ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АННОТИРОВАННЫЙ СПИСОК НАСЕКОМЫХ
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ (ЗООМУЗЕЙ) 5
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗООЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ 16
2.1. История создания музеев 23
2.2 Типология музеев экскурсий 25
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ
КЛАССА НАСЕКОМЫЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА БАЗЕ ЗООМУЗЕЯ 28
3.1. Дидактические карточки 33
3.2. Биологическая номенклатура 39
3.3. Сравнительные таблицы 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность работы, современный ученик школы должен применять естественнонаучные знания, ориентироваться в профессиональных проблемах, анализировать и обобщать данные, планировать, экспериментировать, осознавать профессиональные обязанности и т.д. Кроме того, он должен понимать необходимость в постоянном самостоятельном обучении. Формирование внутренней потребности к самообучению становится и требованием времени, и условием реализации личностного потенциала. Способность человека состояться на уровне, адекватном его претензиям на высокое положение в обществе, всецело зависит от его индивидуальной вовлеченности в самостоятельный процесс освоения новых знаний.
Поэтому одной из целей профессиональной подготовки специалиста является необходимость дать учащемуся прочные фундаментальные знания, на основе которых он смог бы обучаться самостоятельно в нужном ему направлении.
Решение задач современного образования невозможно без повышения роли самостоятельной работы учащихся над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.
Цель: Разработка и организация самостоятельной работы обучающихся при изучении насекомых Красноярского края.
Задачи:
1. Составить аннотированный список фоновых видов насекомых Красноярского края на энтомологических коллекциях.
2. Разработать дидактический материал зоомузея КГПУ им. В. П. Астафьева для самостоятельного изучения насекомых.
3. Организация и проведение мероприятий по самостоятельному изучению насекомых Красноярского края ( на базе зоомузея).
Для проведения зоологической экскурсии с учащимися предварительно была проведена беседа. В основе нашей беседы лежали следующие воспитательные и общеразвивающие задачи:
1. Дать общие сведения о музее (краткая история формирования)
2. Для чего нужны подобные музеи
3. Правила поведения в музее и транспорте.
Реализацию последнего пункта можно осуществить в игровой форме, создав презентацию из анимированных картинок-заставок или тематических сценок с озорными зверьками. При анализе картинок, педагог с ребятами в форме деятельностного сотрудничества выявит как правильно себя вести в транспорте и музее. Такой подход наиболее удобен и перспективен, т.к. тут исключена назидательно-повелительная форма контакта, оба участника диалога являются субъектами, т.е. реализуется субъект-субъектный путь.
Резюмируя результаты работы, следует отметить, что внедрение активных технологий в учебно-образовательную деятельность играет приоритетную роль в формировании личности с развитой биологической культурой, самостоятельным мышлением, активной личностной позицией, базирующейся на ценностном, краеведческом и экологическом компонентах. Одной из форм реализации данного направления становятся биологические экскурсии - важнейшая форма учебно-творческой деятельности по изучению живой природы вне привычной формы - школьного урока. Отметим, что в настоящее время наблюдается всплеск интереса к внедрению субъект- субъектных технологий, а следовательно биологические экскурсии разного вида привлекают все больше внимания у педагогов.
Несомненным плюсом биологической экскурсии становится возможность реализации не только системно-эволюционного принципа, который преобладает в теоретическом курсе. Но, прежде всего ,погружает ребенка в мир живой природы, формирует знания в области морфологии и физиологии на примере конкретных объектов в условиях, воссоздающих их естественные условия жизни, которые, как раз, и отображают специфику формирования биологических закономерностей. Экскурсии как дополнительный, но неотъемлемый блок в развитии школьного биологического знания усиливает экологическую направленность знания. К общеучебным умениям и навыкам, что стимулируются, в результате биологической экскурсии отнесем: развитие познавательной сферы, аналитического мышления, формирования навыка выявления причинно-следственных связей, умение видеть и формулировать проблему, выдвигать гипотезы, выявлять закономерности функционирования экосистем. Все это пополняет жизненный опыт школьника, формирует творческую и экологически грамотную личность вне зависимости от будущей профессии.
Итак, использование биологических экскурсий позволяет сделать биологическое знание более доступным, более интересным, обучающе-интерактивным, т.е. нацелено на развитие субъектности личности. Более того, на практике получает свою реализацию принцип Л. Выгодского - о зоне ближайшего развития, когда ребенок с помощью наставника сам открывает для себя окружающий мир не в форме готового знания, а в качестве следопыта- исследователя.
Отметим, что зоологические экскурсии могут осуществляться как в природу, т.е. проводиться в условиях естественной среды, так и осуществляться через музеи. Приоритеты последних заключаются в том, что познакомиться с биологическими объектами может каждый учащийся в независимости от времени года, погодных условий, а также географического положения. Последний фактор является краеугольным поскольку исследуемые биологические виды могут обитать как в высокогорных районах, так и на заболоченных участках или же в таежных массивах, что вносит ряд сложностей для изучения их в естественных условиях среды. Более того, использование музейного пространства гарантированно дает возможность познакомиться с означенным видовым составом, а также помогает изучить биологию вида в активной форме, когда экскурсовод рассказывает о данном виде при этом дает слушателям попутные задания исследовательского плана - на сравнение, на внимательность (сделать обобщение, решить ребус, предложить объяснение явления на основе рассказанного и увиденного), на поиск закономерностей (внешнее строение и специфика питания, особенность естественных условий и мимикрия), умение выстроить цепь питания. Ключевой заслугой биологических экскурсий в музейном пространстве становится возможность реализовать системный принцип в обучении и в построении биологического знания.
Большую роль экскурсии играют для младшего школьного возраста, т.к. строятся на привлечении эмоционально-ценностного компонента - эффекта удивления и радости открытия удивительного мира живой природы, формирования стойкой мотивации к познанию.
Отметим, что в качестве направления знакомства школьников с фоновыми видами нашего региона мы углубили региональную составляющую, сделав акцент на экологической и природоохранной направляющей. Так, мы предложили детям познакомиться с фоновыми видами насекомых-вредителей, поскольку чаще всего биология данных видов остается вне поля исследования, однако, результат урона экосистеме является наиболее заметным. На мой взгляд, экскурсия о фоновых видах насекомых вредителях помогает сформировать у учащихся адекватное представление о природе, о важности положительного и отрицательного варианта взаимодействий организмов друг с другом, о важности поддержания экологического равновесия в экосистеме, о значимости грамотного природопользования, которое бы исключало вспышки геометрической прогрессии в развитии насекомых-вредителей. Нам важно открыть мир неизвестного учащимся, с целью сформировать не только интерес к родному краю, но заложить природоохранные принципы, когда по внешним проявлениям учащийся может выявить естественную причину нарушения в структуре одного из главных богатств Сибири - ее лесов.
Подчеркнем, что зоологическая музейная экскурсия становится примером реализации деятельностного подхода в обучении, где реализуется многообразные типы учебной деятельности. Отметим, что в результате разработанной мной экскурсии для младших школьников основными видами учебной деятельности стали задания репродуктивного плана: внимательное слушание экскурсовода, ответы на простые вопросы, действие по образцу - описать внешний вид представленного экспоната. Далее были предложены задания частично-поискового характера, когда учащиеся должны перенести свои знания и известные способы деятельности в проблемную (необычную) ситуацию - подумать, почему тот или иной биологический вид имеет такую окраску или такой ротовой аппарат или образует такие ходы в древесине. В результате этой деятельности у учащихся уже формируется умение выискивать противоречия и пытаться их разрешить. Движущей силой становится интеллектуальное затруднение при поиске ответа на проблемный вопрос. Мы думает, что подобного рода задания нужно внедрять и в поурочное планирования, формирую рубрики - «Природа спрашивает». Результирующим этапом нашей экскурсии стало задание творческого и одномоментное исследовательского плана - учащиеся должны сочинить экологическую «сказку» о том, как тот или иной вид насекомых-вредителей перевоспитывается. Данный вид заданий исследовательного плана является наиболее сложным и представляет собой вершину педагогического сотрудничества. При этом виде взаимодействия дети, на основе имеющихся знаний и навыков, на практике самостоятельно ставят проблему и предлагают пути ее решения (строят гипотезу и ее доказательства).
Активное использование биологических экскурсий со школьниками, начиная с младшей ступени, позволит затем выйти с ними на уровень качественной работы с методикой проектной деятельности, сегодня получающей активное развитие.