Реферат 2
Введение 7
Глава 1. Теоретические основы организации подготовки к единому государственному экзамену по математике обучающихся 11 класса 10
1.1. ЕГЭ по математике: анализ содержания и результатов 10
В целом, анализ результатов ЕГЭ по математике и стереометрии
предоставляет ценную информацию для учителей и образовательных учреждений, помогая выявить слабые места в обучении и разработать стратегии для повышения успеваемости учащихся. 24
1.2. Психолого-педагогические особенности обучения школьников стереометрии 24
Глава 2. Технология организации подготовки к единому государственному экзамену по математике обучающихся 11 класса на основе индивидуальных
образовательных маршрутов 40
2.1. Методическое сопровождение подготовки обучающихся к единому
государственному экзамену по математике раздел Стереометрия. 40
2.2. Педагогический эксперимент: основные этапы и результаты 60
Заключение 73
Библиографический список 74
Приложение А. 81
Приложение Б. 85
Приложение В. 88
Приложение Г. 90
Приложение Д. 91
Приложение Е. 93
Приложение Ж. 96
Приложение З 99
Государственная итоговая аттестация по математике является обязательной для всех российских школьников и проводится по окончании девятилетнего курса основного общего образования в форме основного государственного экзамена и по завершений одиннадцатилетнего обучения в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) базового или профильного уровня. Такая форма итоговой аттестации выпускников в России введена около 20 лет назад. Однако до сих пор имеются трудности в системе подготовки школьников к экзамену. В ежегодных методических отчетах о результатах ЕГЭ по математике особо подчеркивается ряд недостатков математической подготовки обучающихся, среди которых - формализм в преподавании предмета. Вместо формирования осознанных математических знаний происходит механическое «натаскивание» на решение однотипных задач из открытого банка данных ФИПИ. Самые низкие результаты обучающиеся показывают при решении задач, которые труднее всего поддаются алгоритмизации: задачи по стереометрии, прикладные задачи и другие.
Одна из главных трудностей при решении геометрических задач заключается в отсутствии строгих алгоритмов. Сложность заключается в том, что геометрические задачи редко поддаются решению с применением стандартных формул. Для успешного решения таких задач необходимо использовать разнообразные факты и доказательства теорий, которые справедливы только в конкретном контексте расположения элементов фигур.
Навык решения геометрических задач приобретается через практику и решение множества задач разной сложности, начиная с простых и постепенно переходя к более сложным. Важно овладеть различными методами решения задач и научиться находить неочевидные идеи для успешного решения. В стереометрии особенно важно освоить способы решения базовых задач, чтобы затем успешно справляться с более сложными задачами, включающими комбинации различных геометрических фигур.
Поиск и разработка результативных технологий подготовки выпускников к ЕГЭ по математике остается одной их актуальных проблем школьного математического образования.
Цель исследования: обоснование и экспериментальная проверка результативности авторской технологии подготовки выпускников к ЕГЭ по математике (раздел “стереометрия”).
Объект исследования: математическая подготовка обучающихся 11 класса.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия подготовки к ЕГЭ по математике обучающихся 11 класса.
Гипотеза исследования: если процесс подготовки выпускников к ЕГЭ строить на основе индивидуальных образовательных маршрутов, то это будет способствовать повышению качества математической подготовки.
Задачи исследования:
6) Уточнить структуру и спецификацию контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по математике раздел “Стереометрия”.
7) Проанализировать ежегодные методические отчеты о результатах ЕГЭ по математике в Красноярском крае.
8) Описать психолого-педагогические особенности обучения школьников стереометрии.
9) Разработать методическое сопровождение подготовки обучающихся к единому государственному экзамену по математике раздел “Стереометрия”.
10) Провести педагогический эксперимент, проанализировать и описать его результаты.
Исследование, проведенное на основе анализа результатов ЕГЭ по математике в Красноярском крае, выявило ряд проблем, связанных с подготовкой учащихся к сдаче экзамена. Формализм в преподавании математики и механическое "натаскивание" на решение типовых задач приводят к недостаточному пониманию материала и слабым результатам, особенно при решении задач стереометрии и прикладных задач.
Мы уточнили структуру стереометрических задач из ЕГЭ базового и профильного уровня и выделили ожидаемые математические умения, которыми должны обладать выпускники. На основе методического отчета о результатах ЕГЭ по математике по Красноярскому краю, мы выделили типичные ошибки, допускаемые при подготовке к экзамену, а также сформулировали некоторые общие выводы и рекомендации учителям по улучшению процесса преподавания математики.
Выделены психолого-педагогические особенности обучения школьников стереометрии. В данной работе особый акцент ставится на развитие пространственного воображения.
На основании проведенного анализа педагогической и методической литературы разработаны три полных индивидуальных образовательных маршрута, которые адаптируются под обучающихся.
Проведен эксперимент, в ходе которого была показана эффективность выбранной методики.
В работе теоретически и экспериментально обосновано, что если процесс подготовки выпускников к ЕГЭ строить на основе индивидуальных образовательных маршрутов, то это будет способствовать повышению качества математической подготовки