Введение 3
Глава I Теоретические основы развития восприятия художественного произведения учащимися младшего школьного возраста через творческий проект «Поэтика
фотографии» 6
1.1. Сущность и содержание понятия «восприятие художественного
произведения» 6
1.2. Особенности восприятия художественного произведения учащимися
младшего школьного возраста 14
1.3. Творческий образовательный проект «Поэтика фотографии» как способ
развития восприятия художественного произведения младшими школьниками 30
Глава II Экспериментальная работа по развитию восприятия художественного произведения учащимися младшего школьного возраста через творческий проект «Поэтика фотографии» 44
2.1. Организация, содержание и проведение констатирующего эксперимента, направленного на выявление актуального уровня восприятия художественного произведения учащимися младшего школьного возраста 44
2.2 Проект «Поэтика фотографии», направленный на развитие восприятия художественного произведения учащимися младшего школьного возраста 53
Заключение 67
Список литературы 70
Приложения 76
Многие учителя ищут новые способы и методы организации работы с учащимися в рамках изучения литературных произведений на уроках чтения в начальной школе. Не все они дают желаемые результаты по усвоению и правильному анализу литературных произведений, поэтому приходится искать все новые и новые пути вовлечения каждого учащегося в процесс усвоения, переживания, анализа произведения; как сделать его ярким и интересным, а также как обеспечить комфортные условия для каждого школьника и дать каждому выразить свое мнение.
Методы обучения учащихся на уроках чтения в младшей школе достаточно однообразны и не всегда находят отклик у всех детей, как в силу возможностей учителя, временного ограничения урока, а также индивидуальных особенностей детей, их способа и уровня восприятия.
Одной из находок для современных учителей стал метод проектов. Огромное разнообразие направлений и возможностей данного метода позволяет учителям интегрировать разные формы деятельности и создавать уникальные уроки, в процессе которых детьми будут получены новые знания, приобретены необходимые умения и навыки, а также развиты важные личностные качества. Метод проекта позволяет учащимся не только в интересной для них форме усваивать материал, но и помогает развивать такие сферы как: коммуникации внутри коллектива, творческое
воображение, креативность мышления, новые способы действий, эмоциональность.
В нашей работе метод проектов будет реализован в форме создания учащимися выставки фотографий по прочтении литературного произведения и обсуждении его идейного содержания.
Проект направлен на углубление восприятия художественного произведения и доведение его до уровня идейного прочтения. Для того чтобы создать художественную фотографию по выявленному идейному содержанию литературного произведения, детям не только необходимо будет тщательно изучить его, но и обсудить. Такая технология позволит учесть наибольшее количество психических и возрастных особенностей младших школьников, а также наиболее эффективно провести этап рефлексии в процессе изучения конкретного литературного произведения или ряда произведений на определенную тематику.
С помощью метода образовательного проекта эффективно реализуются такие формы работы как: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Цель: разработать творческий проект, направленный на развитие восприятия художественного произведения младшими школьниками.
Объект исследования: развитие восприятия художественного
произведения младшими школьниками.
Предмет исследования: творческий проект «Поэтика фотографии» как способ развития восприятия художественного произведения учащимися младшего школьного возраста.
Гипотеза: творческий проект «Поэтика фотографии», реализуемый с учетом самостоятельной поисковой деятельности обучающихся и направленный на развитие навыка анализа и интерпретации смыслов художественных произведений, будет способствовать развитию восприятия художественного произведения у учащихся младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность и содержание понятия «восприятие художественного произведения».
2. Изучить особенности восприятия художественного произведения учащимися младших классов.
3. Изучить содержание творческого образовательного проекта как способа развития восприятия художественного произведения младшими школьниками.
4. Организовать и провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление актуального уровня восприятия художественного произведения учащимися младшего школьного возраста.
5. Разработать проект «Поэтика фотографии», направленный на развитие восприятия художественных текстов младшими школьниками.
Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, эксперимент, анализ работ учащихся.
База исследования: МОУ Гимназия №7, 3Б класс в количестве 24 обучающихся.
Итак, рассмотрев проблему восприятия художественного произведения младшими школьниками, мы выяснили, что понятие восприятие является важнейшим психически процессом. Вопросом восприятия занимались такие исследователи как А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум, В.Г. Маранцман, Л.Д. Столяренко.
Восприятие учащихся младшего школьного возраста характеризуется слабой дифференцированностью, нарастанием произвольности, небольшим объемом и степенью распределения.
Термин «восприятие художественного произведения» мы рассмотрели с нескольких точек зрения: во-первых, художественное восприятие как восприятие всех областей искусства, во-вторых, как восприятие произведений изобразительного искусства и в-третьих, как восприятие литературных произведений.
Мы выяснили, что для полноценного восприятия художественного произведения недостаточно понять его содержание, но необходимо проникнуть вглубь авторского замысла, понять все подтексты и идею произведения.
Также мы заметили, что уровни восприятия произведений изобразительного искусства соотносимы с уровнями восприятия литературного произведения, что объясняется принадлежностью произведений изобразительного искусства и литературных произведений к художественным произведениям и произведениям искусства вообще.
Мы рассмотрели классификации М.П. Воюшиной и Н.Р. Львова, отражающие уровни развития опыта восприятия литературного произведения младшими школьниками, и выяснили, что для наиболее высокого уровня характерно глубокое проникновение в идею, особенности авторской позиции, художественных средств и композиции.
Для восприятия произведений изобразительного искусства младшими школьниками характерно описание изображаемых предметов с опорой на их характеристику и установление связей между отдельными предметами. Для низкого уровня развития понимания детьми содержания картин и рисунков характерна ориентация только на части, а для более высокого — на целое.
Наиболее эффективной методикой выявления уровня литературного развития школьников является комплексная письменная работа, включающая в себя несколько этапов и позволяющая всесторонне проанализировать степень развитости читательской компетентности учащегося.
Метод проекта является наиболее эффективным способом формирования тех или иных качеств и способностей учащихся, так как в процессе проектной деятельности учащиеся самостоятельно реализуют все этапы проектной деятельности, а учитель является организатором и помощником.
Изучив основы создания художественной фотографии, мы можем предположить, что данное направление деятельности в рамках образовательного проекта будет интересно современным школьникам младших классов, так как включает в себя не только техническую сторону процесса, но и идейно-образную.
Применительно к изучению литературных произведений на уровне идеи, такой способ как создание художественных фотографий может оказаться весьма продуктивным.
На основе констатирующего эксперимента, проведенного на одном из третьих классов гимназии №7 города Красноярска, мы подтвердили наши предположения о том, что восприятие художественного текста младшими школьниками характеризуется сильной дифференцированностью, низкой степенью направленности на идею и авторскую позицию произведения, но склонностью к фокусированию на его сюжет. Данные результаты говорят о том, что уровень литературного развития в классе требует более детальной работы над произведением, более глубокого анализа не только сюжетной и художественной сторон произведений, но и работы с идеей произведения, развития у учащихся такой стороны читательской компетенции как стремление анализировать произведения изобразительного и литературного искусства вне учебной деятельности, познавать все новые и новые стороны искусства, тем самым обогащая свой читательский опыт.
...
1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения:
учебник для студентов педагогических вузов. - М.: Издательство института профессионального образования Министерства образования России, 1995. - 336 с.
2. Воюшина, М.П. Анализ художественного произведения // Начальная школа. - 1989. - №5. - С. 16-20.
3. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. - М.: Просвещение, 1995. - 530 с.
4. Жабицкая, Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. Литературное развитие в юности. — Кишинев: Штиинца, 1974. - 134 с.
5. Золотарёва, Л.Р. Описание и анализ произведения искусства - эстетикоискусствоведческий и педагогический инструментарий // Известия Алтайского государственного университета. - 2012. - №2-1. - С. 157-162
5. Конышева, Н. М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: кн. для учителя нач. кл. - Смоленск: Ассоц. XXI век, 2006. - 47 с.
6. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. 8-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2013. 464 с.
7. Маранцман, В.Г. Проблемное изучение литературного произведения в школе / В. Г. Маранцман, Т. В. Чирковская. М.: Просвещение, 1977. — 208 с.
8. Матяш, Н. В. Творческие проекты в младшей школе / Н. В. Матяш, М. В. Хохлова, под ред. В.Д. Симоненко. Брянск: БГПУ, 1999. - 51 с.
9. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. / под ред. Т. Г. Рализаевой. СПб. : Специальная литература, 1997. 168 с.
10. Молдавская, Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1976. - 224 с.
11. Никифорова, О.И. Психология восприятия художественной литературы.
• М.: Книга, 1972. - 206 с.
12. Новиков, А. М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. М.: Эгвес, 2004. - 120 с.
13. Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной литературы. / О. И. Никифорова. М.: Книга, 1972. 206 с.
14. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.
15. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования: Учебное пособие для студентов педвузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2001. - 272с.
... всего 50 истчоников