Введение 3
Глава 1. Теоретические основы смешанного обучения программированию в
школе 5
1.1 Модели смешанного обучения в школе 5
1.2 Организация учебного взаимодействия в условиях смешанного обучения
программированию 13
1.3 Информационные ресурсы и программные средства для смешанного
обучения школьников программированию 20
Глава 2. Особенности организации учебного взаимодействия в процессе
смешанного обучения школьников программированию на примере темы
«Циклы» 27
2.1. Организация взаимодействия «Ученик» - «Контент» в электронной среде 27
2.2. Организация взаимодействия «Ученик» - «Учитель» в электронной среде 34
2.3. Организация взаимодействия «Ученик» - «Ученик» в электронной среде 41
Заключение 49
Список использованных источников
Особенностью подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ является то, что уровень сложности заданий на экзамене зачастую значительно выше, чем у заданий, которые выполняются в процессе изучения информатики на базовом уровне. Некоторые темы информатики на базовом уровне изучаются в гораздо меньшем объеме, чем требуется для задачи ЕГЭ или вообще не изучаются. Поэтому, при подготовке к ЕГЭ в 11 классе приходится по сути за год изучать предмет заново. В этих условиях 1-2 часов в неделю, отведенных на подготовку к ЕГЭ, не хватает для полноценной подготовки и это сказывается на результатах экзамена. Таким образом, можно говорить о существовании следующих противоречий:
- между необходимостью осуществления полноценной подготовки школьников к ЕГЭ по информатике и недостаточным количеством часов, отводимых на обучение.
- между трудоемкостью обучения программированию с учетом индивидуальных способностей школьников и необходимостью организации качественной подготовки каждого школьника.
Выделенные противоречия дали основания сформулировать проблему исследования: как организовать учебное взаимодействие, направленное на обучение школьников программированию, позволяющее компенсировать недостаточное количество времени на подготовку и обеспечить индивидуализацию обучения?
Решению указанных противоречий может способствовать реализация учебного процесса с использованием смешанного обучения, при котором в электронной среде организуется самостоятельная работа обучающихся, а на аудиторные занятия выносится только разбор наиболее сложных заданий.
Индивидуализацию обучения программированию можно обеспечить, реализовав три линии учебного взаимодействия в электронной среде: «Ученик» - «Контент», «Ученик» - «Учитель», «Ученик» - «Ученик».
Цель исследования: разработать методические рекомендации по организации учебного взаимодействия в процессе смешанного обучения школьников программированию.
Объект исследования: процесс смешанного обучения программированию в школе.
Предмет исследования: организация учебного взаимодействия в процессе смешанного обучения школьников программированию.
Задачи работы:
1. Проанализировать модели смешанного обучения и выбрать модель, наиболее подходящую для смешанного обучения программированию.
2. Изучить особенности организации трех линий учебного взаимодействия в смешанном обучении программированию: «ученик-контент», «ученик-учитель», «ученик-ученик».
3. Провести отбор информационных ресурсов и программных средств для смешанного обучения школьников программированию
4. Разработать фрагмент электронного учебного курса для подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ по теме “Циклы”.
5. Разработать методические рекомендации по организации учебного взаимодействия в процессе смешанного обучения школьников программированию.
Практическая значимость: материалы работы могут быть использованы учителями, методистами, а также широким кругом специалистов, интересующихся вопросами реализации различных моделей электронного обучения.
Стремительное развитие цивилизации, в основе которой лежит информация и любые ее проявления, влечет за собой глобальную информатизацию общества [7]. В попытке соответствовать современным тенденциям общество приобретает все более информационный характер и, как следствие, изменяет свои запросы к современному человеку и его знаниям и умениям. Поэтому эти изменения напрямую повлияли на образовательную сферу и повлекли немалые изменения в ней.
Как верно подмечает К. К. Колин: “Педагог должен стать центральной фигурой наступающей эпохи и его главными оружием должны быть информация и научные знания, а основным инструментом - средства информатики и информационные технологии” [15]. Ведь именно педагог - та ключевая фигура, которая формирует в человеке знания, умения и навыки. Но как и с помощью чего ему это сделать?
С одной из важных проверок знаний и умений обучающийся сталкивается на Едином Государственном Экзамене. ЕГЭ это переломный момент в жизни школьника, от сдачи которого зависит, попадет ли учащийся именно в ту сферу деятельности, которую выбрал для себя. И учитель при подготовке к экзамену играет очень важную роль. Перед ним встает задача грамотно распределить учебное время, чтобы обучение принесло максимальный результат на экзамене. Ведь часов на подготовку выделяется очень мало, а количество материала, который нужно объяснить, занимает значительно больше времени.
Современные технологии позволяют учителю решить данную проблему с помощью вынесения большей части работы в электронную среду. Такая модель организации обучения называется смешанным обучением [22]. Как организовать электронную среду так, чтобы результат обучения был наиболее эффективным? Какими средствами это достигается?
Целью нашего исследования стала разработка методических рекомендаций по организации учебного взаимодействия в процессе смешанного обучения школьников программированию. Для достижения поставленной цели нами был решен ряд задач.
В первую очередь, были проанализированы существующие модели обучения: традиционное с веб-поддержкой, смешанное и дистанционное. В традиционном обучении, как было сказано ранее, очень мало часов отводится на подготовку к ЕГЭ. В тоже время, дистанционное обучение является слишком сложным для учащихся школы. Поэтому оптимальным вариантом стало именно смешанное обучение, которое включает в себя такие формы обучения, как перевернутый класс, ротация станций, индивидуальный план и смена классов. Среди них были выделены и использованы формы перевернутого класса и ротации станций, как наиболее оптимальные.
Далее, в процессе решения второй задачи исследования, были рассмотрены линии учебного взаимодействия в электронной среде, особенность которых заключается в обеспечении доступа учащегося к необходимому учебному и организационному материалу (ученик-контент), наличии обратной консультационной и поддерживающей связи (ученик-учитель) и обеспечении взаимодействия между учащимися и реализации принципа “обучая других, обучаюсь сам” (ученик-ученик).
Третья задача исследования заключалась в отборе программных средств, необходимых для организации трех линий учебного взаимодействия. Выбор происходил с учетом следующих критериев: удобства и понятности интерфейса, бесплатности, многофункциональности, неограниченности использования и соответствия целям курса. Были отобраны и интегрированы в электронную среду информационные ресурсы и программные средства, позволяющие размещать учебный контент (средства LMS Moodle), организовывать общение между учителем и обучающимися (средства LMS Moodle, социальные сети), организовывать совместную работу обучающихся (средства LMS Moodle, электронные он-лайн доски), в том числе совместную работу над текстами программ (Codeshare, Collabedit).
Решая четвертую задачу исследования, мы разработали фрагмент курса в LMS Moodle и попытались реализовать в нем три линии учебного взаимодействия “Ученик-контент”, “Ученик - учитель”, “Ученик-Ученик”.
Итогом работы над пятой задачей исследования стало описание процесса реализации трех линий учебного взаимодействия в электронной среде при подготовке к ЕГЭ по Информатике и ИКТ по теме “Циклы”.
Для реализации взаимодействия “Ученик-контент” в разработанном курсе предусмотрены: ментальная карта, отражающая связь основных понятий темы, интерактивные лекции с контрольными вопросами, гипертекстовый глоссарий по теме, тренировочные тесты, ссылки на видеоролики с типовых заданий, связанных темой “Циклы”, ссылки на основные внешние ресурсы, необходимые учащимся при подготовке к ЕГЭ,
Взаимодействие “Ученик-учитель” реализовано в курсе за счет: инструмента “Видеочат” LMS Moodle, форумов, социальных сетей, виртуальных досок, инструкций, разработанных учителем, комментариев и отзывов.
Взаимодействие “Ученик-Ученик” позволяет создавать и поддерживать благоприятный микроклимат внутри учебной группы, работающей в электронной среде. Обучающиеся вносят вклад в формирование контента, отбирая оптимальные способы решения задач, осуществляют взаимное оценивание с помощью: форумов, чатов, инструмента “Семинар” LMS Moodle, сайтов для совместного написания кода.
Описание процесса реализации трех линий учебного взаимодействия, приведенное во второй главе, можно рассматривать как методические рекомендации по организации учебного взаимодействия в процессе смешанного обучения школьников программированию.
Таким образом, нами были выполнены все задачи исследования и достигнута его цель.
Создание электронной образовательной среды и организация в ней учебных мероприятий позволит не просто подготовить обучающихся к ЕГЭ за отведенное количество часов, но и сделать это в удобном для них темпе [23], что будет способствовать более полному пониманию и усвоению материала. Также это поможет развить основные личностные качества, такие, как самостоятельность, организованность и ответственность. Это послужит отличной подготовкой учащихся к обучению в ВУЗе, где основная часть работы выполняется в индивидуальной форме.
1. E-learning в школе: что требует электронное обучение от участников образовательного процесса [Электронный ресурс] URL: http://psypress.ru/articles/27233.shtml(дата обращения 21.05.2018).
2. Mind42 [Электронный ресурс] URL: https://mind42.com/(дата обращения: 11.06.2018).
3. RealtimeBoard [Электронный ресурс] URL: https://realtimeboard.com/(дата обращения: 12.06.2018).
4. Андреева Н. В., Рождественская Л. В., ЯрмаховБ. Б. Шаг школы в смешанное обучение / Москва: Буки Веди.: 2016. 280 с.
5. Арзуманова Н. В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2009. - С. 86 - 90. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.rU/article/v/ispolzovanie-sovremennyh-informatsionnyh-te hnologiy-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 14.06.2018).
6. Болкунов И. А. Электронное обучение: проблемы, перспективы, задачи // Таврический научный обозреватель. - 2016. - №11 (16). - С. 128 - 132.
7. Борисенко И.Г. Организация учебного процесса в интерактивной электронной образовательной среде // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - С. 119 - 123 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.rU/article/v/organizatsiya-uchebnogo-protsessa-v-interakti vnoy-elektronnoy-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 14.06.2018).
8. Велединская С.Б. Организация учебного процесса в ВУЗе по технологии смешанного обучения / Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. [Электронный ресурс] URL: http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/24760/1/notv-2014-042.pdf(дата обращения 22.05.2018).
9. Велединская С. Б. Эффективное сопровождение электронного обучения: технологии вовлечения и удержания учащихся/ Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. / Образовательные технологии. 2015. № 3. С. 104-115.
10. Велединская С. Б., Дорофеева М. Ю. Смешанное обучение: технология проектирования учебного процесса [Электронный ресурс] // Открытое и дистанционное образование : журнал / Ассоциация образовательных и научных учреждений "Сибирский открытый университет". — 2015. — т.
2, № 43. — [С. 12-19]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24004873 (дата обращения: 24.05.2018).
11. Велединская С. Б., Дорофеева М. Ю. Эффективность электронного обучения: система требований к электронному курсу [Электронный ресурс] // Открытое и дистанционное образование. — 2016. — № 2 (62).
— [С. 62-68]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26137612 (дата
обращения: 24.05.2018)
12. Ветринский Ю. А. Использование средств электронного обучения в общеобразовательной школе // Научно-технические ведомости СПбГУ. - 2010. - С. 164-168.
13. ЕГЭ и ОГЭ: подготовка к экзаменам. [Электронный ресурс] URL: https://www.ctege.info/
14. Инструкция пользователя. Электронная образовательная среда Moodle //
ВГУЭС. - 2015 [Электронный ресурс] URL:
http://www.nsmu.ru/workers/cit/sistema-elektronnogo-obucheniya/eos_pps.pdf(дата обращения: 12.06.2018).
15. Колин К. К. Информационные технологии - катализатор процесса развития современного общества // Информационные технологии. - 1995.
- №1. - С. 2-8.
16. Корень А. В. Использование электронной образовательной среды Moodle в создании интерактивных учебных курсов нового поколения // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. - 2013. - С. 127-138.
17. Корень А. В. Особенности разработки учебных курсов с использованием электронной образовательной среды Moodle // Науковедение: Интернет-журнал. - 2013. - №1 (14) [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.rU/article/v/osobennosti-razrabotki-uchebnyh-kursov-s-isp olzovaniem-elektronnoy-obrazovatelnoy-sredy-moodle (дата обращения: 22.05.2018).
18. Корниенко С. А. Электронное обучение как средство реализации образовательной программы [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 175-182. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5759/(дата обращения: 20.05.2018).
19. Лабы: Лабораторные работы и задачи по программированию и информатике. [Электронный ресурс] URL: http://labs.org.ru/
20. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. - Под общ. ред. М.П. Лапчика. - М.: Академия, 2001. — 624 с.
21. Лапчик М.П. Теория и методика обучения информатики. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Рагулина М.И. и др. — Под ред. М.П. Лапчика. — М.: Академия, 2008. — 592 с.
22. Логинова А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 809-811. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16877/(дата обращения: 21.05.2018).
23. Майкл Аллен. e-learning: Как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным - М: Альпина Паблишер, 2016. - 230 с.
24. Меденкова Г. В. Электронное обучение как инновационная
педагогическая технология [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 121-122. — URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12233/(дата обращения: 21.05.2018)
25. Проектирование и разработка дистанционного учебного курса в среде Moodle 2.7: учебно-методическое пособие / Рязан. гос. радиотехн. ун-т. Рязань, 2015. 164 с.
26. Сайт Константина Полякова: Преподавание, наука и жизнь [Электронный ресурс] URL: http://kpolyakov.spb.ru/
27. Сергеев А. Г. Введение в электронное обучение : монография / А. Г. Сергеев, И. Е. Жигалов, В. В. Баландина. - Владимир : Изд- во ВлГУ, 2012. - 182 с.
28. Смешанное обучение: 6 моделей для применения в современной школе // Мобильное электронное образование. - 2017 [Электронный ресурс] URL: https://mob-edu.ru/blog/articles/smeshannoe-obuchenie-6-modelej-dlya-primeneniya-v-sovremennoj-shkole/(дата обращения: 20.05.2018).
29. Скоробогатов Я.О. Об особенностях реализации курса обучения программированию школьников 7-11 классов в форме смешанного обучения // Современное образование. — 2017. - № 3. - С.1-9. [Электронный ресурс] URL: http://e-notabene.ru/pp/article_23185.html(дата обращения: 21.05.2018).
30. РЕШУ ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. [Электронный ресурс] URL: https://inf-ege.sdamgia.ru/
31. Уильям Хортон. Электронное обучение: инструменты и технологии / Уильям Хортон, Кэтрин Хортон. - М: КУДИЦ-Образ, 2005. - 640 с.
32. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ).
[Электронный ресурс] URL: http://fipi.ru/(дата обращения: 14.06.2018).