Введение
Глава 1. Подготовка детей к школе в контексте исследуемой проблемы
1.1. Понятие «готовности» к школе, компоненты готовности, виды 7
1.2. Возрастные и психологические особенности детей старшего
дошкольного возраста 21
1.3. Деятельность воспитателя в процессе организации работы по
подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе 27
Глава 2. Практическая часть
2.1. Констатирующий эксперимент 43
2.2 Программа работы с родителями по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе 52
2.3. Контрольный эксперимент 60
Заключение 70
Библиографический список 73
Приложение 75
На сегодняшний день вопрос о подготовке детей к школьному обучению обсуждается довольно часто и является наиболее актуальной темой. Правильно спланированная и организованная работа во многом может облегчить процесс подготовке ребенка к школе. Как известно, важнейшая задача, которая стоит перед системой дошкольного воспитания - всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Подготовка к школе является проблемой не новой, но обсуждается довольно часто и является наиболее популярной среди многих ученых.
Если грамотно спланировать работу, то можно спрогнозировать результаты деятельности каждого сотрудника образовательного учреждения. Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведение, поэтому очень важно правильно организовать образовательный процесс, чтобы захватить все области развития ребенка, сформировать правильные мотивы, помочь в какой-либо ситуации. Поэтому, планируя работу необходимо учитывать особенности детей не только интеллектуальные, но и физические, подбирать те мероприятия, которые подойдут для каждого ребенка.
Для того чтобы ребенок, поступая в школу, чувствовал себя уверенно и комфортно необходимо правильно организовывать работу с дошкольниками. Для этого нужно работать не только внутри образовательной организации, но и сотрудничать с другими детскими садами, с родителями, обмениваться опытом с коллегами из других образовательных организаций, чтобы расширить свой кругозор, узнать что-то новое, изучить особенности организации образовательного процесса в других образовательных учреждениях.
Если подойти к организации работы по подготовке детей к школе грамотно, учитывая особенности предметно-развивающей среды, индивидуальных и психологических возможностей каждого ребенка можно избежать многих серьезных проблем, которые могут возникнуть в процессе воспитания и обучения. Правильно спланированная работа образовательного процесса во многом может снизить риск дезадаптации старшего дошкольника при поступлении в первый класс.
На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условия для развития функционально грамотной личности - человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Для того чтобы ребенок почувствовал, что он может сделать что-то самостоятельно, проявить свою инициативу, творчество, умения правильно принимать решения и выходить с трудных и проблемных ситуаций необходимо применить индивидуальный подход. Индивидуальный подход процесс не разовый, он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка. Прежде всего, данный подход направлен на устранение недостатков и развития положительных качеств.
Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка. Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка В.А.Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи, одновременно подчеркивая необходимость педагогического просвещения родителей: «По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех...». При этом он отмечал, что общие формы работы с родителями необходимо сочетать с индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между ее членами.
Несомненно, значение детского сада при подготовке детей к школе весьма значительно, но не стоит упускать из виду деятельность родителей. Именно от них зависит развитие ребенка. Так как первые знания, умения и опыт ребенок получает в семье и от активности родителей зависит насколько будет сформирована личность ребенка. В связи с этим, мы разработаем систему мероприятий направленных на работу с родителями.
Хочется сказать, что организации работы с детьми следует уделять большое значение, подходить к этой проблеме со всех сторон, учитывать все факторы, которые способствуют развитию или наоборот тормозят формирование личности ребенка, мешая ему полноценно и гармонично развиваться.
В связи с эти, целью нашей работы является
Цель: организация работы дошкольной образовательной организации с родителями по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе
Объект исследования -подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе
Предмет исследования - формы работы дошкольной образовательной организации по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе
Гипотеза: предполагаем, что подготовка детей старшего дошкольного возраста будет более эффективной при организации традиционных и нетрадиционных форм работы дошкольной образовательной организации с родителями
Задачи:
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования готовности старшего дошкольника к школе;
2. Изучить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
3. По добрать диагностический инструментарий (констатирующий эксперимент);
4. Разработать и реализовать программу мероприятий для работы с родителями по подготовке детей к школе;
5. Провести контрольный эксперимент
На сегодняшний день проблема готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе является довольно актуальной темой, и многие ученые уделяют этой проблеме достаточно много времени и внимания.
Вначале была поставлена цель исследования: организация работы дошкольного образовательного учреждения с родителями по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе. Было выдвинуто предположение о том, что организация работы с родителями по подготовке детей к школе имеет свои особенности и при правильном построении образовательного процесса, возможно, избежать возникновения дезадаптации старших дошкольников при поступлении в первый класс.
Для достижения поставленной цели нами был проведен анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, а также проведен констатирующий эксперимент, с целью изучения отношения родителей к проблеме готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.
В ходе изучения литературы по теме исследования были рассмотрены аспекты понятия «готовность к школьному обучению», выделены компоненты и виды готовности.
В ходе изучения литературы по теме исследования было рассмотрено понятие «готовность к школьному обучению», выделены компоненты и виды готовности.
Было проведено анкетирование с родителями для изучения их отношения к вопросу готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, а также вопросы были направлены на то, чтобы изучить уровень осведомленности родителей о своих детях. Результаты исследования показали, что родители осознают необходимость такой работы, большинство знают и имеют представления о том, что такое готовность, но в связи с тем, что многие не владеют знаниями и умениями организации учебной деятельности, мы предлагаем программу работы, которая поможет родителям правильно выстраивать деятельность подобного рода.
В ходе формирующего эксперимента была разработана программа, которая может быть реализована в дошкольной образовательной организации г. Красноярска в течение учебного года.
Завершающим этапом исследования являлось проведение контрольного эксперимента, целью которого являлось выявление уровня изменения родительского отношения к вопросу о готовности детей к школе, а также проверка эффективности предложенных форм работы с родителями по повышению их родительской компетентности в области построения образовательного процесса в условиях дома.
Результаты показали, что в процессе совместного взаимодействия детского сада с семьей, у родителей заметно сформировался интерес к процессу подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе, а также повысился уровень родительской компетентности в области построения и планирования образовательного процесса.
Таким образом, задачи, которые были поставлены в начале нашего исследования, были успешно решены:
1. Изучена психолого - педагогическая литература по проблеме исследования готовности старшего дошкольника к школе;
2. Изучены психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
3. По добран диагностический инструментарий и проведен констатирующий эксперимент;
4. Разработана и реализована программа мероприятий для работы с родителями по подготовке детей к школе;
5. Проведен контрольный эксперимент, сделаны общие выводы.
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, действительно подготовка детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективной при организации традиционных и нетрадиционных форм работы ДОО с родителями.
1. Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. М., 1994.-192с.
2. Груздева О. В., Вербианова О. М. Психология развития ( Возрастная): учебно-методическое пособие/Красноярск. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. -Красноярск,2 011. -184с.
3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополи,- СПб.: Питер, 2004,- 208с.: ил,- (Серия «Учебное пособие»)
4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: 1990 г
5. Зебзеева В. А. Проектирование образовательной программы детского сада в условиях реализации ФГОС ДО.-М.:ТЦ Сфера, 2015.-128 с. (Управление детским садом)
6. Ильина Н. Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка к школе.-М.:ООО «Аквариум-Принт», К.:ОАО «Дом печати - ВЯТКА», 2005. - 160 с.:ил.
7. Использование курса Поливановой Н. К., Цукерман Г. А. «Введение в шольную жизнь при подготовке детей к школе»
8. Парамонова Л. А., Родина М. Н. Методические рекомендации по организации образовательной работы с детьми 4-5 лет / науч. Ред. Л. А. Парамонова, сост. Н. М. Родина. - М.:ОЛМА Медиа Групп, 2015.-91 {5} с.
9. Попова Н. А. Подготовка детей к школе в детском саду [Электронный ресурс] / Н. А. Попова - Режим доступа http://paidagogos.com/7pM038
10. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.: ил.
11. Психологическая готовность к школьному обучению // Начальная школа. - 2004. - № 36. - С.9-13. -Сентябрь.
12. Психология развития / под ред. Т.Д. Марцинковской. - М: Академия, 2007. - 352 с
13. Тимофеева Л. Л., Бережнова О. В. Журнал Управление ДОО №1/2012 г. Статья «Современное планирование деятельности ДОО»/г. Орел. С 29 по 48 с.
14. УрунтаеваГ. А. Детская психология: учебник для студентов сред. Учеб. Заведений/ Г. А. Урунтаева,- 6-е изд., перераб. И доп,- М.:- Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
15.Эльконин Д.Б. Психологические аспекты проблемы готовности к школьному обучению// Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду: тезисы всесоюзной научной конференции. М., 1971г. 4.1.
Интернет - источники:
1. file:///C:/Users/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%В A/Downloads/imfp 20141 n2 Kuzmischina%20( 1).pdf;
2. http://39frspb. caduk.ru/p 123aa 1.html;
3. http://cribs.me/fizicheskaya-kultura/vynoslivost-kak-fiziclieskoe- kachestvo-vidy-i-raznovidnosti-faktory-obuslavlivayushchie- sovershenstvovanie-strategiya-vospitaniya-vynoslivosti;
4. http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/09/19/planirovanie- vospitatelno-obrazovatelnogo-protsessa-v-ramkakh