Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретический обзор проблемы профессионального развития…………...…6
1.1 Определение профессионального развития………………………………....6
1.2 Профессиональное выгорание…10
1.3 Предикторы профессионального развития и выгорания………………….13
2 Цинизм и эгоизм в профессиональной среде...15
2.1 Цинизм и эгоизм в профессиональной среде………………………………15
2.2 Цинизм и эгоизм как предикторы…20
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников…28
В нынешнее время рабочая среда набирает значительные обороты в своем развитии, а участники этой системы нередко сталкиваются с таким явлением, как «токсичные сотрудники», проявляющие следующие характерные черты:
1. Цикличное проявление вредоносных и неэтичных действий и поступков – описывается как регулярное причинение вреда; такое поведение может проявляться в различных формах, таких как обман, злоупотребление полномочиями.
2. Цинизм и фрустрация в контексте своих задач, должных функций и коммуникации профессиональной направленности – являются состояниями психологической направленности личности, которые могут проявиться у специалистов вследствие несоответствия между их ожиданиями и фактическими условиями их профессиональной деятельности.
3. Формирование систематического создания и яркого проявления напряжения, стрессовых ситуаций, эмоционального прессинга, что влечет за собой понижение эффективности работы и постепенное разрушение общей атмосферы сослуживцев – факторы, не только уменьшающие личные достижения работников, но и разрушение атмосферы коллектива; с увеличением стресса упаковывается не только личная эффективность, но и общая способность команды к эффективному сотрудничеству, подрывается корпоративная этика в целом.
4. Прерывание внимания и понижение возможностей руководителей на регулировку противоречий – работа в условиях многозадачности и повышенного стресса, характерных для управленческой деятельности, может оказать влияние на способности руководителя к глубокому анализу и принятию решений.
Разнообразные авторы и источники дают подтверждение токсичного поведения, как явления, несущего деструктивное влияние для компании, проявляющееся в понижении эффективности из-за сторонних факторов и моментов, имеющих стрессогенное воздействие, нестабильности штаба сотрудников, утрате конкурентоспособности и производительности. Таким образом, «токсичность» — это постоянное, вредоносное поведение, которое ведет к разрушению профессиональных отношений и подрыву морального духа.
Действующая на данный момент рыночная экономика демонстрирует высокий уровень спроса на компетентных работников с широким спектром знаний и умений, необходимых для реализации профессиональных обязанностей. Но важно отметить, что условия деятельности, характеризующиеся нестабильностью и высокими требованиями к личностным и профессиональным качествам человека, могут способствовать возникновению производственных проблем и деструкций психики, как итог привести к снижению эффективности работы. Кроме того, к данным следствиям может приводить широкое распространение и развитие на сегодняшний день социальной медиа сферы. В контексте всего современного общества эта отрасль является одной из самых ведущих и влиятельных, регулируя своими тенденциями потребности людей. Из-за существенного объема информационного хаоса, влияние средств массовой информации, инфлюенсеров, «красивой картинки» жизни блоггеров в социальных сетях, платформ видеохостинга и фотохостинга начинается постоянное внутреннее сравнение своей жизни с предоставленным контентом, оценка личных достижений, ведь пропагандируются потребительское существование, стремление к «шику» в общепринятом понимании. Вокруг темы карьерного роста сформировалась некая культура, а также стоит множество вопросов, к примеру, о таких же легких путях достижения желаемого уровня жизни, навязанного медиа обществом, о качествах людей, служащих примером подражания, в частности, в аспекте карьерного роста и развития. Наряду с этим, некоторые современные исследования, подтверждают, что «блоггеры стали новой референтной группой для лиц молодого и среднего возраста при выборе карьерных ориентаций» [8, c.45]. Схожие феномены актуальной культуры приводят к проявлению у людей определенных механизмов защитно-совладающего поведения, в частности формиование эгоистичности и циничности. Именно таких людей часто могут называть «токсичными сотрудниками».
Целью исследования является разрешение поставленного вопроса о истинности эгоизма и цинизма как предикторов карьерного роста и профессионального выгорания.
В рамках данной цели мною были выделены следующие задачи:
- Провести теоретический обзор литературы, связанный с изучением основных конструктов, а также их взаимосвязи;
- Теоретически обосновать предиктивную силу таких личностных качеств, как эгоизм и цинизм для профессионального выгорания и карьерного роста.
Методы исследования, использованные в работе: анализ литературы на заданную тему.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности создания новых перспектив в направлениях, связанных с управлением и кооперацией с работниками, а также изменение представления общей и частной концепции цинизма и эгоизма, в ходе изучения темы.
Практическая значимость исследования заключается в вероятности предотвращения или сведение к минимуму проявления выгорания в профессиональной сфере жизнедеятельности, понижении деструктивного воздействия «токсичных сотрудников» на культуру компаний и организаций, содействие переорганизации в составляемых картах компетенций потенциальных и действующих сотрудников и увеличению продуктивности рабочих процессов.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Изучение тем карьерного роста и профессионального выгорания становится все актуальнее с каждым днем, так как в наше время все чаще люди сталкиваются с последствиями «гонки за успехом». Так, полученные в ходе подобных исследований данные могут способствовать углублению знаний относительно данной проблемы и открыть новые горизонты для ее изучения. В наше время и для работодателей, и для сотрудников необходимо понимание того, какие качества сотрудников являются потенциальными предикторами «успешности» и эмоционального выгорания. Для работодателей понимание этих вопросов, гарантирует, во-первых, повышенную вероятность нанять более перспективного сотрудника при отборе кандидатов на работу, ведь многие из них отсеивают людей, которые, на первый взгляд, могут навредить корпоративным традициям и ценностям.
А во-вторых, понимание того, какие сотрудники больше склонны к «выгоранию» и, как следствие, снижению эффективности рабочего процесса. Сотрудникам же понимание данных вопросов может помочь при определении собственных карьерных границ и возможностей и, как следствие, помочь предотвратить развитие симптомов профессионального выгорания и способствовать более стабильному и спокойному развитию в профессиональной среде. Таким образом исследование связи карьерного роста и синдрома профессионального выгорания с личностными качествами может открыть новые перспективы в направлениях, связанных с оценкой, управлением и наймом персонала, а в следствие предотвратить или минимизировать проявления выгорания на рабочих местах.
1. Антипова Л. В. Выраженность синдрома профессионального выгорания в связи с психологическими характеристиками личности и ситуацией эмоционального развития / Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / СПб: Изд-во СПб ун-та, 2015. С. 20-27.
2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М. : Академия, 2019. 406 с.
3. Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. – Санкт-Петербург : Сударыня, 2012. – 122 с.
4. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. (2005) Синдром выгорания: диагностика и профилактика.–СПб.
5. Гришина А.В. (2019). Интернет-блоги как фактор инициации выбора профессии российскими школьниками. Мир науки. Педагогика и психология, №6, том 7.
6. Гуссейнов А.А. Философия, мораль, политика – М.: Академкнига, 2002. – 300 с.
7. Навиа, Луис Э. (1996). Классический цинизм: критическое исследование. Вклад в философию. Том 58. Издательская группа Гринвуда. стр. 1.
8. Керимов Т.Х. Неразрешимости. ‒ М.: Академический проект; Трикста, 2021. – 216 с
9. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом : учебник. М. : ИНФРА-М, 2019. 321 с.
10. Королева Е. Г. , Щустер Э. Е. (2019). Синдром эмоционального выгорания. Журнал ГрГМУ 2007 № 3.
11. Лымаренко В. М., Леонтьев, О. В. (2019). Исследование и оценка синдрома профессионального выгорания у участковых врачей поликлиник Санкт-Петербурга. Вестник психотерапии, 69(74), 79–96.
12. М. Штирнер (1844). Уникальность и ее свойства.
13. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) http://mkb-10.com/index.php?pid=4048.
14. Меренков А. В.(2021). Конструирование «нового человека»: разрушение связей природного и социокультурного. Уральский федеральный университет Екатеринбург, Россия.
15. Навиа, Луис Э. (1999). Философские приключения. стр. 141.
16. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. – Москва : Институт психологии РАН, 2005. – 330 с.
17. Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). - Электронный ресурс - Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/lider2020-ideal-i-realnost
18. Павлова М.В., Дзюбенко М.М., Нартова-Бочавер С.К. (2022). Шкала организационного цинизма: адаптация русскоязычной версии. Social psychology and society 2022. Vol. 13, no. 3, рр. 184—200.
19. Петер Слотердайк. Критика цинического разума, Екатеринбург, Изд-во Уральского университета, 2021.
20. Пиаже Ж. (1932). Речь и мышление ребенка.
21. Поляков, В. А. Технология карьеры: (Практическое руководство). М. : Дело ЛТД, 1995. 198 с.
22. Русских, С. В, Москвичева Л. И., Тарасенко Е. А. (2023). Взаимосвязь эмоционального выгорания с удовлетворенностью работой у врачей-онкологов терапевтического и хирургического профилей. Организационная психология. 2023. Т. 13. № 1. С. 9–34.
23. Сидоров П. Синдром «выгорания» и методики восстановления адаптации личности// Медицинская газета. -2005г. – № 43
24. Слотердайк, П. Критика цинического разума, Екатеринбург. // Изд-во Уральского университета, 2021.
25. Солдатова Е. Л., Шевченко А. А. (2021). Взаимосвязь защитно-совладающего поведения с профессиональными деструкциями.
26. Сотникова С.И. Управление карьерой: Учеб. Пособие по спец. «Экономика труда». – М.: ИНФРА-М, 2021. 408 с.
27. Ставрова О., Эхлебрахт Д. (2019). Образование как противоядие от цинизма: лонгитюдное исследование.
28. Ставрова О., Эхлебрахт Д. (2024). Циничные люди желают власти, но редко приобретают ее: исследование роли цинизма в достижении лидерских качеств.
29. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя // Вопр. психологии. 2022. № 6. С. 57–63.
30. Фрейд З. Толкование сновидений. Ереван: Камар, 1991. 457 с.
31. Шривастава А. и Адамс Д. (2019). Взаимосвязь между цинизмом и удовлетворенностью работой: изучение механизмов.
32. Adler, G. (Helplessness in the helper // British Journal of Medical Psychology. – 2019. – V.45. – 315-326.
33. Baens, M. Medicine, illness and creativity // Journal of the South Carolina Medical Association. – 2020. – V. 88. – 307-317.
34. Caplan, C. Mastery of stress: psychosocial aspects // American Journal of Psychiatry. – 2021. – V. 38 – 413-420.
35. Maslach C. Burnout Inventory / С. Maslach, S. Jackson. – Palo Alto: Consulting Psychologists Press, 1986. – 112 p.
36. Freudenberger H. J. Staff burnout // J. of Social Issues. 2021. Vol. 30. P. 159–165
37. Gelissen J., de Graaf P.M. Personality, social background, and occupational career success // Social Science Research. 2019. N 35. P. 702–726.
38. Greenhaus J.H. Career dynamics // Borman W.C., Ilgen D.R., Klimoski R.J. (Eds.). Handbook of Psychology. Hoboken, NJ: Wiley, 2021. P. 519–540.