ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 8
1.1. Общая характеристика общепрофессиональных и профессиональных
компетенций ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01 Биология 8
1.2. Экспедиционные исследования как форма научно-исследовательской
деятельности студентов 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРОВЕРКА ЕЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ 21
2.1. Методическое обеспечение и методика организации экспедиционных исследований 21
2.2. Экспериментальная проверка результативности методики
экспедиционных исследований 60
ВЫВОДЫ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
Одна из тенденций модернизации и развития российского образования - это переход образовательных организаций высшего образования от учебного процесса к научно-образовательному. Данный переход дает возможность организовать исследовательскую работу студентов системы высшего образования в различных формах ее проявления: дисциплины по выбору, факультативные дисциплины, студенческие научные общества, научно-практические конференции, исследовательские проекты и т.д. Требования ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01 Биология к подготовке выпускников указывают, что по окончании обучения студенты должны: уметь самостоятельно искать истину, осуществлять систематические действия в профессиональной ситуации, анализировать и выстраивать свою деятельность; есть стремление к самосовершенствованию (самосознание, самоконтроль, саморегуляция, саморазвитие); стремитесь к творческой самореализации.
Как показывает практика, выпускники не всегда умеют применять полученные знания в ситуациях, когда необходимо сравнивать, делать выводы, обосновывать ответы, интерпретировать и обобщать результаты деятельности, применять их в повседневной жизни. Это связано с тем, что они не владеют навыками самостоятельной научно-исследовательской работы, в том числе с литературными и другими источниками информации, не умеют выделить главное, существенное, воспроизводят только полученные знания. на репродуктивном уровне не имеют внутренних мотивов к самостоятельной познавательной деятельности, не имеют объективных критериев самооценки. При этом давно ставится проблема разработки новых подходов в обучении, которые могли бы позволить не только усвоить объем готовых знаний, но и использовать методы усвоения новых знаний в условиях стремительного роста совокупности знание человечества и острая потребность каждого человека в освоении принципиально новых специальностей, инструментов и т. д.
Цель работы: разработка методики проведения экспедиционных исследований со студентами на примере изучения биологии животных.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать современное состояние организации и проведения исследовательской деятельности у студентов.
2. Разработать методику проведения экспедиционного исследования для студентов.
3. Провести проверку выдвинутых положений в условиях педагогического эксперимента.
Объект исследования: образовательный процесс в образовательном учреждении высшего образования.
Предмет исследования: методика проведения экспедиционных исследований студентов.
Актуальность данной работы заключается в вовлечении студентов к исследовательской деятельности, которая способствует формированию научно-исследовательской культуры, а также позволит сформировать профессиональные знания и умения.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: разработка методики проведения экспедиционных исследований будет способствовать становлению профессиональной компетентности и качественной подготовке будущих специалистов.
При решении поставленных задач и проверки гипотезы были использованы такие методы, как анализ психолого-педагогической и специальной биологической литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение, организация и проведение экспедиционного исследования.
В процессе работы над исследованием были опубликованы некоторые тезисы, статьи в материалах конференций:
1. Галкина Е.А., Клундук А.В. Организация экспериментальных исследований по зоологии (на примере изучения рыб) // Инновации в естественнонаучном образовании: сборник научных трудов по материалам XI Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции преподавателей, студентов и аспирантов дисциплин естественнонаучного цикла (26 ноября 2019 г.). - Красноярск, 2019. - С. 75¬77.
2. Клундук А.В. Организация экспериментальных исследований со студентами по зоологии (на примере изучения рыб) // Молодежь и наука XXI века: сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции студентов факультета биологии, химии и географии (26 апреля 2018 г.). - Красноярск, 2018. - С. 75-77.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были сформированы следующие выводы:
1. Целевой ориентир современного высшего образования соотносится с продуктивной интеграцией в социум студента нового поколения, владеющего компетентностью успешного познания и преобразования социальной действительности, готового к принятию самостоятельных решений, осмысленному выбору целей и способов реализации жизненного пути. Решение данных задач невозможно без повышения роли научно-исследовательской деятельности студентов, за развитие исследовательских умений обучающихся, за стимулирование профессионального роста обучающихся, воспитание их творческой активности и инициативы.
2. Установили, что основным и эффективным средством организации научно-исследовательской деятельности студентов является проведение научных экспедиционных исследований во внеурочное время. Доказано, что в процессе научно-исследовательской работы студентов формируются их профессиональные компетентности.
3. Разработали и апробировали методику проведения экспедиционных исследований и выяснили, что данная форма работы способствует не только более углубленному изучению, повышает уровень знаний, но и позволяет развивать исследовательские умения студентов, способствует развитию навыков исследовательской деятельности в целом.