Введение
Глава I. Теоретические основы формирования культуры питания младших школьников 8
1.1 Культура питания как составляющая здорового образа жизни (исторический аспект) 8
1.2 Особенности правильного питания для учащихся младших классов 14
1.3. Творческая мастерская «Мы-то, что мы едим»: разработка тарелки «рациона питания» 25
Итоги эксперимента, произведенного во втором классе на базе МАОУ «Лицей №1» г. Красноярск, дают возможность сделать заключение о преобладании у значительной части учеников низкого и среднего уровня культуры питания, в меньшей степени сформирован критерий «когнитивный» 25
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры правильного питания младших школьников посредством занятий мастерской «Мы-то, что мы едим». 37
2.1. Уровень формирования культуры питания у младших школьников 37
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 42
2.3 Методические рекомендации к проведению занятий в творческой мастерской «Мы - то, что мы едим» как средства повышения культуры питания младших школьников 55
Заключение 68
Библиография 70
Приложение №1 75
Приложение 2 79
Приложение 3 79
Приложение 4 79
Приложение 5 80
Приложение 6 81
Таблица. Календарно-тематического планирования 81
Сценарии и материалы для занятий в творческой мастерской 85
Образцы готовых детских работ 123
Актуальность исследования. В современном обществе мы сталкиваемся с тревожной тенденцией - здоровье молодого поколения снижается, а у детей наблюдается неприятное отсутствие культуры питания. У школьников появляются проблемы: чувство постоянной усталости, авитаминоз и различные расстройства пищеварительной системы, и это только небольшой список осложнений [27].
Школьный возраст является критическим периодом в жизни каждого ребенка. В конечном счете, от того, как питается младший школьник, зависит не только его настроение и внешность, но также его психическое и физическое состояние, в котором особое внимание уделяется показателям роста. Это подчеркивает необходимость уже с раннего детства формировать у детей полезные привычки и навыки, связанные с питанием и навыки культуры здорового питания.
Культура питания - важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС).
Согласно Ахутиной Т. В.: «Культура питания - это знания о принципах правильного питания, свойствах различных продуктов и их воздействии на организм, умение правильно составлять собственный рацион».[23]
Из письма Министерства образования и науки РФ от 12 апреля 2012 г. N ОБ- 731 "О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников" можно вынести, что: «Культура питания - важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения» (ФГОС). [24] А также: «Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода».
Развитие философских, педагогических и медицинских идей, связанных с ценностью здоровья и способами его поддержания, подвергнуто детальному рассмотрению в данном исследовании. Ш.А. Амонашвили, Н.М. Амосова, И.И. Брехмана, Н.А. Агаджаняна, Р.И. Айзман, Ю.П. Лисицына, В П. Петленко, Н.Ф. Борисенко, И.Ю. Глиняновой, Н.П. Повещенко, Л.Г. Татарниковой, Н.Н. Куинджи. В педагогической науке проблема формирования культуры питания у детей младшего школьного возраста рассматривалась в исследованиях Н.П. Абаскаловой, Г.А. Апанасенко, Л.В. Байкаловой, Н.А. Бирюкова, Э.Н. Вайнера, В.Н. Ирхина, Э.М. Казина, Г.А. Калачева. В Письме Министерства образования и науки РФ от 12 апреля 2012 г. N 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников. Предложены Методические рекомендации «Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников» (материалы разработаны сотрудниками Института возрастной физиологии РАО М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой), где указываются направления работы по формированию культуры питания. Одним из направлений является - реализация образовательных программ по формированию культуры здорового питания. Формирование культуры питания включает несколько направлений, в том числе внеурочную деятельность в школе. Она является неотъемлемой частью образовательного процесса и позволяет реализовывать программы по формированию здорового питания [24].
Проблемы правильного питания и здорового образа жизни становятся все более актуальными в современной жизни. Питание является одной из главных составляющих человеческой культуры, и качество и регулярность приема пищи существенно влияют на жизнь человека. [27]
Владение кулинарными навыками требует значительной культуры и эрудиции. Занятия по кулинарному искусству в школе направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, организацию правильного питания, а также на развитие социальных навыков, повышение уровня общего развития и культуры питания [38].
Владение кулинарией требует большого объема знаний и навыков, значительной культуры и эрудиции. Занятия по программе кулинарного искусства направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, организацию правильного питания, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего их развития и культуры питания [38].
На сегодняшний день существует множество определений понятия «здоровье». Так, согласно С. И. Ожегову, здоровье — это «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое и психическое благополучие». [32]
В культуре питания в основе лежат следующие основные составляющие: научные познания, профилактические меры в медицине, регулярный распорядок дня, работа и отдых, физическая активность, правильное организованное питание и отсутствие вредных привычек. [40]
Таким образом, в данной работе мы рассматриваем формирование, когнитивный компонент культуры питания младших школьников характеризуется глубокими знаниями и пониманием питательных принципов. В то же время, эмоциональный компонент культуры питания отражается во внешних и эмоциональных выражениях отношения к еде. Поведенческий компонент культуры питания обнаруживается в их действиях и соблюдении правил гигиены.
Объект исследования: процесс повышения уровня культуры питания младших школьников.
Предмет исследования: актуальное состояние сформированности культуры питания младших школьников.
Цель: на основе теоретического анализа литературы разработать диагностическую программу и оценить актуальное состояние сформированности культуры питания младших школьников.
Гипотеза исследования: актуальное состояние сформированности культуры питания младших школьников зависит от объема знаний о процессе питания, эмоционального отношения ребенка к качеству питания и от соблюдения правил гигиены питания, находится преимущественно на среднем и низких уровнях. В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические предпосылки исследования проблемы повышения кулинарных знаний младших школьников.
2. Конкретизировать понятие «культура питания» и определить особенности формирования кулинарных знаний в младшем школьном возрасте.
3. Изучить актуальное состояние сформированности культуры питания младших школьников.
4. Разработать занятия в творческой мастерской «Мы-то, что мы едим» по повышению кулинарных знаний младших школьников о культуре питания.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были разработаны сценарии занятий, связанные между собой и дополняющие друг друга (Сборник сценариев для реализации программы в творческой мастерской «Мы - то, что мы едим» для обучающихся 2-го класса - в приложении).
Методы исследования:
теоретические - В рамках данного исследования предусмотрено проведение теоретического анализа уже существующей научно-методической и психолого-педагогической литературы с целью систематизации накопленного педагогического опыта в сфере оздоровления обучаемых. Кроме того, планируется изучение существующей нормативно-правовой документации, которая регулирует процесс оздоровления студентов и включает использование различных образовательных средств.
Для получения эмпирических данных и подтверждения наших гипотез, планируется проведение педагогического эксперимента. В рамках этого эксперимента мы будем анализировать различные факторы, включая письменные работы учеников, протоколы бесед, а также применять математические и статистические методы для проведения качественного анализа полученных результатов.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования разработанных и успешно апробированных занятий в творческой мастерской «Мы-то, что мы едим» в начальной школе. Эти занятия могут стать эффективным средством для повышения кулинарных знаний учащихся из младшей школы в данной области. «Теоретической базой исследования стали работы по формированию культуры питания у детей младшего школьного возраста, рассмотренные в исследованиях Т. В. Ахутиной, М. М. Безруких, Г. К. Зайцева, Т. А. Филипповой, Н. Н. Куинджи, Н. И. Лебедевой, А. Г. Макеевой, С. В. Попова (Ахутина, 2000; Безруких, Макеева, Филиппова, 2014; Куинджи, 2001; Лебедева, 2005; Макеева, 2013), а также исследование о компонентах и критериях ценностного отношения учащихся к здоровью Э. А. Малолетко (Малолетко, 2008).
База исследования: эксперимент проводился на базе МАОУ «Лицей №1» г. Красноярск
В качестве эксперимента был выбран 2 «О» класс (26 детей в возрасте от 9 до 10 лет).
Проведя анализ психолого-педагогической и методической литературы, мы исследовали сущность понятий "знания", "расширение знаний", "кулинария" и "культура питания", а также обратили внимание на возрастные особенности младших школьников, которые необходимо учитывать при проведении занятий. В ходе исследования были определены критерии культуры питания: когнитивный, эмоциональный и деятельностный, а также выделены уровни культуры питания: низкий, средний и высокий. Используя психолого-педагогическую и методическую литературу, были выбраны методики: "Культура питания в жизни человека", "Для меня..." и "Дети на кухне". Результаты констатирующего эксперимента, проведенного во 2 классе МАОУ "Лицей №1", показали, что большинство учащихся находятся на низком или среднем уровне культуры питания, а наименее развитым критерием является "когнитивный".
В целях улучшения организации питания учащихся младших классов были разработаны и проверены новые занятия в творческой мастерской «Мы-то, что мы едим», учитывающие особенности этой возрастной группы. Были разработаны и внедрены организационно-педагогические меры, направленные на повышение культуры питания, включающие:
- изучение разнообразных продуктов питания, оценку их качества и состава, полезных свойств и роли в поддержании здоровья;
- ознакомление со значением вкусной и полезной пищи для организма, а также правилами личной гигиены;
- изучение микроэлементов и витаминов, важных для нормального функционирования организма, а также формирование рациона питания;
- внушение учащимся позитивного эмоционального отношения к вкусной и полезной еде, интереса к кулинарии и различным рецептам;
- развитие критического мышления относительно готовых блюд (в кулинарии или в супермаркете) и "вредных" продуктов и напитков;
- Соблюдение правил гигиены, сервировки стола и этикета во время приема пищи являются важными аспектами воспитания младших школьников. Проведенные эксперименты подтвердили гипотезу о том, что повышение уровня культуры питания у детей этого возраста возможно через занятия в мастерской под названием "Мы- то, что мы едим". В рамках этих занятий особое внимание уделялось:
- ознакомлению с разнообразием продуктов питания и их особенностями, а также их значению для организма;
- формированию позитивного эмоционального отношения младших школьников к кулинарному искусству;
- внушению навыков личной гигиены, сервировки стола, а также знанию правил этикета;
- развитию умения составлять рациональное питание, грамотно компонуя тарелку.
1. Амосов Н. М. Энциклопедия Амосова / Алгоритм здоровья, -Москва, 2004. - 504 с.
2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Т.В. Ахутина // Школа здоровья, 2000. - №2. - С.21 - 28.
3. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011, 80с.
4. Багрянцев О. В. Важность и понятие валеологии / О.В. Багрянцев // Межвузовский сборник научно - технических статей. Часть 2. - Саратов: Научная книга, 2008. - С. 8 - 10.
5. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегии личностноориентированного воспитания // Педагогика. / Е. В. Бондаревская, - 2001. - № 1. -С. 17 - 24.
6. Варламова С. И. Здоровье наших учеников / С.И.Варламова // Начальная школа. - 2003. - №2. - С. 66.
7. Венедиктов Д. Д., Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения / Д.Д. Венедиктов, А.И. Чернух, Ю.П. Лисицын, В.И. Кричагин // Вопросы философии. 1979. - №7. - С. 102.
8. Виленский М. Я. Социально - психологические детерминанты формирования здорового образа жизни / М.Я.Виленский // Теория и практика физической культуры. - 1994. - 9. - С. 12.
9. Волкова О.С. «Изучение актуального состояния культуры питания у младших школьников» / О.С.Волкова//Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития: материалы региональной научно-практической конференции. Красноярск, 23-24 апреля 2020 г.-С.21
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 - 5 ти томах. Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 382 с. 58.
11. Грач И. С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержания работы по его формированию / И.С. Грач // Образование. - 2002. - №5. - С. 88.
12. Дзапарова Г. И. Оздоровительная работа в начальной школе / Л.Н. Елизарова, С.Н. Чирихин // Начальная школа. - №9. - 2000. - С. 93.
13. Деркунская В. А. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников. Москва.: Панорама, 2005. - 144 с.
14. Дергачев Ю. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 2001. - С. 153.
15. Зайцев Г. К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья: образовательные программы по валеологии. / Г.К. Зайцева, В.В. Колбанова, М.Г. Колесникова. - СПб., 1994. - 148 с.
16. Запорожченко В. Г. К понятию здоровый образ жизни. / В.Г. Запорожченко Москва.: Центр, 2004. - 92 с.
17. Иванова Н. К. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников / Н.К. Иванов // Автореф. канд. дис. Самара, 2000. - 24 с.
18. Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоро вьесберегающих технологий / Т.В. Карасева // Начальная школа - 2005. - № 11. - С. 75 - 78.
19. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р).
20. Краткий курс лекций по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».: Учебное пособие для студентов колледжей. // Со¬ставители: Кислицина З.В., Коленникова О.В. - Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2008. - с.156
21. Кузина Р. А. Школа здоровья. / Р. А. Кузина /- Москва: Луч, 2000. - 202 с.
22. Куинджи Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие / Н.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, С. 100 - 139.
23. Куркович А. О. Здоровый образ жизни, / А.О. Куркович - Москва: Овал, 2002. - 233 с.
24. Куценко Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жиз-ни, / Г.И.Куценко, Ю.В. Новиков - М.: Аверсев, 1997. - 393 с.
25. Лебедева Н. И. Формирование здорового образа жизни млад-ших школьников. / Н.И. Лебедева / Москва.: ИВЦ Минфина, 2005. - 112 с.
26. Макеева А. Г. Формирование основ культуры питания у детей и подростков - методические аспекты // Вопросы детской диетологии. - 2013. - No 2. - С. 44-47.
27. Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / В.В.Марков. - М.: Академия, 2001. - 320 с.
28. Методические рекомендации: здоровьеберегающие техноло-гии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М. М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М., 2002. - 242 с.
29. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые про-граммы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242.
30. Письмо Минобрнауки России от 12.04.2012 N 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников» (вместе с Методическими рекомендациями Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников.
31. Приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. №
922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014- 2015 году».
32. Российской Федерации. Приказ МЗ и МО // Официальные документы в образовании. - №20. - 2002. - С. 3-6.
33. Педагогика здоровья. Программа и методическое руководство для учителей начальных классов / Под. ред., В.Н.Касаткиной. - М. « Линка - Пресс», 1998 - 332с.
34. Разговор о правильном питании : библиогр. указ. лит. / Муни-цип. учреждение культуры «Централиз. библ. система» г. Архангельска, Центр. гор. б-ка им. М. В. Ломоносова ; [сост. О. В. Кузнецова ; ред. Т. С. Рудная]. - Архангельск, 2015. - 69 с.
35. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические тре-бования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, с изменениями от 24 ноября 2015 года).
36. Синягина Н. Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 150 с.
37. Смирнова Н. К. Здоровьезберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. / Н.К. Смирнова. - М.: АРКТИ, 2003. - 126 с.
38. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. / Т.А.Шорыгина. - М.: Сфера, 2005. - 64 с.
39. http : //x-prod.ru/pitanie/317-cultura-pitania.html- Интернет-ресурс «О продуктах питания, пищевых добавках и других».
40. http://school31.tgl.net.ru/images/2016/Vneurochka/KZP 5-9.pdf- материал из рабочей программы курса внеурочной деятельности «Культура здорового питания».