Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тема жизни в послевоенное десятилетие в творчестве В.П. Астафьева («Гражданский человек», «Так хочется жить», «Обертон», «Веселый солдат»): литературоведческий и методический аспекты

Работа №156953

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы56
Год сдачи2019
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Творчество В. П. Астафьева в контексте «лейтенантской прозы» 6
1.1. Характеристика социального и культурного положения в СССР после
Великой Отечественной войны 6
1.2. Рефлексия последствий войны в нефикциональных текстах В.П. Астафь­ева (публицистика, письма, интервью) 7
1.3. Предпосылки к созданию произведений на тему послевоенной жизни в
1990-е годы 10
1.4. Рассказ «Гражданский человек» как ключ к поэтике поздней прозы Ас­
тафьева на послевоенную тему 12
Глава 2. Поэтика прозы В. П. Астафьева 1990-2000-х гг. на тему жизни в по­слевоенное десятилетие 18
2.1. Тематический диапазон послевоенной прозы Астафьева 18
2.2. «У войны свои законы и выбор свой»: повесть «Так хочется жить» 20
2.3. «Кто ты, тебя я не знаю, но наша любовь впереди»: повесть «Обер­тон» 33
2.4. «Но я не был веселым, взвинченным был»: повесть «Веселый солдат». 39
Заключение 46
Список литературы 49
Приложение 1. Элективный курс «Жизнь в послевоенное десятилетие в твор­честве В.П. Астафьева» 54

В выпускной квалификационной работе рассматривается тематизация послевоенного опыта в прозе Виктора Петровича Астафьева (1924-2001).
Исследователи сходятся во мнении, что в художественной прозе, публи­цистике и переписке Астафьева война рассматривается как нарушение хри­стианской заповеди «Не убий». Рефлексия военного опыта стала движущей силой поздних произведений Астафьева. Так, П. А. Гончаров отмечал, что на рубеже 1980-1990-х годов у Астафьева намечаются, а в дальнейшем разви­ваются две, по видимости противоположные тенденции: апокалиптического воздаяния и милосердия. Антиномичность их имеет сугубо личный характер, поскольку обе они восходят к христианской этике и эсхатологии. Вероятно, поэтому в произведениях 1990-х гг. они звучат с одинаковой силой.
Творчество Астафьева началось рассказом о войне «Гражданский чело­век», полемически звучащим по отношению к соцреалистическим произве­дениям о войне. Тема войны станет сквозной в творчестве Астафьева и в дальнейшем («Звездопад», «Пастух и пастушка», многие рассказы), а в по­следнее годы жизни писателя выдвинется на первый план (роман «Прокляты и убиты», повести «Веселый солдат», «Так хочется жить», «Обертон»), за­вершившись пронзительным рассказом «Пролетный гусь», удостоенным в год смерти автора премии имени Ю. П. Казакова.
Таким образом, в творчестве Астафьева определились сразу две ключе­вые темы: войны и мира с многообразными драматическими проблемами жизни русского человека в послевоенное время.
Художественный мир астафьевских повестей 1990-х годов не сужается в сравнении с его произведениями 1960-1980-х годов, но становится почти от­кровенно равнодушной и даже враждебной к человеку. «Купола», «соборы», «звездные тайны» не актуальны теперь для астафьевского героя. «Звезды», «протыкающие ночь», «звезда полей», указывающая путь поэту, являющаяся символом вечности и красоты мироздания для Н. Рубцова, для раннего Ас­тафьева («Стародуб», «Звездопад», «Последний поклон»), погасли для ас­тафьевских персонажей 1990-х годов. Сгустился мрак. «Мы пришли, чтобы разрушить прекрасное» [Астафьев 1980: 83]. К подобным трагическим мыс­лям о себе, своем поколении и своем времени приходит не только Коляша Хахалин.
Мироощущение В.П. Астафьева 1990-х годов всё более окрашивается трагизмом. Прощание Влада Самсонова с Россией в романе В. Максимова перекликается с прощанием Коляши Хахалина с молодостью, не только по­тому, что оба героя - литераторы, не только потому, что их молодость связа­на с временем войны и послевоенной разрухи, но и потому, что оба оказались в вынужденной оппозиции к господствующей идеологии, к штампам и сте­реотипам послевоенной соцреалистической литературы, к литературному официозу.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью означенной темы, а также вниманием, которое уделяется в современном ли­тературоведении как творчеству Астафьева, так и литературе о войне в це­лом.
Методологическая база исследования - работы П. А. Гончарова, Е.А. Ермолина, Н. Л. Лейдермана, А. И. Разуваловой и других специалистов по творчеству Астафьева.
Объект исследования - проза Виктора Петровича Астафьева.
Предмет исследования - сюжеты и образы, определенные социальным и культурным контекстом послевоенного времени.
Целью работы является комплексное изучение реализации темы жизни в послевоенное десятилетие в прозе В.П. Астафьева.
Поставленная цель предполагает следующие задачи.
1. Исследовать место произведений Астафьева в контексте отечествен­ной литературы о войне.
2. Выявить социально-биографические предпосылки развития послево­енной темы в творчестве Астафьева.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проделанной работы можно сделать вывод, что тема после­военной жизни раскрывается в творчестве В.П. Астафьева полемично.
Отзывчивость Астафьева на все острые и болезненные для обществен­ного сознания второй половины XX века проблемы сделали его творчество актуальным для современников. Начатая в первом рассказе «Гражданский человек» военная тема трансформируется в господствующую для творчества 1990-х годов тему жизни после войны.
Стереотипы литературы и клише общественного сознания второй поло­вины XX века, коллективизация, война, «уход» деревни, экологические про­блемы, преступность осмыслены писателем сквозь призму личного опыта, а потому изображаются и анализируются в его прозе с самых разных позиций. На завершающем этапе творчества многие бедствия и пороки русского чело­века истолковываются с христианских позиций как разные проявления раз­рушительного и гибельного, по мысли прозаика, атеизма. Мы выделили ос­новные черты поэтики в позднем творчестве Астафьева и обнаружили устой­чивые образы ямы, свободы, а также инвариантную (и в высокой степени ав­тобиографическую) фигуру солдата. В ходе работы были выявлены автобио­графические черты поэтики произведений Астафьева. Были проанализирова­ли основные мотивы: возмездия, сна, странствий, свободы, прощания. Иссле­дователи говорят об эволюции мировосприятия писателя от пантеизма к хри­стианству, которая отразилась во многих произведениях, составивших ду­ховную основу его творческого пути на завершающем этапе. Выявили темы войны и послевоенного лихолетья, судьбы женщины на войне, взаимоотно­шения художника и власти. Поздний период творчества Астафьева характе­ризуется большим вниманием писателя к традициям русской классики. Это ускорило эволюцию художника к христианскому мировосприятию, реализо­вавшуюся в произведениях этой поры. При этом христианство Астафьева - особое; оно связано с представлением о минувшей войне как об уже совер­шившемся Апокалипсисе. Грех, воздаяние, ад, смерть, небеса приобретают в его прозе особое значение, отличающее астафьевское видение от традицион­ных представлений о евангельской этике и христианских аксиологии и кос­мосе в целом.
В.П. Астафьев - писатель трагической судьбы и трагедийного мировос­приятия. Смерть и разрушение преследуют многих его персонажей, опреде­ляют их поведение. Автобиографический герой его итоговой повести «Весё­лый солдат» сожалеет не о том, что тяжело сложилась жизнь, а о том, что во­время не решился на самоубийство. Трагически осмысленные в конце твор­ческого пути вечные вопросы никогда не мешали Астафьеву использовать литературную маску «весёлого солдата» и широко включать комедийные элементы во многие произведения. Универсальная образность его произведе­ний, в том числе и за счет комических приёмов изображения, приобретает необходимую глубину и многомерность.
Анализ, истолкование произведения, творчества писателя в контексте современных ему значимых художественных явлений может иметь осново­полагающий характер для определения его оригинальности и «родства», сте­пени самобытности и уровня интегрированности в основные тенденции куль­туры и литературы того или иного времени. В 1991 году В.Я. Курбатов так трактовал этот сложный вопрос: «Чем далее, тем более я понимаю значение контекста: можно написать великую русскую книгу и сунуть ее в раму <...> пошлости и тем прикончить книгу, не переменив в ней ни запятой» [Курба­тов 1991: 5].
Контекстуаизация последних произведений 1990-х годов, их проблема­тики, жанровой и образной специфики позволяют сделать вывод и о реализо­вавшейся в них неповторимой творческой индивидуальности, и об органиче­ском созвучии прозаика многим явлениям русской литературы второй поло­вины XX века. Астафьев оставил после себя неповторимый и сложный худо­жественный мир, целостное и детальное исследование которого находится, несмотря на наличие целого ряда глубоких и серьезных работ, в самом нача­ле своего трудного пути.
Методический аспект темы жизни людей в послевоенное десятилетие разработан слабо. Мы попытались адаптировать имеющиеся материалы по творчеству Астафьева в 1990-е годы. В работе представлен элективный курс, который рассчитан на 17 часов и включает в себя разные формы занятий (лекции, семинары, творческие мастерские). Цель этого курса - способство­вать созданию духовного мира человека и условий для формирования внут­ренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализа­ции и продвижении своих творческих возможностей и помочь ученику со­ставить представление о художественном мире послевоенной прозы Астафь­ева, образах главных героев, тематике и проблематике. Интерпретируя про­читанные тексты в обсуждении с обещающимися и сопоставляя свои сужде­ния с оценками специалистов, в конечном итоге, ученик сможет ориентиро­ваться в сюжетах, мотивах и образах, представленных писателем.


1. Астафьев В.П. Всему свой час. М., 1985.
2. Астафьев В.П. До будущей весны. Молотов, 1953.
3. Астафьев В.П. Жестокие романсы. М., 2002.
4. Астафьев В. Не знает сердце середины // Правда. 1989. № 181. 30 июня.
5. Астафьев В. Сопричастный ко всему живому // Лауреаты России: Ав­тобиография российских писателей. М., 1980. Кн. 3. С. 5-29.
6. Астафьев В.П. Собрание сочинений: В 15 т. Красноярск, 1997.
7. Астафьев В. Посох памяти. М.: Современник, 1975.
8. Барт Р. Мифологии. М., 2000. 255 с.
9. Борисова Н.В. Жизнь мифа в творчестве М.М. Пришвина. Елец, 2001. 229 с.
10. Бердяев Н. Духи русской революции // Лит. учеба. 1990. Кн. 2. Март - апрель.
11. Большакова А. Слышать боль каждого: [О творчестве В. Астафьева] // Москва. 1984. № 5. С. 195-197.
12. Большакова А.Ю Русская деревенская проза XX века : Код прочтения. Шумен, 2002. 135 с.
13. Борисова Н.В. Жизнь мифа в творчестве М.М.Пришвина. Елец, 2001. 229 с.
14. Борисова Н.В. М.Пришвин. За волшебным колобком. (Структура об­раза автора) // Русский язык в школе. 1998. № 1.
15. Бочаров А.Г. Человек и война: Идеи социалистического гуманизма в послевоенной прозе о войне. М., 1973. С. 237.
... всего 57 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ