ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Тема дружбы в современной детской литературе 5
1.1 .Традиции темы дружбы в современной детской литературе 5
1.2. Специфика темы дружбы в прозе Виктории Ледерман 11
1.3. Специфика темы дружбы в прозе Марии Парр 14
Глава 2. Тема дружбы в творчестве Виктории Ледерман и Марии Парр: сравнительно-сопоставительный анализ 21
2.1. Раскрытие образа друга в повести Виктории Ледерман «Всего
одиннадцать! или Шуры-муры в пятом “Д”» 21
2.2. Образ друга в повести Марии Парр «Вафельное сердце» 24
Глава 3. Изучение темы дружбы в современной детской литературе: методический аспект 29
3.1. Обзор имеющегося методического опыта по изучению произведений на
тему дружбы 29
3.2. Урок внеклассного чтения в 5 классе по произведениям Марии Парр
«Вафельное сердце» и Виктории Ледерман «Всего одиннадцать! или Шуры- муры в пятом “Д”» 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
Приложение 1 46
Приложение 2 47
Приложение 3 51
Приложение 4 52
Приложение 5 53
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению темы дружбы в современной детской литературе.
Актуальность настоящего исследования обусловлена нескольким факторами: во-первых, стоит отметить, что тема дружбы является
традиционной в произведениях современной детской литературы. Верность, преданность, взаимовыручка - главные составляющие этой темы, о них необходимо помнить в процессе воспитания ребёнка, они важны для формирования личности подростка. Во-вторых, в настоящее время особенно актуально формирование личных качеств, способности дружить. Воспитать положительные качества в подростке можно на примере литературных героев.
В-третьих, в воспитательном процессе необходимо руководствоваться тем, что художественная литература, как и наука, обладает огромной познавательной силой. Учителя-практики находятся в поиске путей приобщения школьников к чтению, в поиске произведений, которые достойны внимания детей. Учителя стремятся сформировать культуру чтения в обращении подростка к качественным текстам, которые адресованы, написаны непосредственно для подростка, к текстам, несущим воспитательный потенциал.
И, наконец, актуальность обусловлена и требованиями федерального государственного образовательного стандарта, где отражены ключевые предметные результаты по дисциплине «Литература», в результате изучения которой обучающийся должен овладеть приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, развить опыт нравственно значимой деятельности, конструктивного социального поведения в соответствии с этическими нормами взаимоотношений, сформировать знания о семейных ценностях, о нормах морали и гуманизме, милосердии, справедливости, взаимопомощи и коллективизме.
Тема дружбы традиционная, современные тексты продолжают раскрытие этой темы, решают несколько ключевых задач современной литературы. Она является центральной в произведениях отечественной писательницы Виктории Ледерман и в повестях норвежского автора Марии Парр. Наблюдается проявление большого интереса школьников к произведениям, написанным в жанре школьной повести и к зарубежной литературе. Такие тексты могут быть рекомендованы для внеклассного чтения обучающимся 5-6 классов.
В своих произведениях М. Парр и В. Ледерман с удивительной проницательностью исследует внутренний мир своих героев, их взаимоотношения и показывают их последующую нравственную эволюцию.
Цель работы - провести сравнительно-сопоставительный анализ отражения темы дружбы в произведениях современной детской литературы (В. Ледерман и М. Парр).
Поставленная перед нами цель формирует задачи исследования:
1. Определить традиции темы дружбы в современной детской литературе.
2. Выявить специфику раскрытия темы дружбы в творчестве Виктории Ледерман и Марии Парр (на уровне компаративного анализа художественных текстов).
3. Определить методические возможности изучения темы дружбы в произведениях современной детской литературы на уроках внеклассного чтения в 5-6 классах; разработать урок внеклассного чтения по произведениям Виктории Ледерман «Всего одиннадцать! или Шуры-муры в пятом “Д”» и Марии Парр «Вафельное сердце».
Объектом исследования в рамках выбранной темы выступает тема дружбы в творчестве Виктории Ледерман и Марии Парр.
...
В Заключении проведенного нами исследования можно сделать основные выводы.
Зарубежные и отечественные писатели традиционно показывали через призму дружеских отношений, что с помощью друга можно справиться даже с самыми сложными проблемами. Проанализировав повесть норвежской писательницы М. Парр «Вафельное сердце» и российской писательницы В. Ледерман «Всего одиннадцать! Или Шуры-муры в пятом “Д”», можно отметить, что идеалы дружбы - то, что отличает ее от других видов межличностных отношений, - не изменились. Герои повестей находятся в разных социальных условиях, имеют разный менталитет, но дружба в любых обстоятельствах имеет непреходящую ценность.
Виктория Ледерман, пишущая в жанре школьной повести, касается в своём творчестве многих традиционных тем. Одна из них - дружба. Писательница говорит о важности прощения, взаимоуважения, взаимопомощи, об умении выстраивать здоровые отношения, об осознании ценности дружбы. Не лишён текст назидательной авторской позиции, которая скрыта в репликах героев.
Стоит отметить, что книги Виктории Ледерман будут полезны и взрослому кругу читателей. Родителям, которые хотят лучше понять своих детей, понять, что важно для подростков в их возрасте.
В произведениях Марии Парр тема дружбы является центральной. У норвежской писательницы дружба заключает в себе взаимопонимание, преданность, доброту и взаимовыручку, а это значит, что современная подростковая литература несёт воспитательный потенциал, является качественной, достойна внимания школьников и к ней стоит обращаться на уроках литературы и внеклассного чтения. Работа с произведениями Марии Парр, чтение её книг способствует формированию личных качеств подростка, способности дружить.
Разработка урока внеклассного чтения и его содержание во многом зависит от того, какие в этом классе обучающиеся, насколько высок их читательский возраст, а также - каковы их интересы, предпочтения, психологические проблемы. Методические разработки, предложенные нами, нацелены на развитие устной речи, мотивацию к чтению и установку нравственных ценностей.
Рассмотренные повести близки подростку по тематике и проблематике. Интерес к текстам современной литературы и мотивация возникают за счет узнаваемости проблем современного подростка и желания найти ответы на интересующие вопросы. Поведенческая модель главных героев повестей является неким образцом, ориентиром для подростка, поэтому выбор литературы для уроков внеклассного чтения требует особого внимания.
Использованные на уроке технологии, методы и приёмы обучения повышают интерес обучающихся к уроку литературы, развивают творческие способности, активизируют познавательную деятельность подростка.
Результат данной работы можно использовать в рамках учебной дисциплины «Детская литература», во время педагогической практики студентов, в системе внеклассного чтения обучающихся.
Мы считаем, что исследования в этом направлении могут быть продолжены. На наш взгляд, было бы интересно изучить произведения других современных авторов с точки зрения выявления специфики жанра школьной повести, а также представить методические рекомендации к урокам по современной подростковой литературе.
1. Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература: учебник для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений. М.: Академия, 2000. 472 с.
2. Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы: учебник для пед.вузов. / под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. 288 с.
3. Валиева З. И. Внеклассное чтение как фактор формирования и развития познавательного интереса учащихся к литературе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. №. 17. С. 172-175.
4. Габбе Т. О школьной повести и о её читателе* Предчувствие чувств // Библиотечное дело. 2017. №. 20. С. 13-18.
5. Гуревич С. А. Организация чтения учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1984. 206 с.
6. де Сент-Экзюпери А. Маленький принц. М.: Радуга, 2001. 253 с.
7. Детская литература ХХ века: учеб. Пособие / Т. А. Бахор, Н. А. Мазурова, О. Н. Зырянова, В. С. Лобарева, Л. С. Шмульская. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2017. 90 с.
8. Жвалевский А., Пастернак Е. Что почитать? Обновленный список от экспертов по детскому чтению // Лабиринт. 15 мая 2019. URL: https://www.labirint.ru/childnow/chto-pochitat/ (дата обращения: 05.02.2024).
9. Зиман Л. Я. Зарубежная литература для детей и юношества: Учеб. Пособие. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. 288 с.
10. Зубарева Т. Г. «Вафельное сердце». Мастерская по одноимённой повести норвежской писательницы Марии Парр // Литература в школе. 2018. №. 6. С. 27-30.
11. Кузнецова Е. Н. Литературное турне «Вафельное сердце» // Конспекты
уроков. 25 марта 2021. URL: Ьйр8://конспекты-уроков.рф/Ью/5-
klass/file/93271-vafelnoe-serdtse (дата обращения: 02.12.2022).
12. Кутейникова Н. Е. Навигатор по современной отечественной детско- подростковой и юношеской литературе: методические рекомендации. М.: МАЭСТРО ПлаТинум, 2017. 158 с.
13. Левченкова О. С. Пути развития русской детской литературы XX века. М.: Академия, 2010. 359 с.
14. Ледерман В. В. Всего одиннадцать! Или Шуры-муры в пятом «Д». М.: КомпасГид, 2017. 128 с.
15. Ледерман В. В. Календарь ма(й)я. М.: КомпасГид, 2020. 256 с.
... всего 39 источников