения // Информатика и образование. - 2000. - N 2. - С. 89-90.
20. Нгуен Тхи Донг. Дистанционное образование библиотечно-информационных специалистов // Научно-техническая информация. Сер. 1, Организация и методика информационной работы. - 2007. - N 3. - С. 22-26.
21. Нгуен Тхи Донг. Дистанционное образование как корреляция традиций и инноваций в подготовке кадров библиотечного дела // Научно-техническая информация. Сер. 1, Организация и методика информационной работы. - 2007. - N 5. - С. 27-30.
22. Нежурина М. И. Интернет-обучение : технологии педагогического дизайна. - М. : Камерон , 2004. - 216 с. Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 74.2; Авторский знак И733; Инв. номер 2256421-ЕФ Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 74.2; Авторский знак И733; Инв. номер 2256788-ЕФ
23. Никитин М. Стоит ли овчинка выделки? // Alma mater : Вестник высшей школы. - 2001. - N 5. - С. 16-20.
24. Новиков В. А. Дистанционное обучение : компьютерный тест по делопроизводству // Информатизация образования. - 2004. - N 1. - С. 24-30.
25. Ольнев А. С. Использование новых технологий в дистанционном обучении // Актуальные проблемы современной науки. - 2011. - N 1. - С. 96.
26. Осиленкер Л. Б. Высшее образование в информационном обществе - новые возможности и новые риски для населения // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2005. - N 6. - С. 110-118.
27. Парахина О. В. Новые технологии и классические идеи в ИТ-образовании // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2007. - N 11. - С. 37-39.
28. Попов С. Н. Методика построения мультимедийного курса "Триботехника и надежность машин" на основе дистанционного компьютерного обучения студентов // Открытое образование. - 2004. - N 1. - С. 13-21.
29. Раинкина Л. Н. Опыт проектирования и реализации виртуальной обучающей среды // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2008. - N 9. - С. 48-53.
30. Рауш Л. И. Компьютер как инструмент самореализации и саморазвития человека // Среднее образование : управление, методика, инновации. - 2012. - № 1. - С. 71-77.
31. Самари Ш. М. Пути применения дистанционного обучения в системе образования // Аспирант и соискатель. - 2009. - N 5. - С. 84-88.
32. Сафронов В. П. О методике использования интерактивной обучающей среды "Курс физики" // Открытое и дистанционное образование. - 2008. - N 3. - С. 52-55.
33. Селемнев С. В. Как в электронной форме представить учебное содержание? // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2010. - N 1. - С. 94-104.
34. Слободчикова А. А. Проблемы внедрения разработанных электронных учебных средств в образовательный процесс // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2008. - N 8. - С. 41-46.
35. Снегурова В. И. Возможности электронных образовательных ресурсов нового поколения для реализации дистанционного обучения математике // Открытое и дистанционное образование. - 2009. - N 4. - С. 38-43.
36. Тихомирова Ю. Е. Организация профильного интернет-обучения школьников : опыт "Телешколы" в Челябинской области и Пермском крае //Профильная школа. - 2008. - N 4. - С. 25-29.
37. Топунова М. К. Оценка качества знаний учащихся при дистанционном обучении в системе начального общего образования // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2012. - № 2. - С. 31-42.
38. Фадеев Г. Н. Интегративно-аксиологический подход к созданию систем дистанционного образования // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2009. - N 3. - С. 31-39.
39. Чефранова А. О. Дистанционное обучение физике // Наука и школа. - 2003.
- N 1. - С. 7.
40. Чошанов М. А. Обучающие системы дистанционного образования // Школьные технологии. - 2011. - N 4. - С. 81-88.
41. Шевчук В. П. Методика дистанционного обучения // Информатика и образование. - 2007. - N 12. - С. 118-119.
42. Шуваева В. В. Дистанционные технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования // Управление персоналом. - 2005. - N 3. - С. 36-39.