ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
1.1 1.1 Возникновение формы обучения, ориентированной на
студентов
1.2 Важность студентоцентрированного обучения в высших учебных
заведениях
1.3 Особенности организации студентоцентрированного обучения в высших
учебных заведениях
2 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КУРСУ «ИСТОРИЯ ИНФОРМАТИКИ»
2.1 Содержание процесса организации обучения студентов курсу «История
информатики»
2.2 Средства организации студентоцентрированного обучения студентов курсу
«История информатики»
2.3 Реализация организации студентоцентрированного обучения курсу
«История информатики»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Формирование глобального образовательного пространства, широкий культурный обмен, интенсивный поиск и внедрение личностно-ориентированного обучения в образовательную практику требуют переосмысления современных форм и содержания университетского образования. Последние правительственные документы (Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральная целевая программа развития образования на период до 2015 года, доклад "Российское образование-2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях") обеспечивают оптимальную модель образования на ближайшее будущее. С точки зрения уровня образования - это сочетание базовой подготовки с широким спектром возможностей для повышения квалификации и переподготовки кадров.
Осознание происходящих изменений помогает определить стратегию и тактику построения инновационного образовательного процесса в вузе на основе личностно-ориентированного обучения, которое предполагает постановку образовательных целей в контексте развития у студентов способности самостоятельно решать задачи в сфере профессиональной деятельности; организация образовательного процесса на основе индивидуального образовательного маршрута или траектории индивидуального развития, направленного на развитие субъект-субъектного взаимодействия, создание условий для формирования у студентов опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и других проблем будущей профессиональной деятельности в условиях личностно-ориентированной образовательной парадигмы.
Происходящее изменение образовательной парадигмы подразумевает переход к ориентированному на учащегося подходу, ориентированному на результаты, в котором результаты обучения играют важную роль и становятся главным результатом образовательного процесса для учащегося с точки зрения знаний, понимания и способностей, а не средств и методов обучения, которые учителя используют для достижения этих результатов. В настоящее время в теории и практике высшего образования существует ряд противоречий, требующих научного разрешения и определяющих актуальность исследования:
- между актуальностью студентоцентрированной парадигмы
образовательного процесса университета и доминированием традиционных подходов и организации обучения студентов в практике образовательной деятельности;
- между необходимостью организации учебного процесса с учетом уровневой системы образования и отсутствием специальной подготовки преподавателей вузов к реализации новых функций и ролей в реализации студентоцентрированного обучения;
Разрешение этих противоречий актуализирует исследовательскую проблему-организацию студентоцентрированного обучения в университетском образовании, которая определила тему нашего исследования: "Организация студентоцентрированного обучения по курсу «История информатики»".
Студентцентрированная парадигма создает условия для полноценного творческого развития субъектов через педагогическую актуализацию гуманитарного содержания университетского образования. Личностно-ориентированная парадигма включает в себя открытость общения, свободу обучения, индивидуализацию личностного развития, актуализацию тьюторско-фасилитаторской функции учителя.
Студентцентрированное образование предусматривает такую организацию обучения субъектов образовательного процесса, которая максимально ориентирована на их индивидуальные особенности и специфику их личностного понимания мира. В этих условиях происходит не только передача знаний, развитие навыков, но и формирование направленности познавательных интересов студента, жизненных планов, ценностных ориентаций, развитие личностного потенциала субъектов образовательного процесса вуза.
Основная идея студентцентрированного обучения направлена на формирование у студентов самостоятельной позиции в учебном процессе. Обучение-это не столько сбор и (или) запоминание информации, которую дает учитель, сколько самостоятельное создание знаний. Реальное обучение является преобразующим: оно преобразует и изменяет природу того, что изучается, поскольку оно обязательно включает в себя способность студента синтезировать, оценивать и примерять новую информацию к существующей системе знаний.
Педагогический смысл студентцентрированного обучения заключается в утверждении уникальности личности студента, особенно в условиях уровневого образования.
Современные исследования и практика убедительно доказывают, что фундаментальные изменения и качество образовательного процесса происходят только тогда, когда в нем живут, меняются и развиваются не только студенты, но и сами преподаватели. Личность ученика, как и личность учителя, проявляется и развивается в деятельности, обучении. Значительную роль с точки зрения ее развития играет не сам конкретный вид деятельности, а его место в системе жизнедеятельности индивида, т. е. способ, которым индивид "связывает" свои различные виды деятельности (К. А. Абульханова-Славская).
Существующие теоретические идеи и концепции студентцентрированного обучения субъектов образовательного процесса вуза недостаточно рассмотрены в широком контексте идей информационного общества и меняющегося университетского образования на основе личностно-ориентированной парадигмы, что согласуется с компетентностным подходом к подготовке специалистов, принятым в Федеральной государственной образовательной системе третьего поколения. Объект исследования - процесс университетского образования.
Предмет исследования - Организация студентоцентрированного обучения по курсу «История информатики».
Цель исследования - Разработка методики студентоцентрированного обучения студентов вузов курсу «История информатики», способствующая результативности их подготовки.
Гипотеза исследования. Реализация студентоцентрированного обучения студентов вузов будет успешной, если:
- соблюдаются определенные педагогические условия, заключающиеся в подборе содержания с учетом дидактических особенностей и пожеланий самих студентов;
- обеспечивается выбор индивидуальной траектории обучения и собственных учебных проектов, повышающих учебную мотивацию студентов к самостоятельной работе.
Научно-исследовательские цели:
1. Определить современные тенденции в университетском образовании.
2. Раскрыть сущность студентоцентрированного обучения в университетском образовании.
3. Определить трудности реализации обучения, ориентированного на учащихся.
4. Подготовка рекомендации по организации обучения, ориентированного на учащихся.
Теоретико-методологической основой исследования является
- исследование актуальных проблем современного образования;
- концептуальные положения в области теории и практики высшего профессионального образования (А. А. Вербицкий, Т. М. Давиденко, В.
В. Давыдов, И. Ф. Исаев, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин, Л. М.
Фридман);
- исследование профессионального образования и подготовки специалистов в высшей школе (С. Я. Барышев, В. П. Беспалько, К. Я. Вазина, М. И. Дьяченко, Т. В. Кудрявцев);
- scientifically grounded positions and ideas of the activity approach (л. S. Выгоцкого, П. Я. Галперин; А. N. Леонтьев, А. K. Маркова, Н. F. Талызина, Д. B. Эльконин), персоналии-ориентированные (И. A. Зимина, В. V. Сериков, И. S. Якиманская);
- активизация обучения студентов в высших учебных заведениях (О. Л. Ворожейкина, В. Н. Казаков, А. Н. Талалаенко, М. С. Каменецкий, Н. М. Золотарева, Ю. А. Крупин)
- концептуальные основы компетентностного подхода (А. Л. Андреев, А. Г. Бермуда, Е. Ф. Зеер, Дж. Равен, А. В. Хуторской);
- роль деятельности и общения в развитии личности (Б. Г. Ананьев, А. А. Леонтьев, М. С. Каган, Б. Ф. Ломов.);
- концепция личностно-ориентированного обучения в университетском образовании (Г. В. Андреева, И. В. Носко, Л. А. Витвицкая, Н. В. Дроздова);
- идеи развития коммуникативной компетентности (В. А. Болотов, А. А. Деркач, Е. А. Климов, А. А. Кузнецов, Е. В. Ткаченко);
- изучение мотивации учебной деятельности (А. Г. Асмолов, А. А. Вербицкий, Ю. Н. Кулюткин, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн).
Методы исследования.Для решения этих задач были использованы следующие методы: теоретический-анализ литературных источников (научной литературы, законодательных актов, учебно - методических материалов отечественных и зарубежных авторов); изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта развития студентцентрированного обучения; эмпирическое-педагогическое наблюдение, анкетирование, анализ документации, отражающей успешность обучения студентов.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (2012 - 2013 гг.) был уточнен методологический аппарат исследования, проведен теоретический анализ психолого-педагогической и философской литературы по данной проблеме, проведен констатирующий эксперимент. На втором этапе (2013-2014 гг.) была проведена экспериментально-исследовательская работа по организации студентоориентированного обучения в университете.
На третьем этапе (2013-2014 гг.) были разработаны методические рекомендации по организации студентцентрированного обучения, конкретизированы основные положения работы, обобщены и формализованы результаты исследования в текстовом формате диссертации и реферата.
Научная новизна исследования:
- уточняется содержание понятия " студентцентрированного обучения";
- определены особенности организации студентцентрированного обучения;
- обобщены типичные трудности, возникающие в процессе организации студентцентрированного обучения в университетском образовании.
Практическая значимость исследования:
- подготовлены методические рекомендации для студентов и преподавателей по организации студентцентрированного обучения;
- разработана система заданий для организации студентцентрированного обучения, направленного на развитие коммуникативной компетентности студентов.
Для защиты представляются следующие положения:
1. Студентцентрированное обучение курсу «История информатики» - это подход, направленный на преодоление проблем, связанных с низкой мотивацией студентов к его изучению, ориентированный на самостоятельный выбор собственных учебных проектов и заданий ;
2. Принципы обучения, ориентированного на студентов, требуют
постоянного рефлексивного процесса; самоконтроля своего обучения; "создание возможностей", а не " информирование»; партнерского сотрудничества между студентами и преподавателями;
3. Компетенции, которые студенты развивают при реализации обучения, ориентированного на учащихся:
• компетентность в области самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов получения знаний из различных источников информации, в том числе внеаудиторной;
• компетенция в области гражданской и общественной деятельности (выполнение функций гражданина, избирателя, потребителя);
• компетентность в области социально - трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых отношений, навыки самоорганизации);
• компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейной жизни и т.д.);
• компетентность в области культурно - досуговой деятельности (включая выбор способов и средств использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность);
Достоверность результатов исследования была обеспечена:
использование набора дополнительных диагностических методик, адекватных его целям и задачам; привлечение фактического материала и его разносторонний анализ; репрезентативность выборки испытуемых.
Апробация и внедрение результатов исследований. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей педагогики , научно - практических семинарах.
Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей педагогики , научно - практических семинарах. Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. В отчете «Тенденции 2010 года: десять лет изменений в европейском высшем образовании» описаны следующие тенденции, связанные с внедрением обучения, ориентированного на студентов.
- Смещение акцента с учителя на то, чему учат ученика, и на то, чему учат.
- Подход к обучению, ориентированный на ученика, предполагает иные отношения между учителем и учеником, когда учитель становится помощником фасилитатора, при котором ответственность за обучение распределяется, и процесс обучения обсуждается.
- Студенты рассматриваются как личности - учитываются их опыт, характеристики, способности восприятия, интересы и потребности.
- Студенты «конструируют» свой собственный контент через активное обучение, размышления, а также через открытия и открытия.
- Часто акцент делается на интерсубъектности, чтобы достичь более высокого уровня базовых навыков и знаний.
- Студент вовлечен в процесс выбора, чему учиться.
- Обучение, ориентированное на учащихся, больше ориентировано на результаты, чем на входные факторы.
- Процесс обучения - это не только передача знаний, но и более глубокое понимание и формирование критического мышления.
- Подход, ориентированный на учащихся, способствует развитию моделей смешанного обучения, в которых обучение предполагается на протяжении всей жизни.
Студентоцентрированный подход - это личностно-деятельностный подход, основы которого заложены российскими психологами Л.С. Выготским. Леонтьев. С.Л. Рубинштейн. Б.Г. Ананьев. И А. Винтер. Таким образом, наши ученые задолго до Болонских реформ рассматривали личность как субъект деятельности, которая сама определяет характер деятельности. В центре обучения находится сам ученик - его мотивы, цели, его уникальный психологический склад. Изменения в подходе к обучению касаются, прежде всего, изменения роли учителей в связи с помещением студентов в центр учебного процесса и связанных с этим изменений в организации обучения и методов оценки.
3. С точки зрения М.А. Акоповой, «студентоцентрированное обучение основано на такой организации взаимодействия субъектов образовательного процесса, когда создаются максимально возможные условия для развития у участников этого процесса умений и навыков. самообразование, самоопределение, независимость и самореализация в повседневной сфере и в сфере профессиональной деятельности »».
4. Современный «студентоцентрированный» подход к управлению учебным процессом предполагает формирование партнерских отношений со студентом, поскольку самоактуализация студента как будущего профессионала резко возрастает не только в процессе обучения, но и в процессе мониторинга. его результаты. Такие отношения должны характеризоваться ясностью и прозрачностью требований, как к уровню учебных достижений, так и к процедурам контроля, а также наличием «обратной связи» со студентом, доступностью результатов и их анализа для всех заинтересованных. стороны.
5. Диалогическая форма общения преимущественно включает учащихся в предметно-предметное взаимодействие, предполагает активное обсуждение, выражение разных точек зрения, элементы обсуждения. Учебный процесс в университете построен на взаимодействии студентов и преподавателей, а различные формы диалога, в котором они участвуют, способствуют развитию взаимодействия.
6. Как показали экспериментальные работы, к технологиям взаимодействия и условиям их применения необходимо предъявлять следующие требования:
1. Психологические требования. Технология должна быть актуальной, иметь личное значение и значимость для каждого из участников образовательного процесса. Как и в любой другой деятельности, технология взаимодействия в классе должна быть мотивирована, и учащиеся должны чувствовать потребность в участии
2. Социально-психологические требования предполагают создание условий, обеспечивающих взаимодействие, общение и сотрудничество субъектов образовательного процесса - студентов и преподавателей. Одно из таких условий - социально-психологическая готовность испытуемых к данному виду деятельности.
3. Педагогические требования. Применяя технологии взаимодействия как фактор своего развития, преподаватель имеет определенную уверенность в целесообразности их использования, определяет цели заданий в соответствии с задачами учебного процесса. В ходе экспериментальной работы мы пришли к однозначному выводу, что универсальной технологии, подходящей для всех студентов и групп, не существует; В науке на данный момент существуют технологии развития взаимодействия, которые по-разному реализуются в разных группах, а потому необходимы. адаптация к реалиям конкретной группы и условиям применения той или иной технологии. Технологии не должны навязываться учащимся, их следует использовать только для поддержания интереса к изучаемому предмету. Технологии развития взаимодействия особенно эффективны в сочетании с другими методами и средствами обучения.
Экспериментальная работа подтвердила превосходство технологий развития взаимодействия в формировании компетенций и компетенций студента и преподавателя.
Технологии развития взаимодействия, являясь интерактивной формой обучения, позволили субъектам образовательного процесса вуза развить навыки группового взаимодействия (в будущей профессиональной деятельности они превратятся в навыки и умения работать в команде), мобильности и организованности во взаимодействии, умение разумно отстаивать свою точку зрения и мириться с позицией оппонентов.
1. Абасов, З.А. Проектирование педагогической деятельности / З.А. Абасов // Мир образования образование в мире, 2004. - №4. - с. 140-149.
2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. М. : Наука, 1980 - 334 с.
3. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально¬
психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 2000. 240 с.
4. Акопов, МА. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения : автореф. дис. д-ра пед.наук : 13.00.01 / Алексеев Николой Алексеевич. Тюмень, 2007. -42 с.
5. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2т. -
М.: Педагогика, 2008.
6. Андреев, A.JI. Знания или компетенции? Текст. / A.JI. Андреев // Высшее образование в России. 2005. - №2. - с. 3-11.
7. Андреев, A.JI. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа Текст. / A.JI. Андреев // Педагогика. 2005. - № 4. - с. 19-27.
8. Асмолов, А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания / А.Г. Асмолов // Образование. 2002. - №1. - с. 17-32.
9. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы
общепсихологического анализа: Учеб. для вузов по спец. «Психология». М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
10. Атанов, Г.А. Деятельностный подход к проектированию обучения / Г.А. Атанов // Образовательные технологии. 2004. - №2. - с. 87-93.
11. Ахаян, Т.К. Исследование аксиологических проблем воспитания учащихся / Т.К. Ахаян. СПб. : Питер, 2006. - 125 с.
12. Багишаев, З.А. Стратегии развития российского образования. Монография / З.А. Багишаев. М. Наука, 2003. - 310 с.
13. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании: к освоению компетентностного подхода / В. Байденко // Высшее образование в России. 2004. - №11. - с. 41-48.
14. Балаян, А.Р. Основные коммуникативные характеристики диалога: Автореф. дис. .канд. филол. наук. М., 2007. - 24 с.
15. Батракова, С.Н. Методология становления педагогического процесса / С.Н. Батракова
16. Безрукова, B.C. Словарь нового педагогического мышления / B.C. Безрукова; Свердл. Обл. ИУУ. Екатеринбург : Изд-во науч.-исслед. лаб. «Альтернативная педагогика». - 2002. -94 с.
17. Беликов, В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной
деятельности (дидактическая концепция) / В.А. Беликов. Челябинск : Изд-во ЧГПИ, 1995. - 142 с.
18. Белкин, A.C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. / A.C. Белкин. Челябинск : ОАО «Юж.-Урал. кн. изд-во». - 2004. - 367 с.
19. Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании Электронный ресурс. / А.Г. Бермус // Эйдос / центр дистанционного образования «Эйдос».- Электр, журн. Режим доступа к журн. :http://www.eidos.ru.jornal.
20. Бермус, А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования. Монография / А.Г. Бермус. Ростов н/Дону : Изд-во РГПУ, 2002. - 288 с.
21. Берулава, М.Н. Теория и практика гуманизации образования. М., 2000. - 340 с.
22. Берулава, М.Н. Общие дидактические подходы к гуманизации образования / М.Н. Берулава. М.: Педагогика, 1994. - 336 с.
23. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. М. : Ин-т практ. психологии, 1995. - 352 с.
24. Болотов, В.А. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. 2003. - №10. - с. 10-17.
25. Болотов, В.А. Проектирование профессионального педагогического образования / В.А. Болотов, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, H.A. Шайденко // Педагогика. 2007. - №4. - с. 6672.
26. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2000.
27. Бордовская, Н.В. Системная методология современных педагогических исследований / Н.В. Бордовская // Педагогика. -2005. №5. - с. 21-29.
28. Бордовский, Г.А. Управление качеством образовательного процесса. Монография / Г.А. Бордовский, A.A. Нестеров, С.Ю. Трапицын. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001 - 359 с.
29. Борисов, П.П. Компетентностно-деятельный подход и модернизация содержания общего образования / П.П. Борисов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. - №1. - с 568.
30. Буланова-Топоркова, М.В., Духавнева A.B., Кукушин B.C., Сучков Г.В. Педагогические технологии. Ростов-на Дону. — 2002. - 320 с.
31. Васильева, H.H. Личностно¬
ориентированная межкультурная коммуникативная технология обучения студентов: автореф. дисс. . канд. пед. наук / H.H. Васильева. Ростов-на- Дону, 2000. - 24 с.
32. Введение в научное исследование по педагогике / под ред. В.И. Журавлева. М. : Просвещение, 2008. - 238 с.
33. Введенская, В.Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности / В.Н. Введенская // Инновации в образовании. 2003. - №4. - с. 21-31.
34. Вдовенко, В.Г. Методология высшего профессионального образования : учеб. пособие / В.Г. Вдовенко. -Красноярск : СИБУП, 2005. 244 с.
35. Вербицкая, Н.О. К вопросу о структурировании и стандартизации профессиональных компетенции / Н.О. Вербицкая, Д.И. Котова, Г.М. Романцев, В.А. Федоров // Образование и наука. 2007. - №5. - с. 119-125.
36. Вербицкий, A.A. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / A.A. Вербицкий М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.
37. Виленский, М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе : учебное пособие / под ред. В.А. Сластенина / М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман. М. : Педагогическое общество России, 2004. - 192 с.
A.C. Гаязов, Э.Ш. Хамитов, Э.Ш. Каримов. Уфа, 2005. - 248 с.
34. Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики / В.И. Гинецинский. СПб. : Питер, 2002. - 150 с.
35. Дмитриенко, Т. А. Профессионально-ориентированные технологии обучения в системе высшего педагогического образования. М., 2001
36. Днепров, С.А. Педагогика в терминах и понятиях : пособие-справочник для самообразования / С.А. Днепров, В.М. Кадневский. Омск : Изд-во Омск. гос. ун-та, 2006. - 191 с.
37. Загвязинский, В.И. Моделирование в структуре социально¬педагогического проектирования / В.И. Загвязинский // Вестник высшей школы. 2004. - №9. - с. 21-25.
38. Зеер, Э.Ф. Личностно развивающее профессиональное образование / Э.Ф. Зеер. Екатеринбург : Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». - 2006. - 170 с.
39. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования : компетентностный подход / Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э.Э. Сыманюк. М. : Мое. психол.-социальный институт, 2005. -216 с.
40. Зеер, Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества
профессионального образования / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. 2002. - №2 (14). - с. 15-23.
41. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2005. - №11. - с. 14-20.
42. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя М.,
2004. - 392 с.
43. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - с. 34-42.
44. Зинченко, В.П. Образование. Мышление. Культура /
45. Зинченко Б.П. // Новое педагогическое мышление. — М. : Педагогика, 2009. с. 3-25.
46. Иванов, Д. Компетентности и компетентностный подход в образовании / Д. Иванов. М. : Чистые пруды, 2007. - 32 с.
47. Ильин, Г. От педагогической парадигмы к образовательной / Г. Ильин // Высшее образование в России.2000. №1. - с. 64-69.
48. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., ACADEMIA, 2002. - 206 с.
49. Киселева, Е. П. Самопринятие и стремление
к самосовершенствованию субъектов образовательного процесса вуза как фактор направленности учебной мотивации студентов : автореферат дис. . кандидата психологических наук : 19.00.07. -Курск, 2008.-24с.
50. Клименко, Н.Ю. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы / Н.Ю. Клименко // Педагогика. 2003. - с. 22-28.
51. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стандарты и мониторинг в образовании. -2002. №1. - с. 3-16.
52. Гойхман, О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997.
53. Головин, Б.Н. Основы культуры речи М.: Высшая школа, 1988. - 320с.
54. Горшкова, В.В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе / В.В. Горшкова. СПб. : Питер, 2002. -148 с.
55. Гришанова, Н.А. Компетентностный подход в обучении взрослых / Н.А. Гришанова. М. : ИЦ проблем качества подготовки специалиста, 2004. - 208 с.
56. Гришанова Н.А. «Аналитический обзор европейских источников по проблеме активизации участия студентов в реализации компетентности-
ориентированного образования».
56. Ефремова Н.Ф. «Обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием в формировании общих компетенций обучающихся». Методические рекомендации.
57. Золотарева Н.М., Крупин Ю.А., Юрчук С.Ю. «Участие студентов в
реализации образовательного процесса: анализ внутривузовских
локальных нормативных документов Национального исследовательского технологического университета «МИСиС».
58. Казаков В.Н., Талалаенко А.Н., Каменецкий М.С., Первак М.Б. «Опыт управления учебной деятельностью студентов при реализации компетентностного подхода».
59. Ларионова, Г.А. Компетенции в профессиональной подготовке студентов вуза : монография / Г.А. Ларионова. -Челябинск, 2004. 309 с.
60. Лебедев, O.E. Компетентностный подход в образовании / O.E. Лебедев // Школьные технологии. 2004. - №5.- с. 3-12.
61. Медведева И.Н. «Типовые задания студентам для выявления уровня сформированности у них универсальных (общих) компетенций, предусмотренных требованиями ФГОС ВПО».
62. Мелехова О.П. «Разработка модели организации учебной деятельности в
соответствии с ФГОС ВПО нового поколения по направлению подготовки
«Биология». МГУ им. М.В. Ломоносова.
63. Митина, JI.M. Психология труда и профессионального развития учителя : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / JI.M. Митина. М. Академия, 2004. - 391 с.
64. Морозова Н.А. «Организация самостоятельной работы студентов в условиях проектирования ООП ВПО, реализующих требования ФГОС ВПО»
65. Никифоров О.В. Учебный курс «Реализация компетентностного подхода в учебной деятельности студента педагогического вуза». Псковский государственный педагогический университет.
66. Никифоров О.В. «Паспортизация компетенций на примере специальности
«учитель истории».
67. Пиявский С.А., Савельева Г.П. «Инфокоммуникационная среда вуза как база реализации компетентностного подхода к подготовке выпускников. (Из опыта Самарского государственного архитектурного университета).
68. Пиявский С.А., Козлов В.В. «Опыт создания на основе единой базы данных портфолио выпускника вуза, отражающего формирование его универсальных компетенций» (Из опыта Самарского государственного архитектурного университета)
69. Пиявский С.А., Савельева Г.П., Бородина Н.А., Куманяйкина Н.В. «Технология самооценки уровня сформированности универсальных компетенций студентов вуза».
70. Проектирование Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения. Методические рекомендации. М.:, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
71. Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Парыгин. М. : Мысль, 1971. - 348 с.
72. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида / под ред. А.П. Тряпициной. — СПб. : Питер, 2005. 235 с.
73. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М. : Большая российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
74. Педагогический энциклопедический словарь / науч. ред. О.Д. Грекулова. М. : БРЭ, 2003. - 694 с.
75. Пеняева, С. Рефлексия как условие становления компетентного специалиста / С. Пеняева // Высшее образование в России. 2007. - №4. - с. 31-34.
76. Печенюк, С. П. Профессиональная подготовка руководителей системы образования к ценностно-личностному взаимодействию субъектов в процессе управления : Дис. . д-ра пед. наук : 13.00.01 : Хабаровск, 2001.-370 с.
77. Пидкаксистый, П.К. Педагогика / под ред. П.К. Пидкасистого. М. : Высшее образование, 2006. - 432 с
78. Пидкасистый, П.И. Психолого-педагогический справочник
преподавателя высшей школы / П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. М. : Пед. об-во России, 2009. - 193 с.
79. Профильные программы подготовки учителя в условиях действия ФГОС ВПО : состояние, проблемы, перспективы : учебно¬методическое пособие / под. ред. Г.А. Бордовского, Н.Ф.Радионовой, И.В. Гладкой. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010. - 183 с.
80. Психология и этика делового общения. 3-е изд. / Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. М., 2000.
81. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация : пер. с англ. / Джон Равен. М. : Когито -Центр,
2002. - 396 с.
82. Розов, Н.С. Философия гуманитарного образования. Ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе / Н.С. Розов М. : ИЦПКПС, 2013. -193 с.
83. Романова, Ю. В. Формирование рефлексивной позиции учителя как субъекта педагогической деятельности в образовательном процессе вуза : автореферат дис. . кандидата педагогических наук : 13.00.08. Ставрополь, 2008.- 22с.
84. Российская Федерация. Законы. О высшем
и послевузовском профессиональном образовании: федеральный закон №125 ФЗ от 22.08.1996 // Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации, 2006. - №9. - 64 с.
85. Рындак, В.Г. Методологические основы образования : учеб. пособие // В.Г. Рындак. Екатеринбург : ИЦ , 2000. - 192 с.
86. Рябчиков, В. В. Педагогические основы полемического взаимодействия в процессе вузовской подготовки специалистов : диссертация . доктора педагогических наук : 13.00.01 .- Москва, 2009.- 348 с.
87. Савельев, А.Я. Инновационное образование и научные школы. // Aima mater. 2000. - №5. -
88. Сахарова, Н.С. Развитие иноязычной компетенции студентов университета : автореф. дис. . д-ра пед. наук / Н.С. Сахарова. Екатеринбург, 2004. - 41 с.
89. Селевко, Г.К. Компетентности и их классификация / Г.К. Селевко // Народное образование. 2004. - №4. - с. 137-140.
90. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. М. : Народное образование, 2006. -196 с.
91. Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования / Ю.В. Сенько. М. : Владос, 2000. - 203 с.
92. Сергеев, Н.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя / Н.К. Сергеев. Волгоград : Перемена, 1998. - 79 с.
93. Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 2000
94. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии / В.В. Сериков. Волгоград, 1994. - 150 с.
95. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем / В.В. Сериков. — М. : Логос, 1999. 272 с.
96. Сидоренко, Е.В. Мотивационный тренинг / Е.В. Сидоренко. СПБ. : РГПУ, 2000. - 233 с.
97. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя вуза / под ред. В.Г. Тимирясова. Казань : Талигмат, 2001. - 112 с.
98. Словарь-справочник по педагогике / В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. М. : ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.
99. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск : Современное слово, 2001. - 928 с.
100. Соколов, А.Н. Проблемы научной дискуссии: Логико¬
гносеологический анализ / Под ред. В.Н. Боряза. Л.: Наука, 2008.- 157 с.
101. Сорокин, Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М.: Наука, 2009, 327 с.
102. Старцев, M. В. Системно-квалиметрический подход к оценке взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе : автореферат дис. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2006.-24с.
103. Хуторской, A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы A.B. Хуторской // Народное образование.
2003. - Вып. 2. - с. 58-64.
104. Чекалева, Н.В. Теоретические основы учебно-методического
обеспечения процесса изучения педагогическихдисциплин в педагогическом вузе: автореф. дис докт. пед. наук.- Санкт-Петербург, 1998, 39 е.
105. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004. - №8. - с. 26-33.
106. Чучалин А.И. «Развитие личностного компетентностно- ориентированного подхода к организации образовательного процесса в Томском политехническом университете».
107. Шакуров, Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). Казань, 2001. 180 с.
108. Шаршов И. А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов
образовательного процесса в вузе: автореферат дис. доктора
педагогических наук : 13.00.01, 13.00.08 / Белгород, гос. ун-т. Белгород,
2005. - 41с.
109. Якушкина, М. С. Взаимодействие социокультурных институтов как фактор развития воспитательного пространства : диссертация . доктора педагогических наук : 13.00.01 .- Москва, 2008.- 432 с.
110. Янкина, Н.В. Межкультурная компетентность студента университета. Монография // Н.В. Янкина. М. : Дом Педагогики, 2005. - 267 с.