Тема жизни в послевоенное десятилетие в творчестве В.П. Астафьева («Гражданский
человек», «Так хочется жить», «Обертон», «Веселый солдат»): литературоведческий
и методический аспекты
Введение 3
Глава 1. Творчество В. П. Астафьева в контексте «лейтенантской прозы» 6
1.1. Характеристика социального и культурного положения в СССР после
Великой Отечественной войны 6
1.2. Рефлексия последствий войны в нефикциональных текстах В.П. Астафьева (публицистика, письма, интервью) 7
1.3. Предпосылки к созданию произведений на тему послевоенной жизни в
1990-е годы 10
1.4. Рассказ «Гражданский человек» как ключ к поэтике поздней прозы Ас
тафьева на послевоенную тему 12
Глава 2. Поэтика прозы В. П. Астафьева 1990-2000-х гг. на тему жизни в послевоенное десятилетие 18
2.1. Тематический диапазон послевоенной прозы Астафьева 18
2.2. «У войны свои законы и выбор свой»: повесть «Так хочется жить» 20
2.3. «Кто ты, тебя я не знаю, но наша любовь впереди»: повесть «Обертон» 33
2.4. «Но я не был веселым, взвинченным был»: повесть «Веселый солдат». 39
Заключение 46
Список литературы 49
Приложение 1. Элективный курс «Жизнь в послевоенное десятилетие в творчестве В.П. Астафьева» 54
В выпускной квалификационной работе рассматривается тематизация послевоенного опыта в прозе Виктора Петровича Астафьева (1924-2001).
Исследователи сходятся во мнении, что в художественной прозе, публицистике и переписке Астафьева война рассматривается как нарушение христианской заповеди «Не убий». Рефлексия военного опыта стала движущей силой поздних произведений Астафьева. Так, П. А. Гончаров отмечал, что на рубеже 1980-1990-х годов у Астафьева намечаются, а в дальнейшем развиваются две, по видимости противоположные тенденции: апокалиптического воздаяния и милосердия. Антиномичность их имеет сугубо личный характер, поскольку обе они восходят к христианской этике и эсхатологии. Вероятно, поэтому в произведениях 1990-х гг. они звучат с одинаковой силой.
Творчество Астафьева началось рассказом о войне «Гражданский человек», полемически звучащим по отношению к соцреалистическим произведениям о войне. Тема войны станет сквозной в творчестве Астафьева и в дальнейшем («Звездопад», «Пастух и пастушка», многие рассказы), а в последнее годы жизни писателя выдвинется на первый план (роман «Прокляты и убиты», повести «Веселый солдат», «Так хочется жить», «Обертон»), завершившись пронзительным рассказом «Пролетный гусь», удостоенным в год смерти автора премии имени Ю. П. Казакова.
Таким образом, в творчестве Астафьева определились сразу две ключевые темы: войны и мира с многообразными драматическими проблемами жизни русского человека в послевоенное время.
Художественный мир астафьевских повестей 1990-х годов не сужается в сравнении с его произведениями 1960-1980-х годов, но становится почти откровенно равнодушной и даже враждебной к человеку. «Купола», «соборы», «звездные тайны» не актуальны теперь для астафьевского героя. «Звезды», «протыкающие ночь», «звезда полей», указывающая путь поэту, являющаяся символом вечности и красоты мироздания для Н. Рубцова, для раннего Астафьева («Стародуб», «Звездопад», «Последний поклон»), погасли для астафьевских персонажей 1990-х годов. Сгустился мрак. «Мы пришли, чтобы разрушить прекрасное» [Астафьев 1980: 83]. К подобным трагическим мыслям о себе, своем поколении и своем времени приходит не только Коляша Хахалин.
Мироощущение В.П. Астафьева 1990-х годов всё более окрашивается трагизмом. Прощание Влада Самсонова с Россией в романе В. Максимова перекликается с прощанием Коляши Хахалина с молодостью, не только потому, что оба героя - литераторы, не только потому, что их молодость связана с временем войны и послевоенной разрухи, но и потому, что оба оказались в вынужденной оппозиции к господствующей идеологии, к штампам и стереотипам послевоенной соцреалистической литературы, к литературному официозу.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью означенной темы, а также вниманием, которое уделяется в современном литературоведении как творчеству Астафьева, так и литературе о войне в целом.
Методологическая база исследования - работы П. А. Гончарова, Е.А. Ермолина, Н. Л. Лейдермана, А. И. Разуваловой и других специалистов по творчеству Астафьева.
Объект исследования - проза Виктора Петровича Астафьева.
Предмет исследования - сюжеты и образы, определенные социальным и культурным контекстом послевоенного времени.
Целью работы является комплексное изучение реализации темы жизни в послевоенное десятилетие в прозе В.П. Астафьева.
Поставленная цель предполагает следующие задачи.
1. Исследовать место произведений Астафьева в контексте отечественной литературы о войне.
2. Выявить социально-биографические предпосылки развития послевоенной темы в творчестве Астафьева.
...
В результате проделанной работы можно сделать вывод, что тема послевоенной жизни раскрывается в творчестве В.П. Астафьева полемично.
Отзывчивость Астафьева на все острые и болезненные для общественного сознания второй половины XX века проблемы сделали его творчество актуальным для современников. Начатая в первом рассказе «Гражданский человек» военная тема трансформируется в господствующую для творчества 1990-х годов тему жизни после войны.
Стереотипы литературы и клише общественного сознания второй половины XX века, коллективизация, война, «уход» деревни, экологические проблемы, преступность осмыслены писателем сквозь призму личного опыта, а потому изображаются и анализируются в его прозе с самых разных позиций. На завершающем этапе творчества многие бедствия и пороки русского человека истолковываются с христианских позиций как разные проявления разрушительного и гибельного, по мысли прозаика, атеизма. Мы выделили основные черты поэтики в позднем творчестве Астафьева и обнаружили устойчивые образы ямы, свободы, а также инвариантную (и в высокой степени автобиографическую) фигуру солдата. В ходе работы были выявлены автобиографические черты поэтики произведений Астафьева. Были проанализировали основные мотивы: возмездия, сна, странствий, свободы, прощания. Исследователи говорят об эволюции мировосприятия писателя от пантеизма к христианству, которая отразилась во многих произведениях, составивших духовную основу его творческого пути на завершающем этапе. Выявили темы войны и послевоенного лихолетья, судьбы женщины на войне, взаимоотношения художника и власти. Поздний период творчества Астафьева характеризуется большим вниманием писателя к традициям русской классики. Это ускорило эволюцию художника к христианскому мировосприятию, реализовавшуюся в произведениях этой поры. При этом христианство Астафьева - особое; оно связано с представлением о минувшей войне как об уже совершившемся Апокалипсисе. Грех, воздаяние, ад, смерть, небеса приобретают в его прозе особое значение, отличающее астафьевское видение от традиционных представлений о евангельской этике и христианских аксиологии и космосе в целом.
В.П. Астафьев - писатель трагической судьбы и трагедийного мировосприятия. Смерть и разрушение преследуют многих его персонажей, определяют их поведение. Автобиографический герой его итоговой повести «Весёлый солдат» сожалеет не о том, что тяжело сложилась жизнь, а о том, что вовремя не решился на самоубийство. Трагически осмысленные в конце творческого пути вечные вопросы никогда не мешали Астафьеву использовать литературную маску «весёлого солдата» и широко включать комедийные элементы во многие произведения. Универсальная образность его произведений, в том числе и за счет комических приёмов изображения, приобретает необходимую глубину и многомерность.
Анализ, истолкование произведения, творчества писателя в контексте современных ему значимых художественных явлений может иметь основополагающий характер для определения его оригинальности и «родства», степени самобытности и уровня интегрированности в основные тенденции культуры и литературы того или иного времени. В 1991 году В.Я. Курбатов так трактовал этот сложный вопрос: «Чем далее, тем более я понимаю значение контекста: можно написать великую русскую книгу и сунуть ее в раму <...> пошлости и тем прикончить книгу, не переменив в ней ни запятой» [Курбатов 1991: 5].
Контекстуаизация последних произведений 1990-х годов, их проблематики, жанровой и образной специфики позволяют сделать вывод и о реализовавшейся в них неповторимой творческой индивидуальности, и об органическом созвучии прозаика многим явлениям русской литературы второй половины XX века. Астафьев оставил после себя неповторимый и сложный художественный мир, целостное и детальное исследование которого находится, несмотря на наличие целого ряда глубоких и серьезных работ, в самом начале своего трудного пути.
Методический аспект темы жизни людей в послевоенное десятилетие разработан слабо. Мы попытались адаптировать имеющиеся материалы по творчеству Астафьева в 1990-е годы. В работе представлен элективный курс, который рассчитан на 17 часов и включает в себя разные формы занятий (лекции, семинары, творческие мастерские). Цель этого курса - способствовать созданию духовного мира человека и условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и продвижении своих творческих возможностей и помочь ученику составить представление о художественном мире послевоенной прозы Астафьева, образах главных героев, тематике и проблематике. Интерпретируя прочитанные тексты в обсуждении с обещающимися и сопоставляя свои суждения с оценками специалистов, в конечном итоге, ученик сможет ориентироваться в сюжетах, мотивах и образах, представленных писателем.
1. Астафьев В.П. Всему свой час. М., 1985.
2. Астафьев В.П. До будущей весны. Молотов, 1953.
3. Астафьев В.П. Жестокие романсы. М., 2002.
4. Астафьев В. Не знает сердце середины // Правда. 1989. № 181. 30 июня.
5. Астафьев В. Сопричастный ко всему живому // Лауреаты России: Автобиография российских писателей. М., 1980. Кн. 3. С. 5-29.
6. Астафьев В.П. Собрание сочинений: В 15 т. Красноярск, 1997.
7. Астафьев В. Посох памяти. М.: Современник, 1975.
8. Барт Р. Мифологии. М., 2000. 255 с.
9. Борисова Н.В. Жизнь мифа в творчестве М.М. Пришвина. Елец, 2001. 229 с.
10. Бердяев Н. Духи русской революции // Лит. учеба. 1990. Кн. 2. Март - апрель.
11. Большакова А. Слышать боль каждого: [О творчестве В. Астафьева] // Москва. 1984. № 5. С. 195-197.
12. Большакова А.Ю Русская деревенская проза XX века : Код прочтения. Шумен, 2002. 135 с.
13. Борисова Н.В. Жизнь мифа в творчестве М.М.Пришвина. Елец, 2001. 229 с.
14. Борисова Н.В. М.Пришвин. За волшебным колобком. (Структура образа автора) // Русский язык в школе. 1998. № 1.
15. Бочаров А.Г. Человек и война: Идеи социалистического гуманизма в послевоенной прозе о войне. М., 1973. С. 237.
... всего 57 источников