Этапы формирования и развития медицинского страхования в России
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ 7
1.1. История развития медицинского страхования в России 7
1.2. Понятие, сущность, основные элементы и виды медицинского страхования 39
1.3. Правовое регулирование медицинского страхования 41
Глава 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «КАПИТАЛ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ») 45
2.1. Страховая медицинская организация (СМО): права и обязанности...45
2. 2. Деятельность страховой медицинской организации - ЗАО «Капитал Медицинское страхование» 51
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 66
3.1. Общие проблемы системы медицинского страхования 66
3.2. Совершенствование и перспективы развития медицинского страхования в России 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 92
Глава 1. МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ 7
1.1. История развития медицинского страхования в России 7
1.2. Понятие, сущность, основные элементы и виды медицинского страхования 39
1.3. Правовое регулирование медицинского страхования 41
Глава 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «КАПИТАЛ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ») 45
2.1. Страховая медицинская организация (СМО): права и обязанности...45
2. 2. Деятельность страховой медицинской организации - ЗАО «Капитал Медицинское страхование» 51
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 66
3.1. Общие проблемы системы медицинского страхования 66
3.2. Совершенствование и перспективы развития медицинского страхования в России 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 92
Как известно, право на охрану здоровья граждан Российской Федерации государством определено Конституцией РФ (статья 39). Это право имеют все граждане нашей страны (работающие и неработающие).
Состояние здоровья человека занимает центральное место в его жизнедеятельности. Когда люди больны, они нуждаются в медицинской помощи независимо от дохода или социального статуса. Поэтому считается, что всем людям должна быть предоставлена возможность воспользоваться медицинскими услугами в случае необходимости. В этой связи задача по обеспечению доступности к надлежащим медицинским услугам носит еще более значимый характер, нежели доступ к денежным пособиям.
Человек в своей деятельности постоянно подвергается различным опасностям и рискам. Проблема предотвращения или уменьшения рисков, покрытия возможного ущерба была и остается чрезвычайно актуальной. Решить эту проблему, призвана система страхования, сформировавшаяся в процессе социально-экономического развития общества как форма защиты от непредвиденных опасностей и рисков. Одним из разделов данной системы является медицинское страхование здоровья. Этот вид страхования был и остается актуальным и востребованным постольку, поскольку востребованы и необходимы медицинские услуги [8, с.61].
Зарождение элементов социального страхования и страховой медицины в России началось еще в XVIII-начале XIX вв., когда на возникших первых капиталистических предприятиях появились первые кассы взаимопомощи. Сами рабочие стали создавать за свой счет (без участия работодателей) общества взаимопомощи - предшественников больничных касс. И лишь с принятием Закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп.) от 28 июня 1991 года № 1499-1 (данный закон утратил силу с 1 января 2011 года в связи с принятием ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ») можно начать говорить о развитии и дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране [14, с.10].
Система социального страхования в России включает четыре отрасли, управляемые тремя внебюджетными государственными фондами [37, с. 11]:
1) государственное социальное страхование (Фонд социального страхования РФ - ФСС России);
2) обязательное страхование от несчастных случаев (ФСС России);
3) обязательное медицинское страхование (федеральный и территориальные фонды обязательного страхования - ОМС).
4) обязательное пенсионное страхование (Пенсионный фонд РФ - ПФР).
Медицинское страхование — форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, выражающаяся в гарантии оплаты медицинской помощи при возникновении страхового случая за счёт накопленных страховщиком средств [26, с.101].
Медицинское страхование возникло в России в то время, когда были разрешены платные медицинские услуги, а значит, появилась возможность определять расходы человека на лечение и связанный с ними страховой интерес.
Таким образом, в начале 1990-х гг. в России появился новый вид страхования - медицинское страхование. Законом "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп.) от 28 июня 1991 года № 1499-1 (данный закон утратил силу с 1 января 2011 года в связи с принятием ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ») впервые в стране было введено медицинское страхование, осуществляемое в двух видах - обязательном и добровольном [15, с. 187].
Актуальность и востребованность данного вида страхования обусловлены специфичностью предмета страхования, его высокой ценностью. Таким образом, медицинское страхование - тема злободневная, остро обсуждаемая в средствах массовой информации, в федеральных и территориальных органах власти, среди населения. Страхование невозможно представить вне рыночной экономики. Этим объясняется то, что при переходе к рынку система здравоохранения в России приняла форму медицинского страхования, что было юридически закреплено Федеральным Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
Актуальность темы исследования - развитие российского общества на современном этапе характеризуется экономическими, организационными и функциональными изменениями во всех сферах его жизнедеятельности, в том числе в системе медицинского страхования. Формирование цивилизованного рынка медицинских услуг, рациональное использование его ресурсов не только затрагивают интересы каждого человека, но и предопределяют, в известной мере, показатели здоровья нации, качества и уровня жизни населения. Здоровье населения - важнейший элемент социального, культурного и экономического развития страны.
Целью дипломной работы является исследование этапов формирования медицинского страхования и развитие медицинского страхования в России.
В связи с намеченной целью, поставлены и решены следующие основные задачи:
> рассмотрено и проанализировано развитие медицинского страхования в России;
> рассмотрены сущность и понятие медицинского страхования;
> исследованы основные элементы медицинского страхования;
> изучено правовое регулирование медицинского страхования;
> проанализировано сущность и понятие видов медицинского страхования: ОМС и ДМС;
> изучена деятельность страховой медицинской организации ЗАО «Капитал Медицинского страхование»;
> рассмотрены проблемы медицинского страхования, пути их решения, совершенствование и перспективы развития медицинского страхования в России.
Объектом исследования является совокупность экономических отношений, возникающих в деятельности страховой медицинской организации ЗАО «Капитал Медицинское страхование».
Предмет исследования - особенности медицинского страхования в Российской Федерации.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение, библиографический список и приложения.
Во введении раскрывается актуальность темы исследования, выделяются объект и предмет, определяются цель и задачи.
В первой главе рассмотрены этапы формирования и развития медицинского страхования в РФ, развитие и реформирование страховых медицинских отношений, а также раскрыто понятие, сущность и основные элементы медицинского страхования.
Во второй главе рассмотрена и проанализирована деятельность страховых медицинских организаций, совокупность экономических отношений, возникающих в деятельности медицинской страховой организации ЗАО «Капитал Медицинское страхование».
В третьей главе рассмотрены, изучены и решены проблемы медицинского страхования, пути их решения, совершенствование и перспективы развития медицинского страхования в России.
В заключении делаются выводы и даются рекомендации по совершенствованию медицинского страхования в России.
Состояние здоровья человека занимает центральное место в его жизнедеятельности. Когда люди больны, они нуждаются в медицинской помощи независимо от дохода или социального статуса. Поэтому считается, что всем людям должна быть предоставлена возможность воспользоваться медицинскими услугами в случае необходимости. В этой связи задача по обеспечению доступности к надлежащим медицинским услугам носит еще более значимый характер, нежели доступ к денежным пособиям.
Человек в своей деятельности постоянно подвергается различным опасностям и рискам. Проблема предотвращения или уменьшения рисков, покрытия возможного ущерба была и остается чрезвычайно актуальной. Решить эту проблему, призвана система страхования, сформировавшаяся в процессе социально-экономического развития общества как форма защиты от непредвиденных опасностей и рисков. Одним из разделов данной системы является медицинское страхование здоровья. Этот вид страхования был и остается актуальным и востребованным постольку, поскольку востребованы и необходимы медицинские услуги [8, с.61].
Зарождение элементов социального страхования и страховой медицины в России началось еще в XVIII-начале XIX вв., когда на возникших первых капиталистических предприятиях появились первые кассы взаимопомощи. Сами рабочие стали создавать за свой счет (без участия работодателей) общества взаимопомощи - предшественников больничных касс. И лишь с принятием Закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп.) от 28 июня 1991 года № 1499-1 (данный закон утратил силу с 1 января 2011 года в связи с принятием ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ») можно начать говорить о развитии и дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране [14, с.10].
Система социального страхования в России включает четыре отрасли, управляемые тремя внебюджетными государственными фондами [37, с. 11]:
1) государственное социальное страхование (Фонд социального страхования РФ - ФСС России);
2) обязательное страхование от несчастных случаев (ФСС России);
3) обязательное медицинское страхование (федеральный и территориальные фонды обязательного страхования - ОМС).
4) обязательное пенсионное страхование (Пенсионный фонд РФ - ПФР).
Медицинское страхование — форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, выражающаяся в гарантии оплаты медицинской помощи при возникновении страхового случая за счёт накопленных страховщиком средств [26, с.101].
Медицинское страхование возникло в России в то время, когда были разрешены платные медицинские услуги, а значит, появилась возможность определять расходы человека на лечение и связанный с ними страховой интерес.
Таким образом, в начале 1990-х гг. в России появился новый вид страхования - медицинское страхование. Законом "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп.) от 28 июня 1991 года № 1499-1 (данный закон утратил силу с 1 января 2011 года в связи с принятием ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ») впервые в стране было введено медицинское страхование, осуществляемое в двух видах - обязательном и добровольном [15, с. 187].
Актуальность и востребованность данного вида страхования обусловлены специфичностью предмета страхования, его высокой ценностью. Таким образом, медицинское страхование - тема злободневная, остро обсуждаемая в средствах массовой информации, в федеральных и территориальных органах власти, среди населения. Страхование невозможно представить вне рыночной экономики. Этим объясняется то, что при переходе к рынку система здравоохранения в России приняла форму медицинского страхования, что было юридически закреплено Федеральным Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
Актуальность темы исследования - развитие российского общества на современном этапе характеризуется экономическими, организационными и функциональными изменениями во всех сферах его жизнедеятельности, в том числе в системе медицинского страхования. Формирование цивилизованного рынка медицинских услуг, рациональное использование его ресурсов не только затрагивают интересы каждого человека, но и предопределяют, в известной мере, показатели здоровья нации, качества и уровня жизни населения. Здоровье населения - важнейший элемент социального, культурного и экономического развития страны.
Целью дипломной работы является исследование этапов формирования медицинского страхования и развитие медицинского страхования в России.
В связи с намеченной целью, поставлены и решены следующие основные задачи:
> рассмотрено и проанализировано развитие медицинского страхования в России;
> рассмотрены сущность и понятие медицинского страхования;
> исследованы основные элементы медицинского страхования;
> изучено правовое регулирование медицинского страхования;
> проанализировано сущность и понятие видов медицинского страхования: ОМС и ДМС;
> изучена деятельность страховой медицинской организации ЗАО «Капитал Медицинского страхование»;
> рассмотрены проблемы медицинского страхования, пути их решения, совершенствование и перспективы развития медицинского страхования в России.
Объектом исследования является совокупность экономических отношений, возникающих в деятельности страховой медицинской организации ЗАО «Капитал Медицинское страхование».
Предмет исследования - особенности медицинского страхования в Российской Федерации.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение, библиографический список и приложения.
Во введении раскрывается актуальность темы исследования, выделяются объект и предмет, определяются цель и задачи.
В первой главе рассмотрены этапы формирования и развития медицинского страхования в РФ, развитие и реформирование страховых медицинских отношений, а также раскрыто понятие, сущность и основные элементы медицинского страхования.
Во второй главе рассмотрена и проанализирована деятельность страховых медицинских организаций, совокупность экономических отношений, возникающих в деятельности медицинской страховой организации ЗАО «Капитал Медицинское страхование».
В третьей главе рассмотрены, изучены и решены проблемы медицинского страхования, пути их решения, совершенствование и перспективы развития медицинского страхования в России.
В заключении делаются выводы и даются рекомендации по совершенствованию медицинского страхования в России.
В целом создаваемая в России система медицинского страхования с учетом корректировок и поправок приемлема для современного этапа развития страхового рынка, так как, в общем учитывает особенности экономики России современного периода.
Несмотря на то, что медицинское страхование как впрочем, и все другие виды страхования в России за последние 10 лет сделало огромный шаг вперед, мы все еще отстаем от развитых стран по этому показателю. И поэтому, как и для многих других сфер экономики, пришедших к нам после перестройки, для страхования в России открываются огромные возможности для развития. Медицинское страхование имеет также очень важное значение для развития отечественной системы здравоохранения и медицины. Кроме обязательного (социального) медицинского страхования законом вводится добровольное медицинское страхование, которое обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг сверх установленных базовыми программами медицинского страхования.
Отношения по ДМС так же, как и ОМС, относятся к социальному страхованию, преследующему цель организации и финансирования предоставления застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества, но по программам ДМС.
Обязательное медицинское страхование обладает рядом положительных моментов для граждан, таких как:
- возможность получения медицинской помощи не только в месте постоянного жительства, но и на всей территории России;
- работающие граждане считаются обеспеченными полисом обязательного медицинского страхования с момента подписания с ними трудового договора. И это не просто слова, а правовая норма, гарантированная Правительством, которую проводят в жизнь органы государственного управления, общественные организации, местная администрация, профкомы предприятий.
Недостатком обязательного медицинского страхования является то, что оно покрывает далеко не все виды терапевтических и профилактических медицинских услуг, в которых может возникнуть необходимость у гражданина.
На сегодняшний день система ОМС часто рассматривается исключительно как источник финансирования здравоохранения, что нашло свое отражение даже в законодательстве. В этом смысле нельзя утверждать, что обязательное медицинское страхование работает как страхование.
В настоящее время обязательное медицинское страхование не полностью соответствует страховым принципам.
В частности, территориальные фонды ОМС и страховые медицинские организации не выполняют всех функций страховщика, практически не управляют риском, подлежащим страхованию, а являются техническими агентами по осуществлению "проплат".
Можно выделить несколько направлений дальнейшего развития системы ОМС в России:
❖ введение единых норм и правил построения системы ОМС для всех субъектов Российской Федерации;
❖ утверждение единых правил оценки качества медицинской помощи;
❖ реализация реального права выбора гражданином медицинской организации и врача;
❖ увеличение финансирования системы ОМС и улучшение качества медицинской помощи;
❖ обеспечение сбалансированности объемов медицинской помощи базовой (территориальной) программы ОМС с ее финансовыми ресурсами;
❖ совершенствование деятельности страховых медицинских организаций в системе ОМС.
Добровольное медицинское страхование также имеет свои плюсы. Один из самых приятных из них - это свобода выбора. Страхователь самостоятельно составляет страховую программу и выбирает медицинские учреждения из
предложенных. При этом страховщик консультирует его по всем вопросам, но последнее слово в выборе остается все же за страхователем.
Немаловажным нюансом можно считать и экономию времени, которую обеспечивает добровольное медицинское страхование. Нет нужды искать достойное медучреждение или толкаться в очередях под дверью врачебного кабинета. Держателю полиса открыты двери самых рейтинговых медицинских клиник, включенных в конкретную программу страхования.
Добровольное медицинское страхование предполагает и существенную денежную экономию: владельцу полиса не назначат ненужного лечения и не станут вытягивать из него дополнительных денег. Страхователь, оплативший полис на весь срок его действия, застрахован от повышения тарифов на медицинские услуги.
Другим позитивным моментом является высокое качество услуг при добровольном медицинском страховании, которое непрерывно курируется экспертами компании-страховщика. А если спорные моменты все же возникают - страховая компания всегда стоит на страже Ваших интересов.
Однако ДМС не относится к государственному социальному страхованию из-за различия в реализуемых ими социальных интересов и различия форм собственности и организационно-правовых форм страховых организаций, осуществляющих социальное страхование.
Среди проблем ДМС можно отметить также свойственную и ОМС привязанность к определенным медицинским учреждениям и территориям. Для исправления сложившейся ситуации требуются немалые усилия как страховщиков, так и государственных органов. Одним из путей решения указанной проблемы является создание в России медицинских сервисных служб, иначе называемых службами медицинского ассистанса. Подобные службы широко используются при медицинском страховании лиц, выезжающих за рубеж. Наличие диспетчеров сервисных служб в большинстве регионов России позволяет организовать предоставление медицинской помощи застрахованному вне места его постоянного проживания.
Низкий уровень доходов населения сказывается на состоянии здоровья, а значит, требуется не только разработка четкой концепции социальной и медицинской защиты, но и обеспечение этой концепции финансовыми ресурсами. Частично эти задачи и должна решить система медицинского страхования, концентрирующая в себе источники финансирования охраны здоровья посредством привлечения средств, формирования фондов страховых фирм, занимающихся ДМС.
Залогом успешного проведения ДМС является разработка страховых медицинских программ, позволяющих обеспечить сбалансированность между страховой стоимостью программы и перечнем предлагаемых медицинских услуг, а также разработка принципов расчета страховых взносов, обеспечивающих выполнение страховщиком своих обязательств по соответствующим договорам.
В силу некоторых причин сегодня в России страховщики предпочитают заключать договоры медицинского страхования преимущественно с юридическими лицами. С физическими лицами многие страховщики договоры ДМС часто не заключают. В ряде случаев физическим лицам предлагается существенно меньший перечень программ ДМС. Кроме того, стоимость аналогичных программ в расчете на одного застрахованного для юридических лиц существенно ниже, чем для физических лиц.
Российская система добровольного медицинского страхования требует реформирования с учетом современного состояния материально-технической базы медицинских учреждений, уровня благосостояния населения и той финансовой помощи, которая оказывается государством отечественным медицинским учреждения. Именно ДМС должно стать мощным инструментом повышения эффективности российского здравоохранения.
Страховые организации - это именно те новые структуры, которые появились на рынке медицинских услуг и стали своеобразной, но очень важной финансовой надстройкой, выполняющей посреднические функции. Главное - воплотить в жизнь основной принцип страхования : " Деньги идут за пациентом". Для пациента это означает, что страховая компании экономически заинтересована в том, чтобы выбрать для него лучшего врача и лучшее лечебное учреждение, для медиков - что они перестают получать деньги "по потребности", их приходится зарабатывать. Таким образом, медицинское страхование гарантирует и делает доступными высококачественные медицинские услуги, а во-вторых, помогает решению проблемы привлечения дополнительных финансовых ресурсов в сферу здравоохранения.
Вся система медицинского страхования создается ради основной цели - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. В современных страховых системах под профилактикой понимаются меры по снижению частоты страховых случаев, но отнюдь не ответственность страховой системы за профилактику в широком понимании, которая остается на ответственности государственной системы здравоохранения.
Хотелось бы особо подчеркнуть, что, несмотря на все необходимые и правильные слова о социальной защите пациентов, все-таки главным в медицинском страховании является движение денег, личный интерес, прибыль и другие понятия рынка.
И все-таки, подводя итоги сказанному, хотелось бы высказать уверенность, что рынок заставит власти начать серьезную работу по медицинскому страхованию, внедрение которого потребует перестройки всей системы управления здравоохранением, оказывающего существенное влияние на экономику страны. Величина прямых затрат на медицинскую помощь является лишь частью продукции, потерянной в связи с заболеваемостью, нетрудоспособностью и преждевременной смертью. Это свидетельствует о значении повышения эффективности использования средств в здравоохранении.
Внедрение медицинского страхования приведет к существенному изменению политики инвестиций в области здравоохранения. Можно предположить следующие тенденции развития здравоохранения:
1) больницы превратятся в центры общественного здоровья, где будет обеспечиваться полный объем медицинской помощи - от ранней профилактики до реабилитации пациента;
2) больницы приобретут статус интегрированного регионального комплекса медицинской помощи с высшей медицинской школой в центре и одной или несколькими клиниками;
3) произойдет замедление строительства новых больниц, будут модернизироваться и реконструироваться старые;
4) усилится концентрация сопутствующих служб.
Это означает, что постепенно медицина в нашей стране встанет на новые рельсы. Результатом всего этого должно стать улучшение уровня медицинского обслуживания населения.
Здоровье нации является безусловной общественной ценностью, приоритетом государственной политики, основой национального богатства и национальной безопасности страны, отражает жизнестойкость и геополитические перспективы нации.
Серьёзное повышение качества жизни и улучшение социального самочувствия граждан невозможно без заинтересованного участия структур гражданского общества.
«Здоровье» - сфера взаимных интересов и взаимной ответственности государства, общества и личности, где интересы и ответственность личности имеют решающее значение.
Обеспечение межотраслевого многоуровневого подхода в вопросах повышения качества жизни, охраны здоровья населения и формирования здорового образа жизни является необходимым условием решения задачи по всестороннему оздоровлению граждан Российской Федерации.
Несмотря на то, что медицинское страхование как впрочем, и все другие виды страхования в России за последние 10 лет сделало огромный шаг вперед, мы все еще отстаем от развитых стран по этому показателю. И поэтому, как и для многих других сфер экономики, пришедших к нам после перестройки, для страхования в России открываются огромные возможности для развития. Медицинское страхование имеет также очень важное значение для развития отечественной системы здравоохранения и медицины. Кроме обязательного (социального) медицинского страхования законом вводится добровольное медицинское страхование, которое обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг сверх установленных базовыми программами медицинского страхования.
Отношения по ДМС так же, как и ОМС, относятся к социальному страхованию, преследующему цель организации и финансирования предоставления застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества, но по программам ДМС.
Обязательное медицинское страхование обладает рядом положительных моментов для граждан, таких как:
- возможность получения медицинской помощи не только в месте постоянного жительства, но и на всей территории России;
- работающие граждане считаются обеспеченными полисом обязательного медицинского страхования с момента подписания с ними трудового договора. И это не просто слова, а правовая норма, гарантированная Правительством, которую проводят в жизнь органы государственного управления, общественные организации, местная администрация, профкомы предприятий.
Недостатком обязательного медицинского страхования является то, что оно покрывает далеко не все виды терапевтических и профилактических медицинских услуг, в которых может возникнуть необходимость у гражданина.
На сегодняшний день система ОМС часто рассматривается исключительно как источник финансирования здравоохранения, что нашло свое отражение даже в законодательстве. В этом смысле нельзя утверждать, что обязательное медицинское страхование работает как страхование.
В настоящее время обязательное медицинское страхование не полностью соответствует страховым принципам.
В частности, территориальные фонды ОМС и страховые медицинские организации не выполняют всех функций страховщика, практически не управляют риском, подлежащим страхованию, а являются техническими агентами по осуществлению "проплат".
Можно выделить несколько направлений дальнейшего развития системы ОМС в России:
❖ введение единых норм и правил построения системы ОМС для всех субъектов Российской Федерации;
❖ утверждение единых правил оценки качества медицинской помощи;
❖ реализация реального права выбора гражданином медицинской организации и врача;
❖ увеличение финансирования системы ОМС и улучшение качества медицинской помощи;
❖ обеспечение сбалансированности объемов медицинской помощи базовой (территориальной) программы ОМС с ее финансовыми ресурсами;
❖ совершенствование деятельности страховых медицинских организаций в системе ОМС.
Добровольное медицинское страхование также имеет свои плюсы. Один из самых приятных из них - это свобода выбора. Страхователь самостоятельно составляет страховую программу и выбирает медицинские учреждения из
предложенных. При этом страховщик консультирует его по всем вопросам, но последнее слово в выборе остается все же за страхователем.
Немаловажным нюансом можно считать и экономию времени, которую обеспечивает добровольное медицинское страхование. Нет нужды искать достойное медучреждение или толкаться в очередях под дверью врачебного кабинета. Держателю полиса открыты двери самых рейтинговых медицинских клиник, включенных в конкретную программу страхования.
Добровольное медицинское страхование предполагает и существенную денежную экономию: владельцу полиса не назначат ненужного лечения и не станут вытягивать из него дополнительных денег. Страхователь, оплативший полис на весь срок его действия, застрахован от повышения тарифов на медицинские услуги.
Другим позитивным моментом является высокое качество услуг при добровольном медицинском страховании, которое непрерывно курируется экспертами компании-страховщика. А если спорные моменты все же возникают - страховая компания всегда стоит на страже Ваших интересов.
Однако ДМС не относится к государственному социальному страхованию из-за различия в реализуемых ими социальных интересов и различия форм собственности и организационно-правовых форм страховых организаций, осуществляющих социальное страхование.
Среди проблем ДМС можно отметить также свойственную и ОМС привязанность к определенным медицинским учреждениям и территориям. Для исправления сложившейся ситуации требуются немалые усилия как страховщиков, так и государственных органов. Одним из путей решения указанной проблемы является создание в России медицинских сервисных служб, иначе называемых службами медицинского ассистанса. Подобные службы широко используются при медицинском страховании лиц, выезжающих за рубеж. Наличие диспетчеров сервисных служб в большинстве регионов России позволяет организовать предоставление медицинской помощи застрахованному вне места его постоянного проживания.
Низкий уровень доходов населения сказывается на состоянии здоровья, а значит, требуется не только разработка четкой концепции социальной и медицинской защиты, но и обеспечение этой концепции финансовыми ресурсами. Частично эти задачи и должна решить система медицинского страхования, концентрирующая в себе источники финансирования охраны здоровья посредством привлечения средств, формирования фондов страховых фирм, занимающихся ДМС.
Залогом успешного проведения ДМС является разработка страховых медицинских программ, позволяющих обеспечить сбалансированность между страховой стоимостью программы и перечнем предлагаемых медицинских услуг, а также разработка принципов расчета страховых взносов, обеспечивающих выполнение страховщиком своих обязательств по соответствующим договорам.
В силу некоторых причин сегодня в России страховщики предпочитают заключать договоры медицинского страхования преимущественно с юридическими лицами. С физическими лицами многие страховщики договоры ДМС часто не заключают. В ряде случаев физическим лицам предлагается существенно меньший перечень программ ДМС. Кроме того, стоимость аналогичных программ в расчете на одного застрахованного для юридических лиц существенно ниже, чем для физических лиц.
Российская система добровольного медицинского страхования требует реформирования с учетом современного состояния материально-технической базы медицинских учреждений, уровня благосостояния населения и той финансовой помощи, которая оказывается государством отечественным медицинским учреждения. Именно ДМС должно стать мощным инструментом повышения эффективности российского здравоохранения.
Страховые организации - это именно те новые структуры, которые появились на рынке медицинских услуг и стали своеобразной, но очень важной финансовой надстройкой, выполняющей посреднические функции. Главное - воплотить в жизнь основной принцип страхования : " Деньги идут за пациентом". Для пациента это означает, что страховая компании экономически заинтересована в том, чтобы выбрать для него лучшего врача и лучшее лечебное учреждение, для медиков - что они перестают получать деньги "по потребности", их приходится зарабатывать. Таким образом, медицинское страхование гарантирует и делает доступными высококачественные медицинские услуги, а во-вторых, помогает решению проблемы привлечения дополнительных финансовых ресурсов в сферу здравоохранения.
Вся система медицинского страхования создается ради основной цели - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. В современных страховых системах под профилактикой понимаются меры по снижению частоты страховых случаев, но отнюдь не ответственность страховой системы за профилактику в широком понимании, которая остается на ответственности государственной системы здравоохранения.
Хотелось бы особо подчеркнуть, что, несмотря на все необходимые и правильные слова о социальной защите пациентов, все-таки главным в медицинском страховании является движение денег, личный интерес, прибыль и другие понятия рынка.
И все-таки, подводя итоги сказанному, хотелось бы высказать уверенность, что рынок заставит власти начать серьезную работу по медицинскому страхованию, внедрение которого потребует перестройки всей системы управления здравоохранением, оказывающего существенное влияние на экономику страны. Величина прямых затрат на медицинскую помощь является лишь частью продукции, потерянной в связи с заболеваемостью, нетрудоспособностью и преждевременной смертью. Это свидетельствует о значении повышения эффективности использования средств в здравоохранении.
Внедрение медицинского страхования приведет к существенному изменению политики инвестиций в области здравоохранения. Можно предположить следующие тенденции развития здравоохранения:
1) больницы превратятся в центры общественного здоровья, где будет обеспечиваться полный объем медицинской помощи - от ранней профилактики до реабилитации пациента;
2) больницы приобретут статус интегрированного регионального комплекса медицинской помощи с высшей медицинской школой в центре и одной или несколькими клиниками;
3) произойдет замедление строительства новых больниц, будут модернизироваться и реконструироваться старые;
4) усилится концентрация сопутствующих служб.
Это означает, что постепенно медицина в нашей стране встанет на новые рельсы. Результатом всего этого должно стать улучшение уровня медицинского обслуживания населения.
Здоровье нации является безусловной общественной ценностью, приоритетом государственной политики, основой национального богатства и национальной безопасности страны, отражает жизнестойкость и геополитические перспективы нации.
Серьёзное повышение качества жизни и улучшение социального самочувствия граждан невозможно без заинтересованного участия структур гражданского общества.
«Здоровье» - сфера взаимных интересов и взаимной ответственности государства, общества и личности, где интересы и ответственность личности имеют решающее значение.
Обеспечение межотраслевого многоуровневого подхода в вопросах повышения качества жизни, охраны здоровья населения и формирования здорового образа жизни является необходимым условием решения задачи по всестороннему оздоровлению граждан Российской Федерации.
Подобные работы
- Особенности порядка осуществления обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, страховое право. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2019 - Развитие медицинского страхования в Российской Федерации: состояние и перспективы (Академия Труда и Социальных Отношений)
Дипломные работы, ВКР, страхование. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Гражданско-правовое регулирование договора добровольного медицинского страхования
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование системы медицинского страхования в Российской Федерации
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 7900 р. Год сдачи: 2014 - ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2016 - Доступность медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ В 20 - 21 ВЕКЕ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018



