ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 8
1.1. Общая характеристика общепрофессиональных и профессиональных
компетенций ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01 Биология 8
1.2. Экспедиционные исследования как форма научно-исследовательской
деятельности студентов 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРОВЕРКА ЕЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ 21
2.1. Методическое обеспечение и методика организации экспедиционных исследований 21
2.2. Экспериментальная проверка результативности методики
экспедиционных исследований 60
ВЫВОДЫ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
Одна из тенденций модернизации и развития российского образования - это переход образовательных организаций высшего образования от учебного процесса к научно-образовательному. Данный переход дает возможность организовать исследовательскую работу студентов системы высшего образования в различных формах ее проявления: дисциплины по выбору, факультативные дисциплины, студенческие научные общества, научно-практические конференции, исследовательские проекты и т.д. Требования ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01 Биология к подготовке выпускников указывают, что по окончании обучения студенты должны: уметь самостоятельно искать истину, осуществлять систематические действия в профессиональной ситуации, анализировать и выстраивать свою деятельность; есть стремление к самосовершенствованию (самосознание, самоконтроль, саморегуляция, саморазвитие); стремитесь к творческой самореализации.
Как показывает практика, выпускники не всегда умеют применять полученные знания в ситуациях, когда необходимо сравнивать, делать выводы, обосновывать ответы, интерпретировать и обобщать результаты деятельности, применять их в повседневной жизни. Это связано с тем, что они не владеют навыками самостоятельной научно-исследовательской работы, в том числе с литературными и другими источниками информации, не умеют выделить главное, существенное, воспроизводят только полученные знания. на репродуктивном уровне не имеют внутренних мотивов к самостоятельной познавательной деятельности, не имеют объективных критериев самооценки. При этом давно ставится проблема разработки новых подходов в обучении, которые могли бы позволить не только усвоить объем готовых знаний, но и использовать методы усвоения новых знаний в условиях стремительного роста совокупности знание человечества и острая потребность каждого человека в освоении принципиально новых специальностей, инструментов и т. д.
Цель работы: разработка методики проведения экспедиционных исследований со студентами на примере изучения биологии животных.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать современное состояние организации и проведения исследовательской деятельности у студентов.
2. Разработать методику проведения экспедиционного исследования для студентов.
3. Провести проверку выдвинутых положений в условиях педагогического эксперимента.
Объект исследования: образовательный процесс в образовательном учреждении высшего образования.
Предмет исследования: методика проведения экспедиционных исследований студентов.
Актуальность данной работы заключается в вовлечении студентов к исследовательской деятельности, которая способствует формированию научно-исследовательской культуры, а также позволит сформировать профессиональные знания и умения.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: разработка методики проведения экспедиционных исследований будет способствовать становлению профессиональной компетентности и качественной подготовке будущих специалистов.
При решении поставленных задач и проверки гипотезы были использованы такие методы, как анализ психолого-педагогической и специальной биологической литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение, организация и проведение экспедиционного исследования.
В процессе работы над исследованием были опубликованы некоторые тезисы, статьи в материалах конференций:
1. Галкина Е.А., Клундук А.В. Организация экспериментальных исследований по зоологии (на примере изучения рыб) // Инновации в естественнонаучном образовании: сборник научных трудов по материалам XI Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции преподавателей, студентов и аспирантов дисциплин естественнонаучного цикла (26 ноября 2019 г.). - Красноярск, 2019. - С. 75¬77.
2. Клундук А.В. Организация экспериментальных исследований со студентами по зоологии (на примере изучения рыб) // Молодежь и наука XXI века: сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции студентов факультета биологии, химии и географии (26 апреля 2018 г.). - Красноярск, 2018. - С. 75-77.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были сформированы следующие выводы:
1. Целевой ориентир современного высшего образования соотносится с продуктивной интеграцией в социум студента нового поколения, владеющего компетентностью успешного познания и преобразования социальной действительности, готового к принятию самостоятельных решений, осмысленному выбору целей и способов реализации жизненного пути. Решение данных задач невозможно без повышения роли научно-исследовательской деятельности студентов, за развитие исследовательских умений обучающихся, за стимулирование профессионального роста обучающихся, воспитание их творческой активности и инициативы.
2. Установили, что основным и эффективным средством организации научно-исследовательской деятельности студентов является проведение научных экспедиционных исследований во внеурочное время. Доказано, что в процессе научно-исследовательской работы студентов формируются их профессиональные компетентности.
3. Разработали и апробировали методику проведения экспедиционных исследований и выяснили, что данная форма работы способствует не только более углубленному изучению, повышает уровень знаний, но и позволяет развивать исследовательские умения студентов, способствует развитию навыков исследовательской деятельности в целом.
1. Абакумов В.А. Руководство по методам гидробиологического анализа поверхностных вод и донных отложений. - Л.: Гидрометеоиздат, 1983. - 240 с.
2. Быховская-Павловская И.Е. Паразиты рыб. Руководство по изучению. - Л.: Наука, 1985. - 122 с.
3. Волкова А.В. Социальные факторы активизации научно-исследовательской деятельности студентов социальной
направленности//Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. № 3 (43). С 156-161.
4. Вострокнутов Е.В. Организация научно-исследовательской деятельности студентов технического вуза в условиях компетентностного подхода // Сибирский педагогический журнал. 2012. №1. С. 317-322.
5. Галкина Е.А., Клундук А.В. Организация экспериментальных исследований по зоологии (на примере изучения рыб) // Инновации в естественнонаучном образовании: сборник научных трудов по материалам XI Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции преподавателей, студентов и аспирантов дисциплин естественнонаучного цикла (26 ноября 2019 г.). - Красноярск, 2019. - С. 75¬77.
6. Гафитулин М.С. Проект «Исследователь». Методика организации исследовательской деятельности учащихся // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26.
7. Герасимова С.И. Формирование исследовательских умений учащихся 8 - 9-х классов при изучении природных объектов: Дис. канд. пед. наук : Москва, 2006. - 200 с.
8. Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт «Первое сентября». [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/articles/510645, свободный - яз. рус. URL .
9. Гирфанова Е.Ю. Отношение студентов НХТИ к научно-исследовательской деятельности // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Выпуск № 6. Том 16. С.306-308.
10. Голикова Т.В, Иванова Н.В., Пакулова В.М. Теоретические вопросы методики обучения биологии: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2012. 76 с.
11. Голуб Г.Б., Коган Е.Я., Прудникова В.А. Парадигма актуального образования //Вопросы образования. - 2007. - № 2. - С. 20 - 42.
12. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности. Практика административной работы в школе. - 2006. - №7. - С. 49 - 53.
13. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская деятельность в школе. - М.: Вербум-М, 2001. С. 4-6.
14. Догель В.А. Проблемы исследования паразитофауны рыб. Фаунистические исследования // Тр. Ленингр. об-ва естествоисп. Т. 62. Вып. 3. 1933. С. 247-268.
15. Доровских Г.Н., Степанов В.Г. Методы сбора и обработки ихтиопаразитологических материалов: учебное пособие. - Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского государственного университета, 2009. - 132 с.
16. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. - М., 1997. - С. 26, 227.
17. Жадин В.И. Методика изучения донной фауны водоемов и экология донных беспозвоночных // Жизнь пресных вод СССР. - М.; Л.: Изд- во АН СССР, 1956. - Т. 4, Ч. 1. С. 279-382.
18. Завражин А.В. Шубина И.В. Научно-исследовательская компетентность студента как основа профессиональной деятельности специалиста//Статистика и экономика. 2011.Выпуск № 5. С. 14-19.
19. Заир-Бек Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб, 1995.
20. Зачесова Е. Ручка от сундука. Компетентностный подход в образовании. //Учительская газета. - 2007. - № 17. - С. 15 - 20.
21. Зыков Л.А. Метод оценки коэффициентов естественной смертности, дифференцированных по возрасту рыб. // Сборник научных трудов ГосНИОРХ. - 1986. - Вып. 243. - С. 14-22.
22. Клундук А.В. Организация экспериментальных исследований со
студентами по зоологии (на примере изучения рыб) // Молодежь и наука XXI века: сборник научных трудов по материалам научно-практической
конференции студентов факультета биологии, химии и географии (26 апреля 2018 г.). - Красноярск, 2018. - С. 75-77.
23. Колесникова И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин // Дис. ... д-ра пед. наук. Л., 1991. 449 с.
24. Краткий психологический словарь / Под общей редакцией Н.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.- С. 37.
25. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности // Куликова Л.Н. - Хабаровск, 1997. - с. 202.
26. Кыверялг A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. — Таллинн: Валгус, 1980. — 334 с.
27. Люткин Н. Научно-исследовательская деятельность студентов // Высшее образование в России. 2005. № 3. С. 122-124.
28. Мельничук Г.Л. Методические рекомендации по применению современных методов изучения питания рыб и расчета рыбной продукции по кормовой базе в естественных водоемах. - Л.: ГосНИОРХ, 1980. - 22 с.
29. Методические рекомендации по использованию кадастровой информации для разработки прогноза уловов рыбы во внутренних водоёмах. // Руков. разработки Ю.Т. Сечин. М.: ВНИРО, ВНИПРХ, ГосНИОРХ, КаспНИРХ, Сибрыбниипроект. 1990, - 56 с.
30. Методические рекомендации по использованию кадастровой информации для разработки прогноза уловов рыбы во внутренних водоёмах. - 1990. // Руков. разработки Ю.Т. Сечин. М.: ВНИРО, ВНИПРХ, ГосНИОРХ, КаспНИРХ, Сибрыбниипроект. - 56 с.
31. Методическое пособие по изучению питания и пищевых отношений рыб в естественных условиях. - М.: Наука, 1974. - 209 с.
32. Новожилова С.Г., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование. - Москва, 2008 г. - 160 с.
33. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). -М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009. С. 56.
34. Нужнова С.В. Научно-исследовательская работа студентов как
необходимое условие подготовки к профессиональной
мобильности//Сибирский педагогический журнал. 2012. Выпуск № 8. С. 33¬37.
35. Плохинский Н.А. Математические методы в биологии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. - 265 с.
36. Правдин И.Ф. 1966. Руководство по изучению рыб. - М.: Пищевая промышленность. - 376 с.
37. РД 52.24.309-2016. Руководящий документ. «Организация и проведение режимных наблюдений за состоянием и загрязнением поверхностных вод суши" (утв. Росгидрометом 8.12.2016), 2016. - 104 с.
38. Рокицкий П.Ф. Биологическая статистика. - Минск: Вышэйшая школа, 1973. - 320 с.
39. Романов В.И., Петлина А.П., Бабкина И.Б. Методы исследования пресноводных рыб Сибири. - Томск, 2012. 252 с.
40. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. - М.: Просвещение, 2006.- 434 с.
41. Сахарчук Е. Студент - исследователь// Высшее образование в России. 2004. № 4. 145-149.
42. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
43. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная
деятельность. - М.: НЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с.
44. Смирнова Н.З., Бережная О.В. Психологические основы исследовательского обучения // Психология обучения. - 2014. - №6. - С.113 - 122.
45. Типовые методики исследования продуктивности видов рыб в пределах их ареалов. - Вильнюс: Мокслас, 1976. Ч. 2. - 142 с.
46. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 с. [Электронный ресурс]: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm,свободный. - яз. рус. URL.
47. Gulland J.A. 1965. Estimation of mortality rates. // Annex to Arctic fisheries working group report ICES C.M. Vol. 3. 9 p.
48. Sladecek V. System of water quality from the biological point of view // Arch. Hydrobiol., 1973. Beih. 7: Ergeb. Limnol. H.7.
49. Wegl R. Index fur die Limnosaprobitat // Beitrage zur Gewasserforschyung -XIII Band 26 (1883), 127-173 p.