Введение 4
Глава 1. Теоретическая часть 6
1.1. Содержание и формы работы с родителями в дошкольной
образовательной организации 6
1.2. Значение музыкально-ритмического воспитания в движениях для
всестороннего развития детей дошкольного возраста 13
1.3. Особенности музыкально-ритмического воспитания детей старшего
дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации 17
1.4. Виды упражнений для музыкально-ритмического воспитания детей
старшего дошкольного возраста 23
1.5. Организационная работа с родителями в рамках дошкольной образовательной организации по музыкально-ритмическому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста 30
1.6. Необходимые условия организации музыкально-ритмического
воспитания в дошкольной образовательной организации 32
Вывод по первой главе 37
Глава 2. Практическая часть 39
2.1. Констатирующий эксперимент 39
2.2. Программа организации работы с родителями по вопросу организации музыкально-ритмического воспитания детей старшего дошкольного возраста (формирующий эксперимент) 42
2.3. Контрольный эксперимент 46
Вывод по второй главе 48
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложения
В настоящее время заметно возрос интерес педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций к работе с семьей.
Усиление воспитательной и образовательной функции детского сада, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, педагогов и родителей [4].
Анализ психолого-педагогической литературы и массовой практики показывает, что проблема взаимодействия детского сада и семьи актуальна на протяжении многих лет, так как эта проблема включает в себя несколько аспектов. [4] Во-первых, это приоритетность общественного и семейного воспитания. Во-вторых, взаимоотношения родителей и детей дошкольников. В-третьих, взаимоотношения воспитателей и родителей в процессе воспитания и обучения воспитанников детских садов.
Актуальность обуславливается следующим: семья принимает участие в развитии всех сторон личности ребенка дошкольника, а так же и в музыкально-ритмическом воспитании детей старшего дошкольного возраста[4].
Таким образом, одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм в организации работы с родителями по вопросу музыкально-ритмического воспитания детей. Этому мы хотели бы посвятить свое исследование.
Целью нашего исследования является организация работы с родителями по музыкально-ритмическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Объект - музыкально-ритмическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - формы работы с родителями по музыкально- ритмическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по исследуемой проблеме: содержание и формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации; значение, особенности музыкально-ритмического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить необходимые условия и виды упражнений для музыкально-ритмического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести констатирующий эксперимент.
4. Разработать и реализовать программу формирующего эксперимента.
5. Провести контрольный эксперимент.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что музыкально-ритмическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при организации систематической работы с родителями.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Красноярска.
Взаимодействие родителей и педагогов в дошкольной образовательной организации редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Наша цель была организовать работу с родителями по вопросу музыкально-ритмического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Исследование состояло из анализа психолого-педагогической литературы, изучения опыта практиков, проведение констатирующего эксперимента, разработки и реализации программы, контрольного эксперимента.
В теоретической части рассмотрено содержание и формы работы с родителями в детском саду.
Практическая часть работы посвящена разработке и реализации программы организации работы с родителями по вопросу музыкально- ритмического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Данное исследование позволило нам сделать следующие выводы:.
1. Взаимодействие детского сада и родителей детей старшего дошкольного возраста осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни детского сада;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей.
2. Важное значение в организации работы с родителями по вопросу музыкально-ритмического воспитания детей старшего дошкольного возраста имеют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей.
В работе с родителями следует проявлять понимание, терпимость и такт в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции, в целом выстраивать уважительные взаимоотношения семьи и дошкольной образовательной организации.
Предполагаемая гипотеза исследования о том, что музыкально-ритмическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при организации систематической работы с родителями, доказана.
1. Арисменди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. / Общ.ред. М.Шуаре. - М.: Прогресс, 2011.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981 г. - 240с.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 2010.
4. Ветлугина Н.А. Содержание музыкального воспитания и обучения на занятиях // Система эстетического воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1962
5. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика воспитания в детском саду - М., 2010 - 232с.
6. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 1. Пер. с фр. Н.Н. Алипова и др. -2-е изд., стер. -М.: Мир, 1996. -491 с.
7. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология - М., 2011 - 324 с.
8. Давыдова И. А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями//1 сентября. 2013.
9. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя, старшая, подготовительная группы. - Издательство: ВАКО, 2006. - 240с.
Ю.Доронова Т.Н. Вместе с семьёй - М.: Просвещение, 2006.
11. Дубровская Е.А. Руководство процессом музыкального воспитания в дошкольных учреждениях - М., 2009 - 112 с.
12. Дубровская Е.А. Теория и методика музыкального воспитания - М., 2010 - 168 с.
13.Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М.,1960.
14.Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М.: Творческий центр, 2010.
15.Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста - М., 2010 - 320 с.
16. Зимина А. Н. Музыкально-ритмическое воспитание детей 5—6 лет в детском саду. М., 1964
17. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. 2008. №6.
18. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников - М., 2009 - 124 с.
19. Кулагина Т.Ю., Серде Т.А. На пути к музыке: Методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений. - изд.: Ульяновск: ИПКПРО, 1999. - 72с.
20. Маланина Н. Танцевально-игровое творчество старших дошкольников. Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1. - с. 9-14.
21. Метлов Н.А. Музыка-детям: пособие для воспитателя и
муз.руководителя д/с. -М.: Просвещение, 1985. - с. 144.
22. Мухина В.С. Детская психология - М., 2012 - 367 с.
23. Николаева Е.В. Музыкально-пластическая деятельность детей на музыкальных занятиях // Теория музыкального образования / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004
24. Полуянов Ю. Ритм в жизни и в искусстве. Искусство в школе. - 2005. - №5.-с. 31-35
2 5. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой/ - М., 2005
26. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье - М.: Просвещение, 1994.
27. Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебное пособие. - М.: Академия, 2011.
28. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников - М., 2011 - 218 с.
29. Руднева С. Д., Фили Э. М. Ритмика. Музыкальное движение. —М., 1972.
30. Рыданова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000 г.
31. Хорошилова Т. Развиваем у детей чувство ритма // Дошкольное воспитание. 1991. № 1
32. Хрестоматия: Из истории музыкального воспитания / Сост.
О. А. Апраксина. —М., 1990. — С. 152—205.