Организация подготовки к основному экзамену по математике с использованием онлайн - курса «Алгебраическая академия»
|
Введение 6
Глава 1. Теоретические основы организации подготовки к ОГЭ по математике обучающихся 9 класса с использованием онлайн - курса «Алгебраическая академия» 11
1.1 ОГЭ по математике: анализ содержания и результатов 11
1.2 Организационно - педагогические условия подготовки к ОГЭ по
математике обучающихся 9 класса с использованием дистанционных форм обучения 22
Глава 2. Технология организации подготовки к ОГЭ по математике обучающихся 9 класса с использованием онлайн - курса «Алгебраическая академия» 37
2.1 Методическая разработка онлайн - курса «Алгебраическая академия» для
сопровождения процесса подготовки обучающихся к ОГЭ по математике (на примере темы «Функции, их свойства и графики») 37
2.2 Педагогический эксперимент: основные этапы и результаты 63
Заключение 72
Библиографический список 73
Приложения 77
Глава 1. Теоретические основы организации подготовки к ОГЭ по математике обучающихся 9 класса с использованием онлайн - курса «Алгебраическая академия» 11
1.1 ОГЭ по математике: анализ содержания и результатов 11
1.2 Организационно - педагогические условия подготовки к ОГЭ по
математике обучающихся 9 класса с использованием дистанционных форм обучения 22
Глава 2. Технология организации подготовки к ОГЭ по математике обучающихся 9 класса с использованием онлайн - курса «Алгебраическая академия» 37
2.1 Методическая разработка онлайн - курса «Алгебраическая академия» для
сопровождения процесса подготовки обучающихся к ОГЭ по математике (на примере темы «Функции, их свойства и графики») 37
2.2 Педагогический эксперимент: основные этапы и результаты 63
Заключение 72
Библиографический список 73
Приложения 77
Государственная итоговая аттестация по математике является обязательной для всех российских школьников и проводится по окончании девятилетнего курса основного общего образования в форме основного государственного экзамена. Такая форма итоговой аттестации выпускников в России введена около 20 лет назад. Однако до сих пор имеются трудности в системе подготовки школьников к экзамену.
В ежегодных методических отчётах о результатах ОГЭ по математике особо подчёркивается ряд недостатков математической подготовки обучающихся, среди которых - формализм в преподавании предмета. Вместо формирования осознанных математических знаний происходит механическое «натаскивание» на решение однотипных задач из открытого банка данных ФИПИ. Самые низкие результаты обучающиеся показывают при решении задач, которые труднее всего поддаются алгоритмизации: задачи по геометрии, прикладные задачи, задачи с параметром и другие. Поиск и разработка результативных технологий подготовки выпускников к ОГЭ по математике остается одной из актуальных проблем школьного математического образования.
Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что современный педагог заинтересован в организации внеучебных мероприятий, в частности при подготовке к основному государственному экзамену (ОГЭ), который возможно реализовать, с учетом развития цифровых технологий, в дистанционном формате. Такая форма организации процесса образования может стать как дополнением к традиционным урокам, так и самостоятельной единицей (при выполнении условий организации онлайн-обучения). Целью педагога при реализации такого процесса становится создание информационного пространства, в котором каждый выпускник сможет восполнить пробелы в знаниях и подготовиться к сдаче ОГЭ.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) от 28.07.2021 нет четких указаний по процедуре подготовки выпускников к сдаче ОГЭ, так как подразумевается, что каждый ученик, освоивший программу основного общего образования в силах справиться с экзаменом. Согласно данным, опубликованным на официальном сайте Центра оценки качества образования (ЦОКО) Красноярского края, по проведенному методическому анализу результатов ОГЭ по учебному предмету Математика, представлена динамика изменения результатов за последние 3 года, с 2021 по 2023, где прослеживается отрицательная динамика количества обучающихся, написавших работу на «неудовлетворительную» оценку, при этом выросло количество обучающихся, сдавших экзамен на «хорошо». Однако количество обучающихся, сдавших успешно экзамен все так же незначительно, это свидетельствует о том, что обучающиеся все еще имеют трудности с решением заданий второй части, поэтому возникает необходимость организовывать дополнительное взаимодействие обучающихся и педагога с целью совершенствования предметных знаний по математике для улучшения результатов сдачи ОГЭ.
Новизна работы: в нынешнее время, где существует большое количество различного рода источников, возникает проблема чрезмерной насыщенности информации. Учащимся и учителю необходимо не только найти нужную информацию, но и уметь её фильтровать. Зачастую попадаются задания различного рода, которых нет в перечне заданий ФИПИ, тем самым тратится время на решение неактуальных заданий. Учитель в этом принимает роль проводника среди всей информации, он должен сам ориентироваться в данной области, чтобы консультировать учащихся и рекомендовать им необходимые источники. В данной работе создан онлайн - курс «Алгебраическая академия» с целью сокращения времени на поиск эффективного курса, который позволит закрыть дефициты у обучающихся в решении задания части 2.
Объектом исследования в данной работе является математическая подготовка обучающихся 9 класса.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия подготовки к ОГЭ по математике обучающихся 9 класса.
Гипотеза исследования: если в процессе подготовки обучающихся 9 класса к ОГЭ по математике использовать онлайн-курс «Алгебраическая академия», то это будет способствовать повышению уровня математической подготовки.
Цель - обоснование и экспериментальная проверка результативности использования онлайн-курса «Алгебраическая академия» в ходе подготовки обучающихся 9 класса к ОГЭ по математике.
Задачи исследования:
1) Уточнить структуру и спецификацию контрольно-измерительных материалов ОГЭ по математике.
2) На основе анализа ежегодных методических отчётов о результатах ОГЭ по математике в Красноярском крае выделить тип алгебраических задач с низким процентом решаемости и обозначить возможные причины плохих результатов.
3) Описать организационно-педагогические условия подготовки к ОГЭ по математике.
4) Разработать онлайн-курс «Алгебраическая академия» для методического сопровождения процесса подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике (на примере темы «Функции, их свойства и графики»).
Методами исследования являются:
1. анализ учебной, педагогической, учебно-методической литературы,
посвященной организации подготовки к основному государственному экзамену школьников;
2. анкетирование учащихся;
3. моделирование онлайн - курса для обучения школьников решению задания №22 с развернутым ответом;
4. наблюдение за учебной деятельностью учащихся на уроках математики;
5. педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования. Материалы и выводы работы могут быть использованы в подготовке к экзамену в рамках уроков в качестве дополнительного материала и самостоятельной работы с целью повышения процента решаемости данного задания.
В ежегодных методических отчётах о результатах ОГЭ по математике особо подчёркивается ряд недостатков математической подготовки обучающихся, среди которых - формализм в преподавании предмета. Вместо формирования осознанных математических знаний происходит механическое «натаскивание» на решение однотипных задач из открытого банка данных ФИПИ. Самые низкие результаты обучающиеся показывают при решении задач, которые труднее всего поддаются алгоритмизации: задачи по геометрии, прикладные задачи, задачи с параметром и другие. Поиск и разработка результативных технологий подготовки выпускников к ОГЭ по математике остается одной из актуальных проблем школьного математического образования.
Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что современный педагог заинтересован в организации внеучебных мероприятий, в частности при подготовке к основному государственному экзамену (ОГЭ), который возможно реализовать, с учетом развития цифровых технологий, в дистанционном формате. Такая форма организации процесса образования может стать как дополнением к традиционным урокам, так и самостоятельной единицей (при выполнении условий организации онлайн-обучения). Целью педагога при реализации такого процесса становится создание информационного пространства, в котором каждый выпускник сможет восполнить пробелы в знаниях и подготовиться к сдаче ОГЭ.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) от 28.07.2021 нет четких указаний по процедуре подготовки выпускников к сдаче ОГЭ, так как подразумевается, что каждый ученик, освоивший программу основного общего образования в силах справиться с экзаменом. Согласно данным, опубликованным на официальном сайте Центра оценки качества образования (ЦОКО) Красноярского края, по проведенному методическому анализу результатов ОГЭ по учебному предмету Математика, представлена динамика изменения результатов за последние 3 года, с 2021 по 2023, где прослеживается отрицательная динамика количества обучающихся, написавших работу на «неудовлетворительную» оценку, при этом выросло количество обучающихся, сдавших экзамен на «хорошо». Однако количество обучающихся, сдавших успешно экзамен все так же незначительно, это свидетельствует о том, что обучающиеся все еще имеют трудности с решением заданий второй части, поэтому возникает необходимость организовывать дополнительное взаимодействие обучающихся и педагога с целью совершенствования предметных знаний по математике для улучшения результатов сдачи ОГЭ.
Новизна работы: в нынешнее время, где существует большое количество различного рода источников, возникает проблема чрезмерной насыщенности информации. Учащимся и учителю необходимо не только найти нужную информацию, но и уметь её фильтровать. Зачастую попадаются задания различного рода, которых нет в перечне заданий ФИПИ, тем самым тратится время на решение неактуальных заданий. Учитель в этом принимает роль проводника среди всей информации, он должен сам ориентироваться в данной области, чтобы консультировать учащихся и рекомендовать им необходимые источники. В данной работе создан онлайн - курс «Алгебраическая академия» с целью сокращения времени на поиск эффективного курса, который позволит закрыть дефициты у обучающихся в решении задания части 2.
Объектом исследования в данной работе является математическая подготовка обучающихся 9 класса.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия подготовки к ОГЭ по математике обучающихся 9 класса.
Гипотеза исследования: если в процессе подготовки обучающихся 9 класса к ОГЭ по математике использовать онлайн-курс «Алгебраическая академия», то это будет способствовать повышению уровня математической подготовки.
Цель - обоснование и экспериментальная проверка результативности использования онлайн-курса «Алгебраическая академия» в ходе подготовки обучающихся 9 класса к ОГЭ по математике.
Задачи исследования:
1) Уточнить структуру и спецификацию контрольно-измерительных материалов ОГЭ по математике.
2) На основе анализа ежегодных методических отчётов о результатах ОГЭ по математике в Красноярском крае выделить тип алгебраических задач с низким процентом решаемости и обозначить возможные причины плохих результатов.
3) Описать организационно-педагогические условия подготовки к ОГЭ по математике.
4) Разработать онлайн-курс «Алгебраическая академия» для методического сопровождения процесса подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике (на примере темы «Функции, их свойства и графики»).
Методами исследования являются:
1. анализ учебной, педагогической, учебно-методической литературы,
посвященной организации подготовки к основному государственному экзамену школьников;
2. анкетирование учащихся;
3. моделирование онлайн - курса для обучения школьников решению задания №22 с развернутым ответом;
4. наблюдение за учебной деятельностью учащихся на уроках математики;
5. педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования. Материалы и выводы работы могут быть использованы в подготовке к экзамену в рамках уроков в качестве дополнительного материала и самостоятельной работы с целью повышения процента решаемости данного задания.
В связи со стремительным развитием цифровых технологий появляются новые подходы к организации образовательных процессов, в частности при реализации онлайн - обучения. В современной педагогической деятельности становится популярным организация подготовки обучающихся к экзаменам, в том числе к ОГЭ по математике.
В рамках выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1) Рассмотрены структура и спецификация контрольно - измерительных материалов ОГЭ по математике
2) Проанализированы ежегодные методические отчёты о результатах ОГЭ по математике в Красноярском крае и выделен тип алгебраических задач с низким процентом решаемости, а также обозначены основные возможное причины плохих результатов. В рамках данной задачи были выявлены задания №11 и №22, как наиболее затруднительные для обучающихся.
3) Описаны организационно - педагогические условия подготовки к ОГЭ по математике.
4) Разработан онлайн - курс «Алгебраическая академия» для методического сопровождения процесса подготовки обучающихся к ОГЭ по математике (на примере темы «Функции, их свойства и графики»)
5) Проведен педагогический эксперимент на основе МАОУ «Гимназия №13 «Академ»», проанализированы и описаны его результаты
Таким образом, все поставленные в исследовании задачи решены, цель достигнута. Данный курс в качестве «помощника» могут использовать как обучающиеся, так и учителя, расширяя это теоретическую и практическую основу.
В рамках выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1) Рассмотрены структура и спецификация контрольно - измерительных материалов ОГЭ по математике
2) Проанализированы ежегодные методические отчёты о результатах ОГЭ по математике в Красноярском крае и выделен тип алгебраических задач с низким процентом решаемости, а также обозначены основные возможное причины плохих результатов. В рамках данной задачи были выявлены задания №11 и №22, как наиболее затруднительные для обучающихся.
3) Описаны организационно - педагогические условия подготовки к ОГЭ по математике.
4) Разработан онлайн - курс «Алгебраическая академия» для методического сопровождения процесса подготовки обучающихся к ОГЭ по математике (на примере темы «Функции, их свойства и графики»)
5) Проведен педагогический эксперимент на основе МАОУ «Гимназия №13 «Академ»», проанализированы и описаны его результаты
Таким образом, все поставленные в исследовании задачи решены, цель достигнута. Данный курс в качестве «помощника» могут использовать как обучающиеся, так и учителя, расширяя это теоретическую и практическую основу.



