ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Стимулирование учебно-познавательной деятельности и его роль на
уроке технологии 6
1.2. Особенности стимулирования учебно-познавательной деятельности у
обучающихся восьмого класса на уроках технологии 10
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК
РЕЗУЛЬТАТ ПРОВЕДЕННОГО АНАЛИЗА 21
2.1 Проведение анкетирования среди учителей технологии 21
2.2 Анализ результатов анкетирования 25
2.3 Проведение исследования с методом формирования
экспериментальных групп 36
Заключение 43
Список использованных источников 45
Для эффективного обучения необходимо наличие компонента стимулирования. Учителя должны создавать благоприятную атмосферу на уроках технологии, используя разнообразные методы, направленные на формирование положительного отношения к учебной деятельности, познавательного интереса, потребности в получении знаний, умений и навыков, а также чувств долга и ответственности. Для стимулирования учебной деятельности на уроках технологии обучающихся 8 классов необходимо использовать интерактивные методы обучения, развивать творческие способности обучающихся привлекать новые технологии, организовывать соревнования и игры, развивать самостоятельность и инициативность учеников, а также организовывать дополнительные занятия и мероприятия.
Тема "Стимулирование учебно-познавательной деятельности на уроках технологии обучающихся 8 классов" была выбрана с учетом актуальных образовательных трендов и с учетом требований общества и государства в области образования. Проблема стимулирования учебно-познавательной деятельности на уроках технологии для обучающихся 8 классов является актуальной и важной с точки зрения современного ФГОС. Уроки технологии, в рамках данного стандарта, должны быть ориентированы на развитие практических навыков и творческого мышления учеников, а также на повышение их мотивации к учению. Современное образование ставит перед собой задачу не только обеспечения обучающихся базовыми знаниями и навыками, но и формирования их личности, которая готова к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Одним из важных звеньев в обеспечении этой задачи является учебный предмет "Технология", который призван развивать у учащихся творческий подход, практические навыки и креативное мышление.
Объект исследования - процесс стимулирования учебно
познавательной деятельности обучающихся 8 классов.
Предмет исследования - сравнительный анализ эффективности различных методов стимулирования учебно-познавательной деятельности на уроках технологии в 8 классе.
Цель - определить эффективность используемых методов стимулирования учебно-познавательной деятельности обучающихся 8 класса на уроках технологии.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать учебно-методическую литературу на тему стимулирования учебно-познавательной деятельности
2. Выделить особенности стимулирования учебно-познавательной деятельности у обучающихся восьмого класса на уроках технологии
3. Изучить методики и приемы, используемые на практике для стимулирования учебной деятельности обучающихся 8 класса на уроках технологии.
4. Определить наиболее эффективный метод учебнопознавательной деятельности обучающихся 8 класса на основе анализа полученных научных и практических данных.
Методы исследования, используемые в работе:
1. Анализ научной литературы и исследований, связанных с проблемой стимулирования учебно-познавательной деятельности обучающихся 8 класса.
2. Сбор и анализ данных о результативности стимулирующих методов и приемов, применяемых на уроках технологии.
3. Применение различных методов и приемов для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся 8 класса на уроках
4. Проверка эффективности различных методов и приемов на практике и оценка результатов.
...
В результате выполнения выпускной квалификационной работы было проведено исследование на тему «Стимулирование учебно-познавательной деятельности на уроках технологии обучающихся 8 классов». Был проведен анализ учебно-методической литературы на тему стимулирования учебнопознавательной деятельности. В результате анализа было выделено понятие стимулирования учебно-познавательной деятельности, проведен исторический обзор, демонстрирующий изменения используемых методов и методики выделены теоретические аспекты и методы проведения стимулирования, выделены особенности стимулирования учебнопознавательной деятельности на уроке технологии в восьмом классе. Более того, в процессе анализа учебно-методической литературы были выделены методы и методики, используемые на практике в учебном процессе, которые могут быть использованы для получения различных результатов в процессе обучения. Также было проведено анкетирование учителей-технологов, с помощью которого были выяснены наименее и наиболее используемы методы и приемы стимулирования учебно-познавательной деятельности, применяемые на практике. При помощи создания экспериментальных групп было выделено наиболее эффективный метод стимулирования из трех выбранных учителями: наиболее популярный, средний по выбранным ответам и наименее популярный соответственно. Как ни странно, на практике наименее популярный оказался самым эффективным. Проблемное обучения действительно благоприятно влияет как на процесс обучения, так и на результаты деятельности.
Таким образом, стимулирование учебно-познавательной деятельности обучающихся 8 класса на уроках технологии играет несомненно важную роль. Оно положительно влияет на формирование позитивного отношения к обучению, стимулирует самостоятельность, проявление инициативы, развитие познавательных способностей обучающихся. Стимулирование способствует развитию творческого и критического мышления, необходимых для жизни и дальнейшей профессиональной деятельности.
1. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учеб, пособие / В.Г. Асеев. - Иркутск: ИГПИ, 1989 - 215с.
2. Афонин, И.Д. Психология и педагогика высшей школы / И.Д. Афонин, А.И. Афонин. - М.: Русайнс, 2018. - 256 с.
3. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
4. Василькова Т.А. Социальная педагогика: педагогический опыт и методы работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.А. Василькова. - М.: ИЦ Академия, 2016. - 208 с.
5. Вульфов, Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2018. - 724 с.
6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю. Основы профессионального мастерства. М., 2001 - 98 с.
7. Гогоберидзе, А.Г. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М.: ЦПО, 2017. - 128 с.
8. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник / Н.Ф. Голованова. - М.: Academia, 2019. - 352 с.
9. Григорьев, В.М. Роль игры в оформлении личности школьника. // Советская педагогика. №9, 1982 - 78 с.
10. Глозман, Е.С. Технология 8-9 клас. Дрофа, 2021-384 с.
11. Гудзенко, Ю.В. Типы уроков в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-tipi-urokov-v-sisteme-razvivayuschego- obucheniya-db-elkoninavv-davidova-968090 (дата обращения: 22.04.2023).
12. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии. М.: Академия, 2010. 288 с.
13. Гурьянова М.П. Школа и социальная педагогика. Пособие для педагогов. - Мн.: Амалфея, 2000 - 448с
14. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. М.: Просвещение, 2017. 143 с.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 2014. 382 с.
... всего 36 источников