Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение процесса формирования родительской компетентности по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста 5
1.2. Проблема развития родительской компетентности 8
1.3. Формирование родительской компетентности по развитию творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста 15
Выводы по главе 23
Глава 2. Изучение организации работы с родителями по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
2.1. Организация и методики исследования. Анализ результатов
исследования 24
2.2. Программа организации работы с родителями по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 31
Рекомендации для родителей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 37
Заключение 38
Библиографический список 40
Приложение 1. Анкета для родителей «Поговорим о творчестве» 45
Приложение 2. Правила для родителей
В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования и уровню готовности ребенка к школе усиливается ответственность родителей по психическому, физическому и педагогическому развитию своих детей. Особое внимание уделяется формированию родительской компетентности по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов способствует формированию духовно богатой гармонически развитий личности.
В наше время жизнь становится все разнообразнее и сложнее, и она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. То, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Считается, что все люди обладают творческими задатками от природы, родителям необходимо лишь распознать в ребенке тягу к творчеству и способствовать развитию его творческих способностей.
Объект исследования - работа с родителями как одно из направлений деятельности ДОО.
Предмет исследования: организация работы с родителями по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: предполагается, что организация работы с родителями в условиях ДОО способствует развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования: разработка и реализация программы организации работы с родителями по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из данной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме развития творческих способностей детей дошкольного возраста и по проблеме развития родительской компетентности.
2. Изучить содержание организации работы с родителями по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и реализовать программу организации работы с родителями (констатирующий эксперимент по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение библиографических источников, изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, беседа, анкетирование, методы математической обработки.
В процессе исследования были использованы работы:
Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Л.А.Венгера, О.М. Дьяченко, Т.А. Репиной, Е.Е. Кравцовой, В.Т.Кудрявцевой, Е.Е. Сапоговой Е.В. Котовой, С.В. Кузнецовой, Т.А.Романовой, А.Н. Леонтьева, Р.И. Жуковской, Е.Е. Кравцовой, Е.М.Гаспаровой, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская, Ю.А. Полуянов, Н.А. Ветлугина, Л.В. Школяр, Г.П.Новикова, Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, Г.В. Урадовских, Т.П.Алиева, Г.К. Уразалиева, Н.Н. Лебедева и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов и рекомендаций, заключения, библиографического списка из 52 источников и двух приложений.
Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения его творческой деятельности различного рода. Исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Особое значение в развитии способностей детей к творчеству принадлежит старшему дошкольному возрасту. Все дети в этом возрасте чем-то уникальны, благодаря накопленному ранее опыту и знаниям, они, даже играя в какую-либо игру, выполняя различные виды продуктивной деятельности, творят. Освоение дошкольниками окружающей действительности даёт прекрасные возможности для развития компонентов творческих способностей. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы, активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности. Если ребенок творческий он более самостоятельный, стремительный.
Для воспитания детей с высокоразвитыми творческими способностями одного лишь создания благоприятных условий недостаточно, необходима направленная работа по развитию у них творческого потенциала. Работа в этом направлении должна проводиться не только педагогами дошкольной образовательной организации, но и в семье. Все окружающие ребенка люди должны быть заинтересованы в раскрытии его потенциала, развитии его творческих способностей.
Из второй главы мы видим, что не все родители имеют верные представления относительно творческих способностей своих детей, хотя и не отрицают их наличия, затрудняются ответить, есть ли творческие способности у других людей и у них самих. Они не владеют должной информацией, как развивать творческие способности у своих детей, пытаются переложить это на педагогов детского сада.
Главная задача дошкольной образовательной организации заключается в том, чтобы помочь родителям приобрести педагогические знания и практические навыки по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, оказать им практическую и консультативную помощь в вопросах воспитания своих детей. Организация работы с родителями способствует развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования подтвердилась.
1. Андреева Н. А. Организация эффективного сотрудничества родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2012. №4. С.48 - 53.
2. Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству. Обучение детей 2 7 лет технике рисования. Учебно - методическое пособие. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. - 64с.
3. Бондаренко Т.М. Организация непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада. Образовательная область «Художественное творчество»: Практическое пособие дл воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ИИ Лакоценина И.А., 2012. -216с.
4. Галешникова Т. С. Развише детского творчества средствами изобразительной деятельности в содружестве с семьей // Дошкольная педагогика. 2009. №1 (50) / Январь / С. 58 - 62.
5. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество: Метод, пособие для воспитателей / А.А. Грибовская. - М.: Просвещение, 2004. - 160с.
6. Гумен ОН., Котанова ИА Формы и методы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2008. № 10. С. 88-93.
7. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. - 88с.
8. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. М.: Просвещение, 2007. - 160с.
9. Дубовик И.В., Ушакова А.А., Харитонова Т.А., Черникова И.В. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет через театрализованную сказку в процессе музыкального воспитания // Дошкольная педагогика. 2014. №4 (99) / Апрель / С.35.
10. Дьякова Т.А., Исса О.Ф. Мы лепили снеговика... // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2009. № 1. С. 103 - 106.
И.Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Союз, 2001. - 250с.
12. Иванова о.Л., Васильева И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребёнка. - СПб.: Речь; Образовательные проекты. М.: ТЦ Сфера, 2010.-92с.
13. Иванова О.Л. Рисунки, которые нас рисуют. Педагогическая диагностика художественного развития ребёнка. - СПб.: Речь; Образовательные проекты. М.: Сфера, 2009. - 96с.
14. Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Цветы и травы. - СПб.: Речь; Образовательные проекты. М.: Сфера, 2009. - 64с.
15. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2009. -416с.
16. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 128с.
17. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 120с.
18. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в
подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 112с.
19. Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова ЛИ., Корзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 152с.
20. Комарова Т. С. Школа творческого воспитания / Т. С. Комарова. - М.: Зимородок: Карапуз, 2006. - 415с.
21. Концепция дошкольного воспитания / Под ред. В.В. Давыдова. М., 2005. - 54с.
22. Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно - экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов (втора младшая, средняя, старшая и подготовительная группы). - М. ТЦ Сфера, 2006. - 208с.
23. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010.
- 128с.
24. Кошелев В.М. Художественный и ручной труд в детском саду: кн. для воспитателей дет. сада и родителей. - М.: Просвещение, 2001. - 48с.
25. Кривцова Е. В. Взаимодействие педагогов с родителями в процессе художественно-эстетического развития дошкольников // Дошкольная педагогика. 2011. №4 (69) / Апрель / С.61 - 62.
26. Крылов Е. Школа творческой личности. // Дошкольное воспитание. 2002. №7. С. 11-20.
27. Луговская, А. Ребенок без проблем! / А Луговская, М.М. Кравцова, О.В. Шевнина. - М.: Эксмо, 2008. - 352 с.
28. Микляева НВ., Родионова Ю.Н. Развиваем способности дошкольников: Методическое пособие. -М: ТЦ Сфера, 2010. - 128с.
29. Правдов, М. А. Особенности организации двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста / М. А. Правдов. - М.: Канон+, 2006. - 183с.
30. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М., 2006. - 200с.
ЗЕСоломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. 2-е изд., испр. И доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- 168с.
32. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического
воспитания / Под ред. О.В. Гончаровой. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128с.
33. Туфкрео Р.А., Кудейко М.В. Коллекция идей. Театральная и художественная деятельностьв детском саду и начальной школе. М.: ООО «ЛИНКА-ПРЕСС», 2004. - 192с.
34. Фадеева Е.М. Дифференцированный подход в методической работе ДОУ // Управление ДОУ. - 2006. №7. - С.70-76.
35. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
36. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128с.
37. Аксёнова О.А. Психолого-педагогические особенности детей старшего
дошкольного возраста.
http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/04/20/psihologo- pedagogicheskie-osobennosti-detey-starshego-doshkolnogo
38. Анализ проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста. http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=423
39. Анкета для родителей «Поговорим о творчестве»,
http: //pandia. ru/text/78/247/55806. php
40. Воспитательная компетентность родителей.
http://schoolpsy.ucoz.ru/publ/stati_dlja_roditelej/vospitatelnaja_kompetentnost _roditelej/5-1 -0-25
41. Дубравина Г.А. Развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста. http://festival.lseptember.ru/articles/550641/
42. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста. http://dohcolonoc.ru/stati/1957-psikhologo-pedagogicheskie- osobennosti-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
43. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте. http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/razvitie_tvorcheskich_s posobnostey_v_doshkolnom_vozraste.html
44. Развитие творческих способностей детей раннего возраста в продуктивной
(конструктивной) деятельности. http://nsportal.ru/detskii-
sad/raznoe/prezentatsiya-razvitie-tvorcheskikh-sposobnostei-detei-rannego- vozrasta-v-produkt
45. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00131475_0.html
46. Развитие и формирование художественных и творческих способностей у детей дошкольного возраста. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=541859
47. Родительская компетентность. http://ped-kopilka.ru/blogs/oksana- stol/roditelskaja-kompetentnost.html
48. Сорокина Е.И. Интеграция непосредственно образовательной деятельности в раннем возрасте как средство развития творческих способностей. http://festival. lseptember.ru/articles/608232/
49. Сущность педагогической компетентности родителей. http://www.maam.ru/detskijsad/suschnost-pedagogicheskoi-kompetentnosti- roditelei.html
50. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения развития родительской компетентности в условиях ОУ. http: //pandia. ru/text/78/269/45439. php
51. ФГОС ДО http://krao.ru
52. Храпунова Н. А. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования. http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/razvitie-tvorcheskih- sposobnostey-detey-starshego-doshkolnogo