Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация подготовки к единому государственному экзамену по разделу «Стереометрия» на основе индивидуальных образовательных маршрутов

Работа №156984

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2024
Стоимость4915 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 2
Введение 7
Глава 1. Теоретические основы организации подготовки к единому государственному экзамену по математике обучающихся 11 класса 10
1.1. ЕГЭ по математике: анализ содержания и результатов 10
В целом, анализ результатов ЕГЭ по математике и стереометрии
предоставляет ценную информацию для учителей и образовательных учреждений, помогая выявить слабые места в обучении и разработать стратегии для повышения успеваемости учащихся. 24
1.2. Психолого-педагогические особенности обучения школьников стереометрии 24
Глава 2. Технология организации подготовки к единому государственному экзамену по математике обучающихся 11 класса на основе индивидуальных
образовательных маршрутов 40
2.1. Методическое сопровождение подготовки обучающихся к единому
государственному экзамену по математике раздел Стереометрия. 40
2.2. Педагогический эксперимент: основные этапы и результаты 60
Заключение 73
Библиографический список 74
Приложение А. 81
Приложение Б. 85
Приложение В. 88
Приложение Г. 90
Приложение Д. 91
Приложение Е. 93
Приложение Ж. 96
Приложение З 99


Государственная итоговая аттестация по математике является обязательной для всех российских школьников и проводится по окончании девятилетнего курса основного общего образования в форме основного государственного экзамена и по завершений одиннадцатилетнего обучения в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) базового или профильного уровня. Такая форма итоговой аттестации выпускников в России введена около 20 лет назад. Однако до сих пор имеются трудности в системе подготовки школьников к экзамену. В ежегодных методических отчетах о результатах ЕГЭ по математике особо подчеркивается ряд недостатков математической подготовки обучающихся, среди которых - формализм в преподавании предмета. Вместо формирования осознанных математических знаний происходит механическое «натаскивание» на решение однотипных задач из открытого банка данных ФИПИ. Самые низкие результаты обучающиеся показывают при решении задач, которые труднее всего поддаются алгоритмизации: задачи по стереометрии, прикладные задачи и другие.
Одна из главных трудностей при решении геометрических задач заключается в отсутствии строгих алгоритмов. Сложность заключается в том, что геометрические задачи редко поддаются решению с применением стандартных формул. Для успешного решения таких задач необходимо использовать разнообразные факты и доказательства теорий, которые справедливы только в конкретном контексте расположения элементов фигур.
Навык решения геометрических задач приобретается через практику и решение множества задач разной сложности, начиная с простых и постепенно переходя к более сложным. Важно овладеть различными методами решения задач и научиться находить неочевидные идеи для успешного решения. В стереометрии особенно важно освоить способы решения базовых задач, чтобы затем успешно справляться с более сложными задачами, включающими комбинации различных геометрических фигур.
Поиск и разработка результативных технологий подготовки выпускников к ЕГЭ по математике остается одной их актуальных проблем школьного математического образования.
Цель исследования: обоснование и экспериментальная проверка результативности авторской технологии подготовки выпускников к ЕГЭ по математике (раздел “стереометрия”).
Объект исследования: математическая подготовка обучающихся 11 класса.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия подготовки к ЕГЭ по математике обучающихся 11 класса.
Гипотеза исследования: если процесс подготовки выпускников к ЕГЭ строить на основе индивидуальных образовательных маршрутов, то это будет способствовать повышению качества математической подготовки.
Задачи исследования:
6) Уточнить структуру и спецификацию контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по математике раздел “Стереометрия”.
7) Проанализировать ежегодные методические отчеты о результатах ЕГЭ по математике в Красноярском крае.
8) Описать психолого-педагогические особенности обучения школьников стереометрии.
9) Разработать методическое сопровождение подготовки обучающихся к единому государственному экзамену по математике раздел “Стереометрия”.
10) Провести педагогический эксперимент, проанализировать и описать его результаты.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование, проведенное на основе анализа результатов ЕГЭ по математике в Красноярском крае, выявило ряд проблем, связанных с подготовкой учащихся к сдаче экзамена. Формализм в преподавании математики и механическое "натаскивание" на решение типовых задач приводят к недостаточному пониманию материала и слабым результатам, особенно при решении задач стереометрии и прикладных задач.
Мы уточнили структуру стереометрических задач из ЕГЭ базового и профильного уровня и выделили ожидаемые математические умения, которыми должны обладать выпускники. На основе методического отчета о результатах ЕГЭ по математике по Красноярскому краю, мы выделили типичные ошибки, допускаемые при подготовке к экзамену, а также сформулировали некоторые общие выводы и рекомендации учителям по улучшению процесса преподавания математики.
Выделены психолого-педагогические особенности обучения школьников стереометрии. В данной работе особый акцент ставится на развитие пространственного воображения.
На основании проведенного анализа педагогической и методической литературы разработаны три полных индивидуальных образовательных маршрута, которые адаптируются под обучающихся.
Проведен эксперимент, в ходе которого была показана эффективность выбранной методики.
В работе теоретически и экспериментально обосновано, что если процесс подготовки выпускников к ЕГЭ строить на основе индивидуальных образовательных маршрутов, то это будет способствовать повышению качества математической подготовки



1. Александров А. Д. и др. Геометрия: Учеб. для учащихся 1 0 кл. с углубл. изуч. математики/А. Д. Александров, А. Л. Вернер, В. И. Рыжик.— М.: Просвещение, 1999.— 238 с.:
2. Арнольд В.И. Математика и математическая образование в современном мире //Математическое образование. 1997. Вып. 2. C. 109 - 112.
3. Архипова Т.В., Беркут О.А.. Захарова А. Г. Возможности использования компьютерной среды Geogebra в процессе подготовки обучающихся 11 класса к итоговой государственной аттестации по математике / «Математика и математическое образование в эпоху цифровизации»: материалы XII Всероссийской с международным участием научно-методической конференции. Красноярск, 9-10 ноября 2023 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. В.Р. Майер; ред. кол. - Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2023. - с.66-70.
4. Архипова Т.В., Кейв М.А. Психолого-педагогические особенности обучения школьников стереометрии / «Образование и наука XXI века: математика, физика, информатика и технология в смарт -мире»: материалы XV Всероссийской научно-методической конференции с международным участием студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск, 21-22 мая 2024 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. В.Р. Майер; ред. кол. - Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2024.
5. Балыкина Ю.Ю. Преемственность в изучении стереометрии на примере тетраэдра //E-Scio.2021.№1 (52).
6. Безгодова О.С. Формирование и развитие ИКТ-компетентности при использовании образовательной среды «Живая математика» // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 177-179.
7. Белоусова А.Г. Формирование пространственного мышления младших подростков (на примере обучения математике): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.02. - Воронеж, 2005.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М. : АСТ : Астрель, 2008. 670 с.
9. Гордин Р. К. ЕГЭ . Математика. Геометрия. Стереометрия. Задача (профильный уровень) / Под ред. И. В. Ященко. — М.: МЦНМО, . — с.
10. Далингер, В. А. Методика обучения стереометрии
посредством решения задач : учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. А. Далингер. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 370 с.
11. Далингер В.А. Познавательный интерес учащихся и его развитие в процессе обучения математике // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. З-1. С. 131-137.
12. Епифанцева В.А. Особенности использования системы Geogebra в процессе обучения // Общество: социология, психология,педагогика. 2020. №12
13. Журавлева Н.А., Шашкина М.Б. Стереометрия в школе: пора бить тревогу? (по результатам профильного ЕГЭ 2015-2019 гг.) // Математика в школе. 2020. №1. С. 3-12.
14. Зайцева В. В. Методика преподавания высшей математики с применением новых информационных технологий. Елабуга, 2005. 140 с
15. Котова С. К. Системно-деятельностный подход в
реализации ФГОС НОО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 19. - С. 37-41. - URL: http://e-
koncept.ru/2016/56247.htm.
16. Лемкина Юлия Андреевна. Методики, направленные на изучение сформированности пространственных представлений у детей дошкольного возраста. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:ййрз://доо.зиЖ5Т8 , свободный. - (дата обращения: 11.05.2024).
17. Леонтьев, Д.А. Понятие мотива у А. Н. Леонтьева и проблема качества мотивации / Д.А. Леонтьев // Вестник Моск. ун -та. Серия 14. Психология. - 2016. - № 2. -С. 3-18.
18. Львов, Л. В. Индивидуальный образовательный маршрут и
индивидуальная образовательная траектория / Л. В. Львов // Интеграционные процессы в современном образовании : Материалы Международной научно - практической конференции, Челябинск, 15-16 ноября 2018 года. - Челябинск: Частное образовательное учреждение высшего образования
«Международный Институт Дизайна и Сервиса», 2018. - С. 33-37.
19. Майер В.Р. Компьютерные исследования и эксперименты при обучении геометрии // Вестник Красноярского государственногопедагогического университета им. В. П. Астафьева. 2012 № 4. С.22-27
20. Маслова Г.Г. Методика обучения решению задач на построение в восьмилетней школе, 1961.
21. Математика: алгебра и начала математического
анализа, геометрия. Геометрия. 10—11 классы : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый и углубл. уровни / [Л. С. Атанасян и др.]. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2019. — 287 с.
22. Методические рекомендации для учителей,
подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2023 года по МАТЕМАТИКЕ / под ред. И.В. Ященко, И.Р. Высоцкого, А.В. Семенова. М.: ФГБНУ «ФИПИ», 2023. 43 с.
23. Методический анализ результатов ЕГЭ по Красноярскому
краю по предмету Математика базовая [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://coko24.ru/wp-content/uploads/2023/09/Методический-анализ-
результатов-ЕГЭ-2023-по-МАТЕМАТИКЕ-БАЗОВОЙ.pdf дата обращения: 21.02.2024).
24. Методический анализ результатов ЕГЭ по Красноярскому
краю по предмету Математика профильная [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://coko24.ru/wp-content/uploads/2023/09/Методический-анализ-
результатов-ЕГЭ-2023-по-МАТЕМАТИКЕ-ПРОФИЛЬНОЙ^£ дата
обращения: 21.02.2024).
25. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Math100». URL:https://math100.ru/ege-profil2024/
26. Орлова Л.Н. Особенности форм самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников при обучении естествознанию / Л.Н. Орлова, Л.В. Ижойкина // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3. - С. 65-67.
27. Педагогические подходы к проектированию
индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка. Методические рекомендации - СПб.: СПб АППО, 2017 -48 с.
28. Пособие по геометрии для подготовительных курсов (стереометрия) / под ред. А.А. Прокофьева. М.: МИЭТ, 2004, 240 стр.
29. Прикладной справочник по стереометрии от Школково [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://3.shkolkovo.online/public-Storage/d5245fc3-4d75-4ae2-b6ba-b0f9700390af
30. Решетова З. А. Психика и деятельность. Психический механизм усвоения // Национальный психологический журнал. 2017. № 3 (27). С. 40-55
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер Ком, 1998. 688 с.
32. Санина Е.И. Развитие пространственного мышления в процессе обучения стереометрии /Е.И. Санина, О.А. Гришина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2013. - №4. - С. 99-102.
33. Семушин А.Д. Методика обучения геометрическим
построениям в курсе стереометрии. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952.
34. Система оценки предметных результатов обучения по учебному предмету «Математика» : методические рекомендации для учителя / О. А. Рыдзе ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. - 67 с.: ил
35. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2024 году единого государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ Базовый уровень : Рособрнадзор - М. : ФИПИ, 2024. 10 с.
36. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2024 году единого государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ Профильный уровень : Рособрнадзор - М. : ФИПИ, 2024. 17 с.
37. Справочник от Профиматики [Электронный ресурс]. -
Режим доступа:
https://vk.com/doc270873619_6515302147hashMqLAkr3FiAfV9qLFQhIEtP6uGmYnxpyXpanhWmi7YIH&dl=W2XfW4UlWbBCJdfmnmj8rzfnCYb3vBOZtf7vwAFknKX
38. Теория познания : учеб. пособие / Д. В. Анкин ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд- во Урал. ун-та, 2019. - 192 с.
39. Тихоненко А.В. Основные проблемы методики преподавания геометрического материала в начальной школе / А.В. Тихоненко, Ю.В. Трофименко // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: международная научно-практическая конференция. - Екатеринбург : Аэтерна, 2017. - С. 34-39.
40. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Обучение математике с позиции системно-деятельностного подхода: монография; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноясрк, 2016. 280 с.
41. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://fipi.ru свободный (дата обращения: 21.02.2023).
42. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. - Москва : Просвещение, 2022. - 86с.
43. Фетисов, А.И. Методика преподавания геометрии в старших классах средней школы / под ред. А.И. Фетисова: пособие для учителя - М.: Просвещение, 1967 - 272 с.
44. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении - М.: Знание, 1984. - 80 с.
45. Черняева А.Р. Особенности реализации технологии деятельностного метода в обучении стереометрии: Методическое пособие. — Омск: Изд-во ОГИС. — 2003. -32 с.
46. Четверухин, Н.Ф. Изображение фигур в курсе геометрии: пособие для учителей и студентов - М.: УЧПЕД ГИЗ, 1958.
47. Шарыгин. И.Ф. Рассуждения о концепции школьной геометрии. - М.: Изд-во Московского центра непрерывного математического образования, 2000. - 56 с.
Шевелева О.Е. Развитие пространственного воображения у подростков с использованием технологии 3D моделирования// Мировая наука. 2018. №3(12). С. 132-134.
49. Шестаков С.А. ЕГЭ 2020. Математика. Задачи по стереометрии. Задача 8 (профильный уровень). Задачи 13 и 16 (базовый уровень). Рабочая тетрадь / Под ред. И.В. Ященко. - М.: МЦНМО. 2020. - 96 с.
50. Щепин Олег Николаевич. Наглядно-конструктивный подход к изучению стереометрии в старших классах средней школы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1999 139 c. РГБ ОД, 61:99-13/57-8
51. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. — М.: Педагогика, 1980.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ