Организация освоения норм здоровьесберегающего поведения младших школьников в природной среде с помощью кружковых занятий «Природа и я - друзья»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ
1.1. Понятие здоровьесберегающего поведения, возрастные особенности и 6
основы его формирования в природной среде
1.2. Особенности формирования норм здоровьесберегающего поведения
младших школьников посредством урочных и внеурочных занятий 17
1.3. Кружковая работа как средство формирования норм
здоровьесберегающего поведения младших школьников 28
Вывод по 1 главе 33
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПИРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НОРМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ
2.1. Диагностика актуального состояния сформированности норм
здоровьесберегающего поведения в природной среде 34
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 40
2.3. Комплекс кружковых занятий «Природа и я - друзья» и рекомендации к
его проведению 48
Вывод по 2 главе 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
Библиографический список 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методики диагностики уровня знания норм здоровьесберегающего поведения в природной среде 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Фактические данные исследования 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Результаты математической обработки данных 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Оценочный лист обучающихся 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Кружковые занятия программы «Природа и я - друзья».... 113
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ
1.1. Понятие здоровьесберегающего поведения, возрастные особенности и 6
основы его формирования в природной среде
1.2. Особенности формирования норм здоровьесберегающего поведения
младших школьников посредством урочных и внеурочных занятий 17
1.3. Кружковая работа как средство формирования норм
здоровьесберегающего поведения младших школьников 28
Вывод по 1 главе 33
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПИРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НОРМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ
2.1. Диагностика актуального состояния сформированности норм
здоровьесберегающего поведения в природной среде 34
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 40
2.3. Комплекс кружковых занятий «Природа и я - друзья» и рекомендации к
его проведению 48
Вывод по 2 главе 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
Библиографический список 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методики диагностики уровня знания норм здоровьесберегающего поведения в природной среде 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Фактические данные исследования 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Результаты математической обработки данных 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Оценочный лист обучающихся 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Кружковые занятия программы «Природа и я - друзья».... 113
Сложившаяся обстановка на сегодняшний день вызывает беспокойство у всех людей планеты. Тем более мы испытываем тревогу за самых маленьких детей. Сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья рассматриваются как одна из основных задач системы образования [14].
В современном мире не только взрослым нужно знать основные правила безопасного поведения в природной среде, но и школьникам. С первых лет жизни дети любознательны и активны. Ребенку узнать окружающий мир становится небезопасно. Ему все интересно, хочется все попробовать на вкус, потрогать руками, увидеть своими глазами, услышать происходящее вокруг [31]. Для того, чтобы ребенок понимал, что опасно и безопасно, полезно, в этом ему поможет разобраться взрослый - родители, бабушки, дедушки, учитель и др. [13].
Также взрослым необходимо детям рассказать, как опознать опасные факторы среды для них, как защитить себя от них, что делать, если ты оказался в непредвиденной ситуации, как защитить себя, оказать себе и другим помощь. Чем раньше осведомить школьников с правилами безопасного поведения в природной среде и с их действиями, тем раньше у них появится опыт в данной сфере. Обучать школьников как вести себя в опасных ситуациях следует регулярно и систематически. Только тогда мы сможем у школьников развить умения и навыки сохранения их жизни.
Если мы обратимся к Федеральному государственному стандарту начального общего образования пункту 12.3. Обществознание и Естествознание (Окружающий мир), то увидим, что безопасность является фундаментом формирования безопасного поведения. В данном нормативном документе подчеркивается, что нужно сформировать у младших школьников нормы здоровьесберегающего поведения в природной среде.
В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из эффективных организаций к формированию безопасного поведения являются образовательные учреждения [26].
Так как у ребенка больше времени занимают школьные будни, то учителю начальных классов необходимо выделять уроки по формированию безопасного поведения в природной среде. Проводить классные часы, внеурочные часы на данную тематику. Ведь чем раньше начинать работу по просвещению детей о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них, тем раньше обучающиеся приобретут опыт безопасного поведения. Это обеспечит обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранить и укрепить здоровье, это и определило актуальность исследования.
Таким образом , актуальность данной проблемы позволяет сформулировать тему нашего исследования «Организация освоения норм здоровьесберегающего поведения младших школьников в природной среде с помощью кружковых занятий «Природа и я-друзья».
В связи с нашей темой мы сформулировали объект и предмет исследования.
Объект исследования: процесс освоения норм здоровьесберегающего поведения младших школьников в природной среде с помощью кружковых занятий «Природа и я - друзья».
Предмет исследования: актуальное состояние знания норм здоровьесберегающего поведения младших школьников в природной среде и условия его изменения.
Гипотеза исследования: актуальное состояние знания норм здоровьесберегающего поведения младших школьников в природной среде определяется знанием правил поведения в природной среде: на водоеме, у костра; в условиях сильной жары или холода, контакта с ядовитыми растениями, опасными животными, несъедобными грибами; при ориентировании на местности, оказании первой помощи и находится преимущественно на низком уровне.
Цель исследования: Описать процесс освоения норм здоровьесберегающего поведения младших школьников в природной среде, объяснить особенности его актуального состояния и предложить комплекс кружковых занятий «Природа и я - друзья».
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Теоретическое описание объекта исследования.
3. Теоретическое описание предмета исследования.
4. Определение критериев изучения объекта исследования. В соответствии с выбранными критериями - описание уровней состояния объекта.
5. Подбор методик, позволяющих выявить уровни состояния объекта и разработка диагностической программы исследования.
6. Проведение констатирующего среза и математическая обработка его результатов.
7. Описание и объяснение результатов эмпирического изучения объекта исследования.
8. Определение и описание условий, которые позволят улучшить ситуацию.
9. Разработка комплекса специальных занятий в рамках кружка.
В современном мире не только взрослым нужно знать основные правила безопасного поведения в природной среде, но и школьникам. С первых лет жизни дети любознательны и активны. Ребенку узнать окружающий мир становится небезопасно. Ему все интересно, хочется все попробовать на вкус, потрогать руками, увидеть своими глазами, услышать происходящее вокруг [31]. Для того, чтобы ребенок понимал, что опасно и безопасно, полезно, в этом ему поможет разобраться взрослый - родители, бабушки, дедушки, учитель и др. [13].
Также взрослым необходимо детям рассказать, как опознать опасные факторы среды для них, как защитить себя от них, что делать, если ты оказался в непредвиденной ситуации, как защитить себя, оказать себе и другим помощь. Чем раньше осведомить школьников с правилами безопасного поведения в природной среде и с их действиями, тем раньше у них появится опыт в данной сфере. Обучать школьников как вести себя в опасных ситуациях следует регулярно и систематически. Только тогда мы сможем у школьников развить умения и навыки сохранения их жизни.
Если мы обратимся к Федеральному государственному стандарту начального общего образования пункту 12.3. Обществознание и Естествознание (Окружающий мир), то увидим, что безопасность является фундаментом формирования безопасного поведения. В данном нормативном документе подчеркивается, что нужно сформировать у младших школьников нормы здоровьесберегающего поведения в природной среде.
В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из эффективных организаций к формированию безопасного поведения являются образовательные учреждения [26].
Так как у ребенка больше времени занимают школьные будни, то учителю начальных классов необходимо выделять уроки по формированию безопасного поведения в природной среде. Проводить классные часы, внеурочные часы на данную тематику. Ведь чем раньше начинать работу по просвещению детей о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них, тем раньше обучающиеся приобретут опыт безопасного поведения. Это обеспечит обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранить и укрепить здоровье, это и определило актуальность исследования.
Таким образом , актуальность данной проблемы позволяет сформулировать тему нашего исследования «Организация освоения норм здоровьесберегающего поведения младших школьников в природной среде с помощью кружковых занятий «Природа и я-друзья».
В связи с нашей темой мы сформулировали объект и предмет исследования.
Объект исследования: процесс освоения норм здоровьесберегающего поведения младших школьников в природной среде с помощью кружковых занятий «Природа и я - друзья».
Предмет исследования: актуальное состояние знания норм здоровьесберегающего поведения младших школьников в природной среде и условия его изменения.
Гипотеза исследования: актуальное состояние знания норм здоровьесберегающего поведения младших школьников в природной среде определяется знанием правил поведения в природной среде: на водоеме, у костра; в условиях сильной жары или холода, контакта с ядовитыми растениями, опасными животными, несъедобными грибами; при ориентировании на местности, оказании первой помощи и находится преимущественно на низком уровне.
Цель исследования: Описать процесс освоения норм здоровьесберегающего поведения младших школьников в природной среде, объяснить особенности его актуального состояния и предложить комплекс кружковых занятий «Природа и я - друзья».
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Теоретическое описание объекта исследования.
3. Теоретическое описание предмета исследования.
4. Определение критериев изучения объекта исследования. В соответствии с выбранными критериями - описание уровней состояния объекта.
5. Подбор методик, позволяющих выявить уровни состояния объекта и разработка диагностической программы исследования.
6. Проведение констатирующего среза и математическая обработка его результатов.
7. Описание и объяснение результатов эмпирического изучения объекта исследования.
8. Определение и описание условий, которые позволят улучшить ситуацию.
9. Разработка комплекса специальных занятий в рамках кружка.
Проведенное исследование в целом подтвердило основные положения выдвинутой гипотезы и правильность решения исследовательских задач, на основании чего можно сделать следующие выводы:
Как показывает практика, залогом безопасности является необходимый и достаточный уровень знаний определенных правил и норм. Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) считают, что здоровье человека на 50 % зависит от образа его жизни, на 20% - от условий окружающей его внешней среды, на столько же процентов - от его генетического кода (то есть - наследственности) и лишь на 10 % - от качества обслуживания его медицинскими работниками.
Изучив научную литературу по вопросу нашего исследования, пришли к выводу, что необходимо выявить уровень знаний норм здоровьесберегающего поведения в природной среде, а именно у водоема, у костра; в условиях сильной жары или холода; контакта с ядовитыми растениями или животными, грибами; как ориентироваться на местности, как оказать первую медицинскую помощь; у обучающихся 4 класса.
Для определения уровня знаний здоровьесберегающего поведения, у детей младшего школьного возраста был проведен констатирующий эксперимент.
Цель исследования заключалась в описании процесса освоения норм здоровьесберегающего поведения младших школьников в природной среде, объяснении особенностей его актуального состояния, чтобы предложить комплекс кружковых занятий «Природа и я - друзья». В рамках решения задач нашего исследования мы рассмотрели различные формулировки определения «нормы здоровьесберегающего поведения» и выявили, что нормы здоровьесберегающего поведения в природной среде представляют собой систему знаний и принципов поведения на природе, формирование умений, навыков и поведенческих стратегий, необходимых для сохранения собственного здоровья.
Опыт свидетельствует о том, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение достаточно длительного времени сохранять свои силы, надежно и безопасно осуществлять свою жизнедеятельность, защищать себя от неблагоприятных факторов. При встрече в пути с неожиданными препятствиями не следует спешить, необходимо постараться найти наименее рискованный способ их преодоления. Нельзя впадать в панику, нужно победить в себе страх, контролировать свои эмоции и действия. Следует помнить, что человек, умеющий сохранять самообладание, имеет больше шансов выжить в экстремальной ситуации. Безопасность представляет собой не только основополагающую характеристику, но и важнейший критерий функционирования, стабильности и развития любой системы.
Целью экспериментального исследования являлось - определить комплекс диагностических методик и выявить уровень сформированности знаний норм здоровьесберегающего поведения в природной среде у детей младшего школьного возраста на базе СШ №9 п.Октябрьского.
В результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по формированию здоровьесберегающего поведения у младших школьников в природной среде, а именно посещение кружка «Природа и я - друзья», способствует формированию знаний и поведенческих навыков, которые способствуют сохранению здоровья ребенка.
Как показывает практика, залогом безопасности является необходимый и достаточный уровень знаний определенных правил и норм. Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) считают, что здоровье человека на 50 % зависит от образа его жизни, на 20% - от условий окружающей его внешней среды, на столько же процентов - от его генетического кода (то есть - наследственности) и лишь на 10 % - от качества обслуживания его медицинскими работниками.
Изучив научную литературу по вопросу нашего исследования, пришли к выводу, что необходимо выявить уровень знаний норм здоровьесберегающего поведения в природной среде, а именно у водоема, у костра; в условиях сильной жары или холода; контакта с ядовитыми растениями или животными, грибами; как ориентироваться на местности, как оказать первую медицинскую помощь; у обучающихся 4 класса.
Для определения уровня знаний здоровьесберегающего поведения, у детей младшего школьного возраста был проведен констатирующий эксперимент.
Цель исследования заключалась в описании процесса освоения норм здоровьесберегающего поведения младших школьников в природной среде, объяснении особенностей его актуального состояния, чтобы предложить комплекс кружковых занятий «Природа и я - друзья». В рамках решения задач нашего исследования мы рассмотрели различные формулировки определения «нормы здоровьесберегающего поведения» и выявили, что нормы здоровьесберегающего поведения в природной среде представляют собой систему знаний и принципов поведения на природе, формирование умений, навыков и поведенческих стратегий, необходимых для сохранения собственного здоровья.
Опыт свидетельствует о том, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение достаточно длительного времени сохранять свои силы, надежно и безопасно осуществлять свою жизнедеятельность, защищать себя от неблагоприятных факторов. При встрече в пути с неожиданными препятствиями не следует спешить, необходимо постараться найти наименее рискованный способ их преодоления. Нельзя впадать в панику, нужно победить в себе страх, контролировать свои эмоции и действия. Следует помнить, что человек, умеющий сохранять самообладание, имеет больше шансов выжить в экстремальной ситуации. Безопасность представляет собой не только основополагающую характеристику, но и важнейший критерий функционирования, стабильности и развития любой системы.
Целью экспериментального исследования являлось - определить комплекс диагностических методик и выявить уровень сформированности знаний норм здоровьесберегающего поведения в природной среде у детей младшего школьного возраста на базе СШ №9 п.Октябрьского.
В результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по формированию здоровьесберегающего поведения у младших школьников в природной среде, а именно посещение кружка «Природа и я - друзья», способствует формированию знаний и поведенческих навыков, которые способствуют сохранению здоровья ребенка.



