Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация освоения норм здоровьесберегающего поведения младших школьников в природной среде с помощью кружковых занятий «Природа и я - друзья»

Работа №156985

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы200
Год сдачи2020
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ
1.1. Понятие здоровьесберегающего поведения, возрастные особенности и 6
основы его формирования в природной среде
1.2. Особенности формирования норм здоровьесберегающего поведения
младших школьников посредством урочных и внеурочных занятий 17
1.3. Кружковая работа как средство формирования норм
здоровьесберегающего поведения младших школьников 28
Вывод по 1 главе 33
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПИРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НОРМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ
2.1. Диагностика актуального состояния сформированности норм
здоровьесберегающего поведения в природной среде 34
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 40
2.3. Комплекс кружковых занятий «Природа и я - друзья» и рекомендации к
его проведению 48
Вывод по 2 главе 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
Библиографический список 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методики диагностики уровня знания норм здоровьесберегающего поведения в природной среде 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Фактические данные исследования 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Результаты математической обработки данных 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Оценочный лист обучающихся 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Кружковые занятия программы «Природа и я - друзья».... 113

Сложившаяся обстановка на сегодняшний день вызывает беспокойство у всех людей планеты. Тем более мы испытываем тревогу за самых маленьких детей. Сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья рассматриваются как одна из основных задач системы образования [14].
В современном мире не только взрослым нужно знать основные правила безопасного поведения в природной среде, но и школьникам. С первых лет жизни дети любознательны и активны. Ребенку узнать окружающий мир становится небезопасно. Ему все интересно, хочется все попробовать на вкус, потрогать руками, увидеть своими глазами, услышать происходящее вокруг [31]. Для того, чтобы ребенок понимал, что опасно и безопасно, полезно, в этом ему поможет разобраться взрослый - родители, бабушки, дедушки, учитель и др. [13].
Также взрослым необходимо детям рассказать, как опознать опасные факторы среды для них, как защитить себя от них, что делать, если ты оказался в непредвиденной ситуации, как защитить себя, оказать себе и другим помощь. Чем раньше осведомить школьников с правилами безопасного поведения в природной среде и с их действиями, тем раньше у них появится опыт в данной сфере. Обучать школьников как вести себя в опасных ситуациях следует регулярно и систематически. Только тогда мы сможем у школьников развить умения и навыки сохранения их жизни.
Если мы обратимся к Федеральному государственному стандарту начального общего образования пункту 12.3. Обществознание и Естествознание (Окружающий мир), то увидим, что безопасность является фундаментом формирования безопасного поведения. В данном нормативном документе подчеркивается, что нужно сформировать у младших школьников нормы здоровьесберегающего поведения в природной среде.
В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из эффективных организаций к формированию безопасного поведения являются образовательные учреждения [26].
Так как у ребенка больше времени занимают школьные будни, то учителю начальных классов необходимо выделять уроки по формированию безопасного поведения в природной среде. Проводить классные часы, внеурочные часы на данную тематику. Ведь чем раньше начинать работу по просвещению детей о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них, тем раньше обучающиеся приобретут опыт безопасного поведения. Это обеспечит обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранить и укрепить здоровье, это и определило актуальность исследования.
Таким образом , актуальность данной проблемы позволяет сформулировать тему нашего исследования «Организация освоения норм здоровьесберегающего поведения младших школьников в природной среде с помощью кружковых занятий «Природа и я-друзья».
В связи с нашей темой мы сформулировали объект и предмет исследования.
Объект исследования: процесс освоения норм здоровьесберегающего поведения младших школьников в природной среде с помощью кружковых занятий «Природа и я - друзья».
Предмет исследования: актуальное состояние знания норм здоровьесберегающего поведения младших школьников в природной среде и условия его изменения.
Гипотеза исследования: актуальное состояние знания норм здоровьесберегающего поведения младших школьников в природной среде определяется знанием правил поведения в природной среде: на водоеме, у костра; в условиях сильной жары или холода, контакта с ядовитыми растениями, опасными животными, несъедобными грибами; при ориентировании на местности, оказании первой помощи и находится преимущественно на низком уровне.
Цель исследования: Описать процесс освоения норм здоровьесберегающего поведения младших школьников в природной среде, объяснить особенности его актуального состояния и предложить комплекс кружковых занятий «Природа и я - друзья».
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Теоретическое описание объекта исследования.
3. Теоретическое описание предмета исследования.
4. Определение критериев изучения объекта исследования. В соответствии с выбранными критериями - описание уровней состояния объекта.
5. Подбор методик, позволяющих выявить уровни состояния объекта и разработка диагностической программы исследования.
6. Проведение констатирующего среза и математическая обработка его результатов.
7. Описание и объяснение результатов эмпирического изучения объекта исследования.
8. Определение и описание условий, которые позволят улучшить ситуацию.
9. Разработка комплекса специальных занятий в рамках кружка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование в целом подтвердило основные положения выдвинутой гипотезы и правильность решения исследовательских задач, на основании чего можно сделать следующие выводы:
Как показывает практика, залогом безопасности является необходимый и достаточный уровень знаний определенных правил и норм. Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) считают, что здоровье человека на 50 % зависит от образа его жизни, на 20% - от условий окружающей его внешней среды, на столько же процентов - от его генетического кода (то есть - наследственности) и лишь на 10 % - от качества обслуживания его медицинскими работниками.
Изучив научную литературу по вопросу нашего исследования, пришли к выводу, что необходимо выявить уровень знаний норм здоровьесберегающего поведения в природной среде, а именно у водоема, у костра; в условиях сильной жары или холода; контакта с ядовитыми растениями или животными, грибами; как ориентироваться на местности, как оказать первую медицинскую помощь; у обучающихся 4 класса.
Для определения уровня знаний здоровьесберегающего поведения, у детей младшего школьного возраста был проведен констатирующий эксперимент.
Цель исследования заключалась в описании процесса освоения норм здоровьесберегающего поведения младших школьников в природной среде, объяснении особенностей его актуального состояния, чтобы предложить комплекс кружковых занятий «Природа и я - друзья». В рамках решения задач нашего исследования мы рассмотрели различные формулировки определения «нормы здоровьесберегающего поведения» и выявили, что нормы здоровьесберегающего поведения в природной среде представляют собой систему знаний и принципов поведения на природе, формирование умений, навыков и поведенческих стратегий, необходимых для сохранения собственного здоровья.
Опыт свидетельствует о том, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение достаточно длительного времени сохранять свои силы, надежно и безопасно осуществлять свою жизнедеятельность, защищать себя от неблагоприятных факторов. При встрече в пути с неожиданными препятствиями не следует спешить, необходимо постараться найти наименее рискованный способ их преодоления. Нельзя впадать в панику, нужно победить в себе страх, контролировать свои эмоции и действия. Следует помнить, что человек, умеющий сохранять самообладание, имеет больше шансов выжить в экстремальной ситуации. Безопасность представляет собой не только основополагающую характеристику, но и важнейший критерий функционирования, стабильности и развития любой системы.
Целью экспериментального исследования являлось - определить комплекс диагностических методик и выявить уровень сформированности знаний норм здоровьесберегающего поведения в природной среде у детей младшего школьного возраста на базе СШ №9 п.Октябрьского.
В результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по формированию здоровьесберегающего поведения у младших школьников в природной среде, а именно посещение кружка «Природа и я - друзья», способствует формированию знаний и поведенческих навыков, которые способствуют сохранению здоровья ребенка.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) 3.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2019 г. - М: Эксмо, 2019. - 144 с.
4. Абдульманова, Л.В. Движение как способ жизни //Ребенок в мире
культуры /под ред. Р.М. Чумичевой. — Ставрополь:
Ставропольсервисшкола, 2017. — С. 187 - 225.
5. Алямовская, В.Г. Воспитание здорового ребенка / В.Г. Алямовская. — М.: Линка-Пресс, 2017. — 109 с.
6. Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования / Р.И. Айзман. — Новосибирск: Наука, 2015. — С. 111-145.
7. Акбашев, Т.Ф. Всеобщая валеограмотность / Т.Ф. Акбашев, Т.А.Солдатова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 17 с.
8. Алямовская, В.Г. Воспитание здорового ребенка / В.Г. Алямовская. — М.: Линка-Пресс, 2017. — 109 с.
9. Анисимов, О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / О.С. Анисимов. — М.: Экономика, 2009. — 415 с.
10. Апанасенко, Л.Г. Медицинская валеология / Л.Г. Апанасенко, Л.А. Попова. - Ростов-на-Дону: Киев: Думка, 2012. — 269 с.
11. Артамонов, В.Н. Медико-биологические основы здорового
образа жизни / В.Н. Артамонов, В.Н. Мотылянская. — М.: 2010. — 52 с.
12. Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индвидуального развития/ И.А. Аршавский. М.: Медицина, 2013. —192 с.
13. Бермус, А.Г. Управление качеством профессионального образования: автореферат диссертации докт.пед.наук / А.Г. Бермус; — Ростов-на-Дону, 2017. — 43 с.
14. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии / В.П. Беспалько. — М.: — ИПО МО России, 2015. — 336 с.
15. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, с.249.
16. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, с.213-214.
17. Боровская, Л.А. Формирование у младших школьников основ здорового образа жизни как требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Л.А. Боровская // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2013. - №1. - С. 97-102.
18. Большаник, П.В. Влияние ландшафтов Западной Сибири на здоровье населения / П.В. Большаник // Эколого-географические проблемы природопользования нефтегазовых регионов. Доклады Ш Международной научно-практической конференции. — Нижневартовск: — НГГУ, — 2018.
— С. 213-216.
19. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская //Педагогика. — 2017,— №4.— С. 11-17.
20. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье. Новые данные об элеутерококке и других адаптогенах / И.И. Брехман. — Владивосток: 2018.
— С. 7-11.
21. Бутенко, Б.И. Новое в понимании здоровья / Б.И. Бутенко //Теория и практика физической культуры. — М.: 2018. — Т. 7. — С. 19-22.
22. Васильков, В.А. Концептуальные основы и механизмы реализации принципа здоровьесберегающего управления в системе образования /В.А. Васильков // Департамент здравоохранения, Департамент образования и науки, — 2016. — С. 53-62.
23. Вайнер, Э.Н. Общая валеология / Э.Н. Вайнер. — Липецк: 1989.
— 379 с.
24. Вербицкий, А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования /А.А.Вербицкий //Педагогика. — 1977, — № 6.
— С. 31-36.
25. Гальперин П.Я. К учению об интериоризации // Вопросы
психологии. 1966. №6.С.25-26.
26. Гончарова, Е.В. Компетентностный подход в образовании /Е.В. Гончарова // Компетентностный подход к развитию личности. Материалы Всероссийской научно-практической заочной конференции. — Нижневартовск: НГГУ, — 2017. — С. 3-19
27. Дубровский, В.И. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. — М.: RETORIKA-А: Флинта, 2009. — 560 с.
28. Дыхан, Л.Б. Педагогические условия валеологизации образовательной среды младших школьников: автореферат диссертации канд. пед. наук / Л.Б. Дыхан. — Ростов-на-Дону, 2001. — 22 с.
29. Дахин, А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? /А. Дахин// Народное образование: — 2014. — №4.
— С. 136-144.
30. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология /С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 480 с.
31. Дубровский, В.И. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. — М.: RETORIKA-А: Флинта, 2009. — 560 с.
32. Егоров, Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления / Б.Б. Егоров, В.Т. Кудрявцев. — М.: 2013. — 111 с.
33. Ефименко, Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Н. Ефименко. — М.: Линка-Пресс, 2009.
— 256 с.
34. Зайцев, Г.К. Здоровье школьников и учителей. Опыт
валеологического исследования / Г.К. Зайцев. — СПб.: Питер, 1995. — 86 с.
35. Зимняя, И.А. Компетентностный подход в образовании
/И.А. Зимняя //Высшее образование сегодня. - 2006. — № 8. — С. 20-26.
36. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. — М.: Владос, 2000. — 192 с.
37. Казначеев, В.П. Проблемы экологии человека / В.П. Казначеев.
— М.: Наука, 2006. — 262 с.
38. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии /В.И. Ковалько. — М., 2012. — 102 с.
39. .Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. — М.: Просвещение, 1955. — 289 с.
40. Лукьянова М.И, Учебная мотивация // Народное образование, 2001 год, № 8, с. 77 - 89
41. Мулявина, Э.А. Актуализация здоровьесформирующего потенциала естественнонаучного образования младших школьников: автореф. дисс. канд. пед. наук /Э.А. Мулявина. - Екатеринбург, 2007. - 23 с.
42. Овчаров, Е.А. Е.Е. Здоровье школьников. Медико-социальный, экономический и педагогический аспекты / Е.А. Овчаров, Л.В. Родионова, Е.Е. Борш; Нижневарт. гос. пед. ин-т. — Нижневартовск, 2015.
43. Петухова Т.П., Ващук И.Н. Формирование информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности: Монография. - Нижний Новгород: ВГИПУ, 2007. - 192с.
44. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей среды человека: словарь- справочник / Н.Ф.Реймерс. - М.: Просвещение, 1992.- 319 с.
45. Хозяинов Г.И. Средства обучения как компонент педагогического процесса // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК. - М.: 1998 г
46. Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979, с. 97.).
47. Цверианишвили Г.К. Образ жизни и здоровье человека // Естествознание. Январь. 2013. URL: ййрУ/^^^^геа
nlgaru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main%3Ftextid%3D3426%26level1%3Dmain%26level2%3Darticles(Дата обращения : 12.03.2020).
48. Хаитова С.А. Рабочая программа по окружающему миру 4 класс //
УМК «Школа России». Просвещение 2005-2020. URL:
https://prosv.ru/umk/school-russia.html(Дата обращения : 1.09.2020).
49. Астапенко В.К. Задание по теме правила поведения на водоеме.
LearningApps.orgсоздание мультимедийных интерактивных упражнений. URL: https://learningapps.org/index.php?page=5&s=&category=76 (Дата
обращения : 15.10.2020).
50. Яндекс. Яндекс картинки // URL:https://yandex.ru/images/(Дата
обращения : 22.09.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ